Автор: Малиновских Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 227 "Березка" общеразвивающего вида
Населённый пункт: г. Барнаул Алтайский край
Наименование материала: проект
Тема: "По страницам Красной книги"
Раздел: дошкольное образование
Экологический проект:
«По страницам Красной книги»
Барнаул
2017
Проект разработала:
Малиновских Т.А.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
(В. Берестов).
Актуальность:
Можем ли мы жить без природы, без птиц, деревьев, бабочек и стрекоз,
лесов и лугов? Чем больше становятся наши города, чем выше дома, тем чаще
нам хочется уехать подальше за город в наш настоящий общий дом – на приро-
ду.
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и наро-
дов отдавали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но особенно остро
стоит эта проблема в наши дни: происходит быстрое сокращение многих видов
растений и животных. Некоторые виды уже безвозвратно исчезли с лица Земли,
другие находятся на грани вымирания. Причин вымирания много, одна из них –
человек, который истребляет животных ради охоты за ценным мехом, для про-
дажи или редким зверем для зоопарков, цирков или богатых людей, для изготов-
ления чучел животных для музеев или для украшения гостевых домиков.
Поэтому уже с дошкольного возраста мы должны воспитывать у детей бе-
режное отношение к животным, желание защитить их.
Цель проекта: Познакомить детей с Красной книгой; узнать, какие жи-
вотные, птицы, растения в нее включены и почему.
Задачи:
1.
Формировать у детей первичные представления о Красной книге;
2.
Расширять кругозор детей о редких и исчезающих видах животных,
на основе материала, доступного их пониманию, пополнять и активизировать
словарный запас;
3.
Развивать поисковую деятельность детей, познавательно-речевую
активность, связную речь, любознательность. Научить их передавать знания,
полученные во время поисковой деятельности товарищам, путём составления
рассказов о животных, об интересных фактах из их жизни;
4.
Воспитывать любовь и бережное отношение к животным, желание
защитить их;
5.
Привлечь родителей в совместную деятельность с детьми.
Вид проекта:
По времени – долгосрочный; по доминирующей деятельности – познава-
тельно - творческий; по характеру контактов – в партнерстве с семьей; по числу
участников – коллективный.
Сроки работы над проектом:
январь – март 2017 года
Участники проекта:
Воспитатели
Воспитанники
Родители (законные представители).
Интеграция образовательных областей:
«Познавательно-речевое развитие», «Социально-коммуникативное разви-
тие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, музыкальный
центр, ноутбук, принтер, фотоаппарат.
Ожидаемый результат:
1.
Дети познакомились с картой Алтайского края;
2.
Дети познакомились с животными и растениями, занесенными в
Красную книгу Алтайского края;
3.
Дети подготовительной группы совместно с воспитателями создали
авторскую «Красную книгу Алтайского края»;
4.
Дети проявляют живой интерес к миру природы;
5.
Сформированы первоначальные умения и навыки экологически гра-
мотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
6.
Сформировано гуманное, эмоционально-положительное, бережное,
заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом и чувство
эмпатии к объектам природы;
7.
Родители
активно
участвуют
в
экологическом
образовании
до-
школьников;
8.
Получены детьми знания и сформированы навыки эмоционально
позитивного общения с природой.
Продукт проекта:
1.
Создание альбома «Красная книга».
2.
Создание библиотеки с энциклопедическими книгами о растениях и
животных.
3.
Организация выставки художественных книг о природе.
4.
Создание презентации «По страницам Красной книги».
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап.
1.
Выявление актуальности проблемы.
2.
Определение цели и задач проекта.
3.
Проведение анкетирование родителей для выявления уровня знаний
об экологическом воспитании дошкольников.
4.
Подбор методической литературы;
5.
Подбор источников информации;
6.
Создание наглядно-дидактического материала, раздаточного мате-
риала, презентаций.
Основной этап.
1.
Создание развивающей предметно-пространственной среды в груп-
пе в соответствии с тематикой и возрастом детей, подбор демонстрационного
материала, подбор энциклопедической и художественной литературы о приро-
де.
2.
Создание авторской «Красной книги Алтайского края» с детьми
подготовительной группы.
3.
Подбор и пополнение дидактического материала и игр по экологи-
ческому воспитанию.
4.
Организация выставки книг о природе.
5.
Разучивание подвижных игр, дидактических игр в рамках реализа-
ции проекта «Знакомимся с Красной книгой».
6.
В соответствии с ФГОС ДО разработка цикла занятий по заданной
теме для детей старшей и подготовительной групп.
