Напоминание

библиотека- дом, где хранится информация.


Автор: Лидия Владимировна Марьенко
Должность: педагог-библиотекарь
Учебное заведение: МАОУ СОШ №8
Населённый пункт: г. Ртищево Саратовская обл
Наименование материала: библиотечный урок
Тема: библиотека- дом, где хранится информация.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Библиотека- дом, где хранится информация.

Цель урока: познакомить ребят с понятие библиотека дом книги, дом

хранителя информации.

Задачи:

-сформировать основу понятий «информация», «носители информации»;

-развивать познавательную активность учащихся;

-воспитывать интерес к чтению.

Оборудование:

-выставка, на которой представлены информационные ресурсы: книги,

журналы, видео, аудиокассеты, дискеты, CD-ROМ;

-книжная выставка

-презентация различных носителей информации;

Ход урока.

Слайд1

Ребята, мы начинаем библиотечный урок, на котором вы узнаете, что такое

информация, как её можно сохранять и передавать, где хранятся

информационные ресурсы; из каких элементов состоит книга. Вы научитесь

пользоваться библиотекой и правильно читать книги.

Слайд 2

А сейчас…Я хочу рассказать вам сказку. Давным -давно, когда люди ещё

обитали в пещерах и лесах, жило- было одно племя. У вождя племени,

храброго и мудрого Сигулда, были жена и красавица дочь Борея. Пришло

время, и посватался к его дочери молодой человек из соседнего племени,

которое жило в горах. Жалко было Сигулду единственную дочь чужому

отдавать, да делать нечего- полюбили они друг друга. И ушла его

ненаглядная Борея жить в соседнее племя. Сигулд с женой часто вспоминали

свою доченьку, горевали, что её нет рядом.

Прошёл год. Однажды, когда Сигулд учил молодых воинов охотничьему

искусству, вдруг появился гонец из другого племени с криком, что тяжёлая

болезнь напала на них, косит людей, и стал слёзно молить о помощи.

Расспросил его Сигулд, что за болезнь, и воскликнул: «Не горюй! Я знаю

растение, которое поможет вам спастись. Оно называется остролист. Беги

скорее, скажи всем, чтобы они нашли это растение и откусили по кусочку!»

Он хотел и сам бежать, там ведь была его дочь, но уже не мог бегать быстро –

староват становился. Гонец повернулся и помчался назад, но так торопился и

волновался, что, пока бежал, забыл, как растение называется. И вот, когда он

вернулся к своему народу, и всё бросились к нему с надеждой, то он мог

только стоять и бормотать: «растение…надо съесть, это как его…растение».

Вздох разочарования пронёсся над племенем, люди поняли, что нет у них

никакой надежды на спасение. Уже половина племени умерла от этой

страшной болезни, другие лежали ослабевшие и ждали неизбежной смерти,

как вдруг из темноты появился Сигулд, который всё- таки не смог оставаться

спокойным и пошёл по следам гонца. Он принёс с собой остролист и дал

откусить всем по кусочку. Как по волшебству люди стали оживать, улыбаться,

поправляться. Потом все бросились обнимать и благодарить Сигулда.

Ребята, хорошо, конечно, что сказка закончилась благополучно. А если бы

Сигулд не успел прийти? Или не захотел? Все закончилось бы очень

печально. Видите, как важно уметь передавать и получать нужные

сведения в нужное время.

Слайд3.

Сведения факты об окружающем мире, которые люди передают друг другу,

называются информацией. Например, я прочитала интересную книгу о том,

как выращивают виноград и рассказала своим соседям. Они получили от

меня информацию, как можно вырастить виноград. Вы собираетесь в школу

утром и слушаете прогноз погоды- вы получаете информацию, которая

поможет вам правильно одеться.

Итак,

Информация — это сведения, факты об окружающем мире, которые люди

передают друг другу:

Информация может передаваться различными путями.

Вы увидели, что на клумбе растут пионы- получили информацию, что пионы

бывают разных цветов: синие, жёлтые, белые, розовые, красные. Вы

услышали в автобусе рекламу и получили информацию, что в город приехал

цирк.

Слайд4.

А вот африканские племена передавали информацию дружественным

соседям информацию о том, что наступает враг, с помощью тамтамов-

барабанов, звук которых разносился очень далеко. А иногда использовали

такой способ, как поджог травы и хвороста: когда племя видело, что со

стороны соседей вздымается столб дыма, они знали, что опасность близка.

Значит, мы можем передавать и воспринимать информацию различными

способами.

