Авторы: Шантуева Ольга Леонидовна, Апанасевич Людмила Егоровна
Должность: зав. библиотекой, педагог по театральному обучению
Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска СОШ № 3
Населённый пункт: г. Иркутск, Иркутская обл.
Наименование материала: проект
Тема: "Поём и читаем о войне"
Раздел: среднее образование
Литературная музыкальная композиция «Поём и читаем о войне!»: к 72-летию
Победы советского народа в Великой Отечественной войне
«…Учитывая всемирно-историческое значение победы над фашизмом
в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов…»
Память о Великой Отечественной войне, ставшей для нашего поколения уже
далекой
историей,
–
это
не
только
хроника,
летопись
и
дневники,
это
е
ѐ
исторические уроки, вобравшие в себя социальный опыт прошлого и устремление
в настоящее и будущее.
Все
дальше
вглубь
истории
уходят
события,
связанные
с
Великой
Отечественной войной. Передать эстафету памяти, показать учащимся величие и
самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу – одна из задач
гражданско-патриотического воспитания.
День Победы – праздник, который начали отмечать после победы нашего
народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Это день окончания
страшной, безмерно жестокой войны, которая длилась 1418 дней и ночей. День
Победы
как
всенародный
праздник
был
установлен
Президиумом
Верховного
Совета СССР 8 мая 1945 года. Путь к победе был длинным испытанием. Она была
завоевана мужеством, боевым мастерством и героизмом советских воинов на полях
сражений, самоотверженной борьбой партизан и подпольщиков за линией фронта,
каждодневным трудовым подвигом работников тыла, объединенными усилиями
антигитлеровской коалиции и антифашистского движения.
В преддверии празднования 72-летия Великой Победы появилась идея о
создании Литературно-музыкальной композиции «Поём и читаем о войне!». В
рамках
мероприятия
предполагается
организация
просветительской,
исследовательской, творческой, поисковой деятельности среди учащихся.
Цель
проекта: воспитание
гражданственности,
патриотизма;
привитие
основополагающих
ценностей,
идей,
убеждений;
увековечение
подвига
многонационального народа в Великой Отечественной войне; противодействие
фальсификации событий Великой Отечественной войны; повышение интереса к
истории Родины.
Задачи проекта:
– воспитание чувства гордости за свое Отечество, свой народ и свою семью;
– формирование
у
подрастающего
поколения
чувства
верности
Родине,
ответственности за судьбу страны, готовности к служению Отечеству и его защите,
выполнению гражданского долга; приобщение к историческим, культурным и
нравственным ценностям, традициям своего народа;
– развитие национального самосознания и гражданской позиции в условиях
учебно-воспитательного
процесса,
внеклассной
и
досуговой
деятельности
обучающихся;
– вовлечение
школьников,
их
родителей
в
подготовку
мероприятий,
приуроченных к празднованию 72-летия Великой Победы;
– укрепление общих интересов в семьях путем привлечения детей и взрослых
к проведению совместных мероприятий патриотической направленности;
– формирование
внимания,
уважения,
почтения
к
ветеранам,
чувства
толерантности;
– развитие
творческих,
интеллектуальных
способностей,
коммуникативной
культуры обучающихся, умения работать в коллективе;
– повышение мотивации к учению, познавательной активности, способности
самореализации учащихся;
– дополнение, расширение знаний учащихся по произведениям о войне.
Организаторы
проекта:
Зав
библиотекой
О.Л.
Шантуева.,
педагог
по
театральному обучению Л.Е. Апанасевич
Партнеры проекта: рок-группа «Точка отчёта», библиотека им. Уткина
Участники
проекта:
учащиеся
школы,
общественность
(родители),
классные руководители, учителя литературы, библиотечный работник, учитель
изобразительного искусства, рок- группа, сотрудники библиотек .
Действие проекта: проект обеспечивает адресный охват целевой аудитории
(учащиеся
7-11
классов,
родители.).
Достигается
в ос пи т а т е л ь ны й ,
просветительский, идеологический эффект. При этом используются интерактивные
методы обучения, при которых существенно выше степень усвоения материала,
чем при традиционном подходе в обучении.
Сроки проведения проекта: 03.05.17- 10.05.17
К результатам проекта относятся:
– воспитание гражданственности и патриотизма;
– воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны;
– повышение интереса к истории страны;
– помощь в проектной деятельности школьников, связанной с гражданско-
патриотической тематикой;
– выявление одаренных ребят, способных к творческой, исследовательской
деятельности;
– организация
привлекательной
формы
досуга
школьников,
которая
способствует профилактике асоциального поведения.
Сценарий
литературно-музыкальной
композиции
для
старших
школьников
детского
экологического
театра
«Изюминка»
Центра
развития дополнительного образования Иркутской области.
«Поём и читаем о войне».
Песня вновь воскрешает
То, что было давно,
Что ни старым, ни малым
Позабыть не дано.
Звук. Музыка рассвета.
