Автор: Киримова Евгения Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад " 5"
Населённый пункт: город Усолье-Сибирское, Иркутская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Коррекция звукопроизношения у детей с ТНР посредством Су- Джок и чистоговорок"
Раздел: дошкольное образование
«Коррекция звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ТНР посредством
Су-Джок и чистоговорок»
В переводе с корейского языка Су означает кисть, Джок — стопа. Таким образом, Су
Джок терапия — это метод лечения с использованием специальных колец и шариков
для массирования кистей рук и стоп человека. В строении кисти и стопы проявляется
удивительное
подобие
строения
человеческого
тела
т.
е.
на
них
располагаются
биологически
активные
точки,
соответствующие
всем
органам
и
участкам
тела
человека, стимулируя их можно повысить потенциальный энергетический уровень
ребенка, развить тактильную чувствительность, нормализовать мышечный тонус рук
(«су») и ног («джок»).
Цели Су Джок терапии в логопедической работе: Нормализовать мышечный тонус,
Стимулировать речевые области в коре головного мозга. Использование массажеров
Су-джок
в
логопедической
коррекции
у
дошкольников
с
речевыми
нарушениями
состоит в том, что ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, так же для
детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к
обучению.
Исследования
невропатологов,
психиатров
и
физиологов
показали,
что
морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного
мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук.
На кистях имеются точки (или зоны), которые взаимосвязаны с различными зонами
коры
головного
мозга.
Поэтому,
определив
зоны
соответствия
речеобразующих
органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции
речевых
нарушений.
За
речь
у
человека
отвечают,
главным
образом,
две
зоны,
находящиеся
в
коре
головного
мозга
—
это
зона
Вернике,
которая
отвечает
за
сенсорную или импрессивную речь. Т. е. эта зона отвечает за восприятие речи. И зона
Брока, отвечающая за экспрессивную речь — произнесение звуков самим человеком.
Из этого следует, что для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки
соответствия головному мозгу. По теории Су-Джок это верхние фаланги пальцев. И
при массаже Су-Джок шариком особое внимание нужно уделять именно этим участкам
кисти руки, но в тоже время воздействие на точки соответствия других органов
благотворно
влияет
на
самочувствие,
приводит
в
тонус
организм,
поднимает
настроение и, следовательно, достигается дополнительный благотворный эффект от
массажа.
Существует несколько приемов Су-Джок терапии:
− Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество
биологически
активных
точек,
эффективным
способом
их
стимуляции
является
массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют
мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
− Массаж эластичным кольцом. Все тело человека проецируется на кисть и стопу, а
также на каждый палец кисти и стопы. Кольцо нужно надеть на палец и провести
массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении
ощущения тепла. Использование массажера Су-Джок вызывает интерес к обучению,
детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние
на
мелкую
моторику
пальцев
рук,
тем
самым,
способствуя
развитию
речи.
Вариативность использования в логопедической практике разнообразных методов и
приемов развития ручного праксиса и стимуляция систем соответствия речевых зон по
су-джок в сочетании с использованием чистоговорок позволяет добиться следующих
преимуществ:
− сократить сроки коррекционной работы;
− повысить качество работы;
− наладить преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи
детей. Использование специальных комплексов разнообразных чистоговорок, а также
игр
и
упражнений
наиболее
способствует
активизации
речевой
деятельности.
Эффективность применения нетрадиционных методов терапии во многом зависит от
их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе такого сочетания
ребенок постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.