Напоминание

Загадки истории


Автор: Селецкая Ирина Алексеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ школа №38
Населённый пункт: г.Казань, Татарстан
Наименование материала: рабочая программа по внеурочной деятельности 5-9 классы
Тема: Загадки истории
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №38»

Ново-Савиновского района г.Казани

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

«Загадки истории»

5-9 классы

Составитель: Селецкая Ирина Алексеевна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

2

Содержание

I.Планируемые результаты освоения курса ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,3

II.Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности……8

III.Тематическое планирование курса ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,………………………………13

3

I.Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты

1.

Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к

прошлому

и

настоящему

многонационального

народа

России,

чувство

ответственности

и

долга

перед

Родиной,

идентификация

себя

в

качестве

гражданина России,

2.

Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего

народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

(идентичность

человека

с

российской

многонациональной

культурой,

сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории

современной России); осознанное, уважительное и доброжелательное отношение

к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и

народов мира.

3.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на

основе

мотивации

к

обучению

и

познанию;

готовность

и

способность

осознанному

выбору

и

построению дальнейшей

индивидуальной

траектории

образования

на

базе

ориентировки

в

мире

профессий

и

профессиональных

предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов

.

4.

Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем

на

основе

личностного

выбора,

формирование

нравственных

чувств

и

нравственного

поведения,

осознанного

и

ответственного

отношения

к

собственным

поступкам.

способность

к

нравственному

самосовершенствованию;

веротерпимость,

уважительное

отношение

к

религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных

норм

морали,

нравственных,

духовных

идеалов,

хранимых

в

культурных

традициях народов России;

5.

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному

уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,

культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

6.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,

его

мнению,

мировоззрению,

культуре,

языку,

вере,

гражданской

позиции.

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем

взаимопонимания

7.

Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной

жизни

в

группах

и

сообществах;

освоение

компетентностей

в

сфере

организаторской

деятельности;

интериоризация

ценностей

созидательного

отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества,

ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации

в

группе

и

организации,

ценности

«другого»

как

равноправного

партнера,

формирование

компетенций

анализа,

проектирования,

организации

деятельности,

способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации

собственного лидерского потенциала.

8.

Сформированность

ценности

здорового

и

безопасного

образа

жизни;

интериоризация

правил

индивидуального

и

коллективного

безопасного

4

поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,

правил поведения на транспорте и на дорогах.

9.

Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия

народов

России

и

мира,

творческой

деятельности

эстетического

характера;

сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их

общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства

организации

общения;

способность

к

эмоционально-ценностному

освоению

мира,

самовыражению

и

ориентации

в

художественном

и

нравственном

пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,

10.

Сформированность

основ

экологической

культуры,

соответствующей

современному уровню экологического мышления, готовность к исследованию

природы, к осуществлению природоохранной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

1.

Умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать новые задачи в

познавательной

деятельности,

развивать

мотивы

и

интересы

своей

познавательной

деятельности. Обучающийся сможет:

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих

возможностей;

формулировать

учебные

задачи

как

шаги

достижения

поставленной

цели

деятельности;

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и

обосновывая логическую последовательность шагов.

2.

Умение

самостоятельно

планировать

пути

достижения

целей,

в

том

числе

альтернативные,

осознанно

выбирать

наиболее

эффективные

способы

решения

познавательных задач. Обучающийся сможет:

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения

познавательных задач;

определять/находить,

в

том

числе

из

предложенных

вариантов,

условия

для

выполнения познавательной задачи;

выстраивать

жизненные

планы

на

краткосрочное

будущее

(заявлять

целевые

ориентиры,

ставить

адекватные

им

задачи

и

предлагать

действия,

указывая

и

обосновывая логическую последовательность шагов);

составлять

план

решения

проблемы

(выполнения

проекта,

проведения

исследования);

описывать

свой

опыт,

оформляя

его

для

передачи

другим

людям

в

виде

технологии решения практических задач определенного класса;

планировать

и

корректировать

свою

индивидуальную

образовательную

траекторию.

