Автор: Савченко Елена Александровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ№5"
Населённый пункт: г.Кувандык Оренбургская область
Наименование материала: Окружающий мир,2 класс
Тема: "Про кошек и собак"
Раздел: начальное образование
Конспект урока окружающего мира по теме:
«Про кошек и собак»
(2 класс.УМК «Школа России», автор учебника А. А. Плешаков)
Тип урока: комбинированный урок
Цели урока: обобщить и расширить представление детей о домашних животных; познакомить с
некоторыми породами кошек и собак, а также их ролью в жизни человека; воспитывать любовь к
животным, ответственность за них , бережное отношение к ним.
Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость нести ответственность за домашних
животных ;научатся приводить примеры разных пород кошек и собак ; извлекать из литературы
нужную информацию.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 класс А.А.Плешаков, рабочая тетрадь, , компьютер
и мультимедийный проектор ,фотографии и картинки с изображением кошек и собак разных
пород.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- С добрым утром! Начат
День.
Первым делом гоним
Лень!
Утром надо не зевать,
А проснуться и
Вставать!
-Проверим готовность к уроку.
II.Проверка ранее усвоенных знаний.
-На прошлом уроке мы с вами говорили о домашних животных,которые живут с нами в наших
квартирах
- Зачем люди держат животных дома? (ответы детей)
-О чем нужно задуматься, прежде чем заводить домашнего питомца? (ответы детей)
- Что необходимо животным для жизни?(ответы детей)
- На какие две группы можно разделить всех животных?(ответы детей)
_Кто нашел интересную информацию о своем питомце и хочет поделиться с нами? (ответы детей)
- Закончите предложения:
1.Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами строят себе
жилище, заботятся о потомстве, называются …
2.Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища,
заботятся об их потомстве, называются…
III.Сообщение темы и целей.
- Сегодня мы продолжим разговор о домашних животных. Ведь о них можно рассказывать
бесконечно. А о ком сегодня пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадки:
Зверь знакомый,
С шерсткой гладкой
Спать на печке любит сладко.
Выгнет спинку он дугой.
Угадайте ,кто такой.( Кот)
На сене лежит,
Сама ест
А другим не дает. ( Собака)
- Подумайте ,о чем мы будем говорить сегодня на уроке ? ( О кошках и собаках)
- Правильно. На с. 84 в учебнике прочитайте тему урока ( Про кошек и собак )
ПОКАЗ СЛАЙДА 1
- Какие задачи поставим перед собой? ( Ответы детей )
-Прочитайте в учебнике ,что об этом говорит Муравьишка.
IV.Работа по теме урока
- Поднимите руки ,у кого есть кошки и собаки.
-Расскажите ,а как же вы за ними ухаживаете.( Ответы детей)
-Как вы думаете ,сколько всего пород насчитывают ученые ? (Ответы детей)
-Точный ответ на этот вопрос вы узнаете ,когда прочитаете второй абзац текста на с. 84.
В древних селениях, где были большие зернохранилища, человек не мог в одиночку охранять их
от мышей и крыс. И вот в один, действительно прекрасный день, кто-то сделал потрясающее
открытие. Оказывается, дикие кошки, которых и раньше видели бродящими возле амбаров, ловят
мышей. Почему бы не приручить полезных животных? Вскоре кошки настолько привыкли к
человеку, что стали жить с ним в одном доме. Несмотря на долгую жизнь рядом с человеком,
кошки не растеряли своих диких повадок. До сих пор главные «профессии» кошки – охотник и
охранник. Подсчитано, что одна кошка, охотясь на мышей, спасает от них в год до 10 тонн зерна.
- А какие еще «профессии» кошек вы знаете?(ответы детей)
- Действительно, охотником и охранником, синоптиком и лекарем, артистом и другом, и даже
живым «будильником» может стать для вас кошка.
Психологи утверждают: люди ,у которых есть кошки ,живут дольше и счастливее других
- А какие вы знаете породы кошек ?(ответы детей)
Персидские кошки происходят из горных областей Ирана и Турции. У них длинная пушистая
шерсть, потому что в горах холодные ночи и зимы. ( слайд )
Сибирских кошек природа одарила длинной, жесткой на ощупь и водоотталкивающей шерстью,
чтобы они смогли выжить в суровых условиях сибирской жизни. Кисточки предохраняют кончики
ушей от обморожения, да и сами уши короткие, чтобы не отмерзнуть. Такие кошки похожи на
миниатюрных рысей. (слайд )
Русские голубые – это элегантные зеленоглазые кошки. Прикоснуться рукой к их плюшевой
шерстке – одно удовольствие. (слайд )
Шерсть сиамских кошек короткая, мягкая и блестящая. Их отличает темная «маска» на мордочке и
голубые глаза. (слайд )
Физкультминутка.
