Напоминание

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми с ОВЗ


Автор: Кашкаха Светлана Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Белоснежка
Населённый пункт: г.Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОЯБРЬСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «БЕЛОСНЕЖКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

МБДОУ «БЕЛОСНЕЖКА»

629810 Россия, Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Ноябрьск ул. Изыскателей, 36в тел.(3496) 39-13-76,

39-13-47

e-mail: mdou_belosnezhka@mail.

ru, ИНН/КПП 8905024884/890501001

____________________________________________________________________________________

Методическая разработка на тему:

«Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми с ОВЗ»

Выполнила: учитель-логопед МБДОУ «Белоснежка»

Кашкаха Светлана Александровна

месяц

Неделя. Лексическая тема

Рекомендуемые задания

Отметка о

выполнении

2-3 недели обследование детей

сентябрь

3. Детский сад

Игры на развитие артикуляционной моторики:

«Зёрнышко»

губы сомкнуты, язычком дети поочерёдно «прокалывают» левую и правую

щёку. Текст произносится педагогом.

Ты не клюй меня дружок, голосистый петушок

В землю талую уйду, к солнцу колоском взойду

В нем тогда таких, как я

Будет целая семья

4. Город. Достопримечательности

нашего города

Игра «Перебеги дорогу» на развитие слухового внимания, фонематического

восприятия.

Детям предлагается встать в шеренгу. Руководитель произносит слова,

близкие по звучанию (лягушка- подушка, мошка- кошка)и т.д. Как только

прозвучит пара слов не сходных по звучанию (луна- кот), дети должны

перебежать дорогу «ковёр».

Игра с мячом на развитие лексико-грамматических категорий «Большой -

маленький» со словами улица, дом, крыша, переулок, здание

октябрь

1.Игрушки

Дыхательная гимнастика. Упр. «Машина»

Текст проговаривается детьми полностью, звук С сопровождается наклоном

корпуса вниз; звук Д произносится одновременно с имитацией руками

движения «рычаг», при звуке Р нужно расслабить мышцы корпуса и рук и

предложить детям потопать ногами.

Чтоб поехала машина,

Накачаем дружно шины

С-С-С-С

Не забудем завести, мы уже почти в пути

Д-Д-Д-Д

Как зарокотал мотор, даже вздрогнул светофор: Р-Р-Р-Р

2.Овощи

Дыхательная гимнастика «Подсолнух»

Пальцы обеих рук детей собраны в кулачки. Поочерёдно ребёнок дует на

каждый пальчик, открывая ладонь.

Посадили зёрнышко

Вырастили солнышко

Это солнышко сорвём

Много зёрен соберём

Динамическая пауза:

Дует, дует ветер, задувает - энергичные взмахи руками

Жёлтые листочки с дерева срывает – имитация срывания листьев

Падают листочки прямо нам под ножки - наклон вперёд, руки касаются ног.

3.Фрукты

Развитие мимических мышц:

После осеннего дождика выглянуло солнышко – улыбнулись, обрадовались

Но вдруг набежала тучка – нахмурились, огорчились

Но ветер унёс тучки, и вы снова… улыбнулись, обрадовались

Игра «Топай- хлопай». На слова со звуком А – топай, а на У – хлопай.

4. Ягоды. Домашние заготовки

Игра «Перепалка». Дети делятся на две команды, одна из команд должна

назвать слова со звуком А, а вторая со звуком У. Побеждает та команда,

которая назовёт больше слов.

Упр. на развитие дыхания: «Вот сосна высокая стоит и ветвями

шевелит».

И.П. –основная стойка, раз- вдох - руки в стороны, два - выдох, наклон

туловища вправо, три - И.П, четыре- выдох ,наклон туловища- влево.

ноябрь

1.Поздняя осень.

Игра на координацию движений, развитие внимания, мышления

«Грибочки».

Под весёлую музыку дети собирают грибы, если муз. рук

называет съедобный гриб, дети отвечают: АХ! А если несъедобный - ОХ!

Массаж спины «Дождик».

Дети встают друг за другом паровозиком и выполняют следующие

движения:

Хлопки ладонями по спине: Дождь, дождь надо нам расходиться по домам.

Поколачивание кулачками: град, град, сыплет град, все под крышами сидят!

Постукивание пальчиками: только мой братишка в луже

Поглаживание спины ладошками: ловит рыбу нам на ужин.

2.Дикие звери наших лесов

готовятся к зиме.

Артикуляционная гимнастика «Ёж»: широкий язык высунуть изо рта и

расслабить; затем активным движением направить язык за верхние зубы и

закрыть рот.

