Автор: Бабкина Вера Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО ЦДТ
Населённый пункт: п.Верхние Серги
Наименование материала: учебная программа
Тема: программа "Бисерное рукоделие"
Раздел: дополнительное образование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Художественное образование способствует возрождению духовности,
украшает быт и облагораживает отношения между людьми, одухотворяет
труд.
Именно поэтому художественно-эстетическое воспитание детей –
неотъемлемая часть педагогической системы. Актуальность программы
заключается в том, что изучение курса по бисероплетению помогает ввести
детей в мир прекрасного, побудить у них творческие силы, вызвать
стремление вносить красоту в повседневную жизнь, что очень важно в той
ситуации, которую переживает в настоящее время наше общество.
Глубокий социальный, культурный и нравственный кризис создает
необходимость восстановления культурных традиций и возрождения
нравственно-духовной жизни русского народа.
Одним из наиболее популярных и любимых детьми направлений
художественно-эстетической ориентации является бисероплетение.
Бисероплетение – один из старинных и достаточно распространенный вид
народного творчества. Оно играет большую роль в народном промысле.
Техника бисероплетния требует тонкого понимания красоты,
безукоризненного вкуса, художественного такта и фантазии и, конечно,
мастерства. В процессе занятий бисероплетением у детей вырабатываются
такие черты характера, как усидчивость и терпение.
Бисероплетение – достаточно сложное и кропотливое занятие; оно требует
от учащихся внимательности и аккуратности. На занятиях учащиеся
приобретают навыки самостоятельности, умение работать сосредоточенно,
не отвлекаясь, длительное время. Повторяя бесконечный ряд одних и тех же
движений и находя в этом своеобразную ритмику и красоту.
Прогностичность: на занятиях бисероплетением учащиеся получают
основы художественных знаний, учатся изготавливать из бисера различные
несложные украшения. Также учащиеся знакомятся с основами
художественного конструирования и моделирования, изготавливают колье,
ожерелья, воротники, учатся художественно-декоративному оформлению
интерьера.
Программа обучения рассчитана на 4 года занятий с учащимися от 7 до 13
лет.
Занятия проводятся с разными возрастными группами. Рациональность:
на каждом занятии на практическую работу выделяется 30-40 минут, так как
бисероплетение очень кропотливое занятие. Во время занятий происходят
определенные физические нагрузки на мышцы глаз и спины. Поэтому, на
каждом занятии проводятся физические паузы и зарядка для глаз. С детьми 7
летнего
возраста
проводится
пальчиковая
гимнастика,
которая
позволяет
снять напряжение с мелких мышц пальцев рук.
В процессе занятий у учащихся развивается мелкая моторика рук, пальцы
становятся
более
подвижными,
в
результате
занятия
оказывают
положительное влияние на формирование почерка ребенка.
Контролируемость: курс обучения предполагает использование не только
традиционных методов обучения ( показ, объяснение, практическая работа и
т.д.), но и нетрадиционные формы работы с детьми- например, тематические
лекции, викторины, соревнования, конкурсы, занятия в форме игры и т.д.
Кроме того, ведется работа по педагогической диагностике, направленная
на изучение детей, занимающихся в объединении, с целью сотрудничества с
ними и правильного управления педагогическим процессом. Используются
методы
диагностики:
наблюдение,
тесты,
беседы,
тренинги,
рисунки.
Диагностика проводится дважды: в начале учебного года и в конце. Таким
образом, можно определить эффективность воспитательной работы.
Учащимся на занятиях даются индивидуальные задания по выбору:
различные схемы, по которым они выполняют изделия. Также с учащимися
проводятся праздники, чаепития, во время которых дети принимают участие
в играх на сплочение коллектива, развитие коммуникативных способностей.
В
конце
учебного
года
проводятся
итоговые
занятия
по
всему
пройденному
курсу.
Учащиеся
выполняют
контрольные
задания
по
карточкам-схемам, отвечают на вопросы. Также итогом работы учащихся за
год является выставка детского творчества, проходящая в Центре творчества,
а также участие в районных и областных и международных выставках и
конкурсах, на которые отбираются лучшие работы детей.
При составлении данной программы была использована авторская
программа Н.А. Насоновой «Искусство бисероплетения», рассчитанная на 2
года с учащимися от 9 до 15 лет.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
создание условий для художественно-эстетического развития личности
ребенка через обучение его искусству бисероплетения.
