Автор: Акмаева Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: филиал №1 МБДОУ детского сада № 139 г.Пензы
Населённый пункт: г.Пенза
Наименование материала: Проект
Тема: Проект по ПДД с детьми старшей и подготовительной к школе группы "Дети и дорога"
Раздел: дошкольное образование
филиал №1 «Ёлочка» МБДОУ №139 г.Пензы
Проект по ПДД в старшей, подготовительной
группе «Дети и дорога»
Воспитатель:Акмаева С.Г.
Описание материала: Данный материал будет полезен воспитателям
старших
и
подготовительных
групп.
Этот
проект
направлен
на
ознакомление детей с правилами дорожного движения, развития у них
самостоятельности,
внимательности,
осмотрительности
на
дорогах,
воспитания навыков личной безопасности, что особенно актуально для
старших
дошкольников,
которым
скоро
предстоит
идти
в
школу.
И
метод
проекта
является
одним
из
наиболее
действенных
и
эффективных.
Тип проекта
Информационный,
практико-ориентированный,
комплексный,
групповой, долгосрочный, в рамках филиала №1 «Елочка» МБДОУ
№139 г.Пензы.
Актуальность
В нашей стране, как и во всем мире, увеличивается число дорожно-
транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой
ДТП является ребенок. Часто это связано с несоблюдением правил
дорожного движения, их незнанием. Предоставленные самим себе,
дети мало считаются с реальными опасностями на дороге, так как
недооценивают
собственные
возможности,
считая
себя
ловкими
и
быстрыми.
У
них
еще
не
выработалась
способность
предвидеть
возможность
возникновения
опасности
в
быстро
меняющейся
дорожной обстановке, поэтому важно научить детей дорожной грамоте,
правилам поведения на улице.
Цель проекта
Сформировать
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
основы
безопасного поведения на улице, знание правил дорожного движения.
Задачи проекта
Образовательные:
-
Познакомить
детей
с
правилами
дорожного
движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными
для водителей и пешеходов, с работой Государственной инспекции
безопасности дорожного движения;
- Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности
его избегать, а при необходимости действовать;
Развивающие:
- Развивать
осторожность,
внимательность,
самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
-
Стимулировать
познавательную
активность,
способствовать
развитиюкоммуникативных навыков;
Речевые: -
Способствовать
развитию
речи
детей,
пополнению
активного
и
пассивного
словаря
детей
в
процессе
работы
над
проектом;
- Развивать связную речь;
Воспитательные: -
Воспитывать
навыки
личной
безопасности
и
чувство самосохранения;
Этапы проекта:
1 этап (постановка проблемы)
- Постановить проблему перед детьми «Для чего необходимо знать
правила дорожного движения?»
- Определить продукт проекта: а) создание макета улицы города;
б) знание правил дорожного движения;
2 этап (обсуждение проблемы, принятие задач)
- Довести до детей важность данной проблемы: « Незнание правил
дорожного движения может привести к беде!»
-
Подобрать
художественную
литературу,
подготовить
наглядный
иллюстрированный материал по теме проекта.
- Составить перспективный план работы.
-
Изучить
методическую
литературу:
К.Ю.Белая
«Как
обеспечить
безопасность дошкольников»; Авдеева Н.Н., Стеркина Р. Б., Князева
О.Л.,
«Безопасность»;
В.А.Добряков
«Три
сигнала
светофора»;
В.Э.Рубляк
«Правила
дорожного
движения»;
Е.С.Смушкевич,
А.Я.Якупов «Мы по улице идем»; Э.Я.Степанкова «Дошкольникам - о
правилах дорожного движения»; и другие.
- Провести с детьми беседы по теме: «Какие правила дорожного
движения вы знаете?», «Внимание, дорожные знаки!», «Кто управляет
дорогой?», «Как вести себя на улице и в транспорте?».
- Пополнить предметно-развивающую среду.
- Провести с родителями анкетирование.
3 этап (работа над проектом)
- Организовать работу по решению задач проекта через:
1) а) непосредственно- образовательную деятельность;
б) «Художественное творчество»:
-
рисование:
«Опасные
ситуации
на
дороге»,
«Придумай
новый
дорожный знак», «Улица города».
- лепка: «Веселый светофор», «Постовой».
- аппликация: «Шумный перекресток», «Дорожный знак».
