Автор: Ковалева Татьяна Юрьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Юрга
Наименование материала: проект
Тема: музей часов
Раздел: дошкольное образование
Педагогический проект
«Музей часов»
для детей старшего дошкольного возраста
Педагогический проект
«Музей часов»
для детей старшего дошкольного возраста
Составители:
Ковалева Т.Ю, старший воспитатель
Юрга
2020г.
Проект «Музей часов»
(подготовительная группа)
Проект: долгосрочный, групповой, исследовательско-творческий.
Участники: дети, воспитатели, родители.
Обоснование необходимости проекта
Во время диагностики (сентябрь 2015г.) мы отметили недостаточные знания детей
по ориентировке во времени. Была проведена беседа, в которой детям были заданы
дополнительные вопросы о часах, их разновидностях, о том, какие часы есть у них дома.
Дети проявили большой интерес к этой теме и желание узнать больше о времени и
способах его измерения.
Выбор темы проекта обусловлен также противоречием между необходимостью
формирования представлений о времени у детей, трудностью определения времени по
часам
и
недостаточным
оснащением
предметно-развивающей
среды,
оборудования
группы по реализации данной темы.
Актуальность проекта
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря,
глядя
на
часы.
Детям
уже
в
дошкольном
возрасте
необходимо
самим
научиться
ориентироваться во времени: определять, измерять время, чувствовать его длительность,
менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Это создает
основу
для
таких
качеств
личности,
как
организованность,
собранность,
точность,
необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Но специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют
его восприятие детьми. Для 6-7 летнего ребенка очень сложно научиться определять время
по
стрелкам
часов.
В
его
понимании,
время
течет
не
так,
как
у
взрослых.
Чтобы
заинтересовать детей, превратить эту сложную деятельность в увлекательное занятие, мы
решили
организовать
в
группе
Музей
часов.
Реализация
этого
проекта
позволила
задействовать различные виды детской деятельности, объединить детей и взрослых.
Цель проекта – расширение знаний детей о времени и способах его измерения, о видах
часов.
Задачи:
Развивать
интерес
к
понятию
"время"
через
отдельные
интересные
факты
и
сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени.
Познакомить детей с историей часов, необходимостью их создания для человека.
Формировать у детей представление о музее.
Формировать у детей представление о пользе часов, их значении в жизни человека.
Дать знания о разных видах часов и принципах их работы.
Научить детей определять время по часам.
Воспитывать у детей умение ценить время.
Ресурсное обеспечение:
экспонаты музея;
макеты часов;
иллюстрации, плакаты;
художественные произведения;
дидактические игры.
Ожидаемые результаты:
Расширить знания детей о старинных часах (солнечные, водяные, огненные), о
видах современных часов (механические, электронные;
настенные, наручные,
напольные, настольные), принципах их работы.
Помочь детям научиться ориентироваться во времени по часам.
Через экспериментирование и практическую деятельность дать детям возможность
познакомиться со строением часов, понять их устройство.
Этапы работы
Этапы работы
Формы работы с детьми и родителями
Сроки
реализации
Подготовительный
этап
Диагностика
Беседы с детьми
Анкетирование (для родителей)
Выступление на родительском собрании
Совместная деятельность родителей и детей
(поиск иллюстраций, сбор экспонатов для
музея часов)
Сентябрь-
октябрь
Основной этап
Беседы с детьми
Дидактические игры
Образовательная деятельность
Чтение художественной литературы о времени
и часах
Беседы о прочитанных произведениях
Обсуждение пословиц, поговорок о времени
Наблюдения на прогулках
Оформление музея
Творческие домашние задания для детей и
родителей
Изготовление макетов часов
Ноябрь-Март
Информация для родительского уголка
Буклеты для родителей
Экспериментальная деятельность (при
изучении строения, принципов работы часов)
Творческая художественная деятельность детей
Заключительный
этап
Выставка детских работ «Необычные часы»
Экскурсия для детей подготовительной группы
№3
Апрель
План мероприятий по реализации проекта
Мероприятия
Сроки реализации,
ответственные
Беседа с детьми «Зачем людям нужны часы?»
