Автор: Бурмагина Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ црр д/с № 231
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: презентация
Тема: Народный костюм русского севера
Раздел: дошкольное образование
Народный костюм
русского севера
Выполнила воспитатель:
первой квалификационной категории:
Бурмагина Ирина Николаевна
г. Архангельск
Цели и задачи проекта
Цель:
конструирование многоуровневой,
многофункциональной развивающей среды для
осуществления процесса развития личности
дошкольников путем приобщения к краеведению
Задачи:
-сконструировать и наполнить предметно-развивающую
среду соответствующим содержанием;
- обеспечить эффективность использования предметно-
развивающей среды при развитии личности ребенка,
его способностей, самостоятельности, инициативности и
творчества;
- способствовать расширению кругозора детей;
- воспитание любви к родному краю.
Уклад жизни
северян
«ХОРОМ», «ХРАМ» =ЖИЛИЩЕ
(древнеславянский язык)
Бани, овины стояли поодаль от дома,
ближе к воде (считали, что там
обитает нечистая сила)
Будни чередовались с праздниками.
ЗИМА – время прядения, вязания,
вышивания.
Прялка – важный предмет домашнего
обихода. Прясть девочек учили с 5 лет.
Ткацкий стан стоял в каждом доме,
ткани делали в домашних условиях:
льняную, конопляную, суконную
Ремёсла Русского Севера:
Столярно-плотницкое дело (деревянное
зодчество)
Гончарное ремесло (глиняная игрушка)
Иконопись
Несколько видов росписи (Мезенская,
Оракульская, Пермогорская, Тоемская и
др.)
Ткачество
Плетение из бересты
Кружевоплетение
Вязание
Золотошвейный промысел, и другие
Лён
Сенокосная одежда
Ткачество
Прядение
Прясть нити должна была
уметь каждая женщина.
Прядение нити имело
символическое значение –
синоним жизни, судьбы,
времени. Женщина-пряха
выполняла функцию
продолжательницы рода.
Льняной нити приписывались
очистительные силы,
защищающие от сил зла.
Веретено также играло важную
роль в модели мира – это ось
мироздания, символ
движения.
Прядение
Ткачество
За ткацкий станок
садились по весне.
Полотно сравнивали
с полем, готовым к
посевным работам.
Способы украшения тканей,
бытовавшие на Русском Севере
- НАБОЙКА
- БРАНОЕ, УЗОРНОЕ ТКАЧЕСТВО
- ВЫШИВКА
- КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ
- ЗОЛОТОШВЕЙНЫЙ ПРОМЫСЕЛ
Нач.19 века, холст льняные,
х/б, шелковые нити .
Ажурное ткачество
Кружевоплетение
Вологодская губерния
Фрагмент подола
женской рубахи.
Вышивка. Каргополье
Кубовая набойка 19 век
Вологодская губерния
Плат «золотой» К.19
века.Шитье.Вышивка
Конец полотенца. Холст,
кумач, льняные и шерстяные
нити
Символы вышивки
ВЫШИВАЛИ ФИГУРЫ ЛЮДЕЙ, ЧУДО-ПТИЦ, СКАЗОЧНЫХ КОНЕЙ, ОЛЕНЕЙ,
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.
Женская фигура олицетворяла Мать-Землю, которая для людей
словно живое существо: она пьёт воду, родит урожай, засыпает
на зиму, просыпается по весне.
Дивная жар-птица олицетворяет пробуждение природы, таяние снега,
зелень листвы, цветение растений. Жар-птица – вешнее солнце, а её
перья – лучики, согревающие землю, дарящие тепло.
Изображение сказочных животных (например, львов, барсов) – считается
покровительством растениям, семенам, корням, всходам.
Фантастические кони – слуги Солнца и его олицетворение.
КРАСНЫЙ ЦВЕТ ВЫШИВКИ символизирует
производительные силы природы, земное плодородие
,
стихию огня ,солнца и красоты.
«Календарь» (Месяцеслов)
«месяцы» — как
земледельческий
календарь
П
о
я
с
Пояс являлся
священным
предметом, так как
давался каждому
при крещении.
На Севере изготовлению поясов
придавали большое значение.