Декламация на фоне музыки.
Голос за кадром. Той первой ночью, в ранний час рассвета,
Спала земля в колосьях и цветах,
И столько было света,
Столько цвета,
Что снились разве только в детских снах.
(Н. Браун)©otmetim/stixi-o-vojne/
Звук: вой самолётов, взрывы бомб.
Во время тревоги по сцене бегают люди, прячутся и пауза, люди замерли,
закрыв голову руками, прикрывая друг друга.
Голос за кадром. «22 июня» (Т. Лаврова)©otmetim/stixi-o-vojne/
В тот страшный день земля рванула в небо.
От грохота застыла в жилах кровь.
Июнь цветастый сразу канул в небыль,
И смерть, вдруг, оттеснила жизнь, любовь.
Звук репродуктора.
Услышав,
люди,
поднимают
головы
в
направлении
репродуктора,
выпрямляются и, замерев, слушают.
Радио - запись. От советского информбюро. Сегодня 22 июня 1941 года без
объявления войны Гитлеровская Германия вероломно напала на нашу Родину…
Во время чтения стихотворения девушки начинают собирать парней в дорогу.
На последнем четверостишии, надев на голову шлем, пилотку, шапку – ушанку,
парни как бы смотрят вдаль.
1девушка. Надели гимнастёрки и шинели
Вчерашние мальчишки – цвет страны.
Девчонки на прощанье песни пели,
Желали выжить в грозный час войны.
Война, как ком, катилась по дорогам,
Неся разруху, голод, смерть и боль.
Осталось их в живых совсем немного,
Принявших первый, самый страшный бой!
В атаку шли за правду, за Отчизну,
За мир, за мать с отцом, за добрый дом.
Чтоб защитить от ужасов фашизма
Права на жизнь, что рушилась кругом.
Звук: мелодия Булата Окуджавы.
На пороге едва замаячили
И ушли за солдатом солдат.
«До свидания мальчики, мальчики!
Постарайтесь вернуться назад!»
Все участники юноши маршируют на месте беззвучно и в замедленном темпе
этой песни. Девушки собираются стайкой, утирают слезы, машут платками.
Звук: грохот боя, выстрелы и томящая потом тишина.
Закадровый голос. «Перед атакой». (С. Гудзенко).
Когда на смерть идут – поют,
А перед этим
можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою –
Час ожидания атаки.
Выходят парни «после боя» и садятся на передышку.
И как не вспомнить
в этот час
Того, кого оставил дома,
Кому тоска твоя сейчас
В разлуке этой
Так знакома!
Звук: песня «Темная ночь»
Парни-солдаты задумчиво слушают пение. По окончании песни исполняют
стихотворение, вставая по очереди и затем оставаясь стоять.
Песня партизан Михаил Голодный
1.(Встаёт) Все в ружье! Сосед зови соседа!.
Нас связала общая борьба.
Если жертвы требует победа —
Лучше смерть в бою, чем жизнь раба.
2. (Встаёт) Рейды в тыл, удары в лоб ночные!
Повторить их нам пора пришла.
3. (Встаёт) Вспомним, братья, годы боевые,
Вспомним партизанские дела.
( встают девушки, которые сидели с ними).
Вместе с нами вы, подруги боевые, Не дрожит оружие в руках.
Встанем на мостах, как часовые,
На дорогах, переправах, в городах.
По окончании уходят.
Звук: песня «Смуглянка» с использованием элементов театрализации
Как-то летом на рассвете
Заглянул в соседний сад,
Там смуглянка-молдаванка ( появляется девушка, которая собирает виноград
в корзину)
Собирает виноград.
Я краснею, я бледнею,
Захотелось вдруг сказать – (подходит, берет девушку за корзину)
Станем над рекою
Зорьки летние встречать.
Пр-в. Раскудрявый клён зелёный, лист резной, (берет ее за корзину, держат
оба с разных сторон, он тянет,
Я влюблённый и смущённый пред тобой, (она смущенно
отворачивается, держит дистанцию)
Клен зелёный да клён кудрявый,
Да раскудрявый резной.
Клён кудрявый да клён зелёный, лист резной, ( девушка слегка отталкивает
парня, кружится одна)
Я влюблённый да смущённый пред тобой, ( он указывает на сердце
Клён зелёный да клён кудрявый, (сокрушенно разводит руками)
Да раскудрявый резной.
А смуглянка-молдаванка
Отвечала парню в лад -
Партизанский молдаванский (девушка поёт или говорит)
Собираем мы отряд.
Нынче рано партизаны
Дом покинули родной,
Ждёт тебя дорога (достаёт из колоды одну карту и показывает её парню)
К партизанам в лес густой.
Клён кудрявый, клён зелёный, лист резной, (он поет, она тасует карты,
укладывает их в корзинку, прихорашивается)
Я влюблённый и смущённый пред тобой.
Клён зелёный да клён кудрявый,
Да раскудрявый резной.