Язык наш отдыхает, лёг спокойно, загорает

Должен весь он загореть, чтоб зимою не болеть

Вдруг ежонок прибежал, язычок наш испугал!

Игра на развитие фонематического слуха и точности слухового

восприятия «помоги зайчику перейти через болото»

Материал: игрушка Заяц, кубики.

Муз.рук просит детей помочь зайцу перейти через болото. Для этого

он просит хлопнуть в ладоши, когда услышат звук З (или другой)

Далее муз.рук произносит изолированные звуки, при правильных

хлопках зайчик перепрыгивает по кубикам, а при неправильных-

возвращается назад.

«Отгадай, кто я?» - ребёнок изображает для всех детей дикое

животное, а ребята по повадкам должны отгадать животное.

3.Дом. Мебель.

Динамическая пауза: «Стирка»

В тазик мы воды нальём, вот нальём

И бельё в нём простирнём, простирнём

Мы бельё стирали чисто

А теперь всё всполоснем

Мы бельё всё выжимаем… И встряхнем его легко, да легко

И повесим высоко, высоко…

Игра на развитие лексико-грамматических категорий «Большой -

маленький» со словами стол, стул, шкаф, полка, кресло, диван и т.д.

Игра на понимание предложных конструкций «Спрячь мячик». Ребёнку

предлагают выполнить действия с мячом по указанию взрослого: спрячь мяч

под шкаф, положи под стул, на стол, около стола и т.д.

4. Домашние животные и их

детёныши.

Упражнения для развития жевательно - артикуляционных мышц:

Корова и телёнок жуют жвачку - имитация жевания

Котёнок зевает: широко открыть рот, делать круговое движение

нижней челюстью- подбородком рисовать букву О.

Бульдог сердится: выдвигать вперёд нижнюю челюсть, рот открыть,

прикусывать верхнюю губу верхними зубами.

Фырканье лошадки: вибрация губ.

Упражнения на развитие речевого дыхания.

Звукоподражание животным. Изменение голоса по силе и высоте.

Корова: Му-у-у-у, молока кому? (громко, низким голосом).

Телёнок: Му-у-у-у (тихо, высоким голосом).

Кошка- котёнок и т.д

.

декабрь

1.Зимующие птицы. Птицы

Крайнего Севера.

Упражнение на развитие дыхания «Ворона».

Села ворона на забор и решила развлечь всех прекрасной песней. То вверх

подымет голову, то в сторону поворачивает и всюду слышится карканье:

(дети делают вдох носом и на выдохе произносят протяжно: КАР!) упр.

повторить 5-6 раз.

П/и «помоги собрать яйца».

Дети бегут по залу в рассыпную и, помахивая руками изображают птиц. По

сигналу «найди яйцо» дети делятся на 3 команды воробьи, вороны и дятлы.

Каждая группа должна собрать яйца своего цвета: в крапинку, белые и

голубые.

Упражнения для развития жевательно - артикуляционных мышц:

Голодные птенчики. Максимально широко открыть рот (язык лежит

на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и

произносить слоги: АМ-АМ-АМ.

Птенчики глотают пищу: сглатывание слюны.

2.Зима. Зимняя одежда.

Музыкальная игра «Снежный кролик»

Мы слепили снежный ком- имитация

Ушки сделали потом – изображают ушки руками

И как раз вместо глаз (

на обеих руках соединяют кончики указательного и

большого пальцев и приставляют их к глазам

)

Угольки нашлись у нас

Кролик вышел, как живой - показывают «ушки»

Он с хвостом и с головой – изображают голову и хвостик

За усы не тяни - грозят пальцем

Из соломинок они

Длинные, блестящие (хлопают в ладоши)

Будто настоящие!

Упражнение на развитие общей моторики:

Рано утром на полянке веселятся 2 снежинки

Левой ножкой: топ-топ

правой ножкой: топ-топ

руки вверх, вверх, вверх

действия по тексту.

кто поднимет выше всех?

Кто скорей оденет куклу в зимнюю одежду?

Один ребенок одевает куклу, а второй объясняет, что на ней одето и

правильно ли подобрана зимняя одежда.

3.Человек. Части тела.

Игры на формирование лексико-грамматических категорий:

«Один и много» со словами ухо, глаз, рука, нога, лоб, шея, спина,

голова, ресница и т.д

«Большой - маленький» с этими же словами.

Игра «Перебеги дорогу» на развитие слухового внимания, фонематического

восприятия.

Детям

предлагается

встать

в

шеренгу.

