Напоминание

Развитие детей раннего возраста во всех видах деятельности по ФГОС


Автор: Кузнецова Елена Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Иваново
Наименование материала: Ранний возраст
Тема: Развитие детей раннего возраста во всех видах деятельности по ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие детей раннего возраста в различных видах

деятельности по ФГОС ДО

В соответствии с ФГОС дошкольного образования основными видами деятельности

для детей раннего возраста являются:

— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

— экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);

— общение с взрослым;

— совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок,

лопатка и пр.);

— восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;

— двигательная активность.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей раннего возраста,

организуемая деятельность должна быть:

— событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);

— ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);

— процессуальна (развитие навыков в бытовых и игровых процессах).

Деятельность педагога по каждому направлению:

1. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.

Предметно-игровая деятельность с составными и динамическими игрушками является

основной в формировании познавательной активности, в развитии наглядно-действенного

и наглядно-образного мышления детей.

К составным игрушкам относятся пирамидки, матрёшки, различные шнуровки,

составные и разрезные картинки, кубики, пазлы (крупные), конструкторы (крупные), и др.

К динамическим игрушкам относятся юла, волчки, неваляшки, заводные игрушки, то

есть те, в основе которых происходят разнообразные виды движения: кручение,

кувыркание, вращение.

В предметно-игровой деятельности очень важен результат действия ребенка (особенно с

составными игрушками). Познавательный интерес детей как раз и поддерживается за счет

понятных им собственных результативных действий. Таким образом происходит усвоение

способов действий.

Задачи педагога:

— развивать познавательный интерес к окружающим предметам и способствовать

активным действиям с ними;

— формировать игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками, умение

использовать предметы-заместители;

— формировать умение подражать игровым действиям взрослого.

2. Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.).

Знакомство со свойствами предметов происходит в практической исследовательской

деятельности методом проб. В процессе экспериментирования педагог привлекает

внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету и другим свойствам предметов и

объектов. Необходимо показывать правильные способы действий, а также предоставлять

возможность для самостоятельного исследования. Не забывайте напоминать о

правилах безопасного поведения в действиях с песком и водой (воду не пить, песком не

бросаться), а также о правилах игры с мелкими предметами (не засовывать предметы в

ухо, нос; не брать их в рот).

Задачи педагога:

— знакомить с обобщенными способами исследования различных объектов из

окружающей жизни ребенка;

— поддерживать познавательную активность и познавательный интерес в процессе

экспериментирования;

— побуждать к самостоятельному экспериментированию с разнообразными

дидактическими материалами;

— обогащать непосредственный чувственный опыт детей в различных видах

деятельности.

3. Общение с взрослым. Общение – это важнейшее событие в раннем возрасте и

основная форма воспитания. Формы и содержание общения меняются по мере развития

ребенка: эмоциональное общение; общение на основе понимания интонации, мимики,

жестов, а затем собственно речевое общение. Речь взрослого является образцом для

подражания. Для развития общения используются вопросы, словесные поручения,

создание проблемно-речевых ситуаций, ролевые и коммуникативные игры, чтение

стихотворений и сказок, опыты, драматизации, наблюдения.

Задачи педагога:

— способствовать обогащению словаря;

— формировать умение спросить, ответить, попросить, подать реплику;

— развивать потребность в речевом общении.

4. Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого. Так как детям

раннего возраста еще сложно самостоятельно включаться в игры со сверстниками, педагог

целенаправленно организует игровую деятельность. Для совместных игр

рекомендуются коммуникативные, сюжетно-ролевые, музыкально-ритмические игры, а

также игры и упражнения с дидактическим материалом.

Задачи педагога:

— способствовать формированию опыта доброжелательных взаимоотношений со

сверстниками;

— обучать позитивным способам общения и разрешения конфликтов в процессе игры;

— развивать эмоциональную отзывчивость при взаимодействии со сверстниками.

5. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок,

лопатка и пр.). Простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности

формируются в процессе режимных моментов. При этом обязательным условием является

соблюдение принципа постепенного включения ребенка в какую-либо деятельность

по приобретению навыков самообслуживания. Необходимо эмоциональное вовлечение

малыша к действиям с бытовыми предметами-орудиями, поэтому обучение должно

происходить в игровой форме.

Задачи педагога:

— формировать элементарные навыки самообслуживания;

— формировать навыки культуры поведения, соответствующие нормам и правилам;

— формировать предметные действия;

— развивать самостоятельность в бытовом поведении.

6. Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок. Желательно

организовать цикл игровых образовательных ситуаций, направленных на развитие

эмоционального мира ребенка. Особое значение в восприятии детей раннего возраста

имеет наглядность. Поэтому чтение, рассказывание, слушание музыки сопровождается

показом картинок, картин и игрушек. Как работать с картинками можно прочитать здесь.

Задачи педагога:

— формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации;

— формировать умение слушать и понимать короткие, доступные по содержанию песенки,

потешки, сказки и рассказы;

— развивать способность эмоционально откликаться на различные произведения

культуры и искусства.

7. Двигательная активность. Кроме организации подвижных игр и упражнений

педагогом должны быть созданы условия для развития самостоятельной двигательной

активности детей. Для этого необходимо обогатить развивающую среду игрушками-

каталками, тележками, автомобилями и др., а также спортивным инвентарем и

оборудованием.

Задачи педагога:

— развивать двигательную активность детей во всех видах игр;

— содействовать развитию основных движений;

— создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности.

Таким образом, при организации взаимодействия педагога с детьми раннего возраста

необходимо:

— включать несколько различных видов деятельности, которые последовательно сменяют

друг друга;

— организовать деятельность так, чтобы избежать возникновения переутомления у

малышей;

— обогащать личный опыт детей в бытовых и игровых процессах.



В раздел образования