Автор: Кузнецова Елена Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Иваново
Наименование материала: Ранний возраст
Тема: Развитие детей раннего возраста во всех видах деятельности по ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Развитие детей раннего возраста в различных видах
деятельности по ФГОС ДО
В соответствии с ФГОС дошкольного образования основными видами деятельности
для детей раннего возраста являются:
— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
— экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
— общение с взрослым;
— совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок,
лопатка и пр.);
— восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
— двигательная активность.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей раннего возраста,
организуемая деятельность должна быть:
— событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
— ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
— процессуальна (развитие навыков в бытовых и игровых процессах).
Деятельность педагога по каждому направлению:
1. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.
Предметно-игровая деятельность с составными и динамическими игрушками является
основной в формировании познавательной активности, в развитии наглядно-действенного
и наглядно-образного мышления детей.
К составным игрушкам относятся пирамидки, матрёшки, различные шнуровки,
составные и разрезные картинки, кубики, пазлы (крупные), конструкторы (крупные), и др.
К динамическим игрушкам относятся юла, волчки, неваляшки, заводные игрушки, то
есть те, в основе которых происходят разнообразные виды движения: кручение,
кувыркание, вращение.
В предметно-игровой деятельности очень важен результат действия ребенка (особенно с
составными игрушками). Познавательный интерес детей как раз и поддерживается за счет
понятных им собственных результативных действий. Таким образом происходит усвоение
способов действий.
Задачи педагога:
— развивать познавательный интерес к окружающим предметам и способствовать
активным действиям с ними;
— формировать игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками, умение
использовать предметы-заместители;
— формировать умение подражать игровым действиям взрослого.
2. Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.).
Знакомство со свойствами предметов происходит в практической исследовательской
деятельности методом проб. В процессе экспериментирования педагог привлекает
внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету и другим свойствам предметов и
объектов. Необходимо показывать правильные способы действий, а также предоставлять
возможность для самостоятельного исследования. Не забывайте напоминать о
правилах безопасного поведения в действиях с песком и водой (воду не пить, песком не
бросаться), а также о правилах игры с мелкими предметами (не засовывать предметы в
ухо, нос; не брать их в рот).
Задачи педагога:
— знакомить с обобщенными способами исследования различных объектов из
окружающей жизни ребенка;
— поддерживать познавательную активность и познавательный интерес в процессе
экспериментирования;
— побуждать к самостоятельному экспериментированию с разнообразными
дидактическими материалами;
— обогащать непосредственный чувственный опыт детей в различных видах
деятельности.
3. Общение с взрослым. Общение – это важнейшее событие в раннем возрасте и
основная форма воспитания. Формы и содержание общения меняются по мере развития
ребенка: эмоциональное общение; общение на основе понимания интонации, мимики,
жестов, а затем собственно речевое общение. Речь взрослого является образцом для
подражания. Для развития общения используются вопросы, словесные поручения,
создание проблемно-речевых ситуаций, ролевые и коммуникативные игры, чтение
стихотворений и сказок, опыты, драматизации, наблюдения.
Задачи педагога:
— способствовать обогащению словаря;
— формировать умение спросить, ответить, попросить, подать реплику;
— развивать потребность в речевом общении.
4. Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого. Так как детям
раннего возраста еще сложно самостоятельно включаться в игры со сверстниками, педагог
целенаправленно организует игровую деятельность. Для совместных игр
рекомендуются коммуникативные, сюжетно-ролевые, музыкально-ритмические игры, а
также игры и упражнения с дидактическим материалом.
Задачи педагога:
— способствовать формированию опыта доброжелательных взаимоотношений со
сверстниками;
— обучать позитивным способам общения и разрешения конфликтов в процессе игры;
— развивать эмоциональную отзывчивость при взаимодействии со сверстниками.
5. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок,
лопатка и пр.). Простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности
формируются в процессе режимных моментов. При этом обязательным условием является
соблюдение принципа постепенного включения ребенка в какую-либо деятельность
по приобретению навыков самообслуживания. Необходимо эмоциональное вовлечение
малыша к действиям с бытовыми предметами-орудиями, поэтому обучение должно
происходить в игровой форме.
Задачи педагога:
— формировать элементарные навыки самообслуживания;
— формировать навыки культуры поведения, соответствующие нормам и правилам;
— формировать предметные действия;
— развивать самостоятельность в бытовом поведении.
6. Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок. Желательно
организовать цикл игровых образовательных ситуаций, направленных на развитие
эмоционального мира ребенка. Особое значение в восприятии детей раннего возраста
имеет наглядность. Поэтому чтение, рассказывание, слушание музыки сопровождается
показом картинок, картин и игрушек. Как работать с картинками можно прочитать здесь.
Задачи педагога:
— формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации;
— формировать умение слушать и понимать короткие, доступные по содержанию песенки,
потешки, сказки и рассказы;
— развивать способность эмоционально откликаться на различные произведения
культуры и искусства.
7. Двигательная активность. Кроме организации подвижных игр и упражнений
педагогом должны быть созданы условия для развития самостоятельной двигательной
активности детей. Для этого необходимо обогатить развивающую среду игрушками-
каталками, тележками, автомобилями и др., а также спортивным инвентарем и
оборудованием.
Задачи педагога:
— развивать двигательную активность детей во всех видах игр;
— содействовать развитию основных движений;
— создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности.
Таким образом, при организации взаимодействия педагога с детьми раннего возраста
необходимо:
— включать несколько различных видов деятельности, которые последовательно сменяют
друг друга;
— организовать деятельность так, чтобы избежать возникновения переутомления у
малышей;
— обогащать личный опыт детей в бытовых и игровых процессах.