2) Составление творческих рассказов: «Что случилось бы, если бы
не
было
правил
дорожного
движения?»;
«Если
бы
все
знаки
перепутались?»; «Истории в транспорте»;
3)
Чтение
художественной
литературы:
Б.Житков
«Светофор»;
С.Волкова «Про правила дорожного движения»; О. Бедарев «Азбука
безопасности»; В.Клименко «Происшествия с игрушками»; С.Михалков
«Три чудесных цвета», «Моя улица», «Скверная история»; И.Мигунова
«Друг
светофор»;
В.Иришин
«Прогулка
по
городу»;
А.Дмоховский
«Чудесный
островок»,
Н.Кончаловская
«Самокат»,
В.Кожевников
«Светофор», Д.Хурманек «Перекресток» и другие.
4) Рассматривание иллюстраций, картинок;
5)
Дидактические
игры:
«Мы
водители»,»Законы
улиц
и
дорог»,
«Собери
дорожные
ситуации»,
«Научим
Незнайку
ПДД»,
«Можно-
нельзя, правильно-неправильно», «Дорожные знаки для пешехода» и
др.
6) Подвижные игры:Игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»,
«Иду по дорожке», «Лови – не лови» ,«Найти жезл»и другие.
7) Сюжетно- ролевые игры: «Путешествие по городу», «Поездка на
дачу», «У бабушки в деревне».
8) Разгадывание кроссвордов, отгадывание загадок.
9)
Провести
с
детьми
викторину
«Правила
движения
достойны
уважения»
10)
Разбор
ситуаций:
«Чего
не
должно
быть»,
«Как
правильно
перейти через дорогу?», «Какие знаки помогают пешеходу в пути?»,
«Что нужно знать, если находишься на улице один?»
11) Развлечение с родителями:Конкурс « Знатоки дорожных наук»
12) С родителями провести:
- консультацию: «Как выработать навыки безопасного поведения на
улице»
- оформление папки-передвижки: «Самые важные правила- правила
дорожного движения!»
- информация в родительский уголок: «Памятка для родителей по
правилам дорожного движения», «Это надо знать»
-
организовать
дискуссию
«Легко
ли
научить
ребенка
правильно
вести себя на дороге?»
-провести
детско-родительскую
гостиную
«Правила
дорожного
движения для детей и взрослых»
4 этап (презентация)
- презентация данного проекта на педсовете.
- представить продукт проекта - макет улицы города.
5 этап (постановка новой проблемы)
- создать ситуацию поиска новой информации и определить задачи
нового проекта: «Какие еще опасности могут встретиться нам на улицах
города?»
Использование
данного
проекта
способствует
более
глубокому
усвоению детьми правил дорожного движения, закреплению знаний и
умений,
формированию
осознанного
отношения
к
их
соблюдению,
развитие
чувство
контроля,
самоконтроля,
ответственности
и
предпосылок готовности отвечать за свои поступки.
филиал №1 «Ёлочка» МБДОУ №139 г.Пензы
Конкурс « Знатоки дорожныхнаук»
Цель: популяризация Правил дорожного движения среди
воспитанников и родителей
Задачи:
1. В игровой форме закреплять знания детей по ПДД
2. Развивать творческую активность, логическое мышление,
внимательность
3. Воспитание детей законопослушными пешеходами на примере
родителей.
Участники: 2 команды по 6 человек ( взрослые и дети)
Предварительная работа:
1. Изготовление плакатов по ПДД.
2. Чтение художественной, учебной литературы,
3. Подвижные, дидактические игры по ПДД
Оборудование и материалы:
1. Мольберты
Ход конкурса
Ведущий:
Здравствуйте, ребята, гости ! Мы с вами встретились, чтобы поговорить
на очень важную тему - о правилах дорожного движения.
Улицы, дороги, перекрестки
Площади, проспекты и мосты
Маленький ли гражданин, иль взрослый
Все должны быть с городом на ты.
Ох, и не простой язык дорожный
Здесь не фразы слышим, не слова
Выучить сигналы очень сложно
Речь дорог серьёзна и строга.
Сегодня в нашем конкурсе « Знатоков дорожного движения» участвуют
две команды.
Пожалуйста, встречайте!
Команда………….
Команда………….
Команды приветствуют друг друга.
Я представляю вам членов нашего жюри.
Болельщики приветствуйте участников.
Команды займите свои места. И так наш конкурс начинается
1. конкурс « Разминка» ( конкурс оценивается в 5 баллов)
Команды выбирают карточки с заданием
1. Расскажите правила поведения пешеходов.
2. Расскажите правила поведения пассажиров в общественном
транспорте.
Ведущий: Молодцы участники! Жюри оценивает результаты конкурса.
