Автор: Коваль Ирина Николаевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ДО ДЮЦ
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: методическая разработка "Решение проблемы в развитии ритмических способностей у детей младшего школьного возраста"
Тема: инновационный проект в свете применения педагогических технологий
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка
«Решение проблемы в развитии ритмических способностей у детей
младшего школьного возраста»
Педагог дополнительного образования Коваль И.Н.
Пояснительная записка
Развитие чувства ритма в начальном периоде занятий по хореографии- это
неотъемлемая задача преподавателя. Выработаны методы по выявлению и
восстановлению такого качества ребенка, как ритмичность. Природа
врожденного чувства ритма кроется во врожденных свойствах человека.
Разработаны методы онтодиагностики, которую на практике активно
применял А. Менегетти. Этот метод выявляет и восстанавливает
ритмичность.
Воздействие музыки на развитие ритмических способностей у детей
имеет огромное значение. Развитие фантазии у ребенка в ритмике и пластике
на первых этапах дает успешные плоды. Ритмические способности у детей
различны. Развивать их лучше всего, опираясь на музыкально- речевые
основы. Важно научить детей чувствовать метро- ритм в музыке. Музыка
влияет на восстановление нарушенных соматических, психических и
ментальных ритмов. Но без специальной работы над восстановлением
ритмичности как качества личности развить музыкальные способности
ребенка и речи осуществить его общее развитие невозможно.
.
Ритмическое фантазирование
Поскольку центр чувства ритма находится в левом, «логическом»,
полушарии, то, занимаясь ритмическим фантазированием, учитель развивает
умственную активность детей. Но организовать активное ритмическое
творчество можно лишь при условии развития определенных ритмических
навыков, которые представляют собой необходимый набор основных
ритмических фигур, закрепленных на мышечном уровне.
Ощутить ритмичность окружающего мира ребенок способен лишь в процессе
мышечного в чувствования, поэтому ритмическое фантазирование должно
слиться с пластическим. Движения целесообразно сопровождать ритмами на
шумовых музыкальных инструментах — бубне, барабане, маракасах и др.
Сложность музыкального ритма в том, что связь «увидел — воспроизвел»
представляет собой цепь знаний и умений, перешедших в навык.
Изучение длительностей в виде ритм слогов дает возможность легче
усвоить и мышечно запомнить соотношение длинных и коротких зуков.
Наиболее оптимальной и удачной для «мышечного чувствования» ритма
является известная слоговая система обозначения длительностей.
Та –четверть,
ти-ти –восьмые,
ти-ри-ти-ри-шестнадцатые
Дети быстро соотносят образ длительностей и их слоговое соотношение
Нужно учиться определять музыкальные размеры, отмечать сильную и
слабую доли., двигаться под счет в музыке……. Дети получают огромное
удовольствие, когда узнают исполненный ритм в песне.
Лишь систематическая работа разовьет у детей навык свободной ориентации
в ритмических фигурах, который предполагает моментальное и свободное
воспроизведение увиденного. Только после этого возможно свободное
ритмическое фантазирование.
Ритмичность полностью зависит от темпа. В любой группе есть дети
подвижные, есть медлительные, поэтому важно в совместной деятельности
выбрать умеренный темп.
Развитие чувства темпа и ритма возможно в процессе проведения следующей
работы с детьми. Сравните различные темпы с движением, настроением,
образом:
ТЕМ П СОСТОЯНИЕ
Очень медленный -заторможенность
Медленный- покой
Умеренный движение
Быстрый -активность
Очень быстрый- суперактивность
НАСТРОЕНИЕ -ОБРАЗ
Лень-размышление, радость ,стремление, страсть.
Болото, тропинка, солнце, ветер, вихрь.
Очень медленный темп можно передать без помощи музыкального
произведения. Можно взять несколько музыкальных и немузыкальных
инструментов: треугольник, трещотку, любой шуршащий предмет — и вне
ритма медленно издавать звуки и шумы. Постепенно нужно отказаться от
музыки и исполнять движения, опираясь лишь на образ или настроение.
Движения могут быть разнообразными, например:
очень медленный темп можно передать в движениях ленивого человека или в
образе животного, а также медленным движением с «опозданием». (Педагог
показывает движение, дети его выполняют через 3—4 секунды.) Завершать
такие этюды желательно в умеренном темпе. Можно закончить этюд и в
быстром темпе в тех случаях, если дети данного класса пассивны и если
последующая работа предполагает быстрый темп, например исполнение
движений в быстром темпе.
После того как знания о ритме и темпе станут чувством ритма и чувством
темпа, можно переходить к ритмическому фантазированию. Работу в этом
направлении мы рекомендуем начать с фантазирования на тему собственного
имени. Действительно, резонансная частота имени обволакивает человека,
защищает его и лечит. Поэтому ребенку важно хорошо относиться к своему
имени, а взрослые должны прививать бережное отношение в обращении друг
с другом.
