Автор: Клименко Ирина Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №4
Населённый пункт: г.Каменск-Шахтинский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методы и приемы обогащения лексического запаса у детей 2-7 лет
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка на тему:
«Методы и приемы обогащения лексического запаса у детей 2-7 лет»
В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в
детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М.
М.
Кониной и уточнены в последующие годы. Сегодня принято выделять
четыре основные задачи:
Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми
ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся
в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет
общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств,
действий, процессов и др.).
Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена
тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они
часто
не
знают
точного
наименования
предметов.
Поэтому
сюда
входят
углубление
понимания
уже
известных
слов,
наполнение
их
конкретным
содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира,
дальнейшего
овладения
обобщением,
которое
в
них
выражено,
развитие
умения пользоваться общеупотребительными словами.
В-третьих, активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся
на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает,
связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный
словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно
при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми
важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только
в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи.
Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее
много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой
анализатор,
а
в
говорении
-
еще
и
мускульно-двигательный
и
кинестетический анализаторы.
Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами,
чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Например, дети
свободно говорят строфы К. Чуковского: «Да здравствует мыло душистое!» -
но
редкий
ребенок,
нюхая
розу,
скажет:
«Какой
душистый
цветок»
или,
трогая пушистую шапочку: «Какая пушистая шапочка!» В первом случае он
скажет, что цветок хорошо пахнет, во втором - что шапочка мягкая. Следует
обращать
внимание
на
уточнение
значения
слов
на
о с н о в е
противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению,
а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря,
на употребление слов в связной речи, в речевой практике.
В-четвертых, устранение
из
речи
детей
нелитературных
слов (диалектные,
просторечные,
жаргонные).
Это
особенно
необходимо,
когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.
Воспитатель
специальными
приемами
добивается,
чтобы
дети
не
только
знали
и
понимали
смысл
необходимых
слов,
но
и
активно
использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к
слову. (Почему так говорят? Можно ли так сказать? Как сказать лучше,
точнее?). Воспитывая культуру устной речи, необходимо отучать детей от
грубых выражений или слов просторечных, заменяя их литературными.
Все
рассмотренные
выше
задачи
взаимосвязаны
и
решаются
на
практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии.
Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста.
М.М.Алексеева,
В.И.
Яшина
выделяют две
группы
методов
обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста:
методы накопления содержания детской речи;
методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие
его смысловой стороны.
Группа методов накопления содержания детской речи включает:
непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря:
рассматривание
и
обследование
предметов,
наблюдение,
осмотры
помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;
опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря:
рассматривание
картин
с
малознакомым
содержанием,
чтение
художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр
телепередач.
Гру п п а методов
закрепления
и
активизации
словаря
включает:
рассматривание
игрушек,
рассматривание
картин
с
хорошо
знакомым
содержанием, дидактические игры и упражнения.
Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы
к другой. Усложнение в содержании программы словарной работы можно
проследить в трех следующих направлениях:
1.
Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно
увеличивающимся кругом предметов и явлений.
2.
Введение
слов,
обозначающих
качества,
свойства,
отношения,
на
основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
3.
Введение
слов,
обозначающих
элементарные
понятия,
на
основе
различения и обобщения предметов по существенным признакам.
Эти
три
направления
словарной
работы
имеют
место
во
всех
возрастных
группах
и
прослеживаются
на
разном
содержании:
при
ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной
культуры, явлениями общественной жизни и т.д.
Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение,
углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.