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛИ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ РЕШЕНИЕ ТАКИХ
ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ:
1.
ОБУЧАЮЩИЕ:
1.1 Изучение истории возникновения и развития бисероплетения.
1.2 Освоение основ техники бисероплетения.
1.3 Научить детей работать со схемами, контролировать качество труда.
2.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
1.2 Формирование художественно-эстетического вкуса.
2.2 Развитие объемного и пространственного мышления, мелкой моторики
рук.
2.3 Развитие зрительной памяти, устойчивого внимания.
2.4 Развитие способности самовыражения.
2.5 Развитие воображения, фантазии, творческой активности учащихся.
3.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
3.1 Воспитывать у детей усидчивость, терпение, трудолюбие,
аккуратность и точность при выполнении работы.
3.2 Воспитание чувства взаимопомощи.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО
ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
По окончании первого года обучения по данной программе учащиеся
должны знать:
1.
Историю развития бисероплетения.
2.
Требования безопасности труда.
3.
Технологии изготовления несложных изделий из бисера.
Должны уметь:
1.
Организовать свой труд на рабочем месте.
2.
Соблюдать правила ТБ.
3.
Пользоваться материалами, инструментами, приспособлениями.
4.
Работать со схемами, выполняя несложные изделия.
5.
Использовать цвет, как средство выразительности, сочетать цвета.
6.
Оценивать свою работу с точки зрения эстетики.
По окончании второго года обучения по данной программе
учащиеся должны знать:
1.
Терминологию, используемую при обучении.
2.
Основы художественного конструирования.
3.
Способы
декоративно-художественного
оформления
интерьера
и
одежды.
Должны уметь:
1.
Организовать рабочее место.
2.
Соблюдать ТБ при выполнении любых видов работ.
3.
Используя изученные методы низания, изготавливать различные
изделия.
4.
Активно использовать теоретические знания основ бисероплетения в
различных работах любого вида художественного творчества
(украшения из бисера, поделки и сувениры, оформление интерьера).
5.
Самостоятельно использовать в работах различные техники
бисероплетения.
6.
Творчески подходить к выполнению работ из бисера.
7.
Оценивать качество готового изделия.
8.
Демонстрировать украшения из бисера.
По окончании третьего года обучения по данной программе учащиеся
должны знать:
1.
Различные технологии бисероплетения.
2.
Правила планирования и организации труда.
3.
Создавать изделия по авторским эскизам и разработкам.
Должны уметь:
1.
Ставить перед собой цель и выполнять ее.
2.
Применять знания в новых, нестандартных ситуациях.
3.
Эстетично оформлять изделия.
По окончании четвертого года обучения по данной программе учащиеся
должны знать:
1.
Все основные технологии бисероплетения.
2.
Условные обозначения, последовательность изготовления изделий из
бисера.
Должны уметь:
1.
Пользоваться описаниями и схемами из журналов и другой литературы
по бисероплетению, технологическими приемами.
2.
Составлять
рабочие
схемы
самостоятельно
.
3.
На
основе
изученных
приемов
выполнять
отдельные
элементы
и
сборку
изделий
из
бисера
.
УЧЕБНО
-
ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
1
ГОД
ОБУЧЕНИЯ
№
Разделы
,
темы
Количество
часов
всего
теория
практика
Раздел
1.
Основы
художественного
конструирования
,
моделирования
.
Изготовление
украшений
из
бисера
.
1.
Вводное
занятие
.
История
бисероплетения
.
Виды
бисера
.
4
4
2.
Материалы
и
инструменты
.
ТБ
при
работе
с
бисером
.
Рабочее
место
мастера
.
2
1
1
3.
Основные
приемы
бисероплетения
.
3.1
Схема
-
основа
обучения
.
Составление
и
чтение
схем
.
6
6
3.2
Приемы
низания
.
6
6
ИТОГО
:
18
5
13
Раздел
2.
Художественно
-
декоративное
оформление
интерьера
.
1.
Магия
цвета
.
1.1
Цветовой
круг
.
4
2
2
2.
Элементы
плетения
.
2.1
Фенечки
-
браслеты
,
цепочки
.
22
4
18
2.2
Подвески
,
колечки
,
сережки
.
20
12
8
2.3
Брошки
,
пуговицы
.
12
6
6
2.4
Игрушки
,
сувениры
.
28
10
18
3.
Изготовление
панно
из
бисерных
фигурок
.
12
2
10
4.