Сначала с детьми можно провести следующую беседу.
«В Африке детям давали не только обычное, но и ритмическое имя. Когда
ребенок убегал далеко, чтобы позвать его домой, достаточно было исполнить
его имя на барабане или любом звучащем предмете. Услышав свое
ритмическое имя, ребенок быстро возвращался домой».
Предложите детям несколько заданий на ритмизацию их имен.
Задание 1. Детям предлагается всем вместе исполнить в
различных ритмах свои имена, прохлопать их. Отметь короткие и длинные
звуки. Разделить их на ритмо слоги:
Ма-ша. – Та та
Ма-шень-ка Та- ти- ти-
Задание 2. Детям предлагается прочитать стишок и разбить его на
ритмослоги:
Шел, шел без дорог- (Та-та . ти-ти та)
Где шел –там и лег –( Та- та, ти-ти- та)
До весны пролежал,( Ти-ти-та ти-ти-та,)
А потом побежал- (Ти-ти-та ти- ти- та.)
Затем дети исполняют придуманные ритмы в парах, предлагая остальным
определить, какой ритм кому принадлежит.
Можно подобрать ритм к фразам и стихам. Предварительно дети
обговаривают характер, настроение, содержание, образы и их развитие,
возможные остановки — паузы — и другие особенности стиха. Можно
придумать ритмы, которые передают характер явлений природы (ветра, бури,
дождя, грозы).
Придумывая ритмы для животных, можно предварительно представить
конкретную ситуацию, дав ей название, например: «Заяц в огороде», «Лев в
жаркий полдень», «Корова и теленок», «Собака на охоте». В данном случае
можно использовать прием ритмического диалога. Например, корова щиплет
траву и передвигается медленно: та та та-а та-а та-а, теленок прыгает вокруг:
ти ти-ри ти ти-ри ти ти-ри та. При этом использование основных штрихов
(legato, non legato, staccato), динамических оттенков, определенного темпа
позволит оживить ритмический язык образов.
Научившись свободно использовать динамические (временные) ритмы, дети
смогут свободнее управлять ритмами собственной жизни, т. е. обретут такое
важное качество человека разумного, как ритмичность. Ощущать воздействие
ритмов окружающей среды — значит легко адаптироваться к ней.
На занятиях можно выявлять ритмы и темпы не только
в музыке, но и в живописных полотнах, архитектуре, поэзии, художественной
фотографии. Развивая у детей ритмическую наблюдательность, предложите
им выявить ритмические структуры в окружающей жизни: конструкции
зданий, аллеи деревьев, расходящиеся дорожки, расположение предметов в
квартире, детали одежды и т.д. Это поможет им точно определить состояние
среды, ее пассивность или активность, благоприятность или агрессивность.
Дети смогут самопроизвольно защищаться от резкого, аритмичного,
зажатого, а значит, необъективного человека, так как ритмичность
«прочитывается» на бессознательном уровне.
Пластическое фантазирование
Чем меньше ребенок, тем естественнее, пластичнее его
движения. Его умственная активность зависит от свободы
тела: сообразительным ребенок становится в момент физической активности,
свободы действий. Ребенок с комплексами неполноценности зажат,
невыразителен, находится в
напряжении, его умственная деятельность затруднена.
Расслабиться, получить удовольствие от ощущения свободы тела может
помочь ребенку взрослый, но родители, педагоги имеют достаточно
комплексов и мышечных зажимов.
Ребенок же младшего школьного возраста непроизвольно,
не осознавая повторяет, копирует их мышечные зажимы.
Если, например, напряжены и постоянно зажаты мышцы шеи отца —
руководителя предприятия (а несгибаемый, озабоченный проблемами
руководитель непроизвольно напрягает шею, которая с трудом
поворачивается из стороны в сторону), то напрягаются мышцы шеи и спины
у сына. В этом случае ребенок будет плохо интонировать, фальшиво петь.
Если инфантильная мама, неуверенная в себе, заискивающая перед людьми,
непроизвольно зажимает мышцы и суставы ног, то у ее дочери плохо
развиваются мышцы и становятся негибкими суставы ног. Голос у такого
ребенка будет слабым, неуверенным.
Строгая учительница любит читать нотации детям, указывать родителям на
недостатки детей, при этом в момент разговора и даже мысленного диалога
мышцы ее рук становятся напряженными. У такой учительницы дети в
момент ссор между собой будут копировать ее напряженные, негибкие
движения рук. В данном случае пение у детей может быть зажатым и
крикливым, тембр будет неприятным.
Непроизвольная реакция детей на случайные или постоянные жесты, мимику,
движения взрослых приводит к появлению двигательных стереотипов,
которые влияют на возникновение комплексов неполноценности. Именно
работа по пластическому фантазированию восстанавливает природную,
естественную гибкость, выразительность тела
ребенка. Для этого нужна определенная система развития,
которая должна непременно включать упражнения по пластическому
самовыражению в процессе движения.