Сентябрь,
воспитатели
Выступление на родительском собрании «Ребенок и время»
Сентябрь.
воспитатели
Анкета для родителей «Часы в вашем доме»
Сентябрь,
родители
Сбор экспонатов для музея
Сентябрь-октябрь,
педагоги, родители, дети
Наблюдение на прогулках за тенью, которую отбрасывают
предметы, и ее перемещением
Сентябрь,
воспитатели
Чтение сказки «Время и малыш»
Октябрь,
воспитатели
Занятие «Что такое время?»
Октябрь,
воспитатели
Беседа «Природные часы»
Октябрь,
воспитатель
Игра «Продолжи фразу: «Если бы у на с не было часов, то …»
Октябрь,
воспитатели
Информация для родительского уголка «Советы родителям»
Ноябрь,
воспитатели
Изготовление детьми макетов часов
Ноябрь,
воспитатели, дети
Занятие «Часы»
Ноябрь,
воспитатели
Презентация для детей «Часы древних времен»
Ноябрь,
воспитатели
Занятие «Такие разные часы»
Декабрь,
воспитатели
Экспериментальная деятельность «Устройство часов»
Декабрь,
воспитатели
Дидактическая игра «Часы и время»
Декабрь,
воспитатели
Информация для родительского уголка «Как научить ребенка
пользоваться часами?»
Декабрь,
воспитатели
Творческое рисование «Часы для девочек и мальчиков»
Декабрь,
дети, воспитатели
Чтение и обсуждение стихов о времени, часах
Январь,
воспитатели
Презентация для детей «Самые известные часы»
Январь,
учитель-дефектолог
Чтение рассказа «Как мышка Хитрушка мышат времени
научила»
Январь,
воспитатели
Экспериментальная деятельность. Изготовление модели
водяных часов
Январь,
дети, родители
Обсуждение пословиц и поговорок о времени
Январь,
воспитатели
Консультация для родителей «Как научить ребенка времени»
Январь,
воспитатели
Чтение «Сказка о потерянном времени», обсуждение
прочитанного
Февраль,
воспитатели
«Если бы я выбирал часы в подарок другу (маме, папе), то я бы
выбрал…, потому что…»
Февраль,
воспитатели
Занятие «По часовой и против часовой стрелки»
Февраль,
воспитатели
Дидактическая игра «Вокзал «Минутка»
Февраль,
воспитатели
Игра «Путешествие в пространстве и времени»
Февраль,
учитель-дефектолог
Консультация для родителей «Учим ребенка пользоваться
часами»
Февраль,
воспитатели
Дидактическая игра «Сколько времени?»
Март,
воспитатели
Советы для родителей по подбору часов для ребенка «Первые
часы дошкольника»
Март,
учитель-дефектолог
Творческое задание для детей и родителей. Рисование на тему
«Необычные часы»
Март,
дети, родители
Оформление выставки «Необычные часы»
Апрель,
воспитатели
Подготовка и проведение экскурсии в Музее часов для детей
подготовительной группы №3
Апрель,
воспитатели, родители,
дети
Литература:
1.
Безруких, М.М., Филиппова Т.А. Время. Часы./М.М.Безруких, Т.А.Филиппова. -
М.:Изд-во Ювента, 2004.
2.
Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа: книга для
родителей и воспитателей / В.П.Новикова.- М.:Мозаика-Синтез, 2001.
3.
Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного
возраста: книга для воспитателей детского сада. Изд-е 2/ Т.Д.Рихтерман. - М.:
Просвещение,1991.
4.
Шорыгина
Т.А.
Беседы
о
пространстве
и
времени:
методическое
пособие/
Т.А.Шорыгина. – М.:Просвещение, 2002.