Низание
по
выбору
детей
.
16
16
5.
Тренинги
.
8
8
Итоговое
занятие
.
Организация
выставки
работ
учащихся
.
4
4
ИТОГО
:
126
36
90
ВСЕГО
:
144
41
103
УЧЕБНО
-
ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
2
ГОД
ОБУЧЕНИЯ
№
п
.
п
.
Разделы
,
темы
Количество
часов
всего
теория
практика
Раздел
1.
Основы
художественного
конструирования
,
моделирования
.
Изготовление
украшений
из
бисера
.
1.
Вводное
занятие
.
Правила
ТБ
при
работе
с
бисером
.
2
2
2.
Бисер
в
России
.
Современные
Центры
стеклоделия
.
2
2
3.
Изготовление
изделий
из
бисера
72
20
52
3.1
Колье
,
ожерелье
.
3.2
Аксессуары
.
3.3
Заколки
для
волос
.
ИТОГО
:
76
24
52
Раздел
2.
Художественно
-
декоративное
оформление
интерьера
.
1.
Цветы
из
бисера
.
10
4
6
2.
Бонсаи
из
бисера
.
24
4
20
3.
Объемные
животные
из
бисера
.
12
4
8
4.
Бисер
в
отделочных
работах
.
10
4
6
5.
Низание
по
выбору
детей
.
8
8
Итоговое
занятие
,
организация
выставки
работ
учащихся
.
4
4
ИТОГО
:
68
16
52
ВСЕГО
:
144
40
104
УЧЕБНО
-
ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
3
ГОД
ОБУЧЕНИЯ
№
п
.
п
.
Разделы
,
темы
Количество
часов
всего
теория
практика
Раздел
1.
Основы
художественного
конструирования
,
моделирования
.
Изготовление
украшений
из
бисера
.
1.
Вводное
занятие
.
Правила
ТБ
при
работе
с
бисером
.
2
2
2.
Повторение
изученных
методов
плетения
.
8
8
3.
Изготовление
изделий
из
бисера
.
Знакомство
с
новыми
приемами
и
способами
плетения
.
74
16
58
3.1
Изготовление
цепочек
.
16
4
12
3.2
Украшения
,
аксессуары
(
колье
,
воротники
,
браслеты
).
40
8
32
3.3
Ткачество
.
Закладки
для
книг
.
18
4
14
ИТОГО
:
84
18
66
Раздел
2.
Художественно
-
декоративное
оформление
интерьера
.
1.
Вышитые
картины
из
бисера
.
20
4
16
2.
Выкладка
по
воску
.
8
2
6
3.
Бонсай
из
бисера
.
Изготовление
более
сложных
композиций
.
20
4
16
4.
Низание
по
выбору
детей
.
8
8
Итоговое
занятие
,
организация
выставки
работ
учащихся
.
4
4
ИТОГО
:
60
10
50
ВСЕГО
:
144
28
116
УЧЕБНО
-
ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
4
ГОД
ОБУЧЕНИЯ
№
п
.
п
.
Разделы
,
темы
Количество
часов
всего
теория
практика
Раздел
1.
Основы
художественного
конструирования
,
моделирования
.
Изготовление
украшений
из
бисера
.
1.
Вводное
занятие
.
Правила
ТБ
при
работе
с
бисером
.
2
2
2.
Повторение
изученных
методов
плетения
.
8
8
3.
Изготовление
изделий
из
бисера
.
Знакомство
с
новыми
приемами
и
способами
плетения
.
74
16
58
3.1
16
4
12
3.2
Украшения
,
аксессуары
(
медальоны
)
40
8
32
3.3
Ткачество
.
Пояса
,
галстуки
.
18
4
14
ИТОГО
:
84
18
66
Раздел
2.
Художественно
-
декоративное
оформление
интерьера
.
1.
Пасхальное
яйцо
.
20
4
16
2.
Шкатулки
.
8
2
6
3.
Рамки
для
фотографий
.
20
4
16
4.
Низание
по
выбору
детей
.
8
8
Итоговое
занятие
,
организация
выставки
работ
учащихся
.
4
4
ИТОГО
:
60
10
50
ВСЕГО
:
144
28
116
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 год обучения
Раздел 1. Основы бисероплетения
Тема 1. Вводное занятие. История бисероплетения. Виды бисера.