Пластическое фантазирование должно сопровождаться идеомоторной
деятельностью. (Идеомоторный — от греч. idea — идея, образ, лат. motor —
движение, действие.) Это позволит ослабить или снять комплексы у ребенка.
Такую деятельность можно назвать идеомоторным самомассажем.
Ребенку предлагается передавать в движении характер, например, птицы,
которая свободно, радостно, вольно, сильно размахивает крыльями.
Выполняя задание, ребенок мысленно «поглаживает», расслабляет свои
внутренние органы, мышцы, суставы. По JI. Хей, каждая клетка тела
способна думать, т. е. реагировать на любую мысль, любое движение. И в
зависимости от характера воздействия на нее клетка погибает или
развивается. Положительные мысли подают сигнал в организм, сообщая
каждой клетке: «Ваша жизнь в безопасности».
Упражнения под музыку должны начинаться с крупных движений всего тела,
корпуса, ног, рук, головы. Амплитуда движений должна быть большой и
полной, каждый сустав должен работать и быть подвижным. Это создает
ощущение красоты, гибкости, выразительности, пластичности.
Детям предлагаются варианты разнообразных движений рук: к себе, от себя,
в стороны, вверх, вниз, назад, волнообразно, винтообразно, с легкими
изгибами в суставах, как это делают танцовщицы.
Такое разнообразие движений можно придумать и для ног (медленные
приседания, разведение ног в стороны, выразительные движения на
цыпочках, пружинистые шаги и т.д.), и для корпуса (повороты, «закрутка»
туловища, поднятие плеч, движения в талии, прогибы назад, вперед, в
стороны, растягивание боковых мышц туловища и др.).
Разным движениям, позам, жестам можно придумать образные названия.
Например, ладони, повернутые внутрь, заведенные назад руки, вытянутая
шея и расслабленный корпус представляют собой позу, которую можно
назвать
«Добрый пингвин». Этот этюд можно исполнить под «Вальсшутку» Д.
Шостаковича.
От пластической выразительности можно перейти к социальной
интерпретации жестов, мимики, движений. П окажите детям различные позы:
сидеть развалившись, уперев руки в бока, скрестив на груди и т.д.
Попытайтесь с ними определить значение каждой позы и возможность
работать в свободном состоянии. Проследите на занятии за позами детей и
обратите их внимание на тех, кто очень выразителен в движениях.
После выполнения крупных движений можно предложить детям упражнения
на разминку мелкой мускулатуры.
Педагог должен работать над развитием мелкой мускулатуры
детей, которая способна оказать благоприятное воздействие
на мыслительную деятельность. Мышечные ощущения, действия,
«мускульное чувствование» помогают развивать ловкие, точные движения.
Аудиовизуальная наблюдательность и мышечная память, в которой
запечатлен предыдущий опыт, гармонизируют движения мысли и тела.
Можно активно использовать пальчиковые упражнения
или организовать пальчиковый пантомимический спектакль, где дети будут
разыгрывать маленькие беззвучные сценки. Сценкам можно дать названия:
быстрые движения пальцев можно назвать «Порхание мотыльков», вращение
предплечьями с неподвижными локтевыми суставами — «Забавный
Арлекин», хватательные движения пальцев ног можно назвать «Курочка на
насесте». Этюды, тренинги, упражнения можно проводить в виде имитации,
импровизации. Для развития пластики рекомендуются этюды «Волна»
(волнообразные движения рук перед
собой), «Крылья» (волнообразные движения разведенных в
разные стороны рук), «Змея» (извивающиеся движения туловища, рук и ног),
«Хвост павлина» (плавные движения
расходящихся за спиной рук). Движения-образы содержатся в этюдах
«Трусливый заяц», «Назойливая муха», «Пружинки», «Когти». Язык
действий очень выразителен: предложите детям изобразить, как они убегают,
скачут, спотыкаются, останавливаются, отпрыгивают, перепрыгивают и т.д.
Ребята могут показать, как они идут на цыпочках, чтобы не
разбудить спящую маму, проходят по узкой дощечке, по острым камням,
маршируют, как солдаты, перепрыгивают через лужу, перебираются через
барьер, пролезают в узкое отверстие и т.д.
Если работа проводилась систематически, то можно разыграть, «озвучить» в
движениях музыку Щедрина «Озорные частушки», Прокофьева «Сказочка»,
отдельные пьесы Сен-Санса из «Карнавала животных», Мусоргского из
«Картинок с выставки».