3.

Умение

соотносить

свои

действия

с

планируемыми

результатами,

осуществлять

контроль

своей

деятельности

в

процессе

достижения

результата,

определять

способы

5

действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в

соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

определять

совместно

с

педагогом

и

сверстниками

критерии

планируемых

результатов и критерии оценки своей деятельности;

систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых

результатов и оценки своей деятельности;

отбирать

инструменты

для

оценивания

своей

деятельности,

осуществлять

самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия

планируемого результата;

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе

анализа

изменений

ситуации

для

получения

запланированных

характеристик

продукта/результата;

устанавливать

связь

между

полученными

характеристиками

продукта

и

характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать

изменение

характеристик

процесса

для

получения

улучшенных

характеристик

продукта;

сверять

свои

действия

с

целью

и,

при

необходимости,

исправлять

ошибки

самостоятельно.

4.

Умение

оценивать

правильность

выполнения

познавательной

задачи,

собственные

возможности ее решения. Обучающийся сможет:

определять критерии правильности (корректности) выполнения познавательной

задачи;

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария

для выполнения познавательной задачи;

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя

из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

оценивать

продукт

своей

деятельности

по

заданным

и/или

самостоятельно

определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих

внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

фиксировать

и

анализировать

динамику

собственных

образовательных

результатов.

5.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

наблюдать

и

анализировать

собственную

познавательную

деятельность

и

деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

соотносить

реальные

и

планируемые

результаты

индивидуальной

образовательной деятельности и делать выводы;

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

самостоятельно определять причины своего

успеха или неуспеха и находить

способы выхода из ситуации неуспеха;

демонстрировать

приемы

регуляции

психофизиологических/

эмоциональных

состояний

для

достижения

эффекта

успокоения

(устранения

эмоциональной

6

напряженности),

эффекта

восстановления

(ослабления

проявлений

утомления),

эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

6.

Умение

определять

понятия,

создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить

логическое

рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся

сможет:

выделять

общий

признак

двух

или

нескольких

предметов

или

явлений

и

объяснять их сходство;

объединять

предметы

и

явления

в

группы

по

определенным

признакам,

сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

выделять явление из общего ряда других явлений;

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между

явлениями,

из

этих

обстоятельств

выделять

определяющие,

способные

быть

причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

строить

рассуждение

от

общих

закономерностей

к

частным

явлениям

и

от

частных явлений к общим закономерностям;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом

общие признаки;

излагать

полученную

информацию,

интерпретируя

ее

в

контексте

решаемой

задачи;

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать

и применять способ проверки достоверности информации;

вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

объяснять

явления,

процессы,

связи

и

отношения,

выявляемые

в

ходе

познавательной

и

исследовательской

деятельности

(приводить

объяснение

с

изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять

с заданной точки зрения);

выявлять

и

называть

причины

события,

явления,

в

том

числе

возможные

/

наиболее

вероятные

причины,

возможные

последствия

заданной

причины,

самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать

вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для

решения познавательных задач. Обучающийся сможет:

определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать

данные логические связи с помощью знаков в схеме;

создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением

существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в

соответствии с ситуацией;

преобразовывать

модели

с

целью

выявления

общих

законов,

определяющих

7

данную предметную область;

переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического

или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,

исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной

ситуации,

поставленной

цели

и/или

заданных

критериев

оценки

продукта/результата.

8.

Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

находить

в

тексте

требуемую

информацию

соответствии

с

целями

своей

деятельности);

ориентироваться

в

содержании

текста,

понимать

целостный

смысл

текста,

структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте процессов; резюмировать главную

идею текста; критически оценивать содержание и форму текста;

9.

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в

познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной

ориентации. Обучающийся сможет:

определять свое отношение к природной среде;

анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите

окружающей среды; выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения,

модели, проектные работы.

10.