Все мы знаем, что на дороге нас подстерегает множество опасностей.
2. конкурс – « Дорожные ловушки»
( Показывается картинка с определенной ситуацией на дороге, команде
нужно объяснить, какая опасность присутствует в этой ситуации, на
обсуждение дается время 1 мин.)
Ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы, послушаем наших
болельщиков, что они нам расскажут о правилах дорожного движения.
Муз.игра с болельщиками.
Ведущий: Жюри объявит нам результаты (этот конкур оценивается в 3
балла)
3. конкурс « Исключи лишний знак»
Все мы знаем, что знаки бывают запрещающими, предписывающими,
информационно-указательными, существуют знаки сервиса. Сейчас
появится слайд с дорожными знаками, и командам нужно будет указать
и объяснить, какой знак на слайде лишний (команда, первая подавшая
сигнал будет отвечать, конкурс оценивается в 5 баллов)
Игра подвижная с болельщиками…
4. конкурс «Блиц- опрос» ( команда первая подавшая сигнал – отвечает,
каждый правильный ответ оценивается в 1 балл)
Командам предлагается ответить на вопросы.
1. Можно ли переходить дорогу, если она просматривается в обоих
направлениях?
* Можно
-Нельзя
2. Кто пользуется преимуществом на пешеходном переходе,
обозначенном разметкой «зебра»?
* Пешеходы
-Водители
3. Какие меры наказания применяют к пешеходам, нарушившим Правила
дорожного движения?
* Штраф
*Предупреждение
-Заключение под стражу
4.Что обозначает мигание зеленого сигнала светофора?
-Скорую смену сигнала
-Что перекресток является нерегулируемым
* Движение запрещено
5. Как безопаснее обходить автобус?
-Спереди
-Сзади
* Подождать пока автобус уедет
6. Что должен предпринять пешеход двигаясь по проезжей части в
темное время суток?
-Применять прибор ночного видения
-Применять светлую одежду
*Прикреплять к одежде световозвращатели.
- Не ходить в темное время суток
Игра с болельщиками. « Автомульти»
Болельщики своими правильными ответами могут принести команде
дополнительные баллы, тот кто первый поднимет руку будет отвечать.
1. На чем ехал Емеля (на печке)
2. Любимый двухколесный вид транспорта кота Леопольда ( велосипед)
3. Чем смазывал свой моторчик Карлсон. ( вареньем)
4. Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину
( велосипед)
5. Во что превратила добрая Фея тыкву?( карету)
На чем летал старик Хоттабыч? ( ковер –самолет)
6. На чем поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Басейной?
( на поезде)
6. На чем катался Кай ? ( на санках)
5. Конкурс «Домашнее задание»
Командам было дано домашнее задание – придумать новый дорожный
знак.
Каждая команда демонстрирует свой знак, команда соперников - дает
ему объяснение.
7. конкурс « Зашифрованное письмо» (Выигрывает команда,
справившаяся первой с заданием)
1. « Прежде, чем перейти проезжую часть, найди безопасное место для
перехода.
Остановись у края тротуара. Сначала посмотри налево, потом направо,
нет ли машин. Переходи дорогу по пешеходному переходу. Всегда
соблюдай правила дорожного движения! Будь внимательным
пешеходом!
2. Ребята! Изучайте и соблюдайте правила дорожного движения!
Прежде чем переходить проезжую часть, убедитесь в её полной
безопасности. Переходите дорогу только на зеленый сигнал светофора.
Не переходите проезжую часть улицы перед близко идущим
транспортом. Транспорт сразу остановить нельзя.
Ведущий: Жюри подводит окончательные итоги нашего конкурса
знатоков дорожного движения.
Болельщики подержат свои команды финальной песней
Жюри объявляет победителей конкурса, награждение участников
Вот и подошел к концу наш конкурс. Спасибо всем участникам, жюри и
болельщикам мы желаем вам безопасных дорог, примерных пешеходов и
пассажиров.
филиал №1 «Ёлочка» МБДОУ №139 г.Пензы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по
правилам дорожного движения в старшей группе .
«Путешествие в страну правил
дорожного движения»
Воспитатель: Акмаева С.Г.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по
правилам дорожного движения в старшей группе .
Тема: «Путешествие в страну правил дорожного движения»
Цель: Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить
практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление,
зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире.
Воспитывать чувство ответственности.
