Автор: Щепанюк Мария Михайловна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ ТРОЦ
Населённый пункт: г. Москва, ТИНАО, г. Троицк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Психолого-педагогическая диагностика
Раздел: дополнительное образование
ППД в системе инклюзивного образования
Уважаемые
коллеги,
все
мы
хотим
или
не
хотим,
нравится
или
не
нравится, являемся не просто свидетелями, но и участниками тех глубоких,
сложных и не однозначных процессов, которые происходят в системе общего и
специального образования.
Инклюзивное
образование
становится
тенденцией.
Но оно не должно
подменять
собой
систему
специального
коррекционного
образования.
Совместное обучение детей с ОВЗ с N детьми - это всего лишь одна из форм
обучения. Инклюзивное образование может быть полезным, если для каждого
ребенка
с
ОВЗ
будут
созданы
условия
с
учётом
его
образовательных
потребностей
и
возможностей.
Для
ряда
детей-инвалидов
инклюзивное
обучение
будет
нецелесообразным.
Это
дети
с
умеренной
и
тяжелой
с
умственной отсталостью, со сложной структурой дефекта, с тяжелыми формами
ДЦП.
Одна из важнейших проблем, которую надо незамедлительно решать - как
с
меньшим
ущербом
для
детей,
их
родителей,
педагогов
реализовать
инклюзивное образование? Как сделать так, чтобы включенность ребенка в
единое
со
всеми
его
сверстниками
образовательное
пространство,
предусматривало бы 4 личностно-ориентированную индивидуальную работу с
ним.
Необходимо профессиональное грамотное сопровождение детей с ОВЗ и
переподготовка педагогов массовых школ. Только знание основ дефектологии
позволит
оказать
помощь
тем,
кто
в
ней
нуждается
(детям,
родителями,
педагогов,
специалистам)
и
осуществлять
в
условиях
массовых
образовательных организаций профессиональное сопровождение детей с ОВЗ.
Говоря
о
сопровождении,
я
не
ограничиваю
его
только
условиями
дошкольного
или
школьного
образования. Психолого-медико-педагогическая
сопровождение - это длительный и непрервный процесс, предусматривающий
взаимодействие специалистов разного профиля, преимственность при оказание
необходимой поддержки детям, родителям, педагогам.
Он начинается с момента зачисления ребёнка в детский сад, затем в школу
и продолжается на протяжении всех лет пребывания в данном учреждении, а в
ряде случаев продолжается и после ухода из него, так как имеено в этот период
многие выпускники и их семьи очень нуждаются в советах специалистов.
Такова реальная ситуация, хотя мы все понимаем, что сопровождение
детей
с
проблемами
в
развитии
начинается
с
момента
появления
первых
признаков неблагополучия ( в период внутриутробного развития, родового акта,
в первые месяцы и годы жизни).
И на всех возрастных этапах ведущую роль выполняет соответствующие
специалисты: в
младенческом
возрасте,
в
раннем
возрасте
-
это
врачи
специалисты;
в
дошкольном возрасте
наряду
с
медиками
важнейшую
роль
начинает
играть логопед, психолог.
Очень
важным
является
сопровождение
детей
на
первом
году
их
обучения.
Это
большое
напряжение
для
всех
функциональных
систем
организма,
которые
к
7
годам
ещё
недостаточно
сформированы. Школьное
обучение требует
большого
эмоционального
и
психофизического напряжения.
На смену игровое привычной для дошкольника деятельности в школе
приходит учебная
деятельность,
которая
требует
большой
умственной,
эмоционально-волевой и физической выносливости. Дети с ОВЗ, с неокрепшей
нервной системой, соматически ослабленные, быстро истощаются, не успевают
за
такой
деятельностью
и
так
далее.
В
этот
период
школьного
обучения
большую
помощь
наряду
с психологом
может
оказать дефектолог, логопед.
Сопровождение
детей
в
школе
предусматривает
своевременное
оказание
помощи детям, которые в этом нуждаются и систематическую поддержку им, их
семьям, и педагогам, которых, порой, надо обучать приёмам коррекционно-
развивающей работы.
Не раскрывая подробно содержание сопровождения детей "группы риска",
отмечу,
что
очень
важным
является
и
сама
организация
сопровождения,
управление этим процессом, о котором уже 20 лет тому назад говорил и писал
известный известный академик РАО, доктор педагогических наук, заслуженный
учитель
и
директор
ЦО
№109.