Развитие

мотивации

к

овладению

культурой

активного

использования

поисковых систем. Обучающийся сможет:

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами;

формировать

множественную

выборку

из

поисковых

источников

для

объективизации результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска со

своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

11.

Умение

организовывать

учебное

сотрудничество

и

совместную

деятельность

с

учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и

разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,

аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его

речи:

мнение

(точку

зрения),

доказательство

(аргументы),

факты;

гипотезы,

аксиомы, теории;

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или

препятствовали продуктивной коммуникации;

строить

позитивные

отношения

в

процессе

учебной

и

познавательной

деятельности;

8

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь

выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом

эквивалентных замен);

критически

относиться

к

собственному

мнению,

с

достоинством

признавать

ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

выделять общую точку зрения в дискуссии;

договариваться

о

правилах

и

вопросах

для

обсуждения

в

соответствии

с

поставленной перед группой задачей;

организовывать

учебное

взаимодействие

в

группе

(определять

общие

цели,

распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

устранять

в

рамках

диалога

разрывы

в

коммуникации,

обусловленные

непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания

диалога.

12.

Умение

осознанно

использовать

речевые

средства

в

соответствии

с

задачей

коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и

регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической

контекстной речью. Обучающийся сможет:

определять

задачу

коммуникации

и

в

соответствии

с

ней

отбирать

речевые

средства;

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими

людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной

деятельности;

соблюдать

нормы

публичной

речи,

регламент

в

монологе

и

дискуссии

в

соответствии с коммуникативной задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в

рамках диалога;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

создавать

письменные

«клишированные»

и

оригинальные

тексты

с

использованием необходимых речевых средств;

использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения

смысловых блоков своего выступления;

использовать

невербальные

средства

или

наглядные

материалы,

подготовленные/отобранные под руководством учителя;

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно

после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

13.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-

коммуникационных технологий. Обучающийся сможет:

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые

для решения учебных и практических задач с помощью средств информационно-

коммуникационных технологий;

выбирать,

строить

и

использовать

адекватную

информационную

модель

для

передачи

своих

мыслей

средствами

естественных

и

формальных

языков

в

9

соответствии с условиями коммуникации;

выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать

модель решения задачи;

использовать

компьютерные

технологии

(включая

выбор

адекватных

задаче

инструментальных

программно-аппаратных

средств

и

сервисов)

для

решения

информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,

написание докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

создавать

информационные

ресурсы

разного

типа

и

для

разных

аудиторий,

соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Формы организации: кружок

Виды

деятельности:

индивидуальная

(консультации,

тесты);

групповая

(исследовательская работа, творческие работы); коллективная (беседы, практикумы, игры);

взаимное обучение (консультации, взаимообмен заданиями, работа в парах), свободная

комплектация групп по желанию; самообучение (работа с учебной литературой, задания по

образцу);

саморазвитие

(подготовка

сообщений

на

выбранную

тему,

работа

с

информационным и методическим материалом).

10

II.Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности

5 -9 класс

Набор групп.

Тема 1. Введение. Что такое история?

Два

понимания

истории.

Кто

изучает

историю? Как

изучают

историю?

Исторические

источники, их виды и работа с ними. Вспомогательные исторические науки: палеография,

геральдика,

хронология,

антропонимика,

метрология,

генеалогия,

археология,

архивоведение,

сфрагистика,

нумизматика

и

другие.

Знакомство

с

историческими

источниками (практическая работа).

Тема 2. Вехи всемирной истории

Из

чего

состоит

история:

события

и процессы.

Понятие

периодизации.

Периодизация

всемирной

истории:

древность,

средневековье,

новое

время.

Характерные

черты

первобытной

эпохи,

древности,

средневековья,

нового

и

новейшего

времени.

Характеристика

первых

государств:

Древний

Египет,

Месопотамия,

Восточное

Средиземноморье, Финикия. Древняя Индия и Китай.

