Автор: Рачева Светлана Борисовна
Должность: тьютор
Учебное заведение: МБОУ "Школа №7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: город Березники, Пермский край
Наименование материала: Статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание обучающегося с РАС в рамках семейного клуба "Союз сердец".
Раздел: начальное образование
Рачева
Светлана
Борисовна
Тьютор
МБОУ «Школа №7 для обучающихся с ОВЗ» г Березники
Духовно-нравственное воспитание обучающегося с РАС в рамках
семейного клуба «Союз сердец».
Я - тьютор в 1 А классе Школы №7 для обучающихся с ОВЗ. Работаю в
тесном сотрудничестве с учителем начальных классов .Ставка тьютора введена
в наш класс с целью индивидуального сопровождения
ребенка, имеющего
диагноз РАС (расстройство аутического спектра).
Основная задача тьютора – это оказание индивидуальной поддержки и
сопровождения ребёнка в процессе обучения и плавное вовлечение его во
внеурочную деятельность.
В
условиях
введения
ФГОС
особую
значимость
имеет
духовно-
нравственная направленность процесса школьного обучения.
Дети с данным диагнозом предпочитают уединение, они живут в своем
особом мире, общаются с ограниченным кругом людей, не вступают в контакт
со взрослыми и детьми, бывают агрессивны по отношению к одноклассникам.
Поэтому передо мной
встала непростая
задача по формированию
моральных ценностей, ориентации ученицы на проявление доброжелательного
отношения к окружающим, введение её в школьную жизнь и во внеурочную
деятельность (как прописано в рекомендациях ГПМПК)
Для решения задач духовно – нравственного воспитания в 2016-2017 г. в
классе начал работу клуб «Союз сердец». Занятия клуба посещает и тьюторант.
Совместно
с
учителем
и
специалистами
мы
организуем
разноплановую
внеурочную деятельность с участием девочки.
Цель клуба - создание условий для духовно-нравственного воспитания детей.
Задачи клуба:
1.Организация досуга детей.
2.Формирование гуманных чувств и отношений.
3.Воспитание чувства любви и уважения к своей семье.
Состав участников: Дети, родители, администрация, классный руководитель,
учитель-логопед, дефектолог, педагог-психолог, тьютор.
Деятельность клуба реализуется в течении всего учебного года. Мероприятия
проводятся 1 раз в месяц.
1
Занятия клуба включают в себя:
праздники: День знаний, Праздник бабушек и мам ,8-е марта .
мастер-классы: Очумелые ручки, Презентации о семье, Лепим из солёного
теста.
конкурсы: рисунков «Мой папа», «Новогодний сувенир».
выставки: «Семейная реликвия», «Календарь семьи».
План деятельности Клуба «Союз сердец» на 2016-2017 г.
№
Тема
сроки
ответственные
1.
Праздник «День знаний». Анкеты.
сентябр
ь
Кл.руководитель,
тьютор. ,психолог
2.
Тр е н и н г
д е т с к о - р о д и т е л ь с к и х
отношений
октябрь
Кл.
ру ко в од и т е л ь ,
психолог
3.
Подготовка
к
празднику
и
праздник
бабушек и мам.
ноябрь
Кл.
ру ко в од и т е л ь ,
тьютор
4.
Посещение театра ДК Ленина
декабрь
Кл.
ру ко в од и т е л ь ,
тьютор
5.
Выставка «Календарь семьи» на 2017
год
январь
Кл.
ру ко в од и т е л ь ,
тьютор
6.
Мастер-класс-Презентация «Один день
из жизни папы»
февраль
Кл.
ру ко в од и т е л ь ,
тьютор
7.
Подготовка
к
празднику.
Праздник
«Мама-солнышко моё»
март
Кл.
ру ко в од и т е л ь ,
тьютор
8.
Выставка «Семейная реликвия».
апрель
Кл.
ру ко в од и т е л ь ,
тьютор.
9.
Праздник «Прощание с букварём»
Мастер класс «Советы на лето».
май
Кл.
ру ко в од и т е л ь ,
тьютор.
Девочка
и
её
родители
с
желанием
посещают
занятия
клуба..
Им
нравится быть на праздниках, ученица участвует в играх, конкурсах, выступает
на концертах –(играла на бубенцах). На занятии ,приуроченном к 8-му марта-
«Письмо маме» ученица старательно и очень аккуратно выполнила задание:
написала несколько приятных слов в адрес мамы, сделала поделку и запечатала
письмо в конверт.
Я с радостью наблюдаю за успехами своей подопечной, вижу динамику в
её развитии, констатирую значительные положительные изменения в поведении
девочки, наблюдаю за тем, как она вливается в коллектив класса.
Ученица
постепенно
начинает
овладевать
коммуникативными
действиями. Если в сентябре она отказывалась от общения, закрывала лицо
2
руками, уединялась, то сейчас сама проявляет инициативу и включается
в
совместные игры, участвует в мини спектаклях. В 4-й четверти начала вступать
в
диалог
с
одноклассниками.
При
выполнении
заданий
на
занятиях
клуба
(изготовление
поделок,
рисунков)
показывает
работу
соседу
по
парте
и
произносит:
«Смотри, красиво получилось!». Такое поведение для девочки-
прогресс в её развитии, и этому во многом способствует вовлечение ребёнка во
внеурочную деятельность, занятия клуба «Союз сердец».
Практическое
значение
функционирования
клуба
заключается
в
возможности раскрыться каждому ребёнку, научиться контактировать друг с
другом, проявлять в совместной деятельности взаимодействие и участвовать в
общих делах.
Многообразие тематики заседаний нашего клуба позволяет родителям и
детям не только пополнить свои знания в той или иной области, но раскрыть
свой творческий потенциал.
Работая
в
данном
направлении,
я
формирую
у
ребёнка
и
родителей
чувства любви, взаимопонимания и уважения. Тем самым воспитываю в них
духовные и нравственные качества-внимание, благодарность, заботу,понимание,
что в конечном итоге способствует социализации детей в обществе.А это и есть
генеральная цель нашей школы.
Список литературы:
1. Алёшина, В. О. Клубная форма работы с семьёй//Начальная школа. 2008.№ 1.
2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? / Ю. Б. — М.: АСТ: Астрель;
Владимир: ВКТ, 2010. — 238.
3.Ледлофф, Ж. Как вырастить ребёнка счастливым. Начальная школа.2010. № 6.
4. Титова, М. П. «Размышления о школьной жизни».//Начальная школа. 2010. №
8.
3