Заключительный этап.
1.
Презентация авторской работы «Красная книга» с детьми подгото-
вительной группы.
2.
Выступление на педагогическом совете в МБДОУ «Детский сад
№103 «Золотой ключик».
Заключение
К концу проведения проекта мы узнали много интересного из жизни рас-
тений и животных, насекомых и птиц.
Узнали, что в Красную книгу заносятся виды животных, птиц, растений,
насекомых, которые находятся на грани исчезновения.
Познакомились с заповедниками Алтайского края, их ролью в сохранении
численности животных, птиц, растений.
Понимаем, что забота о природе необходима человеку для сохранения его
здоровья.
План-график реализации проекта
Этапы
Содержание
Сроки
1 этап.
Подготовитель-
ный
Погружение в проблему: Опрос детей: «Что я знаю о Крас-
ной книге?», просмотр презентации «Здесь были люди…»
(приложение №1)
январь
2 этап.
Основной
Создание развивающей предметно-пространственной среды
в группе в соответствии с тематикой и возрастом детей,
подбор демонстрационного материала, подбор энциклопе-
дической и художественной литературы о природе
Игровая деятельность
Сюжетно – ролевые игры: «Ветеринарная клиника».
«Дидактические игры: «Чьи детки?», «Кто, где живет?» «С
какой страницы животное?», «Чьи следы?», «Напоминаю-
щие знаки»,
«Паутина жизни».
Игра – драматизация «Пожар в лесу»
Строительные игры «Мы строим зоопарк»
Просмотр мультфильма «Смешарики. Красная книга»
Познавательное развитие:
Тематические занятия «Красная книга», «Заповедники Ал-
тайского края», «Среда обитания»
Речевое развитие:
Разучивание В. Орлова «Что нельзя купить»
Чтение художественной литературы:
- Е.Чарушин «Бобры и бобрята», «Рысь и рысенок»;
- Г. Снегирев «Про зверят»;
- В. Малеев «Живая природа России»;
- Е. Серова «Зеленая страна»;
- «В мире животных с Николаем дроздовым»;
- «Тайны живой природы» (энциклопедия);
- «Я познаю мир. Животные» (энциклопедия);
- «Самые известные птицы»;
-
Д.Н.
Мамин-Сибиряк
«Сказка
про
воробья
воробеича,
ерша ершовича и весёлого трубочиста яшу»
Беседа: «Как мы отдыхаем»
Продуктивная деятельность:
Аппликация «Первоцветы»
Рисование на темы «Животные Красной книги», «Птицы
Красной книги», «Рыбы Красной книги», «Растения Крас-
ной книги».
Создание альбома «Красная книга» (коллективная работа)
Пальчиковая гимнастика «Дружат добрые зверята», «Бе-
лочки», «Лесное население»
С
января
по
февраль
Работа с родителями:
Привлечение родителей к сбору материалов, необходимых
для проекта.
Консультации «Экологическое воспитание в семье», «Зачем
знакомить детей с Красной книгой», «Почему ребенок оби-
жает животных»
Создание папки-передвижки «По страницам Красной кни-
ги»
Акция «Принеси книгу о природе»
3 этап.
Заключитель-
ный
Подведение итогов в реализации проекта
Презентация
детьми
своих
работ
–
рисунок
животного,
рассказ о животном, его внешнем виде, повадках, интерес-
ных фактов из жизни.
Распространение опыта работы по теме среди педагогов
ДОУ.
04. 04. 17.
Используемая литература
1.
Лапшина Г.А. «Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего до-
школьного возраста».
2.
Фисенко М. А. «Природа вокруг нас. Старшая и подготовительная груп-
пы. Разработки занятий».
3.
Шорыгина Т.А. «Родные сказки. Нравственно - патриотическое воспита-
ние».
4.
Рахманов Н.П. Рыбина О.В. « Неизведанное рядом. Занимательные
опыты и эксперименты для дошкольников».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Игра-задание «Подбери клюв»
Цель: Познакомить детей с птицами, их приспособленностью к жизни.