Задачи:
Образовательная:
- продолжать знакомить с элементами дороги;
- совершенствовать диалогическую речь, интонационную
выразительность речи;
- Продолжать закреплять правила поведения на проезжей части;
- Развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД;
Развивающие:
- развивать у детей азы дорожной грамоты, расширять знания детей о
светофоре, о значении сигналов светофора;
- развивать интерес к искусству аппликации, формировать умение
аккуратно пользоваться клеем,
-Воспитательная:
- формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;
- воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая;
- формировать желание соблюдать правила дорожного движения.
Активизация словаря:
• Закрепить в речи детей слова: пешеход, пассажир, тротуар;
• Закрепить в речи названия дорожных знаков.
Материал: дорожные знаки,
Методы и приемы: игровой момент, художественное слово, показ,
беседа, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение,
итог.
Задачи интегрированных образовательных областей:
«Познавательное развитие». Закреплять названия форм: круг,
прямоугольник.
«Речевое развитие».
Закрепить в словаре детей: прямоугольник, светофор, сигнал, переход,
остановка общественного транспорта. Развивать умение отгадывать
загадки и соотносить их с изображением.
«Социально-коммуникативное развитие». Формировать дружеские,
доброжелательные отношения между детьми.Развивать свободное
общение с взрослыми и детьми.Расширять представления о правилах
дорожного движения. Продолжать знакомить с элементами дороги.
Уточнять представления о работе светофора.
«Художественное –эстетическое развитие». Приобщать детей к
искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности.
Формировать умение аккуратно пользовать клеем: намазывать его
тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры, прикладывать
стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать
салфеткой
Предварительная работа:
- беседа «Сигналы светофора», «Красный, жёлтый, зелёный»,
«Дорожные знаки», «Правила перехода улиц и дорог», «О полосатой
«зебре» и дорожном знаке «Пешеходный переход», «В городском
транспорте»
- дидактические игры: «Что такое улица», «Я - водитель», «Дорожные
знаки»
- чтение художественной литературы: Я.Пишумов «Машины»,
В.Берестов «Это еду я бегом», М.Пляцковский «Стоп машина!»,
С.Михалков «Если свет зажёгся красный», С.Яковлев «Нужно слушаться
без спора», Б.Житков «Светофор»
- рассматривание фотографий «Улицы нашего города»
- рисование «Грузовой автомобиль», аппликация «Автобус»,
конструирование «Наша улица»
- составление рассказа о дорожной ситуации по сюжетной картинке.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Это что за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует он длинный…
Кто же это? (Буратино)
(Ответы детей)
Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости пришел
Буратино.Буратино оказался в городе, заблудился и испугался. Он не
знает, как вести себя на улицах большого городаи он просит детей
помочь ему.
Воспитатель предлагает помочь гостю не бояться ходить по улицам.
Для этого предлагает отправиться в маленькое путешествие, но для
начала отгадать загадку.
В два ряда дома стоят,
Десять, двадцать, сто подряд.
Квадратными глазами
Друг на друга глядят.
(Ответы детей)
Дети закрывают глаза и оказываются на воображаемой улице.
Первая остановка на нашей улице будет называться «Путешествие в
историю». Давайте расскажем Буратино на чем же передвигались люди
очень давно, когда еще не придумали автомобилей, не было автобусов и
поездов.
Как вы думаете?
Дети: на лошадях, на повозках.
Воспитатель: правильно, ребята! Посмотрите на наш экран и
послушайте стихотворение С. Михалкова «От кареты до ракеты». И ты,
Буратино, внимательно слушай.
Показ презентации.
Воспитатель: Вот оказывается, как люди жили в далеком прошлом. Но
людям надоело зависеть только от лошадей и они придумали….
На чем они путешествовали?
Дети: поезда, автомобили, самолеты и т.д.
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, наблюдательные. Но поедем с
вами дальше.
Следующая наша остановка называется «Светофор».
Сейчас дети (С.Фомина, Н. Комбарова, А.Ляхова, В. Егорова) помогут
мне рассказать «Сказку о заветных огоньках .»
(Разыгрывается сценка «Сказка о заветных огоньках»)
Воспитатель: В одном прекрасном старом городе повстречались на
перекрестке три огонька: Красный, Желтый и Зеленый. Завязался между
ними спор о том, какой из огоньков самый важный.
Ребенок (красный огонек): Я, красный, самый важный – цвет костра,
пожара. Как меня увидят люди – знают, что впереди тревога, опасность.
Ребенок (желтый огонек): Нет, я, желтый цвет, важнее. Мой цвет – цвет
солнца. А оно может быть и другом, и врагом. Поэтому я предупреждаю:
Будь осторожен! Внимание! Не торопись!