Практическая работа

Тема 3. Измерение времени

Что означает хронология. Изобретение письма и счета. Измеритель времени – год. Как

вели счет лет в древности? Измерение времени по векам и тысячелетиям. Календарь: майя,

арабский,

юлианский,

григорианский.

Счет

лет

в

истории.

Лента

времени.

Шумеры.

Идиографическое

письмо.

Пиктограммы.

Алфавит.

Древние

руны.

Славянская

письменность.

Подготовка презентации « Истории календаря».

Тема 4. Историческая карта

Что такое историческая карта? Правила пользования картой. Прошлое на карте. «Легенда»

карты. История на плане. Контурная карта.

Практическая работа.

Тема 6. Наука геральдика

Геральдика. Герб как государственный символ. Гербы городов. Государственный герб

Российской империи. Современный герб нашего края, области. Герб семьи

Подготовить презентацию «Герб России и Татарстана»

Тема 7. Книги и библиотеки древнего мира и Античности

Библиотека Ашурбанипала в Ассирии. «Душевное лекарство» Рамзеса III. Александрийская

библиотека. История «закованных библиотек». Профессия библиотекарь

Подготовить сообщение

Тема 8. Загадки Древнего Египта. Как возникли пирамиды?

История возникновения пирамид. Египетские фараоны и их тайны. «Проклятие фараонов»

или

роковая

случайность?

Пирамиды

Хефрена. Загадки

Большого

Сфинкса.

Гробница

Тутанхамона. Заслуга Г. Картера в открытии и изучении объекта

Презентация о фараоне Тутанхамоне.

Тема 9. Атлантида: история исчезнувшей цивилизации.

Предания

египетских

жрецов.

История

государства

Атлантида

в

сочинениях

Платона

«Тимей» и «Критий». Поиски Атлантиды современными учеными. Открытие экспедиции

советского ученого А.Городницкого.

11

Урок-презентация

Тема 10. Колизей.

Римская империя. Династия Флавиев. История строительства. Архитектура. Амфитеатр,

цирк. Гладиаторы. Виртуальная экскурсия.

Тема 11. Семь чудес света.

Классический список семи чудес света. Пирамида Хеопса. Висячие сады. Семирамиды.

Статуя Зевса в Олимпии. Храм Артемиды в Эфесе. Мавзолей в Галикарнасе. Колосс

Родосский. Александрийский маяк.

Практическая работа

Тема 12. Памятники из камня.

Стоунхендж, остров Пасхи: географическое положение, возраст каменных сооружений,

гипотезы происхождения, современное состояние. Просмотр видеофильма «Стоунхендж».

Тема 13. Вечные творения.

История Мавзолея Тадж-Махал в Индии. Легенда о любви, застывшая в мраморе. Великая

Китайская

стена:

географическое

положение,

история

создания,

возраст.

Просмотр

видеофильма «Тадж- Махал», «Великая Китайская стена»

Тема 14. Загадочный остров Пасхи

История и достопримечательности острова Пасхи. Географическое положение. Открытие

острова Пасхи. Гигантские статуи Моаи. Легенды о возникновении статуй.

Просмотр фильма

Тема 15. Тайна неандертальцев

История

появления

неандертальцев

на

земле.

Места

обитания,

внешний

вид.

Предки

человека или нет? Наскальные рисунки. Ученые об исчезновении неандертальцев.

Урок-презентация.

Тема 16. Загадки великой Китайской стены

Император Цинь Шихуанди. Терракотовая армия императора Цинь Шихуана. Технология

изготовления скульптур и оружия.

Урок-презентация

Тема 17. Что такое генеалогия?

Что значит родословие? Из истории имен. Отчество – это составная часть родового имени.

История в фамилиях. Понятие генеалогии. Степени родства. Способы генеалогических

исследований. История моей семьи

Практическая работа

Тема 18. Итоговое занятие.

Историческая викторина

12

6 класс

Тема 1. Введение. Неразгаданные тайны истории Средневековья

История как наука. Загадки и белые пятна истории: причины их возникновения. Факт и

мнение.