- Ребята, давайте полаем на разных языках:
Английский: уау- уау;
Греческий: гав-гав;
Испанский: гуау- гуау;
Немецкий : аву-аву ;
Польский : хау – хау ;
Русский : гав – гав ;
Французский : ау – ау ;
Шведский : вув –вув ;
Японский : ван – ван.
- А как вы думаете ,пород собак больше или меньше ? ( Ответы детей )
-Правильный ответ на этот вопрос вы узнаете из последнего абзаца текста. ( 400 пород ).
-Собаки - самые верные и преданные друзья , с которыми человек подружился ещё в каменном
веке. 15 тысяч лет назад, когда человек еще не научился скотоводству и земледелию, а был
бродячим охотником, он приручил волка.
-
Постепенно волк превратился в собаку, которая помогала на охоте. А для чего еще нужны собаки?
Рассмотрите рисунки на с.85 учебника.(коллективная работа по учебнику)
- Действительно, у собак очень много профессий. Они нужны для охраны и охоты, для службы в
армии и милиции; собаки – спасатели и пастухи, ищейки и поводыри, и просто для души.
Современные собаки отличаются друг от друга размером, формой тела, шерстью, окрасом,
поведением. Всех собак можно разделить на три группы : охотничьи, служебные, декоративные.
Лайки, разыскав зверя или птицу, громким лаем задерживают их до прихода охотника. (слайд )
А таксы могут долгое время находиться под землей, так как охотятся в норах. (слайд )
Среди служебных собак больше всего распространена немецкая овчарка. Она служит и в армии, и
в милиции. (слайд )
Умные, активные и выносливые колли – отличные пастухи в горах Шотландии. (слайд )
Ротвейлер великолепно выполняет обязанности сторожевой собаки. (слайд )
А декоративные собаки названы так потому, что они украшают жизнь человека, делают ее не
такой серой и однообразной. (слайд )
_ Кроме породистых собак, существуют еще и беспородистые – дворняжки.
-В последнее время на улицах городов бродит большое количество бездомных собак .
Бездомная собака –брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния.
- А сейчас послушайте стихотворение:
Ах ,плохо бездомным,
Плохо голодным,
Таким беззащитным,
Таким беспородным!
Никто нас не любит,
Никто не ласкает,
Никто на порог
Нас к себе не пускает…
О, как мы страдаем
От мук одиночества!
И нам человеческой
Радости хочется.
Зачем нас боятся,
За что презирают,
Зачем с нами дети
Так редко играют?
Ах,трудно живется
Без друга- хозяина,
Поэтому все мы
И воем отчаянно!!!
Но кто нас полюбит,
Кто нас пожалеет-
Об этом ни капельки не пожалеет!
- Какой можно сделать вывод из этого стихотворения? (ответы детей)
- Правильно, ребята. Нельзя забывать о тех, кому мы уделяли внимание, о ком мы заботились. Мы
всегда в ответе за тех, кого приручили.
-В нашем классе у Алмаза папа работает кинологом. Сейчас он расскажет нам об этой профессии .(
Рассказ о профессии кинолог )
V.Закрепление изученного материала.
Работа в рабочей тетради.
Задание 1 (самостоятельная работа.)
Задание 2 (работа в парах.)
6. Рефлексия
( Учащиеся отвечают на вопросы учебника на с. 87 в рамке.
- Оцените свои достижения на уроке.
( Учащиеся показывают один из знаков и объясняют свой выбор .)
VI.Итог урока.
- Молодцы, вы очень хорошо сегодня поработали.
- Какие задачи мы ставили перед собой? Все ли выполнено?
- Что вам особенно понравилось на уроке?
- О чем еще захотелось узнать?
- Так о чем же надо подумать прежде, чем заводить домашнего питомца?
VII.Домашнее задание.
Подготовить рассказ о какой-нибудь породе кошек или собак, выполнить рисунок к рассказу.