Ребенок (зеленый огонек): Друзья огоньки, прекратите спорить! Это я –
самый важный цвет – цвет травы, леса, листьев. Я напоминаю всем о
безопасности и спокойствии.
Воспитатель: Так и продолжался бы на перекрестке города спор
заветных огоньков, если бы не вмешался одинокий герой. У него
имелись три глаза, но они не имели цвета. Вот что он сказал:
Ребенок (светофор): Друзья, не надо спорить! Каждый из вас – очень
яркий цвет, и каждый очень важный. Давайте дружить! Мы всегда будем
вместе помогать всем людям на улицах города.
Воспитатель Заветные огоньки очень обрадовались. И с тех пор на
перекрестках больших городов управляют машинами и пешеходами
друзья-огоньки и друг светофор!
Воспитатель: Вы поняли, ребята, для чего на улицах нужен светофор?
Дети: да, чтобы не было аварий и т.д.
Проводится игра «Цветные автомобили». (чей гараж быстрее соберется).
Воспитатель: а сейчас мы с вами поедем дальше и следующая наша
остановка называется остановка «Загадки о дорожных знаках».
Воспитатель: А для чего на улицах нужны дорожные знаки?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Давайте сейчас проверим знаете вы дорожные знаки или
нет.
Здесь у меня на столе стоят дорожные знаки и ваша задача заключается
не просто отгадать загадку, но и найти тот дорожный знак, о котором в
этой загадке говорится. И так, начинаем. Первая загадка.
Загадки по ПДД:
Всем знакомые полоски,
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет... ("Пешеходный переход".)
На машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя,
Можно ехать, знайте, дети,
Только на…. ("Велосипедная дорожка".)
А здесь, ребята, не до смеха,
Ни на чем нельзя здесь ехать,
Можно только своим ходом,
Можно только пешеходам. ("Пешеходная дорожка".)
Этот знак заметишь сразу:
Три цветных огромных глаза.
Цвет у глаз определенный:
Красный, желтый и зеленый.
Загорелся красный – двигаться опасно.
Для кого зеленый свет – проезжай, запрета нет. (Светофор)
В белом треугольнике
С окаемкой красной
Человечкам-школьникам
Очень безопасно.
Этот знак дорожный
Знают все на свете:
Будьте осторожны,
На дороге … (дети).
Что за знак дорожный:
Красный крест на белом?
Днем и ночью можно
Обращаться смело!
Врач повяжет голову
Белою косынкою
И окажет первую помощь медицинскую. (Пункт медицинской помощи).
Тормози водитель. Стой!
Знак - запрет перед тобой.
Самый строгий этот знак,
Чтоб не въехал ты впросак.
Должен знак ты соблюдать,
«Под кирпич» не заезжать. (въезд запрещен).
Остановка, толпится народ.
Скоро автобус подойдёт.
Здесь ждут транспорт городской,
Едут в офис, в цех, домой.
Едут в школу, детский сад,
В праздник едут на парад.
В уличном круговороте
Транспорт городской в почете! (место остановки автобуса)
Долго ехали, устали,
И желудки заурчали,
Это нам они признались,
Что давно проголодались.
Не прошло пяти минут
Знак висит – обедай тут. (Пункт питания)
Этот знак для тех, кто болен
Кто здоровьем не доволен.
Придорожный Айболит
Вас подлечит, подбодрит. (пункт первой медицинской помощи)
Я знаток дорожных правил
Я машину здесь поставил
На стоянке у ограды
Отдыхать ей тоже надо! (место стоянки)
Проводится игра «Ответь правильно», дети становятся по кругу,
воспитатель в центре с мячом, кому из детей воспитатель бросает мяч,
тот отвечает.)
Вопросы:
Пешком по улице идет. Значит это (пешеход)
Если ты едешь в автобусе, автомобиле, то ты (пассажир)
Голос автомобиля (сигнал)
А машины летают?
У светофора 8 глаз? (нет – 3 сигнала: красный, желтый, зеленый)
А машины спят в кроватях? (нет, в гараже, на автостоянке)
Как называется то место, где люди ожидают автобус (остановка)
Как называется место, которое включает в себя дороги, парки, жилые
дворы, игровые площадки (улица)
Воспитатель: Следующая наша остановка называется «Собери
светофор».
Дети делятся на две команды. Собирают светофор и приклеивают его,
делая аппликацию на бумаге.
Воспитатель: и в конце нашего путешествия я хотела бы поиграть с вами
в еще однуигру.
Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно
отвечайте: «Это я, это я, это все мои
друзья», а если нет – то молчите.