Для проведения этой игры подготовьте «птичью еду» разного вида: ягоды в высокой бутылке;
ягоды в широкой миске с водой; орехи (в скорлупе) и т. д. Объясните детям, что их задача за -
ключается в том, чтобы подобрать для каждого вида пищи соответствующий клюв. В каче-
стве «клювов» предложите им самые разные предметы: острые палочки, щипцы, лопатки,
шумовки и т. д. Каждый ребенок, выбрав себе любую понравившуюся еду, превращается в
птицу и ищет себе такой клюв, которым можно ухватить эту еду. Если два (или более) ребен -
ка выбрали одинаковую еду, обсудите, может ли такая ситуация иметь место в природе: две
птицы питаются одной и той же пищей. Задайте вопросы: «Может ли птица питаться пищей
разного вида? Что произошло бы, если бы все птицы начали питаться одной и той же пи-
щей?»
Игра «Паутина жизни»
Цель:
Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.
Оборудование: клубок бечевки
Ход игры: Дети образуют круг. Один из них берет в руки клубок бечевки и называет одно из
растений или животных леса, например, «береза». Ведущий задает всем вопрос: «Кто питает -
ся листьями березы?» Кто-то из детей отвечает: «Гусеница». Тот ребенок, который сказал
«береза», отдает клубок бечевки тому, кто сказал «гусеница», оставив в руках конец бечевки.
Ведущий задает следующий вопрос: «Кто питается древесиной березы?» Ответ: «Жук-
короед». Далее ведущий задает аналогичные вопросы, имеющие отношение не только пище-
вым, но и не пищевым связям между природными компонентами: «На каких деревьях еще
могут жить жуки-короеды (дуб)»?; «Для жизни всем растениям нужен солнечный свет. Дуб
нуждается в солнечном свете?»; «Какой еще компонент неживой природы нужен для жизни
дерева? (почва и вода)». К концу игры все дети оказываются опутанными бечевкой, символи-
зирующей многочисленные пищевые и непищевые связи между компонентами леса.
Экологическая игра «Благодарение»
Основные цели: ощущение единства с миром природы и психологической включённости в
этот мир.
Ориентировочное время: 15 минут.
Материалы и подготовка: упражнение проводится на местности, где растёт щавель, заячья
капуста или другие съедобные растения; с собой нужно взять яблоки и хлеб.
Процедура. Ведущий собирает и съедает несколько листиков, затем благодарит растение,
предлагает сделать это и участникам.
Что чувствует человек, когда благодарит растение?
За что ещё мы можем быть благодарны растениям? (жильё, книги, тепло в печи, кислород и т.
д.).
Участникам предлагается откусить яблоко со словами благодарности: «Спасибо, Солнце, за
то, что даёшь энергию яблоне, яблоку и мне! Спасибо и тебе, Яблоня, за этот замечательный
плод!»
Семечко от яблока можно посадить в землю. Откусив хлеба, оставить кусочек и для птиц
там, где им будет удобно его найти.
Примечание. Если группа на экскурсии попала под дождь, то эту ситуацию также можно ис-
пользовать для ритуала благодарения.
Встаньте в круг. Подставьте ладони дождю, почувствуйте его и поблагодарите за то хорошее,
что он делает для нас: «Спасибо, Дождь, что ты напоил Землю и растения! Спасибо, Дождь,
что ты заполняешь наши бочки для воды!» и т. п. Все соединяют руки и говорят: «Спасибо!»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Подвижная игра «Что я за зверь?»
В игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть веду -
щий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его
не пригласят. Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т. е. какого зверя они будут
изображать или 2-й вариант: отвечать на вопросы ведущего.
Итак, зверь загадан, участник приглашается, игра начинается. Участник задает вопросы груп-
пе игроков, например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех?
и т. д.
Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет». Так продолжается до тех пор,
пока игрок не отгадает зверя.
2-й вариант
Группа ребят изображает зверя, а игрок должен определить зверя по мимике.
Пальчиковая игра «Дружат добрые зверята»
Дружат добрые зверята (соединяем одинаковые пальчики рук).
Дружат малые зайчата (ритмичное касание мизинцев обеих рук).
Дружат в озере бобры, (ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук).
Дружат в небе комары, (ритмичное касание средних пальцев обеих рук).
Дружат милые ежата, (ритмичное касание указательных пальцев обеих рук).
Дружат даже медвежата (ритмичное касание больших пальцев обеих рук).