История бисероплетения: от истоков до наших дней. Основные виды
стеклянных бусин (крученый, вытяжной, плетеный, прессованный, дутый и
т.д.). Традиции выполнения изделий из бисера.
Тема 2. Материалы и инструменты. Техника безопасности при работе с
бисером. Рабочее место мастера.
Бисер, его назначение, выбор, хранение. Материалы и инструменты , их
назначение. Для работы необходимо иметь: бисер, стеклярус, бусины,
капроновые нити, леску, тонкую проволоку, иглы для бисера, ножницы,
различную фурнитуру.
Правила работы с ножницами, проволокой, иглой. Организация
рабочего места. Правила хранения инструментов. Порядок на рабочем месте.
Практические работы:
Способы организации рабочего места. Приемы работы с инструментами.
Создание условий для хранения инструментов. Соблюдение порядка на
рабочем месте.
Тема 3. Основные приемы бисероплетения.
3.1 Подготовительные работы. Принцип работы с бисером. Поэтапность
операций. Виды изделий из бисера. Выбор фурнитуры.
Практические работы:
Сортировка бисера по цвету, качеству, размеру. Подготовка нити, иглы,
проволоки, лески. Склеивание конвертов для схем.
3.2 Составление и чтение схем. Подготовка узоров, перенос их на бумагу и
составление рабочих схем. Чтение схем. Техника увеличения и уменьшения
рисунка.
Практические работы:
Самостоятельное составление схем по образцу и замыслу. Увеличение и
уменьшение рисунка. Расчет размеров изделия по образцу.
3.3Приемы низания. Плетение и тканье, чем они отличаются. Основные
понятия: рабочая нить, бусинка, связка, ряды. Необходимая плотность
плетения. Основные принципы определения качества изделия. Закрепление
нити, лески.
Практические работы:
Определение ряда и связки (на образцах). Закрепление нити, лески
(упражнения ). Соединение нитей. Способы завязывания узлов при обрыве.
Раздел 2. Основы художественных знаний. Практическое изготовление
изделий из бисера.
Тема 1. Основы цветоведения.
«Цветовой круг», контрастные, сближенные и дополнительные цвета, теплая
и холодная гамма. Основные характеристики цвета, его свойства. Правила
сочетания цветов. Понятие цветовой гармонии. Создание выразительности
работ с помощью цвета. Влияние фона на выразительность. Цветовое
решение изделий, композиций.
Практические работы:
Упражнения на развитие умений подбирать и сочетать цвета.
Тема 2. Элементы плетения.
Практическое изготовление разнообразных изделий из бисера.
2.1Фенечки-браслеты. Цепочки.
Из истории появления фенечек. Виды фенечек, способы их изготовления.
Составление узоров для фенечек. Виды цепочек : однорядные,
полуторарядные, двухрядные, ажурные, в виде плетенки, цепочки в полтора и
два с половиной ромба. Изготовление мозаичного полотна. Способы
соединения цепочек.
Практические работы:
Выполнение образцов. Изготовление фенечек и цепочек по замыслу.
Конкурсная программа «Фенечка-талисман».
2.2 Подвески, сережки, колечки.
Техника изготовления подвесок. Подвески как украшения. Подвеска-основа
сережек. Различные формы подвесок. Техника изготовления сережек.
Способы крепления швензы. Техника изготовления клипс. Сочетание
бусинок разных форм и размеров. Проволочная основа для подвесок и
сережек, ее преимущества. Дополнительные детали для оформления
украшений. Способы изготовления колечек, виды: широкие, узкие, колечки с
подвесками и т.д. Цветовое решение украшений из бисера. Связь творчества с
традициями быта. Культурное наследие Урала в области изготовления
украшений.
Практические работы:
Выполнение образцов. Изготовление подвесок, сережек, колечек. Создание
гарнитуров. Конкурсная программа «Вдохновение».
2.3 Брошки, пуговицы.
Назначение броши. Виды изготовления: сплошное бисерное плетение или
вышивка на ткани на плотной основе; выполнение из бисера на проволочном
каркасе. Схемы для изготовления брошек. Крепление броши к основе.
Назначение пуговицы. Виды изготовления: на основе обыкновенной
пуговицы; плетение из бисера на леске или тонкой проволоке.
Дополнительные детали для оформления брошей и пуговиц. Крепление
пуговиц из бисера.
Практические работы:
Выполнение образцов. Эскизирование моделей брошек. Изготовление
брошек и пуговиц. Оформление одежды. Конкурсная программа « Твоя
визитная карточка».