Руководитель

произносит

слова, близкие по звучанию (лягушка- подушка, мошка- кошка)и т.д. Как

только прозвучит пара слов не сходных по звучанию (луна- кот), дети

должны перебежать дорогу «ковёр».

«Послушай команду» игра на успокоение и организацию.

Дети

идут

под

музыку

в

колонне

друг

за

другом.

Когда

музыка

прекращается,

все

останавливаются

и

слушают

команду

ведущего,

сказанную

шепотом,

тут

же

выполняют.

Команды

даются

только

на

выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа

слушает и хорошо выполняет задание.

4. Семья. Новый Год.

Упр. на развитие связной речи «в лесу родилась ёлочка»

Муз.рук предлагает рассмотреть искусственную ёлочку, он объясняет, что

это дерево, у него есть ствол, ветки, а вместо листьев- иголки.

- Какого цвета ствол? Какого цвета иголки?

- Где растёт ёлка? Зачем мы принесли её в зал?

- Опиши ёлочку.

Упражнение на развитие мимических мышц:

Приснился Вове волшебный Новый Год

улыбка

Много подарков возле ёлочки!

Но вдруг злой волшебник разрушил праздник грусть

От испуга Вова открыл глаза испуг

А в комнате сияла новогодняя ёлочка восхищение.

январь

3. Зимние забавы.

Музыкальная игра «Игра в снежки»

И.п: Мы в снежки играем смело, (шеренги то сходятся, то расходятся)

Ах, какое это дело!

Любим все морозный день,

Нам играть в снежки не лень!

Припев: Хлоп-хлоп (лепят снежки)

Не зевай, (бросают снежки)

Ты от нас не убегай! (грозят пальцем

Хлоп- хлоп, не зевай!

А теперь в меня бросай! («зовут руками»)

Пусть зима морозит нас («зовут руками»)

Мы погреемся сейчас: шеренги расходятся

Ручками похлопаем, (ритмично хлопают)

Ножками потопаем! топают

Упр. на развитие связной речи «в лесу родилась ёлочка»

Муз.рук предлагает рассмотреть искусственную ёлочку, он объясняет, что

это дерево, у него есть ствол, ветки, а вместо листьев- иголки.

- Какого цвета ствол? Какого цвета иголки?

- Где растёт ёлка? Зачем мы принесли её в зал?

- Опиши ёлочку.

Упражнение на развитие мимических мышц:

Приснился Вове волшебный Новый Год

улыбка

Много подарков возле ёлочки!

Но вдруг злой волшебник разрушил праздник грусть

От испуга Вова открыл глаза испуг

А в комнате сияла новогодняя ёлочка восхищение.

4. Продукты питания.

Упражнение для развития речевого дыхания и голоса:

Пьём коктейль через трубочку.

(вдох) вытянуть губы узкой воронкой (выдох)

Дуем на горячий чай.

Вытянуть губы широкой трубочкой (вдох), подуть на горячий чай (выдох)

Пыхтящий чайник.

Произносить: Пых! Пах! Пох! Пых- пих- пых- пих!

февраль

1.Инструменты.

«Назови действия»

Лопатой- копают, иголкой-…, топором-…, кистями-…, ножницами-…

П/и «Плотник»

Летят опилки белые дети «парами» пилят пилой

Летят из- под пилы

Это плотник делает

Рамы и полы руками рисуют в воздухе квадрат

Топором, рубанком изображают работу топором, рубанком

Выстругивает планки

Сделал подоконники, стряхивают «опилки» с рук и одежды

Без сучка- задоринки.

2.Профессии.

1.

П/и «Плотник»

Летят опилки белые дети «парами» пилят пилой

Летят из- под пилы

Это плотник делает

Рамы и полы руками рисуют в воздухе квадрат

Топором, рубанком изображают работу топором, рубанком

Выстругивает планки

Сделал подоконники, стряхивают «опилки» с рук и одежды

Без сучка- задоринки.

Игра «Лётчик»

Дети-самолёты «летают» по залу со звуком УУУУ. При выполнении

пилотажа взлёт – звук направляется к голове, при посадке - звук

направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление, учит

дыханию в заданном темпе.

3.День Защитника Отечества.

Игра на определение первого и последнего звуков в словах, развитие мелких

мышц рук, глазомера.

Все играющие становятся в круг. Один встаёт в центре круга, высоко над

собой бросает мяч, называя любое слово (мяч может удариться об пол

только один раз). Другой ребёнок ловит мяч, бросает его вверх и говорит

при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети

бросают и ловят мяч по очереди, по часовой стрелке. Кто ошибается,

выходит из игры.

