Автор: Коваль Ирина Николаевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ДО ДЮЦ
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: проект "Создания хореографического спектакля "Мери Поппинс""
Тема: инновационный проект в свете применения педагогических технологий
Раздел: дополнительное образование
«Создание детского танцевального спектакля «Мери Поппинс,
до свиданья!» хореографический коллектив «Домино»
Педагоги МАУ ДО ДЮЦ «ИМПУЛЬС» Лобукова О.В, Коваль И.Н.
Постановка
детского
танцевального
спектакля
«Мери
Поппинс, до свидания!» основана на литературном произведении
Памелы Треверс «Мери Поппинс» и музыки Максима Исааковича
Дунаевского.
Перед
нами
поставлена
задача
–
постановка
хореографического номера по литературному произведению. В постановке «Мери
Поппинс, до свиданья!», принимают участие ученики хореографического коллектива
«Домино»
ДЮЦ
«Импульс».
При
выборе
литературного
произведения,
мы
отталкивалась
от
того,
что
детям
близок
образ
главной
героини
и
сюжет.
В
хореографическом
коллективе
подбору
репертуара
следует
уделять
огромное
значение, ведь, создавая номер, разучивая его, отрабатывая, педагог воспитывает у
учащихся чувство ответственности, терпения, настойчивости в достижении цели.
Как известно, образность танца, рожденная на основе органического синтеза
музыки и хореографии, обладает новыми достоинствами, качественно отличными от
достоинств
отдельно
входящих
в
нее
компонентов.
Построение,
характер,
темперамент детского номера «Мери Поппинс, до свидания!» заключены в музыке и
определяются ею. От того, насколько музыка образна и выразительна, во многом
зависит уровень и содержание хореографической постановки. Подбор музыкального
материала
–
чрезвычайно
сложная
работа,
в
процессе
которой
необходим
учет
многих факторов. В отличие от большинства профессиональных спектаклей, где
обязательно имеются готовое либретто и написанная композитором музыка, в нашем
случае
ни
того,
ни
другого
нет.
Профессиональному
балетмейстеру
предстоит
создать балетный текст, придумать мизансцены и, безусловно, найти решение темы.
Все это нужно было произвести нам самим, но перед этим необходимо было создать
исходное – сюжет и музыку.
Максим
Исаакович
Дунаевский
-
российский
композитор,
его
музыка
к
кинофильму «Мери Поппинс, до свиданья» используется в нашем танцевальном
спектакле, она яркая, многообразная, разно - жанровая.
Сюжетная линия хореографической постановке «Мери Поппинс, до
свидания!»
Мери Поппинс появляется в городе, ее приветствуют прохожие, кланяются ей,
восторгаются ее красотой. Мери Поппинс отвечает им взаимностью. На улицу
выбегают дети, шутят над ней и передразнивают. Вместе они начинают играть в
чехарду
и
классики.
Мери
Поппинс
читает
им
книгу.
Воображении
детей
вырисовываются образы. Поэт приезжает с города в деревню на свежий воздух.
Появляется корова, которая играет с детьми. Поэт рад корове и детям. Ребята
передразнивают корову и смеются над ней. Пока няня читает книгу дети засыпают,
няня накрывает их звездным одеялом и им снятся волшебные сны. Приходит Фея
ночи и дарит каждому ребенку звездочку. Они танцуют вместе с феей и няней. Но
приходит пора расставаний и дети прощаются со сказкой.
Сделав анализ литературного произведения и мнения детей, создались образы
главных
героев
близкие
детскому
восприятию.
Рассмотрим главных
героев
танцевального спектакля «Мери Поппинсм, до свидания!»:
Мери
Поппинс
–
элегантная
няня,
в
строгом,
классическом
наряде
английского стиля «Леди Совершенство» – Лобукова Ольга.
Корова – ростовая кукла – Михеева Катя, Стоцкая Лиза.
Поэт – романтичный, вдохновенный писатель – Куликовский Артем.
Фея ночи – звездная волшебница – Кузьменко София.