2.4 Игрушки, сувениры.
История сувенира, его назначение. Основные способы крепления конца
проволоки («в замок», «рыбкой», «змейкой»). Плетение отдельных частей
поделки. Приемы их соединения. Этапы работы. Работа по схемам.
Составление индивидуальных схем. Выразительность работ за счет цвета и
отдельных деталей.
Практические работы:
Отработка способов крепления конца проволоки. Изготовление игрушек,
сувениров. Оформление интерьера комнаты для Барби.
Тема 3. Изготовление панно из бисерных фигурок. Знакомство с
аппликацией из ткани.
Сочетание различных цветов и видов ткани. Способы крепления бисерных
фигурок на ткань.
Практическая работа:
Изготовление панно.
Тема 4. Низание по выбору детей.
Учащиеся выполняют понравившиеся им изделия, используя изученные
способы и приемы плетения.
Практические работы.
Изготовление различных изделий из бисера по выбору детей.
Тема 5. Тренинги.
Творческое перевоплощение-игра. Психологический настрой в коллективе.
Воспитание у детей коммуникативных умений (общение, взаимодействие,
взаимопонимание). Игры на формирование коммуникативных навыков.
Итоговое занятие, организация выставки работ учащихся, показ и
демонстрация готовых изделий.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2 год обучения
Раздел 1. Основы художественного конструирования, моделирования.
Изготовление украшений из бисера.
Тема 1. Вводное занятие. Правила техники безопасности при работе с
бисером.
Правила работы с ножницами, проволокой, иглой. Организация рабочего
места. Правила хранения инструментов. Порядок на рабочем месте.
Практические работы.
Способы организации рабочего места. Приемы работы с инструментами.
Создание условий для хранения инструментов. Порядок на рабочем месте.
Тема 2. Бисер в России. Современные Центры стеклоделия.
Отечественное производство бисера. Использование бисера в Древней Руси.
Распространение жемчужного шитья в России. 18 век- деятельность М.В.
Ломоносова. 19 век-бисероплетение , ка досуг дворянского сословия. 20 век-
бисероплетение на Урале.
Тема 3. Изготовление изделий из бисера.
3.1
Колье, ожерелье.
Повторить изученный ранее материал: приемы изготовления изделий из
бисера, способы крепления застежек, художественное оформление изделий.
Виды шейных украшений. Изготовление шейных украшений на основе
простых комбинаций. Понятие «Цветовая гамма», «Рисунок», «Форма».
Использование дополнительной нити для оформления края изделия.
Практические работы:
Изготовление женских шейных украшений разными способами. Составление
узоров, схем плетения. Конкурсная программа «Очарование».
3.2 Аксессуары.
Подбор аксессуаров с учетом цвета и формы к разным моделям. Бисер, ка
декоративное дополнение. Вышивка бисером. Использование
орнаментальных мотивов, растительных узоров. Составление эскизов
декоративных элементов.
Практические работы:
Упражнения в вышивании бисером. Изготовление круглой «английской
шкатулки» из атласной ткани, детали которой вышиваются или оплетаются
бисером. Оформление бисером футляров, ремешков, сумочек, колец для
столовых салфеток.
3.3 Заколки для волос.
Рекомендации по выбору прически. Заколки для волос, их виды, назначение,
способы крепления. Различные варианты оформления заколок,
использование дополнительных деталей. Цветовое решение при
изготовлении заколки с учетом ее назначения.
Практические работы:
Самостоятельная и творческая работа по изготовлению заколок для волос.
Раздел 2. Художественно-декоративное оформление интерьера.
Тема 1. Цветы из бисера.
Понятия: «Природа цветов», «Строение», «Форма», «Цвет». Прикладные и
подсобные материалы и приспособления для изготовления цветов из бисера.
Технология изготовления цветов и букетов. Использование параллельного
плетения(лепестки, листья), петельной техники (лепестки, тычинки),
игольчатого плетения(тычинки, остроконечные лепестки, веточки сосны,
ели); круговой (французская техника)-округлые остроконечные лепестки и
листья больших размеров. Принципы построения композиций, их значение в
целостности гармонии.
Практические работы:
Рассматривание цветов, их композиций на открытках и иллюстрациях.
Изготовление цветов из бисера по образцам. Составление композиций из
цветов.
Тема 2.Бонсай из бисера.