Объективность

и

субъективность

в

описании

исторических

событий.

Историография

Теоретическое занятие: анализ исторических источников

Тема 2. Франкское государство.

Франки в Галлии. Хлодвиг его государство. Майордом. Салическая правда. Франкское

государство после Хлодвига. Приход к власти династии Каролингов. Завоевания Карла

Великого. «Песнь о Роланде». Нормы рыцарской чести.

Теоретическое занятие: анализ исторический литературы

Тема 3. Король Артур и рыцари круглого стола.

Бритты.

Саксы.

Рыцарские

романы.

Камелот.

Мерилин. «История

королей

Британии»

Гальфрида Монмутского. «Хроника королей Англии» Уильяма Мальмсберийского. Образ

Артура в литературе, музыке, изобразительном искусстве, массовой культуре. Рыцарские

турниры

Сообщение и презентация

Тема 4. Легенды о Святом Граале

Мифы древних кельтов. История названия «Грааль». Чаша Грааля. Грааль и тайная

символика средневековых алхимиков. Грааль и символика философского камня. Образ

Грааля в рыцарской культуре Средневековья.

Теоретическое занятие: анализ исторических источников

Тема 5. «Танцевальная чума» и инквизиция

Причины болезни. Необъяснимый феномен Средневековья. Охота на салемских ведьм.

Инквизиторский суд.

Теоретическое занятие: анализ исторических источников

Тема 6. Загадки Орлеанской Девы.

Столетняя война. Национальная трагедия Франции. Появление чудесной девы. Версии

происхождения Жанны д

,

Арк. Женщина во главе французского войска. Пытки и казнь

Жанны д

,

Арк. Взаимоотношения короля Карла и Орлеанской девы. Исторический портрет.

просмотр и обсуждение видеоматериала

Тема 8. «Охота на ведьм» или почему в Европе полыхали костры?

Догматы христианской церкви. Ересь. Инквизиция и интердикт. Орден доминиканцев.

Католическая Испания. Томас Торквемада. Аутодафе.

Сообщение и презентация

Тема 9. Алхимия и алхимики

История алхимии. Древний Египет и алхимия. Превращение металлов в золото.

«Алхимическая лихорадка» в средние века. Известные алхимики Средневековья: Василий

Валентин, Луллий. Золото Августа.

Теоретическое занятие: анализ исторических источников

Тема 10. Соборы и Замки Средневековья

История замка Бран в Румынии. Шильонский замок в Швейцарии, архитектура, история

строительства. Кельнский Собор. Собор святого семейства в Испании. Тайна «Собора

Парижской

богоматери».

История

создания

архитектурного

памятника.

Особенности

13

архитектуры.

Способы и

приёмы

украшения

собора.

Легенды.

Исторические

события,

связанные с Собором Парижской богоматери.

Подготовка сообщения и презентации

Тема 11. Арабо-мусульманский мир.

Ислам. Чему учил ислам? Проповедь Мухаммеда. Коран – священная книга мусульман.

Арабские завоевания. Халиф. Сунниты. Шииты. Шариат. Мудрость Халифа Омара. Чудеса

арабской культуры. Медресе. Искусство в мечети. Арабески. Таинственные суфии.

Теоретическое занятие: анализ исторических источников

Тема 12. Древняя Русь

Первые

известия

о

Руси.

Проблема

образования

Древнерусского

государства.

Начало

династии Рюриковичей. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей,

странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей.

Русь в международной торговле. Путь «из варяг в греки». Волжский торговый путь.

Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.

Практическое занятие, работа с картой

Тема 13. «Поучение» В.Мономаха

Исторический портрет В.Мономаха. Междоусобные войны киевских князей. Лествичное

право. Любечский съезд. Восстание в Киеве и приход к власти Владимира Мономаха.

Моральные нормы и содержание «Поучения».

Творческое задание

Тема 14. Культура Древней Руси

Древнерусская

культура.

Формирование

единого

культурного

пространства.