Вопросы:
1. Кто из вас идет вперед
Только там где переход?
2. Кто летит вперед так скоро,
Что не видит светофора?
3. Знает кто, что свет зеленый
Означает, путь открыт.
А что желтый свет всегда
О вниманье говорит?
4. Знает кто, что красный свет
Это значит, хода нет?
5. Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?
6 Кто из вас в вагоне тесном
уступил старушке место?
Итог: Какие вы молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного
движения! Теперь я за вас спокойна. Я знаю точно, что с вами ничего не
случится.
(Краткий опрос по занятию)
- Ребята, вам понравилось путешествие? Что вам запомнилось больше
всего? Какие задания показались вам трудными?
Анкета для родителей
«Я и мой ребенок на улицах города»
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты.
Анкета поможет узнать, могут ли Ваши дети ориентироваться на
улицах города и знакомы ли они с Правилами дорожного
движения.
1. Ваш ребенок знает:
• название города, в котором живет; свой домашний адрес;
название улицы, номер дома и квартиры, номер телефона;
• название улицы, номер дома, квартиры, телефона;
• свой домашний адрес не полностью.
2. Вы с ребенком добираетесь домой из детского сада:
• пешком;
• на транспорте.
3. Если Вам приходится идти пешком, то Вы с ребенком:
• переходите дорогу всегда только по пешеходной дорожке,
ориентируясь на зеленый сигнал светофора;
• переходите дорогу по пешеходной дорожке, если нет
машин, и не смотрите на сигналы светофора;
• переходите дорогу там, где Вам кажется удобным.
4. Кто научил ребенка соблюдать Правила?
• детский сад;
• сами родители;
• бабушка, дедушка.
5. Как часто Вы говорите ребенку о необходимости соблю дать
Правила дорожного движения?
• ежедневно;
• иногда;
• очень редко;
• не говорим на эту тему;
• другие ответы.
6. Знает ли Ваш ребенок знаки дорожного движения и может ли
рассказать, что они обозначают?
• да;
• нет;
• затрудняюсь ответить.
7. Как Ваш ребенок ведет себя в городском транспорте?
• мой ребенок спокойно стоит на остановке; садится вместе со
взрослым в автобус; не шумит; если есть возможность — садится
на свободное сиденье; не высовывается из окна; не сорит в
салоне;
• мой ребенок бегает и прыгает на остановке; садится в любую
дверь, не ориентируясь на взрослого; пробирается побыстрее к
свободному месту, расталкивая других пасса жиров; громко
разговаривает в салоне транспорта.
8. Соблюдаете ли Вы сами Правила движения?
• всегда соблюдаю;
• не всегда;
• не соблюдаю.
9. Нарушаете ли Вы Правила, когда идете вместе с ребенком?
• нет;
• иногда бывает, когда спешим;
• не обращаем внимания на светофор и на машины.
10. Считаете ли Вы, что усилия педагогов дошкольного
учреждения по ознакомлению детей с правилами безопасного по
ведения на улице:
• будут эффективны только при поддержке с Вашей стороны;
• будут эффективны без всякой поддержки с Вашей стороны;
• неэффективны, так как научить безопасному поведению на
улице могут только родители.
Перспективный план работы по обучению детей
правилам дорожного движения
в подготовительной к школе группе
МЕСЯЦ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
СЕНТЯБРЬ
-Чтение стихотворения С.Михалкова «Дядя Стёпа –
милиционер»,
-Беседа с детьми об истории транспорта.
-Просмотр мультфильма «Уроки тётушки Совы. Азбука
безопасности» (урок 1 – «История ПДД)
-Дидактическая игра: лото «Дорожные знаки».
-Минутки безопасности:
- Может ли зонтик мешать наблюдению за движением, когда
переходишь проезжую часть дороги?
- Почему опасно переходить проезжую часть вдвоём под руку
или, держась за руки?
- О чём надо помнить пешеходу, выходящему из автобуса?
-Анкетирование родителей
ОКТЯБРЬ
-Рассказывание по схеме «Безопасная дорога в школу».
-Просмотр мультфильма из серии «Смешарики. Азбука
безопасности». «Гармония светофора».
-Дидактические игры: «Перевёртыши», «Найди и назови».
-Конструирование «Наша улица» с использованием
элементов дороги.
-Игры с макетом проезжей части «Расставь знаки
правильно»
-Минутки безопасности:
- В чем опасность, когда вы идёте по улице с маленькими
детьми?