Понятие «бонсай». Исторический экскурс. Анализ образцов. Приемы
бисероплетения, используемые при изготовлении бонсая: параллельное,
петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приемов.
Техника выполнения элементов бонсая. Выбор материалов. Цветовое и
композиционное решение.
Практические работы:
Выполнение отдельных элементов бонсая. Составление композиций.
Сборка и закрепление бонсая в вазе. Использование бонсая для оформления.
Тема 3. Объемные животные из бисера.
Животный мир из бисера. Приемы бисероплетения, используемые при
изготовлении животных: параллельное, петельное, игольчатое плетение.
Комбинирование приемов.
Практические работы:
Выполнение животных. Составление композиций на основе выполненных
работ.
Тема 4. Бисер в отделочных работах.
Бисер, как самостоятельный элемент отделки. Составление ансамбля с
вышивкой и аппликациями. Последовательность работы. Создание
композиций из бисера. Декоративное выделение определенных элементов.
Оформление декоративных узлов бисером. Виды бахромы, ее назначение.
Использование бисера в вязании.
Практические работы:
Упражнения в оформлении бисером вышитых узлов и аппликаций.
Изготовление и оформление декоративных узлов. Изготовление бисерной
отделки края бахромы. Декоративное оформление вязаных изделий.
Тема 5. Низание по выбору детей.
Учащиеся выполняют понравившиеся им изделия, используя изученные
способы и приемы плетения.
Практические работы:
Изготовление различных изделий из бисера по выбору детей.
Итоговое занятие, организация выставки работ учащихся, показ и
демонстрация готовых изделий.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
3 год обучения
Раздел 1. Основы бисероплетения.
Тема 1. Вводное занятие.
Введение в программу. Повторение правил техники безопасности при работе
с бисером, проволокой, ножницами и правил пожарной безопасности.
Тема 2. Повторение изученных методов низания.
Вспомнить с учащимися технику выполнения изученных на 2 году обучения
методов низания.
Практические работы:
Используя изученные методы низания, учащиеся изготавливают изделия по
выбору.
Тема 3. Изготовление цепочек способом ажурная сетка, колечки, ромбы.
Знакомство с техникой изготовления цепочек.
Практические работы:
Составление, зарисовка схем. Практическое изготовления цепочек.
3.2Колье, салфетки.
Используя изученные способы плетения, изготавливают колье, салфетки.
Практические работы:
Работа со схемами. Перенос на бумагу схем. Снятие мерок, построение
выкроек воротников. Плетение образца воротника. Украшение одежды.
3.3Закладки для книг.
Знакомство с техникой ткачества.
Практические работы:
Выполнение закладок для книг, браслетов с использованием техники
ткачества.
Раздел 2. Художественно-декоративное оформление интерьера.
Тема 1. Вышивка картин из бисера.
Знакомство с приемами вышивки бисером.
Практическая работа:
Выполнение картин, с использованием приемов вышивки бисером.
Тема 2. Выкладка по воску.
Современные картинки из бисера на воске выполняют как правило не по
строгим схемам, а свободно располагая бисеринки и бусинки на основе, как
мазки краски на полотне.
Практическая работа:
Выполнение картин с использованием техники «выкладка по воску».
Тема 3. Бонсаи из бисера.
Повторение изученных ранее приемов плетения отдельных элементов бонсая.
Практическая работа:
Изготовление более сложных композиций деревьев и цветов из бисера.
Использование их для оформления интерьера.
Тема 4. Низание по выбору детей.
Учащиеся выполняют понравившиеся им изделия, используя изученные
способы и приемы плетения.
Практическая работа:
Изготовление различных изделий из бисера по выбору детей.
Итоговое занятие, организация выставки работ учащихся, показ и
демонстрация готовых изделий.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
4 год обучения
Раздел 1. Основы художественного конструирования, моделирования.
Изготовление украшений из бисера.
Тема 1. Вводное занятие.
Введение в программу. Повторение правил техники безопасности при работе
с бисером, проволокой, ножницами и правил пожарной безопасности.
Тема 2. Повторение изученных методов плетения.
Вспомнить с учащимися технику выполнения изученных на 3 году обучения
методов низания.
Практические работы:
Используя изученные методы низания, учащиеся изготавливают изделия по
выбору.
Тема 3. Изготовление изделий из бисера. Знакомство с новыми приемами
и способами плетения.
3.1Изготовление шнуров, жгутов, шариков.
