Автор: Лидия Владимировна Марьенко
Должность: педагог-библиотекарь
Учебное заведение: МАОУ СОШ №8
Населённый пункт: г. Ртищево Саратовская обл
Наименование материала: библиотечный урок
Тема: библиотека- дом, где хранится информация.
Раздел: дополнительное образование
Библиотека- дом, где хранится информация.
Цель урока: познакомить ребят с понятие библиотека дом книги, дом
хранителя информации.
Задачи:
-сформировать основу понятий «информация», «носители информации»;
-развивать познавательную активность учащихся;
-воспитывать интерес к чтению.
Оборудование:
-выставка, на которой представлены информационные ресурсы: книги,
журналы, видео, аудиокассеты, дискеты, CD-ROМ;
-книжная выставка
-презентация различных носителей информации;
Ход урока.
Слайд1
Ребята, мы начинаем библиотечный урок, на котором вы узнаете, что такое
информация, как её можно сохранять и передавать, где хранятся
информационные ресурсы; из каких элементов состоит книга. Вы научитесь
пользоваться библиотекой и правильно читать книги.
Слайд 2
А сейчас…Я хочу рассказать вам сказку. Давным -давно, когда люди ещё
обитали в пещерах и лесах, жило- было одно племя. У вождя племени,
храброго и мудрого Сигулда, были жена и красавица дочь Борея. Пришло
время, и посватался к его дочери молодой человек из соседнего племени,
которое жило в горах. Жалко было Сигулду единственную дочь чужому
отдавать, да делать нечего- полюбили они друг друга. И ушла его
ненаглядная Борея жить в соседнее племя. Сигулд с женой часто вспоминали
свою доченьку, горевали, что её нет рядом.
Прошёл год. Однажды, когда Сигулд учил молодых воинов охотничьему
искусству, вдруг появился гонец из другого племени с криком, что тяжёлая
болезнь напала на них, косит людей, и стал слёзно молить о помощи.
Расспросил его Сигулд, что за болезнь, и воскликнул: «Не горюй! Я знаю
растение, которое поможет вам спастись. Оно называется остролист. Беги
скорее, скажи всем, чтобы они нашли это растение и откусили по кусочку!»
Он хотел и сам бежать, там ведь была его дочь, но уже не мог бегать быстро –
староват становился. Гонец повернулся и помчался назад, но так торопился и
волновался, что, пока бежал, забыл, как растение называется. И вот, когда он
вернулся к своему народу, и всё бросились к нему с надеждой, то он мог
только стоять и бормотать: «растение…надо съесть, это как его…растение».
Вздох разочарования пронёсся над племенем, люди поняли, что нет у них
никакой надежды на спасение. Уже половина племени умерла от этой
страшной болезни, другие лежали ослабевшие и ждали неизбежной смерти,
как вдруг из темноты появился Сигулд, который всё- таки не смог оставаться
спокойным и пошёл по следам гонца. Он принёс с собой остролист и дал
откусить всем по кусочку. Как по волшебству люди стали оживать, улыбаться,
поправляться. Потом все бросились обнимать и благодарить Сигулда.
Ребята, хорошо, конечно, что сказка закончилась благополучно. А если бы
Сигулд не успел прийти? Или не захотел? Все закончилось бы очень
печально. Видите, как важно уметь передавать и получать нужные
сведения в нужное время.
Слайд3.
Сведения факты об окружающем мире, которые люди передают друг другу,
называются информацией. Например, я прочитала интересную книгу о том,
как выращивают виноград и рассказала своим соседям. Они получили от
меня информацию, как можно вырастить виноград. Вы собираетесь в школу
утром и слушаете прогноз погоды- вы получаете информацию, которая
поможет вам правильно одеться.
Итак,
Информация — это сведения, факты об окружающем мире, которые люди
передают друг другу:
Информация может передаваться различными путями.
Вы увидели, что на клумбе растут пионы- получили информацию, что пионы
бывают разных цветов: синие, жёлтые, белые, розовые, красные. Вы
услышали в автобусе рекламу и получили информацию, что в город приехал
цирк.
Слайд4.
А вот африканские племена передавали информацию дружественным
соседям информацию о том, что наступает враг, с помощью тамтамов-
барабанов, звук которых разносился очень далеко. А иногда использовали
такой способ, как поджог травы и хвороста: когда племя видело, что со
стороны соседей вздымается столб дыма, они знали, что опасность близка.
Значит, мы можем передавать и воспринимать информацию различными
способами.