- В чём опасен для пешехода момент, когда один автомобиль
обгоняет другой?
- Можно ли играть на тротуаре?
- Обозначают ли пешеходный переход на асфальте белыми
полосами?
-Чтение Б.Заходер «Шофер»
-Спортивное развлечение «Путешествие по городу дорожных
знаков»
НОЯБРЬ
-Просмотр мультфильма из серии «Смешарики. Азбука
безопасности». «Где кататься».
-Коллективное разгадывание кроссвордов.
-Дидактические игры: домино «Помощник светофора»,
«Найди и назови» (запрещающие знаки).
-Минутки безопасности:
- Чем опасен для пешехода момент, когда разъезжаются два
встречных автомобиля?
- Можно ли начинать переход проезжей части при мигающем
зелёном сигнале светофора?
- Можно ли при переходе проезжей части отвлекаться?
- Вы подошли к перекрёстку, на светофоре горел для
пешеходов зелёный сигнал. Как долго, вы не знаете. Стоит
ли начинать переход?
-Беседа о предписывающих знаках.
-Рисование по памяти известных дорожных знаков.
-Беседа «Правила перехода проезжей части».
- Чтение С.Михалков «Моя улица»
ДЕКАБРЬ
-Просмотр мультфильма из серии «Смешарики. Азбука
безопасности». «Пешеходная зебра», «Пляшущие
человечки».
-Дидактические игры: «Найди и расскажи», «Собери знак».
-Минутки безопасности:
- Что делать если при переходе проезжей части уронил
сумочку, портфель или какой-нибудь другой предмет?
- Мальчик спешит в кино, опаздывает. К переходу
приближается грузовик, но мальчик видит, что он успевает
перейти. В чём опасность такой ситуации?
- Почему опасно играть рядом с дорогой?
- На нерегулируемом перекрёстке пешеход пропустил
автомобиль, больше автомобилей не видно. Можно ли
переходить проезжую часть?
-Анкетирование родителей
- Детско-родительская гостиная «Правила дорожного
движения для детей и взрослых»
ЯНВАРЬ
-Просмотр мультфильма «Уроки тётушки Совы. Азбука
безопасности» (урок 4 – «Дорога, знаки»).
-Дидактические игры: лото «Транспорт», «Дорожные
подсказки».
-Вечер загадок, стихов, кроссвордов о транспорте и
дорожном движении.
-Рисование «Моя дорога в детский сад».
-Минутки безопасности:
- Пешеход начал переходить проезжую часть при смене
сигналов светофора с зелёного на красный. Пешеход решил:
«Пока машины стоят – успею: ведь водители видят меня и не
станут наезжать». В чём ошибка пешехода?
- Если поблизости нет машин – переходи дорогу по прямой.
- Стойте на тротуаре возле обочины (проезжей части).
- Осмотрись и прислушайся – нет ли машин.
- Если видишь приближающийся автомобиль – дай ему
проехать. Снова посмотри по сторонам.
-Беседа «Транспорт. Виды транспорта»
-Беседа о знаках сервиса. Рисование «Знаки сервиса»
ФЕВРАЛЬ
-Просмотр мультфильма «Уроки тётушки Совы. Азбука
безопасности» (урок 5,6 «Переходы, Перекрестки»).
-Минутки безопасности:
- Правильно ли, что чем больше скорость автомобиля, тем
больше требуется времени для его остановки?
- Должен ли ты наблюдать за сигналами поворота
транспорта, когда будешь переходить проезжую часть?
- Можно ли железную дорогу переходить в любом месте?
- Хорошо ли видно в темноте человека в тёмной одежде?
-Беседа «Сигналы регулировщика»
-С/р игры по ПДД
-Чтение В.Кожевников «Светофор»
-Викторина по ПДД «Правила движения достойны уважения»
МАРТ
-Рисование специальных видов транспорта.
-Ситуация общения «Опасные ситуации на дорогах. Какой
переход называют самым безопасным? Почему?»
-Дидактические игры: «Мы – пешеходы», «Поставь
правильно дорожные знаки».
-Минутки безопасности:
- Почему надо переходить проезжую часть на перекрестках
или пешеходных переходах?
- Почему опасно перебегать проезжую часть?
- Как видит водитель пассажиров автобуса?
- Почему стоящая машина может быть опасна?
- Чем опасны деревья и кусты у дороги?
-Беседа «Катание на велосипеде (роликах, самокате) в
черте города»
-Беседа о знаках сервиса.
-Рассматривание знаков сервиса.
-Рисование знаков сервиса.