Вот как разыгрались,
По лесу разбежались! (руки опустить, потрясти кистями)
Пальчиковая игра «Белочки»
Раз, два, три, четыре, пять (поочередно считаем пальчики)
Пришли белки поиграть (выставляют пять пальцев)
Одна куда-то подевалась (прячут ручку за спину)
Четыре белочки осталось (выставляют четыре пальца)
А теперь скорей смотри (прячут ручку за спину)
Их уже осталось три (выставляют три пальца)
Ну и ну, какая жалость (прячут ручку за спину)
Только две у нас осталось (выставляют два пальца)
Эта новость так грустна (прячут ручку за спину)
Осталась белочка одна (выставляют один палец)
Пока мы с тобою считали,
Белочки от нас сбежали (пальчики убегают по столу)
Пальчиковая игра «Лесное население»
Животных следы мы как книгу читаем (ладонями рук дети изображают открытую книгу)
В лесу кто живет мы легко отгадаем (закрываем «книгу»)
Вот лисьи следы,
Вот волчьи, лосиные,
Кабаньи и заячьи,
Медвежьи, ежиные.
Вот беличьи, рысьи,
А это – оленьи (загибают пальцы на руках, перечисляя следы животных)
Какое большое в лесу население! (поднимают руки вверх и опускают их через стороны вниз)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Что нельзя купить?
Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей, возле тополька,
Воду пью из родника.
Где-то дома, у метро,
Пепси-кола и ситро,
Карусели, зоосад,
Всюду вывески висят.
Если деньги накопить,
Можно многое купить,
Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу.
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек.
Владимир Орлов
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Консультация для родителей
«Зачем знакомить детей
с Красной книгой»
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый
план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали акту-
альными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная,
неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нару-
шению экологического равновесия.
В связи с этим, цель работы ДОУ и семьи: формирование начал эколо-
гической культуры, становление осознанно-правильного отношения к приро-
де во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отноше-
ние к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их
зависимости от окружающей среды.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании
человека. Немалое значение в воспитании детей имеет пример
взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ве-
дут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали
их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологи-
ческого воспитания, то и у детей будет воспи-
тываться интерес, любовь к природе и береж-
ное отношение к ней.
Знакомя детей с Красной книгой, порас-
суждайте:
для
чего
люди
создали
Красную
книгу, почему нельзя быть жестокими по отно-
шению к любому живому существу, что угро-
жает живой природе, что необходимо предпри-
нять для сохранения и увеличения численно-
сти редких растений и животных, почему каж-
дый из нас несёт ответственность за сохране-
ние природы.
Создайте с ребёнком свою страницу Красной книги, для этого нужно со-
брать информацию о представителе живой природы, приготовить рисунки или
фотографии, оформить страницу. Полезно посетить с ребёнком Зоологический,
Краеведческий музеи, океанариум, дельфинарий. Предложите и помогите ваше-
му ребёнку отразить свои впечатления от увиденного в художественно-творче-
ской деятельности: рисунках, поделках, сочинении рассказов. После этого дети
с удовольствием представят свои страницы в детском саду и соберут общую
Красную книгу.
Начните знакомство детей с Красной книгой с простых знако-
мых
представителей
живого
мира.
Ребят
постарше
можно
позна-
комить с более сложными, необычными видами.
Детям будет интересно послушать рассказы о природе Е.Чару-
шина, В.Бианки, Н.Сладкова и др., рассмотреть иллюстрации худож-
ников, поразгадывать загадки и кроссворды о животных и растениях.
Познакомьте детей с уже исчезнувшими на Земле растениями и животны-
ми. Обсудите, как было бы интересно увидеть их в природе, понаблюдать за их
жизнью, и что должны делать люди, чтобы не допускать подобного.
При первой возможности, в любое время года, если позволяет погода, от-
правляйтесь в лес, парк, поле, к реке, чтобы увидеть необозримые дали и ска-
зочные нагромождения облаков. Отнесите гостинцы лесным зверькам. Поста-
райтесь в самом укромном месте устроить привал. Замрите и затаитесь. Может
быть, Вам посчастливится увидеть белочку или полюбоваться работой дятла.
Радость встречи с живыми существами надолго останется в памяти детей, про-
будит пытливость, добрые чувства к природе.
Уважаемые родители! Воспитывайте у детей любовь и береж-
ное отношение к растениям и животным, учите их правильно вести
себя в лесу, в поле, у водоёмов. Рассказывайте, как губительно дей-
ствует на обитателей леса шум. Из-за шума птицы бросают гнёзда, а
лесные зверушки убегают из леса. Поэтому в лесу и в природе, в це-
лом, необходимо соблюдать тишину. Рассказывайте детям об опасности пожа-
ров, и о том, что нельзя портить деревья, разорять гнёзда, добывать берёзовый
сок, засорять водоёмы, разорять муравейники и многое другое.
Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечно-
сти, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые жи-
вут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноцен-
ной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё,
что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и
среди людей.