Сыграйте с детьми в этюды «На выставке у картины», «В магазине у
витрины», «В переполненном автобусе». Для передачи подробностей
действия можно мимически представить диалоги болтушек, сплетниц,
заговорщиков, фантазеров, спорщиков, драчунов и т.д.; показать животных
(слона, медведя, лису, сову), сказочных героев (Чебурашку, Винни-Пуха).
Импровизация детей должна быть тщательно продумана учителем:
выбранный сказочный персонаж знаком детям, разработаны ситуации,
действия, выбраны воображаемые необходимые предметы, дана
характеристика предполагаемых отношений персонажей, их эмоций в
развитии
Можно тренировать движения, передающие состояния веселья, недовольства,
радости, растерянности. Постепенно упражнение можно усложнить, выделяя
только положительные или отрицательные качества и усиливая их по степени
проявления (безмятежность — спокойная радость —возбуждение —
восхищение — восторг).
Целесообразность и выразительность любых движений может быть
достигнута лишь при условии постоянного контроля за качеством
выполнения, с привлечением воображения детей: образ вытягивающего шею
лебедя можно создать, представив, как он изящно, медленно и плавно делает
это.
После предварительной работы — этюдов, упражнений, тренингов — можно
переходить с детьми к элементам эвритмии — собственно пластическому
фантазированию под музыку или под чтение стихов, точнее, фантазированию
на тему музыки и стихов. Фантазирование — это всегда импровизация, но
требующая определенной подготовки.
Сначала дети слушают музыку и по просьбе педагога, показывают руками
движение музыки: динамическое развитие фразы — движение рук от себя,
завершение фразы —движение рук к себе, мелодия не имеет динамического
развития, «стоит на месте» — руки делают разнообразные мелкие движения.
Педагог активно помогает детям «услышать» руками движение музыки.
Важно, чтобы дети почувствовали, что движение музыки к кульминации
передается открытым корпусом и широко разведенными руками, завершение
фразы сопровождается «сворачиванием», «сжатием» всего
тела.
Затем дети «слушают» эту музыку всем телом и пытаются свободно
двигаться под нее, «раскрываясь» при развитии музыки и «закрываясь» при
завершении мотива, фразы, целой темы. Если ребенок начинает
фантазировать и двигаться, не чувствуя музыки, — это не страшно: он пока
не чувствует ритма социальной жизни, поэтому неритмичен в музыке.
Постепенно он начнет прислушиваться к жизненным ритмам, принимать их,
вибрировать в них, как настроенный музыкальный инструмент в оркестре. А
пока им движет его внутреннее «я». Важнее, чтобы внешние движения его
были плавными, мягкими, выразительными, пластичными, напоминающими
замедленные съемки.
Педагог может сопровождать звучание музыки короткими, выразительными
поясняющими фразами: «Вы легкие, как пушинки, как струящийся воздух»,
«Плавно и легко перемещаетесь по залу», «Вы настолько легкие, что
свободно перемещаетесь, не мешая друг другу».
Можно использовать различные образы. Предложите детям представить
полет снежинок, птиц, движение воздуха, дуновение легкого ветерка,
движение волн на море, струящегося ручейка, капелек воды и т.д.
Более сложное задание — исполнение оркестровой музыки по «партиям».
Одна группа детей «исполняет» мелодию: слушает ее развитие и пластически
выражает. Другая группа детей слушает сопровождение, ритмическую основу
музыкального произведения и в пластике передает ритмическую основу. Для
выполнения задания нужен репетиционный момент: слушание музыки
детьми, сопровождающееся комментариями педагога, которые помогают
детям слушать свою «партию». Причем в самой группе каждый ребенок
подбирает свои движения, что создает полиритмию
движений, как будто звучит многоголосие в пластике.
Совместное исполнение представляется в виде пластически звучащего
оркестра, если педагог помогает детям услышать музыкальные группы
(ударные, духовые, скрипичные инструменты), представить характер каждой
группы инструментов и передать в движении. «Звучащий» оркестр в пластике
— незабываемое зрелище, насыщенное фантазией, выразительностью и
оригинальностью. Оно напоминает первые звуки, которые предшествовали
музыкальному творчеству человека, поэтому желательно выбирать для
пластического фантазирования музыку, в которой
слышатся звуки природы, музыку без однообразного ритма, с развернутой,
красивой мелодией.
Подобное зрелище можно создать, работая со стихами. Педагог
выразительно, с пафосом читает стихи о природе, интонационно понижая
или повышая голос. Дети «вслушиваются» всем телом и начинают подбирать
движения, соответствующие ритму, темпу, характеру стихов, интонациям
голоса педагога.
Если дети уже занимались вербальным, ритмическим, графическим
фантазированием, то они с легкостью смогут выразить характер стихов и
музыки. Главное условие пластического фантазирования — слушать и
слышать самого себя в музыке, эмоционально сопереживать и выразительно,
легко, свободно, пластично передавать в движении услышанную внутри себя
музыку.
2020г.