Клён кудрявый да клён зелёный, лист резной, ( вновь поёт или говорит
девушка)
Здесь у клёна мы расстанемся с тобой.
Клён зелёный да клён кудрявый,
Да раскудрявый и резной (вешает корзину на руку и машет рукой).
И смуглянка-молдаванка (уходит)
По тропинке в лес ушла,
В том обиду я увидел,
Что с собой не позвала.
О смуглянке-молдаванке
Часто думал по ночам,
Вдруг свою смуглянку
Я в отряде повстречал. (девушка выходит в белом платке, с солдатской
сумкой с красным крестом)
Раскудрявый клён зелёный, лист резной, (девушка радостно поёт)
Здравствуй, парень, мой хороший, мой родной.
Клен зелёный да клён кудрявый,
Да раскудрявый резной.
Клён кудрявый да клён зелёный, лист резной,( он поёт, обращаясь к ней)
Здравствуй, милая, хороший, мой родной (она поёт, обращаясь к нему).
Клён зелёный да клён кудрявый,(поют оба, в конце можно обнять др.друга и
удалиться вглубь сцены)
Да раскудрявый резной.
Входит парень в лётной амуниции, читает стихи.
Лётчик. «ДРУГУ ВОЕННЫХ ЛЕТ». Филатов Николай Александрович. Ветеран.
Военный лётчик.
(Обращается к Вокалисту )А мы окопов не копали
И по-пластунски не ползли,
А мы в войну с тобой летали,
Мы – истребители войны.
Нелегкий путь не выбирали
Мы на дороге фронтовой:
В смертельный бой с врагом вступали
Мы между небом и землей.
И слышны в небе позывные:
"Дружок - двадцатый, я - второй.
Я атакую "Мессершмидта",
Меня от "Фоккера" прикрой".
Меня прикрыли, и я слышу,
Я снова слышу позывной:
"Второй, второй, из боя вышел.
Горю! Прощай, мой дорогой!
Прощай ,братишка! Отомстите!
И не пишите маме, нет,
Пусть ждет, надеется увидеть,
Мне завтра было б двадцать лет"!
Звук взрыва и оглушающая тишина (пауза).
…Прощай, браток,…и снова в небо.
И вновь за Родину мы - в бой.
И самолёт мой на форсаже
Уж воет волком, как живой.
Звук: песня «Як-истребитель» Во время песни идёт драматизация. Лётчик
садится на стул, «ведёт» самолёт, а потом в него «попали» он сник, голову
повесил (умер).
Голос за кадром. «Умирали друзья». (Людмила Ларкина)
Умирали друзья, не простившись,
Не всегда был поставлен им крест.
Вспомним этих отважных мальчишек
Не познавших ни жён, ни невест.
Звук: песня «Он не вернулся из боя». Летчик, присутствует, как фантом,
который в заключение песни встаёт и говорит.
Лётчик. «Реквием» (Р.Рождественский)
Не пугайтесь!
Однажды
Мы вас потревожим во сне.
Над полями
Свои голоса пронесём в тишине.
Мы забыли, как пахнут цветы.
Как шумят тополя.
Мы и землю
Забыли.
Какой она стала,
Земля?
Как там птицы?
Поют на земле
без нас?
Как черешни?
Цветут на земле
без нас?
Как светлеет
река?
И летят облака
над нами?
Без нас.
После этого уходит. Звук: песня «На земле бушуют травы».
Голос за кадром. Были на фронте и боли, и беды
Четыре трудных года, как-никак,
И вот чем ближе продвигались мы к победе,
Тем злее становился враг.
Звук: песня «Песня фронтового шофёра».
Театрализация: певец и его
товарищ едут на машине по фронтовой дороге.
Голос за кадром. Стихи о победе.
Отгремели давно залпы наших орудий,
А в воронке от бомбы трава-мурава…
Но войну не забыли суровые люди
И смеются сквозь слезы,
Ведь память жива!
К концу стихотворения девушка, которая будет читать следующее, подходит
с альбомом к одному из парней. Они, как семейная пара, начинают рассматривать
фотографии в альбоме.
2девушка. И, листая альбомы в семье,
Вдруг заметит нечаянно кто-то,
Притаилась война в уголке,
В пожелтевшем от времени фото.
С фотографий с улыбкой глядят,
Те, кто жизни своей не щадил,
В тех далёких жестоких боях,
От фашистов страну защитил.
2 юноша. Не померкнет их слава в сердцах (Встают оба).
Укрепляется память с годами,
У народа жить будет в веках,
Тот, кто бился жестоко с врагами.
Звук:
песня
«Офицеры».
На
куплет
«Нет
в
России
семьи
такой…»
все
участники композиции встают, поднимают портреты своих прадедов-ветеранов и
скандируют за чтецами, побуждая к этому зал.
1. Есть в мире истина одна:
Хором. России не нужна война!
2.О прошлом помнит вся страна.
Хором. России не нужна война!
3.Такой большой была цена.
Хором. России не нужна война!
Апплодисменты.