-Дидактические игры: «Чья команда назовет больше
дорожных знаков», домино «Автопарк».
АПРЕЛЬ
-Просмотр мультфильма из серии «Смешарики. Азбука
безопасности». «Самая страшная машина».
-Минутки безопасности:
- Что на улице самое опасное?
- Если кто-то из взрослых пешеходов переходит проезжую
часть на красный сигнал светофора, можно ли следовать его
примеру?
- Опасно ли играть вблизи проезжей части?
- Какое транспортное средство труднее всего заметить в
потоке машин?
-Анкетирование родителей.
МАЙ
-Беседа «Наши друзья – дорожные знаки».
-Вечер досуга «Путешествие в страну дорожных знаков» .
-Просмотр мультфильма «Уроки тётушки Совы. Азбука
безопасности» (уроки 11,12 – «Малыш в авто»,
«Велосипед»).
-Просмотр мультфильма из серии «Смешарики. Азбука
безопасности». «Гармония светофора», «Мигающие
человечки», «Пляшущие человечки» , «Пешеходная
зебра».
-Минутки безопасности:
- Если проезжая часть в обе стороны просматривается
хорошо и нет приближающихся автомобилей, можно ли
переходить ее?
- Обязательны ли для пешеходов сигналы светофора?
- Должен ли пешеход двигаться по тротуару, если он есть?
- В чём разница в значении дорожных знаков «Пешеходный
переход» в голубом квадрате и красном треугольнике?
Анкета для родителей
«ПОГОВОРИМ ОБ АВТОКРЕСЛАХ».
Уважаемые родители!
Можно ли избежать аварий с пассажирами или снизить тяжесть их
последствий, используя при перевозке детей в автомобилях авто кресла?.
Пожалуйста, ответьте на наши вопросы!
1) Вы привозите ребёнка в детский сад на автомобиле?
___________________
2) У вас личный транспорт?
__________________________________________
3) В вашем автомобиле имеется авто кресло?
___________________________
4) Если нет, почему?
________________________________________________
5) Вы хорошо знаете правила дорожного движения?
_____________________
6) Всегда ли вы привозите ребёнка в детский сад на автомобиле?
__________
7) Вы ответственный водитель?
_______________________________________
8) Ваш водительский стаж?
__________________________________________
Анкета для родителей «ОСТОРОЖНО: ДОРОГА!»
1. Как Вы считаете, нужно ли знакомить детей дошкольного возраста с
Правилами дорожного движения?
_____________________________________
2. Ведется ли работа в семье по ознакомлению детей с Правилами
дорожного движения? Указать, какая:
— беседы с ребенком;
— чтение детской литературы по данной теме;
— практические навыки поведения на дороге;
— углубленное изучение Правил дорожного движения.
3. На основе каких знаний Вы воспитываете ребенка:
— используете жизненный опыт;
— смотрите телепрограммы, слушаете радиопередачи на данную тему;
— на основе рекомендаций педагога.
4. Как часто Вы беседуете с ребенком на эту тему:
— достаточно часто;
— редко;
— никогда.
5. Какие пособия, игрушки, литература для детей у Вас имеется дома?
______________________________________________________________
____
6. Какие формы работы Ваших воспитателей с родителями Вы считаете
наиболее продуктивными для помощи в ознакомлении детей с
Правилами дорожного движения:
— организация выставки литературы по данной теме;
— проведение лекториев для родителей;
— встречи с инспектором ГАИ;
— проведение совместных мероприятий с детьми (праздники,
спортивные развлечения и т. д.);
— размещение информации в уголке для родителей;
— индивидуальные беседы;
— родительские собрания по данной теме.
7. Как Вы считаете, на каком уровне ведется работа по ознакомлению
детей с Правилами дорожного движения у нас в дошкольном
учреждении:
— на высоком;
— на среднем;
— на низком.
Анкета для родителей «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА».
1.С какого возраста нужно обучать детей ПДД?
_________________________
2.Что необходимо сделать, чтобы оградить детей от опасности,
подстерегающей их на дороге?
_______________________________________
3.Всегда ли Вы правильно переходите проезжую часть дороги?
____________
4.Ведя ребёнка в детский сад, Вы отпускаете его самостоятельно
переходить дорогу?
___________________________________________________________
5.Как со своим ребёнком обходите транспорт на остановке?
_______________
6.Сокращаете ли Вы дорогу, если спешите с ребёнком в д/с?
_______________
7.Разрешаете ли Вы играть детям на проезжей части дороги?
______________
8.Какие ситуации считаете опасными?
_________________________________