Кирилло-

мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные

грамоты.

Появление

древнерусской

литературы.

«Слово

о

Законе

и

Благодати».

Произведения

летописного

жанра.

«Повесть

временных

лет».

Первые

русские

жития.

Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная

церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное

дело и оружие.

Подготовка сообщения и презентации

Тема 15. Русь и Орда

Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые

степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие

Тимура.

Распад

Золотой

орды,

образование

татарских

ханств.

Казанское

ханство.

Сибирское

ханство.

Астраханское

ханство.

Ногайская

орда.

Крымское

ханство.

Касимовское ханство.

Подготовка сообщения

Тема 15. Итоговое занятие

Экскурсия в исторический парк «Россия –Моя история»

14

7 класс

Тема 1. Инструктаж ТБ. Введение. История Нового времени 1500-1800 гг. Технические

открытия

и

изобретения XV –XVII в.в.

Усовершенствование

водяного

двигателя.

Кораблестроение: каравелла, галион. Нунеш Педру «Трактат в защиту морской карты».

Астролябия, портолан. Иоганн Гутенберг и книгопечатание. Первые домны.

Подготовка творческих проектов

Тема 2. Великие географические открытия. Народы Америки в 15 веке. Ацтеки и инки.

Х.Колумб

и

Америка.

Как

возникло

название

„Америка".

Первое

кругосветное

путешествие

1519-1522гг . Фернандо Магеллан. Из записок испанского солдата о Мексике

Открытия португальцев,

Экспедиции Бартоломеу Диаша и

Васко да Гама.

Работа с картой, использование ИКТ

Тема 3. Европа в 16-18 вв. –эпоха «дворов и королей». Реформация - «переворот в душах..

и

в

кошельках».

М.Лютер,

Ж

Кальвин.

Лютеранство

и

протестантизм.

Продажа

индульгенций. «95 тезисов» М.Лютера. Религиозные войны.

Аугсбургский мир 1555 г.

Подготовка сообщения и презентации

Тема

4.

Испанская

мода.

Католический

идеал добропорядочности.

Филипп

Второй

бюрократ-затворник. Три главных правила испанской моды: броня, черный цвет, воротник.

Придворный этикет

Творческий проект

Тема

5.

Мир

художественной

культуры.

Ренессанс.

Великий

Леонардо

да

Винчи-

живописец,

скульптор,

архитектор,

ученый,

инженер,

изобретатель.

10

гениальных

изобретений

(

подшипник,

парашют,

пулемет,

орнитоптер,

водолазный

костюм,

бронированный танк, самоходная тележка, робот-рыцарь)

Подготовка презентации

Тема 6. «Открой для себя небо». Эпоха просвещения. Н.Коперник и гелеоцентрическая

система мира с Солнцем в центре, смена дня и ночи, смена времен года, движение Земли

вокруг

Солнца.

Галилео

Галилей,

астроном,

физик,

механик,

философ,

математик.

Изобретения Галилея: телескоп, микроскоп, термоскоп. Исаак Ньютон, английский физик,

математик, механик и астроном. Труд «Математические начала натуральной философии».

Подготовка презентации

Тема

7.

Художники

Эпохи

Просвещения.

Микеланджело

да

Меризи Караваджо

-

основатель

реализма

в

живописи,

мастер

барокко.

Особое

письмо

в

живописи.

«Кьяроскуро».

Рубенс

«король

живописцев

и

живописец

королей».

Золотой

век

голландской живописи. Рембрант.

Подготовка творческого проекта

Тема 8. «От тьмы к свету». Как появились масоны? История «вольных каменщиков» во

Франции. Ритуалы, обычаи, тайные знаки. Первая Великая масонская ложа и деятели

искусства. Просветительская и благотворительная деятельность. Масоны в России

Тема 9. «Книга чудес» Марко Поло. Путешествия по Востоку. Технические достижения,

обычаи, быт Поднебесной.

Сообщение

Тема 10. «Смертельно вкусная фугу». Страна «восходящего Солнца». Сегунат, самураи.