Горожане – прохожие люди – Старшая группа
Дети – Младшая группа
После прочтения и изучения первоисточника был разработан композиционный
план. Содержание детского номера состоит из трех эпизодов:
1.
«Мери Поппинс - Леди совершенство»
2.
«Детская сказка»
3.
«Цветные сны».
Для создания хореографического номера необходимо составить сюжетную
линию – это краткое изложение действия, описание уже готового хореографического
сочинения.
Создание хореографических образов в танцевальном спектакле «Мери
Поппинс, до свидания!» по литературному произведению Памелы Треверс
«Мери Поппинс».
Создание художественного образа средствами хореографии, очень
интересный и творческий процесс, включает в себя много кропотливого труда
и
совместной
работы постановщика, художника, исполнителей и всех участников
постановки.
Образ Мери Поппинс: Памела Траверс создала образ «идеальной няни». Её
отличает аккуратность и прекрасные манеры, туфли Мэри Поппинс всегда
начищены, передник накрахмален, от неё исходит аромат мыла
«Солнечный свет» и тостов. Она умеет создавать приключения из ничего: из самых
обычных
предметов и при самых обычных
условиях. Своих воспитанников
Поппинс научила двум самым главным в жизни вещам: умению видеть
сказочное в обычных вещах и не бояться любых перемен. За свои услуги Мэри
Попинс просит самое маленькое жалование.
Для
постановки
нашего
номера
можно
использовать
разные
формы
хореографического текста. А для того, чтобы постановка не загружала действие и не
перенасыщала
зрителя,
мы
использовали
основное
правило
постановки
–
от
простого к сложному. Важным при сочинении лексики стали приемы варьирования –
комбинации получались полные, раскрытые и интересные, приемы комбинирования
– все движения и позы сочинены последовательно и выстроены в одну непрерывную
цепочку. В кульминационной части произведения мы использовали разные техники
и стили танца для большей динамики. Так же использовались полифонические
приемы.
Уменьшение-увеличение
придавало
динамики,
действие
нарастало,
приводил нас к финалу произведения, а затем все пошло на спад и все герои
прощаются со сказкой,
и
застывают в пластической картинке. Контрастный
контрапункт
применялся
для
более
выразительности
образа
и
характера
героев
каждого
в
отдельности.
В
начале
произведения
использовались
совсем
незначительные
приемы:
повтор-перекличка,
волна,
они
лишь
украшали
хореографический текст. А вот в финале произведения использовалось множество
приемов и они сделали финал сложным и в то же время легким для восприятия. Так,
например
последняя
комбинация
была
основана
на
каноне.
Канон
прост
в
восприятии и
усложняет действие, переходы, лексику.
Имитация – повторение
каким-либо
танцовщиком
или
группой
танцовщиков
одного
лейтмотива,
использовалась на протяжении всей постановки и стала основным полифоническим
приемом в произведении. Из этого вытекает, что и развитая имитация (повторение
каким-либо
танцовщиком
или
группой
танцовщиков
одного
лейтмотива,
непосредственно
исполненного
до
этого,
однако,
повторение
не
буквальное,
а
варьированное) сыграла ту же роль.
Драматургия в детском номере «Мери Поппинс, до свидания!»
Знание
законов
драматургии
помогает
автору
сценария,
хореографу,
композитору
в
работе
над
сочинением,
а
так
же
при
анализе
уже
созданного
сочинения.
Детский номер «Мери Поппинс, до свиданья!» разделен на 3 эпизода, и нам
предстояло раскрыть в каждом свою суть.
Для
любого
хореографического
произведения
характерны
композиционные
драматургические законы и принципы построения:
1. Экспозиция знакомит зрителей с действующими лицами, помогает им составить
представление о характере героев. В ней намечается характер развития действия; с
помощью особенностей костюма и декорационного оформления, стиля и манеры
исполнения выявляются приметы времени, воссоздается образ эпохи, определяется
место действия.
