Напоминание

развитие творческих способностей


Автор: Швец Елена Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Посерская ООШ"
Населённый пункт: д. Посер Ильинского района Пермского края
Наименование материала: игра по культуре речи "Ошибки плохо - правилам УРА!"
Тема: развитие творческих способностей
Раздел: среднее образование





Назад




Интеллектуальная игра по журналистике и культуре речи

«Ошибки плохо – правилам «УРА!»

Вступительное слово учителя

Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. Он не прост в изучении,

имеет много правил. И грамотному человеку совсем недостаточно хорошо знать

орфографию и пунктуацию и только правильно писать, не менее важно обладать также

грамотной правильной и красивой речью. Человек, умеющий грамотно говорить, обладает

высшим уровнем речевой культуры.

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком,

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком!

Учитель: Итак, вы готовы к творческому процессу? И я объявляю 1-й конкурс – конкурс-

представление команд.

В течение 2-х минут вы должны будете выбрать капитана команды, , придумать название

своей команде, девиз, распределить обязанности между игроками. А через 2 мин. Вы

должны будете представить свою команду.

Пока команды готовятся, учитель работает с залом: (вопросы для зала из заданий)

«Самый, самая, самое…….».

1.

Самый острый каблук?

(Шпилька)

20. Самый первый школьный учебник?

(Букварь)

2.

Самый большой кусок льда?

(Айсберг)

40. Самый звездный флаг мира?

(Флаг США 50 звезд)

53. Самый музыкальный цветок?

(Колокольчик)

63. Самая яркая звезда на нашем небе?

(Сириус)

71. Самая кривая из линеек?

(Лекало)

8. Самая знаменитая в мире стена?

(Великая Китайская стена 8 851км. и 800метров)

90. Самый лучший в мире крокодил?

(Крокодил Гена, друг Чебурашки)

10. Как называется книга, рассказывающая о самом – самом ?

(Книга рекордов Гиннеса)

« В кого вы превратитесь, если…..»

20. Если начнете работать за компьютером

(в пользователя).

25. Если пойдете по улице

(в пешехода).

30. Если будите смотреть спектакль в театре

(в зрителя).

35. Если пойдете с друзьями на футбольный матч

(в болельщика).

42. Если отправитесь вместе с друзьями в поход

(в туриста).

50. Если вам исполнится круглая дата

(в юбиляра).

Выступление команд, оценка жюри

- Как вы считаете, ребята, представителям каких профессий необходимо хорошее знание

русского языка и почему?

Ответы: учителям, дикторам и телеведущим, журналистам.

Быть в гуще жизненных событий,

Не пропустить больших открытий

И мастерски владеть пером,

А также русским языком.

Быть только честным и правдивым,

В своих оценках справедливым,

Универсал-специалистом —

Тогда зовись ты журналистом.

Второй конкурс «Мы журналисты»

Учитель: перед вторым конкурсом индивидуальное задание получают интервьюеры. Вы

должны в пределах данной аудитории или вне её взять интервью (на своё усмотрение)

либо у любого учителя, либо у ученика, либо у гостя. Для этого вы должны грамотно и

чётко сформулировать перечень вопросов и получить на них довольно подробные ответы

от своих собеседников (4-5 вопросов). Учтите, что тематика вашего интервью: «Школьная

жизнь».

Опрос для журналистов:

Как называется предприятие, которое осуществляет подготовку и выпуск печатной

продукции: книг, журналов, газет и т.д.? (Издательство).

Совместная принадлежность авторского права на произведение нескольким

лицам. (Соавторство).

Самовольное заимствование и издание чужого текста под своим именем. (Плагиат, от

латинского «похищаю»).

Вымышленное имя, которым писатель, журналист и т.д. заменяет своё настоящее

имя. (Псевдоним).

Контроль официальных властей за содержанием, выпуском в свет и распространением

печатной продукции.(Цензура).

Традиционное название славянской азбуки. (Кириллица).

Книжное издание, объёмом свыше 4-х стр., но не более 48-ми. (Брошюра).

Печатное издание, содержащее перечень дней года и событий или памятных дат, с этими

днями связанных.(Календарь).

Издание особой формы в виде одного листа, сложенного в неразрезанную

тетрадь. (Буклет).

Название этой книги в переводе с греческого обозначает «книга». (Библия).

3-й конкурс. «Да или нет»

Задание – прослушайте предложенные утверждения и согласитесь или не согласитесь с

ними, в этом случае предложите правильный вариант.

(Она – балерина, он – балерун. (Нет, танцовщик).

Она – актриса, он – актёр. (Да).

Она – стюардесса, он – стюардесс. (Нет, стюард).

Она — учительница, он – учитель. (Да).

Она – подводница, он – подводник. (Да).

Она — конькобежка, он – конькобегун. (Нет, конькобежец).

Она – доярка, он – подойник. (Нет, дояр).

Она – писательница, он – писатель. (Да).

Она — художница, он – художник. (Да).

Она – швея, он – швец. (Нет, портной).

Она – медсестра, он – медбрат. (Да).

Он – профессор, она – профессура. (Нет, тоже профессор).

Он – певец, она – певица. (Да).

Он – кузнец, она – кузница. (нет, тоже кузнец).

Он – повар, она – поварёшка. (Нет, повариха).

Он – лётчик, она – лётчица. (Да).

Он – пилот, она – пилотка. (Нет, тоже пилот).

Он – космонавт, она – космонавтка. (Да).