Знакомство с приемами плетения шнуров, жгутов, шариков.
Практические работы:
Используя элементы плетения изготовить украшения в виде шнуров, жгутов,
шариков.
3.2 Изготовление украшений. Медальоны.
Составление и зарисовка схем.
Практические работы:
Используя элемент плетения «крестик» изготовить более сложное изделие.
3.3 Ткачество. Пояса. Галстуки.
Повторение техники ткачества. Составление и зарисовка схем.
Практические работы.
Выполнение более сложных изделий с использованием этой техники.
Раздел 2. Художественно-декоративное оформление интерьера.
Тема 1. Пасхальное яйцо.
Исторический экскурс. Приемы плетения, используемые для оплетения яиц:
полотно, ткачество, мозаика, полотно « в крестик», «полоски», ажурное
плетение, вышивка по сетке. Различные варианты оплетения пасхальных яиц:
по секторам, низками бисера, « от макушки до макушки», плетение двух сфер
и соединение их между собой; оплетение центральной части, тупого и
острого концов яйца. Виды основы: папье-маше, парафиновая, деревянная.
Составление орнамента. Зарисовка схем. Выбор бисера. Цветовое решение.
Практические работы:
Подготовка основы. Расчет плотности плетения. Оплетение центральной
части, тупого и острого концов яйца. Плетение объемных украшений.
Украшение пасхального яйца.
Тема 2. Оплетение шкатулок, ваз.
Составление и зарисовка схем. Повторение элементов плетения « мозаика»,
« сетка».
Практические работы.
Используя элементы плетения «мозаика», «сетка», оплести вазы, шкатулки.
Тема 3. Изготовление рамок для фотографий.
Исторический экскурс. Приемы плетения, используемые для изго товления
рамок для фотографий.
Практические работы:
Используя элемент «крестик» изготовить рамки для фотографий.
Тема 4. Низание по выбору детей.
Используя описания и схемы из журналов а также другой литературы по
бисероплетению , учащиеся выполняют различные изделия. Самостоятельно
составляют рабочие схемы.
Практические работы:
На основе изученных приемов учащиеся выполняют отдельные элементы и
сборку изделий из бисера.
Итоговое занятие, организация выставки учащихся, показ и
демонстрация готовых изделий.
УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Данная
составительская
программа
по
обучению
бисерному
рукоделию
рассчитана
на
4
года
обучения
с
учащимися
от
7
до
13
лет
.
Программа
составлена
на
основании
авторской
программы
Е
.
А
.
Насоновой
.
Содержание
программы
направлено
на
развитие
способности
самовыражения
у
учащихся
творческой
активности
,
воспитания
чувств
взаимопомощи
.
Количество
учащихся
в
группах
10 – 12
человек
.
Периодичность
занятий
:
1
год
обучения
– 2
раза
в
неделю
по
2
часа
2
год
обучения
– 2
раза
в
неделю
по
2
часа
3
год
обучения
– 2
раза
в
неделю
по
2
часа
4
год
обучения
– 2
раза
в
неделю
по
2
часа
Для
успешной
реализации
данной
программы
необходимо
:
1.
Учебно
-
производственное
оборудование
:
1.1
Учебный
кабинет
.
1.2
Ученические
столы
и
стулья
.
1.3
Станочки
для
бисероплетения
.
1.4
Доска
.
1.5
Специальные
подставки
для
демонстрации
украшений
.
2.
Дидактические
средства
:
2.1
ТСО
:
компьютер
,
магнитофон
.
2.2
Инструменты
и
материалы
:
бисер
,
стеклярус
,
бусы
;
коробочки
для
хранения
бисера
;
салфетки
из
однотонной
ворсистой
ткани
;
ножницы
;
иглы
для
бисероплетения
;
нитки
армированные
и
капроновые
;
леска
,
тонкая
проволока
;
линейки
,
бумага
в
клетку
,
фломастеры
,
клей
;
нитковдеватель
;
замочки
,
крючки
,
швензы
;
мел
.
3.Учебно-наглядные пособия.
3.1Образцы узоров.
3.2Образцы изделий из бисера.
3.3Фотоальбом с образцами.
3.4Папка с иллюстрациями.
3.5Сменный стенд для демонстрации работ учащихся.
3.6Журналы по рукоделию.
4. Раздаточный материал.
4.1Карточки-схемы.
4.2Карточки с индивидуальными заданиями.
4.3 Образцы орнаментов.