Какими? (говорить и слышать; писать и читать; показывать и смотреть)
Слайд 5.
Информацию можно передавать, получать различными путями:
передавать с помощью знаков, звуков, рисунков, получать и слушать,
смотреть и читать.
Вернёмся к нашей сказке. Как вы думаете, что можно было сделать,
чтобы гонец обязательно принёс название растения? Что мы делаем, когда
боимся забыть что-то важное?
Правильно, записываем. Если бы название растения было записано, то
не случилось бы беды, даже если бы он забыл, как оно называется.
То есть, для того чтобы запомнить важную информацию, её нужно сохранить.
А как можно сохранить информацию?
Информацию об окружающем мире, которую люди узнавали в древности,
они передавали своим потомкам, пересказывая многократно. По мере того,
как люди узнавали всё больше новых сведений, их стало невозможно
запомнить, и люди их стали записывать, т.е. сохранять.
Слайд 6.
Некоторые народы изобрели рисуночное письмо, другие придумали
символическое письмо-стали изображать, то, что хотели сказать,
специальными значками. Ну, и наконец придумали, как можно изображать
звуки и буквы.
Слайд 7.
Так возникла письменность – один из самых распространённых видов
сохранения информации.
Слайд 8.
Но рисунки, значки и буквы надо было рисовать и писать на чем-то. Древние
люди писали свои значки на стенах пещер (слайд 9), на каре деревьев (слайд
10,) на глиняных табличках (слайд 11), на тростнике (слайд 12), на телячьей
коже (слайд 13), пока, в конце концов в древнем Китае не была изобретена
бумага (слайд 14, 15)
Материалы, на которых можно сохранять информацию с помощью
различных символов, называются носителями информации.
Слайд 16
Тростник, глиняная табличка, пергамент, бумага, электронные диск — это
носители информации.
Постепенно люди накапливали всё новые и новые сведения об
окружающем мире. Они записывали эти сведения в книги, которых
становилось всё больше и больше. Понадобились помещения, где можно
было хранить книги. Так возникли библиотеки- специальные помещения для
хранения книг.
Первые библиотеки возникли очень давно- например, более 2,5тысяч лет
тому назад в Междуречье у царя Ашшурбанапала была собрана целая
библиотека из глиняных табличек. В ней было больше тысячи глиняных книг,
на которых специальными значками- клинописью – были написаны тексты.
Потом стали создаваться библиотеки, где хранилось множество бумажных
книг.
А как ещё можно хранить и передавать информацию?
Когда люди изобрели пластинки и магнитофонные ленты, книги стало
возможно не только читать, но и слушать. Потом подошла очередь
видеокассет, с помощью которых можно было не только слушать, но и
смотреть. Потом оказалось, что информация накапливается очень быстро,
книги, кассеты занимают слишком много места. Учёные попытались найти
пути, с помощью которых можно было бы хранить информацию в сжатом
виде. Сегодня информацию можно сохранять, передавать с помощью
компьютера и электронных носителей информации- дисков и дискет.
Видите, ребята, как много существует носителей информации, на которых
люди сохраняют важные сведения и накапливают знания. Где мы можем
получить нужную и интересную информацию? (Из газет, из книг, по радио, по
телевидению, в Интернете).
Но больше всего информации хранится, как и прежде, в библиотеках.
Крупные библиотеки сейчас оснащены компьютерами, имеют доступ к
Интернету.
Слад 16
Но самым главным источником информации и знания пока остаётся книга.
Говорит она беззвучно,
Но понятно и нескучно,
Ты беседуй чаще с ней-
Будешь лучше и умней.
Важнейшим источником информации знания является книга.
Давайте проверим, как вы поняли, что же такое информация, как её
можно сохранить и передавать.
-Как вы передадите маме информацию о том, что задержитесь после уроков,
потому что зайдёте в библиотеку?
- Как вы получите информацию о том, что наступила зима?
-Как вы получаете информацию о том, что бабочки бывают жёлтые, красные,
синие, оранжевые, белые?
-Как вы получаете информацию о том, что арбуз сладкий, а перец горький?
-Где вы будете искать информацию о том, как дрессировать собаку?
- Где вы будете искать информацию о том, какие мультфильмы можно
посмотреть по телевизору на этой неделе?
- - Где вы будете искать информацию о том, какое животное на земле самое
большое?
-Как ты сохранишь информацию о том, какие бывают динозавры, чтобы не
забыть её?
-Как ты сохранишь информацию о том, как испечь торт, чтобы не забыть её?
-И так, что же такое информация?
-Какие бывают источники информации?