Автор: Лемик Евгения Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Образование как необходимое условие достижения устойчивого развития
Раздел: начальное образование
Образование как необходимое условие достижения устойчивого развития
Лемик Евгения Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 1
В статье обосновывается актуальность образования как ключевого фактора создания
устойчивого развития общества и
подчеркивается роль образования как важнейшего
инструмента
эффективного
управления
и
развития,
необходимых
для
достижения
устойчивого развития.
Образование как необходимое условие достижения устойчивого развития в XXI-м веке
рассматривается как новое направление образования и обучения для всех. Через системный
и комплексный подход
ОУР способствует созданию гибкого, здорового и устойчивого
общества,
привносит
в
систему
образования
и
обучения
новые
основания,
качество,
значение
и
цели.
Оно
основано
на
таких
ценностях,
как
справедливость,
равенство,
терпимость, достаточность и ответственность, на таких принципах и методах, которые
необходимы, чтобы эффективно ответить на существующие и возникающие вызовы. ОУР
связано с различными потребностями и конкретными условиями жизни людей и дает
навыки, необходимые для решения проблем, привлекая методы и знания, свойственные
местным традиционным культурам, а также новые идеи и технологии. ОУР уделяет особое
внимание
формированию
творческого
и
критического
подходов,
перспективного
и
инновационного мышления, а также расширению возможностей для действий в условиях
неопределенности и для решения сложных проблем.
Образование и устойчивое развитие - два процесса, направленные в будущее и
призванные
обеспечить
качественную
жизнь
нынешним
и
будущим
поколениям.
Цель
образования
для
устойчивого
развития
-
непрерывное
профессионально
личностное
развитие
человека,
помогающее
ему
понять
свои
потенциальные
возможности,
сформировать
способности
разрешать
жизненные
и
профессиональные
ситуации,
обеспечивающее повышение качества его жизни, необходимые для достижения гармонии
между результатами общества, государства, обучающимися и требованиями устойчивого
развития.
Устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности
настоящего
времени,
но
не
ставит
под
угрозу
способность
будущих
поколений
удовлетворять свои собственные потребности. Оно включает два ключевых понятия: первая
группа понятий: потребность и возможность, необходимые для существования, то есть для
сохранения и развития общества. Вторая группа понятий: ограничения, обусловленные
состоянием
технологий
и
организацией
общества,
накладываемых
на
возможности
удовлетворять потребности общества.
Терминологическое поле «Образование устойчивого развития» рассматривается в
рамках
ООН
в
качестве
концептуального
подхода,
включающего
такие
совокупные
компоненты, как:
1.
Образование,
дающее
учащимся
возможность
приобрести
навыки,
способность
действовать, представления и знания, необходимые для обеспечения устойчивого развития.
2. Образование на всех уровнях и во всех общественных ячейках (семья, школа, рабочее
место, коллектив и т.д.).
3. Образование с целью формирования социально ответственных граждан и укрепления
демократии, при которой отдельные граждане или их объединения пользуются своими
правами, выполняя при этом и свои гражданские обязанности.
4. Образование, содействующее получению знаний в течение всей жизни.
5. Образование, направленное на гармоничное развитие личности.
Образование для устойчивого развития - это развивающаяся концепция, направленная на
обеспечение понимания взаимосвязи между вопросами устойчивого развития и развитием
знаний, навыков, перспектив и ценностей, которые дадут возможность людям любого
возраста принять на себя обязательства по созданию устойчивого будущего и обладанию
им.
Основополагающими принципами образования в интересах устойчивого развития
Стратегия определяет:
-
непрерывность
образования,
продолжающегося
всю
жизнь,
на
всех
его
уровнях:
от
дошкольного до высшего и образования для взрослых, включая формальное, неформальное
и неофициальное обучение;
- учет меняющегося характера устойчивого развития;
- переориентирование образования (на всех уровнях) в направлении устойчивого развития;
-
повышение
информированности
общественности
и
поощрение
профессиональной
подготовки;
- применение целостного, комплексного и междисциплинарного подходов;
- воспитание уважения к различным культурам и их понимание;
- учет различий местных, национальных и региональных условий в глобальном контексте,
обеспечение равновесия между глобальными и местными интересами;
- инициатива развития культуры взаимодействия, взаимоуважения и толерантности;
-
использование
инновационных
технологий
и
методов
активного
социально-
профессионального обучения.
Важной особенностью образования для устойчивого развития является его
ориентация на перспективу, проработку проблем и поиск возможных решений, а не просто
констатации и передачи имеющихся знаний и существующих проблем. Следовательно,
преподавателю недостаточно быть просто информатором, передающим знания и опыт, а
обучающимся
получателями
готовых
знаний.
Необходима
организация
такой
образовательной
среды,
которая
обеспечивает
развитие
само стоятельно сти,
инициативности, стремление к самосовершенствованию, формирует навыки критического
восприятия
информации,
умение
делать
обоснованный
выбор
между
альтернативами,
способность взаимодействовать.
В заключении следует отметить, что образование как социальная система должно быстро
адаптироваться к социальным, экологическим и экономическим изменениям современного
мира и, как следствие, постоянно развиваться.
Поэтому образование для устойчивого развития можно рассматривать как образовательную
парадигму
прогрессивного
развития
личности
человека
и
общества
в
целом,
методологическим
основанием
которой
является
концепция
устойчивого
развития,
определяющая потребности, возможности и ограничения, необходимые для сохранения и
развития общества.
Образование как механизм формирования будущего цивилизации обладает
определённым потенциалом и возможностями на основе усвоения специальных научных
знаний, ориентированных на ценностное мировоззренческое знание, основанное на этике
ответственности за состояние окружающей среды.
Образование в контексте концепции устойчивого развития ставит перед педагогическим
сообществом новые целевые ориентиры осуществления профессиональной деятельности,
поиска нового содержания образования, инновационных технологий обучения, результатом
которых
должно
стать
сформированное
концептуальное
мышление
обучающихся,
возможность учиться, делая, решая проблемы, критически анализируя разнообразные точки
зрения.
Образовательное пространство должно обеспечивать развитие общественного и
индивидуального
сознания,
основанного
на
творческом
познании
общечеловеческой
культуры,
включающей
в
себя
формирование
ценностных
ориентаций,
развитие
способностей,
формирование
персональной
ответственности
за
свое
поведение
и
деятельность, позволяющих личности жить в постоянно меняющемся мире.