5. Организационные средства и средства контроля.
5.1Журнал учета работы объединений.
5.2Папка с результатами педагогической диагностики.
ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПОЛУЧАЕМЫХ ЗНАНИЙ,
УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Для оценки результативности обучения используются различные
методы диагностики: тесты, методики, анкеты, опросники (см. Приложения).
Образовательная деятельность в системе дополнительного образования
предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и
навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся.
Соответственно этому для отслеживания результатов образовательной
деятельности можно воспользоваться технологиями определения учебных
результатов ребенка по дополнительной образовательной программе а также
использовать диагностические карты для оценки развития личностных
качеств ребенка.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
1.
Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2.
Конвенция
о
правах
ребенка
(Генеральная
ассамблея
ООН
5
декабря 1989 года).
3.
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
на
2015-2020 годы от 4.09.2014 г. №1726-р.
4.
ФГОС начального образования.
5.
Межведомственная
программа
развития
дополнительного
образования детей в РФ до 2020 г. От 9 декабря 2013 г.
6.
Конституция РФ.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер/ « Академия , К», 1999-224 сю, ил.-
(Серия: «Бабушкин сундучок»).
2.
Виноградова Е. Бисер для детей: Игрушки и украшения.- М., Изд-во
«ЭКСМО-Пресс; СПб., «Валерии СПД», 2001,-176 с., ил.
3.
Гусева Н.А. 365 фенечек из бисера.-М.:Рольф 200.-208 стр.+ Вклейка,
ил.- (Внимание-дети!)
4.
Исакова Э., Стародуб К., ТкаченкоТ. Сакзочный мир бисера. Плетение
на леске. Книга 1. Из.. 3-е Ростов на Дону: Феникс, 2005ю-320 с. цв.
илл.
5.
Котова И.Н., Котова А.С. Бисер. Волшебная игла.: Учебное пособие
.СПб.: ИД «МиМ», 1998-48 с.+ вклейка.
6.
Кочетова С. Мягкая игрушка: Игрушки с бисером.-М.: «РИПОЛ
КЛАССИК», СПб., «Валерии СПД», 2001.-80 с., ил.
7.
Ляукина М.В. Бисер: Техника. Приемы. Изделия.-М.: АСТ- ПРЕСС
КНИГА, 2001.- 288с.: ил.- (Энциклопедия).
8.
Ляукина М.В. Бисер.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.- 176 с.: илл.- («Основы
художественного мастерства»).
9.
Лындина Ю. Фигурки из бисера. Культура и традиции. 2001 г.
10. Магина А. Бисер: Плетение и вышивка – М., «ОЛМА-ПРЕСС»; СПб-
176 стр,, ил. (Серия « Школа матерства»).
11. Петрунькина А. Фенечки из бисера.- Спб., Кристалл; 292 стр., ил.
12.Петрунькина А.. Данкевич Е. И снова фенечки!- СПб, Кристалл;
192стр., илл.
13. Сколотнева Е.И. Бисероплетение.- СПб.: ТОО «Диамант» ООО
золотой век», 1999.-336., ил.
14.Ткаченко Т., Волкова Е., Стародуб . Бисер для начинающих. Лучшие
украшения и фенечки. Ростов –на-Дону.: Издательский дом «Владис»
2005.-256 с., илл.
15. Фигурки из бисера. Культура и традиции. 2001-76 с.
16. Чиотти Д. Бисер./ Пер. с итал.- М.: Издательский дом « Ниола 21-й
век», 2002.-160 с.: ил.
АННОТАЦИЯ
Программа предназначена для учащихся от 7 до 15 лет.
Срок реализации 4 года.
Цель программы- создание условий для художественно-эстетического
развития личности ребенка через обучение его искусству бисероплетения.
Для реализации цели предполагается решение таких основных задач:
изучение истории возникновения и развития бисероплетения; формирование
художественно- эстетического вкуса; развитие способности самовыражения;
развитие фантазии, творческой активности учащихся; воспитание
усидчивости, терпения, трудолюбия и аккуратности, точности при
выполнении работы; воспитание чувства взаимопомощи.
Курс обучения предполагает тематические лекции, занятия-игры,
конкурсы, проведение выставки.
Итогом работы учащихся является выставка детского творчества В
ЦДТ, а также участие в районных, областных , всероссийских и
международных выставках и конкурсах , для которых отбираются лучшие
работы детей.