Пояса ткали все женщины. Учили
ткать с детства. Девочки при этом
проходили школу арифметики(счет),
геометрии(симметрия), грамоту(в
именных). Пояс выступал в роли
оберега(живот - жизнь) и
сопровождал человека с рождения
до смерти.
Традиционный женский наряд Русского
Севера
Традиционный женский наряд
Русского Севера часто называют
«САРАФАННЫМ КОМПЛЕКСОМ»,
так как его основные части –
РУБАХА И САРАФАН
.
Женский костюм
I половины 19
века Вологодская
губерния
Великоустюгский
уезд
Рукава праздничной женской рубахи 19
век Олонецкая губерния Каргопольский
уезд
Женский костюм 19 век
Вологодская губерния
Тотемский уезд
Праздничная
женская рубаха
нач.19 века
Каргополье
Праздничный
женский костюм
конец 19 века
Каргополье
Головные уборы
Русского Севера
ДЕВИЧЬИ:
- Подчелок
- Плачея
- Повязки (перевязки)
- Обручи
- Ленты
ЖЕНСКИЕ:
- Кокошник
- Платок
- Сорока
- Сдериха
- Коруна
- Повойник
Плат золотой
Сорока кон.19 века.
Каргополье
Перевязка, кокошник,
украшенные жемчугом,
бисером, перламутром
Головные уборы Каргополья и
Мелентьевской волости
Девичий головной убор в
современном исполнении
Девичий головной убор
д.Шенкурская (Няндома)
Мужская народная
одежда
Традиционная мужская одежда состояла
из:
РУБАХИ,
которую ещё называли
ИСПОДНЯЯ
, ПОРТЫ
(ПОДШТАННИКИ),
ПОЯС –
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ
КОСТЮМА
, САПОГИ, КАТАНКИ
(зимой),
ЛАПТИ.
БУДНИЧНУЮ РУБАХУ
шили из ЛЬНЯНОГО
или КОНОПЛЯНОГО ХОЛСТА.
На ВОЛОГОДЧИНЕ рубаху называли
проходница
На КАРГОПОЛЬЕ (Олонецкая губерния) и в
уездах Архангельской губернии будничную
рубаху (и женскую, и мужскую) называли
покосница.
Примерно 100 лет назад появились
мужские рубахи – косоворотки
Зимой мужчины носили шубы, которые
были почти в каждой семье, подвязывали
их кушаками, тулупы же были редкостью.
В старом костюме все имело значение.
Узоры вышивки ,
с зашифрованными в них символами - оберегами , были
не просто украшением – они охраняли человека от злых
сил.
Всё делалось вручную.
Одежда с вышивкой имела магическую,
защищающую силу, «оберег».
СОКРОВИЩА РУССКОГО СЕВЕРА – ЭТО
ГЛУБОКАЯ МУДРОСТЬ ТРАДИЦИЙ,
ОТРАЖАЮЩИХ ПОЭТИЧЕСКИЕ И
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ НАРОДА,
ЕГО ДУХОВНЫЙ ОПЫТ, ВЫСОКИЙ СМЫСЛ
КОТОРОГО НЕ УТРАТИЛ СВОЕГО ЗНАЧЕНИЯ
И В НАШЕ ВРЕМЯ.
Лепка по
мотивам
«Мезенской
росписи»
«В каждом доме есть
уточка, которая ночью
перевозит солнышко, чтобы
утром оно снова взошло…»
Мезенская роспись «Прялка» - вверху всегда
солнце и птицы, нельзя и без дождика, конь
придаст силы, земля подарит хороший урожай,
чтобы на столе стоял пышный каравай.
Все элементы росписи брались из природы и
жизненного уклада Северян: солнце, земля, вода,
засеянное поле…
Знакомство с техникой вышивания
В подарок маме…
Техника
«иголка назад – вперед»
В с е
э т о
с о з д а в а л о с ь
р у к а м и
крестьянских женщин.
Бережно передавалось из поколения в
поколение
и
дошло
до
наших
дней
практически в неизменном виде.
С е г о д н я
о б р я д о в а я
ф у н к ц и я
и
магическое
значение
орнаментов
утрачено,
но
эстетический
смысл
народного
искусства
для
человека
сохранился.