Какими? (говорить и слышать; писать и читать; показывать и смотреть)

Слайд 5.

Информацию можно передавать, получать различными путями:

передавать с помощью знаков, звуков, рисунков, получать и слушать,

смотреть и читать.

Вернёмся к нашей сказке. Как вы думаете, что можно было сделать,

чтобы гонец обязательно принёс название растения? Что мы делаем, когда

боимся забыть что-то важное?

Правильно, записываем. Если бы название растения было записано, то

не случилось бы беды, даже если бы он забыл, как оно называется.

То есть, для того чтобы запомнить важную информацию, её нужно сохранить.

А как можно сохранить информацию?

Информацию об окружающем мире, которую люди узнавали в древности,

они передавали своим потомкам, пересказывая многократно. По мере того,

как люди узнавали всё больше новых сведений, их стало невозможно

запомнить, и люди их стали записывать, т.е. сохранять.

Слайд 6.

Некоторые народы изобрели рисуночное письмо, другие придумали

символическое письмо-стали изображать, то, что хотели сказать,

специальными значками. Ну, и наконец придумали, как можно изображать

звуки и буквы.

Слайд 7.

Так возникла письменность – один из самых распространённых видов

сохранения информации.

Слайд 8.

Но рисунки, значки и буквы надо было рисовать и писать на чем-то. Древние

люди писали свои значки на стенах пещер (слайд 9), на каре деревьев (слайд

10,) на глиняных табличках (слайд 11), на тростнике (слайд 12), на телячьей

коже (слайд 13), пока, в конце концов в древнем Китае не была изобретена

бумага (слайд 14, 15)

Материалы, на которых можно сохранять информацию с помощью

различных символов, называются носителями информации.

Слайд 16

Тростник, глиняная табличка, пергамент, бумага, электронные диск — это

носители информации.

Постепенно люди накапливали всё новые и новые сведения об

окружающем мире. Они записывали эти сведения в книги, которых

становилось всё больше и больше. Понадобились помещения, где можно

было хранить книги. Так возникли библиотеки- специальные помещения для

хранения книг.

Первые библиотеки возникли очень давно- например, более 2,5тысяч лет

тому назад в Междуречье у царя Ашшурбанапала была собрана целая

библиотека из глиняных табличек. В ней было больше тысячи глиняных книг,

на которых специальными значками- клинописью – были написаны тексты.

Потом стали создаваться библиотеки, где хранилось множество бумажных

книг.

А как ещё можно хранить и передавать информацию?

Когда люди изобрели пластинки и магнитофонные ленты, книги стало

возможно не только читать, но и слушать. Потом подошла очередь

видеокассет, с помощью которых можно было не только слушать, но и

смотреть. Потом оказалось, что информация накапливается очень быстро,

книги, кассеты занимают слишком много места. Учёные попытались найти

пути, с помощью которых можно было бы хранить информацию в сжатом

виде. Сегодня информацию можно сохранять, передавать с помощью

компьютера и электронных носителей информации- дисков и дискет.

Видите, ребята, как много существует носителей информации, на которых

люди сохраняют важные сведения и накапливают знания. Где мы можем

получить нужную и интересную информацию? (Из газет, из книг, по радио, по

телевидению, в Интернете).

Но больше всего информации хранится, как и прежде, в библиотеках.

Крупные библиотеки сейчас оснащены компьютерами, имеют доступ к

Интернету.

Слад 16

Но самым главным источником информации и знания пока остаётся книга.

Говорит она беззвучно,

Но понятно и нескучно,

Ты беседуй чаще с ней-

Будешь лучше и умней.

Важнейшим источником информации знания является книга.

Давайте проверим, как вы поняли, что же такое информация, как её

можно сохранить и передавать.

-Как вы передадите маме информацию о том, что задержитесь после уроков,

потому что зайдёте в библиотеку?

- Как вы получите информацию о том, что наступила зима?

-Как вы получаете информацию о том, что бабочки бывают жёлтые, красные,

синие, оранжевые, белые?

-Как вы получаете информацию о том, что арбуз сладкий, а перец горький?

-Где вы будете искать информацию о том, как дрессировать собаку?

- Где вы будете искать информацию о том, какие мультфильмы можно

посмотреть по телевизору на этой неделе?

- - Где вы будете искать информацию о том, какое животное на земле самое

большое?

-Как ты сохранишь информацию о том, какие бывают динозавры, чтобы не

забыть её?

-Как ты сохранишь информацию о том, как испечь торт, чтобы не забыть её?

-И так, что же такое информация?

-Какие бывают источники информации?



В раздел образования