Автор: Румия Харисовна Хафизова
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Рудницкая средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: п.г.т. Тенишево Камско-Устьинского района РТ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Прямоугольник
Раздел: полное образование
МБОУ «РудницкаяСОШ»
Учитель: Хафизова Румия Харисовна
Геометрия 8 класс.
ПРЯМОУГОЛЬНИК.
Ц е л и : дать определение прямоугольника, изучить свойства прямоугольника.
Планируемые результаты
Универсальные учебные действия:
*Познавательные: умеют выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
понимают и используют наглядность в решении задач;
*Регулятивные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета;
*Коммуникативные: умеют
организовать
учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность
с
учителем
и
сверстниками;
*Личностные: умеют контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
Формы работы на уроке: индивидуальная, в парах.
Ход
у р о к а
I Актуализация знаний и умений. Проверка домашнего задания.
СЛАЙД 1-СЛАЙД 5- УСТНАЯ РАБОТА
1.
О т в е т и т ь на вопросы учащихся.
СЛАЙД 6
D
АВС – равнобедренный.
�
ВАС =
�
ВСА = х°,
�
В С А
=
�
D А С
=
х° ,
к а к
внутренние накрест лежащие при ВС ||
АD и секущей АС,
�
ВАD =
�
СDА =
2х°.
И з
п р я м о у г о л ь н о г о
D
А С D
�
С А D
+
�
С D А
= 9 0 ° ,
х
+ 2х
= 90°,
х = 30°.
В трапеции
�
А =
�
D = 60°,
�
В =
�
С = 120°.
2.
В ы п о л н и т ь задания (устно):
СЛАЙД 7
2)
Найдите
углы
параллелограмма
АВСD, если
�
А = 34
II. Изучение нового материала.
1.Дайте определение прямоугольника.
2. Так как прямоугольник – параллелограмм, то какими свойствами он обладает?
3. Каким особенным свойством обладает прямоугольник?
4. Д о к а з а т е л ь с т в о теоремы о равенстве диагоналей прямоугольника.
5. Будет ли верно обратное утверждение? Докажите.
6. В параллелограмме АВСD
�
А = 90°. Докажите, что АВСD – прямоугольник.
7. АС – диагональ прямоугольника АВСD,
�
САD = 35°. Чему равен
�
АСD?
8. О п р е д е л и т е периметр прямоугольника, если две его стороны 5 см и 8 см.
9. АВСD – прямоугольник. Докажите, что
D
АОВ равнобедренный.
III. Решение задач.
№ 401.
1. В прямоугольнике АВСD биссектриса угла D пересекает сторону АВ в точке М.
1) Докажите, что
D
АDМ – равнобедренный.
2) Найдите периметр прямоугольника, если сторона АВ оказалась разбита на отрезки длиной 3 см и 5 см. Сколько
решений имеет задача?
Р е ш е н и е
АD = 3, Р
АВСD
= 22 АD = 5, Р
АВСD
= 26
IV. Итоги урока.
Свойства прямоугольника
Любой прямоугольник является параллелограммом, значит, обладает всеми его свойствами:
АВСD –
прямоугольник
АВ || CD, ВC || АD,
АВ = СD, ВС = АD,
АО = ОС, ВО = ОD
Кроме того, у прямоугольника имеются свои свойства:
АВСD –
прямоугольник
а)
�
А =
�
В =
�
C =
�
D = 90°
(все углы прямые)
б) АС = ВD (диагонали равны)
Признаки прямоугольника
АВСD – параллелограмм
�
А =
�
В =
�
C =
�
D = 90°
АВСD –
прямоугольник
АВСD – параллелограмм
и АС = ВD
АВСD –
прямоугольник
Домашнее задание: вопросы 12, 13, с. 115; задачи №№ 403, 413 (а), 401 (б).
Доказать признак прямоугольника: четырехугольник, у которого есть три прямых угла, является прямоугольником.