Длительность экспозиции зависит от той задачи, которую решает здесь хореограф,
от
его
интерпретации
произведения
в
целом,
от
музыкального
материала,
строящегося, в свою очередь, на основе сценария сочинения, его композиционного
плана.
В номере «Мери Поппинс, до свидания!» экспозицией является появление
главной
героини
Мери Поппинс – Леди совершенство, где раскрывается ее
характер, мысли и чувства. Экспозиция знакомит нас с действующими лицами,
помогает зрителю составить представления о характере героев. В ней намечается
характер развития действия; с помощью особенностей костюма, стиля и манеры
исполнения
выявляются
приметы
времени,
определяется
месте
действия.
Мы
переносимся
на
улицу
старинного
английского
города.
Прохожие
приветствуют
главную героиню Мери Поппинс, которая знакомится с детьми. Во втором этом
эпизоде происходит много интересных воплощений, сюжет развивается динамично,
повествовательно
и
ярко.
Действующие
лица
вступают
во
взаимодействия,
появляются
новые
образы
–
«Поэт»,
«Корова»
(ростовая
кукла).
«Корова»
-
юмористический образ, поднимает настроение – падает, виляет хвостом, бодается с
детьми, бегает за ними.
Детский зритель с большим интересом, очень эмоционально реагирует на этот
образ. В
кульминации
номера «Мери Поппинс, до свидания!»» главная героиня
накрывает детей ночным покрывалом и им снится волшебный сон, где прилетает
Фея ночи и дарит каждому звездочку-символ волшебства, и исполнения желаний и
мечты. Ускоряется темп, усиливаются эмоции. Световое оформление становится
более
ярким
и
насыщенным,
усиливает
эмоциональный
накал
этой
части
постановки. В танцевальном спектакле «Мери Поппинс, до свидания!»» развязка
была постепенной. Все действие завершается звездным хороводом.
Образ Мери Поппинс очень близок мне, так как педагог в первую очередь должен
воспитывать
детей,
дарить
радость
жизни,
веру
в
себя
и
в
свои
творческие
способности!!!
В
заключении
хотелось
отметить,что
создавая
такое
действо,
как
спектакль,
обучающийся
усваивает
мета
предметные
умения,
навыки
и
способы деятельности, познавательные качества – умение задавать вопросы,
отыскивать причины явлений, чувствовать окружающий мир, обозначать своё
видение проблемы;
креативные
(творческие)
качества
–
вдохновлённость,
фантазия,
чуткость
к
противоречиям,
гибкость
ума;
раскованность
чувств,
мыслей, движений; критичность , наличие своего мнения;
оргдеятельностные
(методологические)
качества
–
способность
осознавать
цели
учебной
деятельности,
умение
их
разъяснять;
поставить цель и создать условия для её достижения; способность к
законотворчеству;
способность
к
рефлексивному
мышлению,
самоанализу и самооценке;
коммуникативные
качества
–
взаимодействие
с
другими
людьми,
с
объектами
окружающего
мира
и
его
информационными
потоками;
умение
находить,
преобразовывать
и
передавать
информацию;
реализовывать
различные
социальные
роли
в
коллективе
и
группе,
пользоваться
современными
телекоммуникационными
технологиями
(Интернет-ресурсами);
мировоззренческие
качества
–
эмоционально-ценностные
установки
учащегося, его умение к самодвижению и самопознанию, способность
обозначать своё место и роль в окружающем мире, в государстве, в
семье, в коллективе и природе; обозначать свои общечеловеческие и
национальные устремления, толерантные и патриотические качества
личности.
Перечень этих качеств в соответствии с идеологией основывается на
целостном
представлении
об
учащемся
как
человеке
с
физической,
эмоциональной и интеллектуальной составляющей, а также с ценностной,
духовно-нравственной
основой
жизнедеятельности.
Именно
эти
качества
составляют
педагогическое
основание
для
нашего
проекта-создание
танцевального спектакля «Мери Поппинс-до свидания!»».
Задание 1 – Раскрыть образ главной героини спектакля «Мери Поппинс» по
методу синквейн
2019г.