Игра «Оловянный солдатик».

Вед: кто в игрушках самый главный?

Дети: Я, солдатик оловянный! Я не плачу, не горюю,

днем и ночью марширую.

(отвечая, дети указывают на себя указательным пальцем и встают по стойке

смирно, изображая солдатика. Затем маршируют, не выходя из образа.)

Игра «Лётчик»

Дети-самолёты «летают» по залу со звуком УУУУ. При выполнении

пилотажа взлёт – звук направляется к голове, при посадке - звук

направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление, учит

дыханию в заданном темпе.

4.Транспорт.

Игра «Перебеги дорогу» на развитие слухового внимания, фонематического

восприятия.

Детям предлагается встать в шеренгу. Руководитель произносит слова,

близкие по звучанию (лягушка- подушка, мошка- кошка)и т.д. Как только

прозвучит пара слов не сходных по звучанию (луна- кот), дети должны

перебежать дорогу «ковёр».

П/и «Шофёр».

Качу, лечу бегут по кругу, крутят воображаемый

Во весь опор руль

Я сам шофёр и сам мотор.

Нажимаю на педаль останавливаются, нажимают на педаль и

И машина мчится вдаль. бегут в противоположную сторону.

«Послушай команду» игра на успокоение и организацию.

Дети

идут

под

музыку

в

колонне

друг

за

другом.

Когда

музыка

прекращается,

все

останавливаются

и

слушают

команду

ведущего,

сказанную

шепотом,

тут

же

выполняют.

Команды

даются

только

на

выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа

слушает и хорошо выполняет задание

март

1.Мамин день. Женские

профессии.

Игра с музыкальным сопровождением: С любовью к маме.

И.П: дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре круга взрослый,

исполняющий роль мамы. Он сидит на стуле, наклонив голову набок, закрыв

глаза и подложив руки под щёку- «мама спит». Дети под музыку, тихо, но

чётко поют:

Мама спит, она устала

Ну и я играть не стала дети идут на цыпочках

Маме надо отдыхать

Маме хочется поспать

Я на цыпочках хожу,

Маму я не разбужу.

Во время музыкального проигрыша дети тихо идут на цыпочках, чтобы не

разбудить маму, по залу в разных направлениях. В конце проигрыша

останавливаются.

Тук-тук-тук-тук-тук-тук!

Раздаётся пяток стук (дети громко поют и топают)

Мои пяточки идут,

Прямо к мамочке ведут! (дети выполняют топающий шаг, подходят к стулу,

на котором спит мама- будят ее.)

С окончанием песенки мама просыпается, встаёт и обнимает детей со

словами: Где мои ребятки? Где мои цыплятки?

Игра « Кто лучше надует игрушку?»

Муз. рук показывает детям, как надо надуть игрушку: набирает воздух

через нос, медленно его выдыхает через рот в игрушку. Тот, кто правильно

выполнит, может поиграть с игрушкой.

Пропевание гласных звуков (начинаем низким и заканчиваем высоким

голосом)

2. Домашние птицы.

Игра на развитие артикуляционной моторики «Зёрнышки»

Губы сомкнуты, язычком дети поочерёдно «прокалывают» левую и правую

щёчки. Текст произносится педагогом:

Ты не клюй меня дружок, голосистый петушок

В землю талую уйду, к солнцу колоском взойду.

В нем тогда таких, как я

Будет целая семья!

«Ступеньки»

Игровой материал: лесенка из 5 ступенек, игрушки (матрёшка, мишка),

детские музыкальные инструменты.

Ход игры: ребёнок- ведущий исполняет на любом инструменте мелодию,

другой ребёнок определяет движение мелодий вверх, вниз или на одном

звуке и соответственно передвигает игрушку по ступенькам лестницы.

3.О жизни и труде людей на

Севере.

Упр. на развитие внимания «Слушай хлопки».

Дети идут по кругу под музыку, на один хлопок останавливаются, на два -

поднимают руки вверх, на три - продолжают движение.

Игра на успокоение: «Кто за кем?»

Стулья по залу в случайном порядке. Звучит музыка. Один ребёнок ходит

между

стульями,

музыка

останавливается,

он

садится

на

стул.

За

ним

второй, третий и т.д. когда все сядут, предложить чтоб вернулись на место по

очереди в том же порядке.

4.Животные жарких стран.

Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса:

Слон пьют воду. Вытянуть губы широкой «трубочкой» и сделать

вдох (под счёт «раз», «два», «три»), затем выдох (под счёт от одного

до пяти).