Он – водолаз, она – водолазка. (Нет, тоже водолаз).

Он – гимнаст, она – гимнастёрка. (Нет, гимнастка).

Он – акробат, она- акробатка. (Да).

Он – толкатель ядра, она – толкушка. (Нет, толкательница).

Он – кочегар, она – кочегарка. (Нет, тоже кочегар).

Он – рыбак, она – рыбачка. (Да).

Он – сторож, она – сторожка. (Нет, сторожиха – разговорный вариант).

Он – моряк, она – морячка. (Да, разговорный вар-т).

Он – матрос, она – матроска. (Нет, тоже матрос).

Он – стрелок, она – стрелочница. (Нет, тоже стрелок).

Он – маляр, она – малярия. (Нет, малярша – разговорный вар-т).

Он – поэт, она – поэтика. (Нет, поэтесса).

Он – электрик, она – электричка. (Нет, тоже электрик).

Он — кассир, она — кассирша. (Да, разговорный вар-т).

Он – лифтёр, она – лифтёрша. (Да).

Он – носильщик, она – несушка. (Нет, тоже носильщик).

Он – рабочий, она – рабочая. (Да).

Он – штукатур, она – штукатурка. (Нет, тоже штукатур).

Он – каменщик, она – каменка. (Нет, тоже каменщик).

Он – портной, она – портная. (Нет, портниха).

Он – мельник, она – мельница. (Нет, тоже мельник).

Он – музыковед, она – музыковедьма. (Нет, тоже музыковед).

4-й конкурс называется «Редактирование текста». Мы уже упоминали о том, что

настоящий журналист должен быть, прежде всего, грамотным человеком, поэтому ваша

задача – определить общее количество ошибок в заданном тексте и устранить их.

Прочитать текст в исправленном виде. (Текст спроецирован на экран, а также распечатан

для каждой команды).

Говорил он, между прочим,

«КрасивЕе», «мы так хОчим»

ДОсуг, шОфер, прОцент, зАем,

КвАртал, пОртфель, бюлитень»,

«ПОверх плана выполняем»,

«Агент звОнит целый день».

5-й конкурс «Поэтическо-музыкальный»

Об этом поэте много и многими сказано» «солнце нашей поэзии», Он- «Наше все», Его

имя –«Веселое»? О ком все это?

Задание-конкурс от Александра Сергеевича «Как много знаю я стихов?»

Задание: На экране начало стихотворения, которое вы учили в школе или просто

слышали, вы должны продолжить или закончить его. Вспомнить название.

1. У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том…

(И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом)

(Пролог к поэме «Руслан и Людмила» А.С.Пушкин)

2. Мороз и солнце, день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный

(…Пора, красавица, проснись.)

(«Зимнее утро» А.С. Пушкин)

3. Сижу за решёткой в темнице сырой.

Вскормлённый в неволе орёл молодой.

(…Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюёт за окном)

(«Узник» А.С. Пушкин)

4. Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

(Не пропадёт ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье..)

(«Во глубине сибирских руд» А.С.Пушкин)

5. Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты

(Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты..)

(«К*» А.С.Пушкин)

6. Я вам пишу, чего же боле,

Что я могу ещё сказать…

(Теперь я знаю: в вашей воле

Меня презреньем наказать…)

(«Евгений Онегин» А.С.Пушкин)

6-й конкурс для всех: «Цветная викторина»

23. Какого цвета кровь у скорпионов?

(голубого).

33. Наши зеленые друзья – это кто?

(деревья, растение).

43. Какой цвет кожи у мультипликационного героя Шрека?

(зеленый).

15. Какого цвета майка у лидера велогонки?

(желтого).

83. Какого цвета глаз у животных - альбиносов?

(красного).

66. Флаг какого цвета является символом капитуляции?

(белого).

99. Какого цвета автомобильные стоп- сигналы?

(красного).

16. Оттенок какого цвета называют «маренго»?

(черного).

«Назови одним словом»

Педагогический, юридический, медицинский

(университет).

. Литературный, разговорный, мертвый

(язык).

Народная, волшебная, бытовая

(сказка).

Высокогорный, ледовый, скользкий

(каток).

Начальная, основная, средняя

(школа).

Бородинская, Куликовская, Сталинградская

(битва).

7 конкурс «Газетная утка»

Одновременно капитаны команд получают индивидуальное задание: подготовить для

соперника так называемую «газетную утку», т.е. небольшую информацию, в которой

присутствуют 3-4 заведомо ложных факта, так, чтобы соперник мог их обнаружить и

публично опровергнуть.

8 конкурс для всех «Реплики»

Попробуйте написать как можно больше реплик, которые человек произносит, когда он

РАЗДРАЖЕН, УДИВЛЕН, НЕГОДУЕТ, НЕДОУМЕВАЕТ, НЕ ВЕРИТ, ВОСТОРГАЕТСЯ,

ЗЛИТСЯ, УПРЯМИТСЯ и т.д.

9 конкурс «Озвучка».

Предлагается командам по очереди озвучить животных на смешных фотографиях.

Подведение итогов, вручение наград.

На свете множеству профессий рады.

Нужны и лекарь, и актер, и программист.

Но только каждому, конечно, надо

красиво, без ошибок говорить.

За правильность прекрасной русской речи

Все отдаем свои мы голоса.

Мы русский любим, будем помнить вечно:

Ошибки – плохо, правилам – ура!



В раздел образования