Традиции, обычаи, культура.

Подготовка сообщения

15

Тема

11.

Развитие

образования

в

Европе

в

17-18

вв.

Иезуитские

колледжи,

школы,

рыцарские академии. «Деятельность братьев христианских школ» во Франции.

Подготовка презентации

16

8 класс

Тема 1. Введение. История Нового времени XVIII-начало XIXвв.

Инструктаж по ТБ. Мир на рубеже XVIII-начало XIXвв. Исторические источники, их виды

и работа с ними. Историческая карта

Теоретическое занятие

Тема

2.

«Становление

индустриального

общества: люди

и

события».

Три

эшелона

модернизации, особенности. Преобразование традиционного общества в индустриальное.

Создание мирового рынка. Появление новых видов оружия: пулеметы, винтовки, крейсеры,

линкоры.

Последствия

индустриализации.

Изменения

в

повседневной

жизни.

Начало

эмансипации женщин.

Разработка основных идей проекта. Выбор рабочей группы. Защита проекта

Тема

3.

Династии

монархов

Европы.

Германская

династия

Гогенцоллеров.

"Великий

курфюрст", или "самая хитрая лиса Европы". Фридрих Вильгельм. Фридрих II Великий и

Семилетняя война с Россией. Победа русской армии. Безрезультатная война. Франция.

Династия

Бурбонов,

Орлеанов,

Бонапартов.

Тайна

Гибели

Людовика

XVII.

Короли-

изгнанники. Путешествие в музей-онлайн Лувр.

Разработка основных идей проекта. Подготовка проекта. Защита проекта

Тема 4. Развитие русского военного искусства в конце XVIII – начале XIX веков.

Победы русской армии XVIII века. «Наука побеждать» А.В. Суворова. Русские полководцы

и

флотоводцы18

века.

Русская

армия

времён

наполеоновских

войн.

Полководец

М.И.

Кутузов.

Награды XVIII – начала XIX веков.

Тема 5. Секреты красоты русских женщин

«Я ль на свете всех милее?» Эталон красоты женщин на Руси. Декоративная косметика.

Парфюмерные средства. Онлайн- музей Эрмитаж

Подготовка сообщения и презентации

Тема 6. Легенды усадьбы Коломенское и Казанских слобод

История создания архитектурного ансамбля. Загородная летняя резиденция московских

князей и царей. Магические камни в усадьбе Коломенское. Тайное общество. ВВ поисках

библиотеки Ивана Грозного. История создания казанских слобод. Тайна озера Кабан

Разработка основных идей проекта. Выбор рабочей группы. Защита проекта. Экскурсия в

исторический парк «Россия-Моя история».

17

9 класс

Тема 1. Введение. История Нового времени. XIX в.

Инструктаж по ТБ. История Нового времени. Исторические источники, их виды и работа с

ними. Новые проблемы и новые ценности индустриального общества. Создание научной

картины мира. Литература, искусство. Повседневная жизнь.

Теоретическое занятие

Тема 2. Загадки и научные открытия XIX века.

Физика

и

электротехника

Д.Максвелла.

Медицина

и

биология

Л.Пастера,

Р.Коха,

К.Бернара.

Сторонники

и

противники

теории

эволюции

Ч

Дарвина.

Подводная

лодка

Наутилус, Р.Фултона.

Разработка основных идей проекта. Выбор рабочей группы. Защита проекта

Тема 3. Загадочный гений Никола Тесла.

Пять

загадочных

изобретений

Николы

Теслы.

Энергия

Ниагарского

водопада.

Строительство ГЭС. Первые щаги в изучении беспроводной связи. «Луч мира». Загадка

изобретения Теслы. Тайная лаборатория Теслы.

Разработка основных идей проекта. Подготовка проекта. Защита проекта

Тема 4. Открытия и изобретения российских ученых XIX века

Как была открыта таблица Менделеева? Электродвигатель Б.Якоби. Цветная фотография.