Рычание тигра и тигрёнка. Раскатисто произносить звук р-р-р: тигр-

громко, низким- громко, низким голосом, тигрёнок- тихо, высоким

голосом.

Пластические этюды.

Мартышка- кривляка. Педагог показывает какие- либо движения, а дети

повторяют их. Затем дети придумывают их сами.

Крокодил – лечь на пол, вытянуть вперёд руки и изобразить, как открывает и

закрывает пасть крокодил.

5. Растения и животные нашего

края.

Дыхательная гимнастика «Аромат»

Педагог произносит текст, дети выполняют соответствующие движения.

Руки вверх подними, аромат цветка вдохни

Руки вниз опусти, «Фиии» тихонько протяни!

«Одуванчик»

Текст произносится детьми и сопровождается имитацией действия.

Одуванчик у дорожки

В пышной шапке, с длинной ножкой

Я нашёл его в лесу, но с собой не унесу

Лишь возьму его в букет

Дунет ветер- шапки нет!

апрель

1.Весна.

1.

Игра с мячом «Назови ласково» со словами по данной теме.

2.

Подвижная игра «Весна».

Солнышко, солнышко идут на месте.

Золотое донышко

Гори, гори ясно

Чтобы не погасло.

Побежал в лесу ручей, бегут на месте

Прилетели сто грачей летят на месте

А сугробы тают, тают медленно приседают

А цветочки подрастают тянутся на цыпочках, руки вверх

2.Зоопарк

Артикуляционная гимнастика «Слон и дудочка»

Дети вытягивают сомкнутые губы хоботком, изображая дудочку, рот чуть

приоткрывают.

Подражаю я слону, губы хоботком тяну…

Я теперь я дудочка, дудочка- подудудочка!

Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса:

Слон пьют воду. Вытянуть губы широкой «трубочкой» и сделать

вдох (под счёт «раз», «два», «три»), затем выдох (под счёт от одного

до пяти).

Рычание тигра и тигрёнка. Раскатисто произносить звук р-р-р: тигр-

громко, низким- громко, низким голосом, тигрёнок- тихо, высоким

голосом.

Пластические этюды.

Мартышка- кривляка. Педагог показывает какие- либо движения, а дети

повторяют их. Затем дети придумывают их сами.

Крокодил – лечь на пол, вытянуть вперёд руки и изобразить, как открывает и

закрывает пасть крокодил.

3.Космос.

Покорители космоса. Дети сидят по-турецки, расслабляются, готовятся к

полёту.

Полёт на Луну - на выдохе дети тянут звук АА, медленно

поднимая левую руку вверх, достигая луны и медленно

опускают руку.

Полёт на Солнце – также на выдохе, но звук громче и

длиннее.

П/и «Ракета»

А сейчас мы с вами, дети, дети маршируют

Улетаем на ракете

На носки поднимись тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их

А потом руки вниз опускают руки

Раз, два, потянись тянутся

Вот летит ракета ввысь! бегут по кругу.

4.Школа. Школьные

принадлежности.

Динамическая игра под музыку «Прыжки»

И.П: дети стоят лицом к ведущему.

Ножки вместе, ножки врозь,

Ножки прямо, ножки вкось

Ножки здесь и ножки там

Что за шум и что за гам? (прод любую музыку дети ритмично

проговаривают слова и выполняют разнообразные прыжки: на одной ноге,

на обеих ногах, «крест- накрест», с хлопками в ладоши, с притопами, с

движениями вперёд или в сторону.)

Игра «один - много» со словами данной тематики.

Большой - маленький.

май

1.

День Победы.

Игра «Оловянный солдатик».

Вед: кто в игрушках самый главный?

Дети: Я, солдатик оловянный! Я не плачу, не горюю,

днем и ночью марширую.

(отвечая, дети указывают на себя указательным пальцем и встают по стойке

смирно, изображая солдатика. Затем маршируют, не выходя из образа.)

2. Лес - наше богатство

Упр. на развитие дыхания.

Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит.

И.п: основная стойка, 1-вдох- руки в стороны, 2- выдох- наклон туловища вправо, 3-

вернуться в и.п, 4- наклон туловища влево.

Вот нагнулась ёлочка, зелёные иголочки.

И.п- ноги врозь, руки опущены. 1- вдох; 2-выдох- наклон туловища вперёд, 3-4 вдох,

вернуться в и.п

Детки в беретках с ветки упали, беретки потеряли.

И.п- ноги вместе, руки за голову, 1- вдох- подняться на носки, 2-выдох-

присед, 3-4-повторить, вернуться в и.п.



В раздел образования