Легенда

об

изобретении

велосипеда.

За

что

получил

свободу

крепостной

крестьянин

Е.Артамонов. Радио А.Попова. О чем спорят ученые.

Подготовка сообщений и презентации

Тема 5. Великие географические открытия русских путешественников.

Антарктида

Ф.Белинсгаузена.

Исследования

Центральной

Азии-«неведомой

земли».

Открытия

П.Семенова-Тянь-Шанского.

Пик

Семенова

в

Киргизии.

Н.Пржевальский.

Кругосветное путешествие И.Крузенштерна. Корабли «Надежда» и «Нева». Составление

атласа

Тихого

океана.

Адмирал

Г.Невельский.

Экспедиция

на

Дальний

Восток.

Присоединение к России Приамурья и Приморья. Последнее крупное открытие на Земном

шаре Открытие Северной Земли. Б.Вилькицкий

Подготовка проекта и защита проекта

Тема 6. Легенды старой Казани

Тайна озера Кабан. Легенда происхождения названия Казани. Легенда о Сююмбике.

История Слобод Казани -история длиной в века.

Подготовка сообщения и презентации

18

III.Тематическое планирование

5 класс

Раздел

Количество часов

(1 час в неделю)

Набор групп

1

Введение. Что такое история?

2

Вехи всемирной истории

2

Измерение времени

3

Историческая карта

2

Наука геральдика

2

Книги и библиотеки древнего мира и Античности

2

Загадки Древнего Египта

2

Атлантида: история исчезнувшей цивилизации

2

Колизей

2

Семь чудес света

2

Памятники из камня

2

Вечные творения

2

Загадочный остров Пасхи

2

Тайна неандертальцев

2

Загадки великой Китайской стены

2

Что такое генеалогия?

1

Итоговое занятие

1

Общее количество часов

34

19

6 класс

Раздел

Количество часов

(1 час в неделю)

Набор групп

1

Введение. Неразгаданные тайны истории Средневековья

2

Франкское государство

2

Король Артур и рыцари круглого стола

2

Легенды о Святом Граале

2

«Танцевальная чума» и инквизиция

2

Загадки Орлеанской Девы

2

«Охота на ведьм» или почему в Европе полыхали костры?

2

Алхимия и алхимики

2

Соборы и Замки Средневековья

3

Арабо-мусульманский мир.

2

Древняя Русь

3

«Поучение» В.Мономаха

2

Культура Древней Руси

4

Русь и Орда

2

Итоговое занятие

1

Общее количество часов

34

20

7 класс

Раздел

Количество часов

(1 час в неделю)

Набор групп

1

Введение. История Нового времени 1500-1800 гг.

4

Великие географические открытия

4

Европа в 16-18 вв. –эпоха «дворов и королей». Реформация

3

Испанская мода–«роскошная скромность»

2

Мир художественной культуры

2

«Открой для себя небо»

3

Художники Эпохи Просвещения

4

«От тьмы к свету»

2

«Книга чудес» Марко Поло

2

«Смертельно вкусная фугу»

2

Развитие образования в Европе в17-18 вв.

2

Итоговое занятие

1

Экскурсия в музей

2

Общее количество часов

34

21

8 класс

Раздел

Количество часов

(1 час в неделю)

Набор групп

1

Введение. Мир на рубеже XVIII-XIXвв.

2

Становление индустриального общества: люди и события.

3

Династии монархов Европы

10

Развитие русского военного искусства в конце XVIII – XIX вв.

7

Секреты красоты русских женщин

2

Легенды усадьбы Коломенское и Казанских слобод

9

Общее количество часов

34

9 класс

Раздел

Количество часов

(1 час в неделю)

Набор групп

1

Введение. «Век величайших открытий». XIX в.

3

Загадки и научные открытия XIX века.

6

Загадочный гений Никола Тесла.

8

Открытия и изобретения российских ученых XIX века

7

Великие географические открытия русских путешественников

6

Легенды старой Казани

3

Общее количество часов

34



В раздел образования