Е.А.
Ямбург:
"
медико-психолого-
дефектологическое сопровождение детей и юношеств, сегодня не роскошь, а
суровая
необходимость,
не
имеющая
альтернативы".
Важнейшей
научно-
педагогической
и
управленческой
задачей,
он
считает
обеспечение
горизонтальной и вертикальной преемственность в работе всех специалистов.
Горизонтальное преемственность в сопровождении - это взаимодействие
всех
членов
команды:
педагогов,
учителей,
воспитателей
и
специалистов
( психолог, дефектолог, логопед), медиков, администраторов и родителей.
Вертикальная
преемственность
в
сопровождении предусматривает
своевременную передачу результатов комплексной диагностики и коррекции
детей, результаты мониторингов, раскрывающих динамику развития ребенка, от
команды к команде. При переходе ребенка на каждый последующий этап их
обучения.
Для осуществления эффективного сопровождения необходимо:
Обеспечивать
психологически
комфортные
условия
для
каждого
ребенка с учетом его возрастных новообразований, ведущей деятельности
и соответствующих мотивов.
Формировать
адекватные
формы
взаимодействия
в
детском
коллективе.
Создать
вариативную
предметную
среду,
гибкое
зонирование
пространства; современное материально-техническое обеспечение.
Учитывать возрастные психофизические возможности ребенка при
определении индивидуальной программы обучения, объёма и организации
учебной и внеучебной деятельности.
Высокий уровень профессиональной компетенции и личных качеств
педагогических кадров
Выстраивать
партнерские
отношения
с
родителями
при
оптимизации внутрисемейных отношений.
Интегратором сопровождения в условиях детского сада, школы, является
педагог, который больше времени проводит с детьми и имеет возможность
наблюдать
их
в
разных
ситуациях,
а
так
же
вся
психолого-медико-
педагогическая служба учреждения, включая ПМПК. [ сопровождение детей в
образовании, организациях мы будем говорить на секции ].
Остановлюсь на одном из важнейших аспектов сопровождения детей, без
которого
не
возможна
реализация
никакой
инклюзии
- психолого-
педагогической диагностике.
Психолого-педагогическая
диагностика
предполагает: ранее
выявление проблем у детей, у их родителей. Это очень важно не только
для детей с ОВЗ, но и для тех, кто по разным причинам испытывает
трудности при усвоении образовательных программ, в освоении разных
видов деятельности, в жизненных ситуациях, в общении и в др.
Установление
причин
наблюдаемых особенностей
в
здоровье
ребенка,
личностных
проявлений,
в
его
поведении,
при
оценке
регуляторной,
когнитивной,
эмоционально-аффективной
сферы,
состояние ВП с учетом возраста ребенка.
Оценка потенциальных возможностей ребенка, его обучаемость при
взаимодействии со взрослым, какова его восприимчивость к оказанию
помощи.
Проведение регулярного мониторинга для прослеживания динамики
развития ребенка, что может свидетельствовать в т.ч. и об эффективности
выбора
материала
для
коррекционно-развивающих
занятий
и
адекватности используемых приемов работы с ребенком.
Мониторинг
показывает
результаты
усилий
работы
специалистов,
необходимость
своевременной
коррекции
индивидуальной
программы
работы с ребенком.
Разработка адаптированной образовательной программы для тех,
кому она необходима.
Прогнозирование трудностей в обучении и их предупреждение.
Изучение ребенка во всех видах деятельности, во время занятий и во
внеучебное время.
Оценка
социальной
адаптации ребенка
в
детском
коллективе,
в
общении со взрослым.
Выработка корректных рекомендаций для родителей и педагогов,
работающих с ребенком.
Уточнение
необходимых
учебных,
технических
средств,
определение
образовательной
среды (школа адаптируется к ребенку с
ОВЗ).
Психолого-педагогическая диагностика включает в себя 3 основных этапа:
Скрининг (выявление детей «группы риска»);
Дифференциальную диагностику (в условиях ПМПК);
Текущую диагностику с учетом ИОМ (прослеживание динамики
развития в условиях, соответствующих консультационных центров и в
самом образовательном учреждении).
Для реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ необходимы не
только условия, но и специальная переподготовка педагогических кадров и не
«по верхам», а глубокое знание не только специфических особенностей детей с
ОВЗ
и
не
менее
важно
–
специальных
методик
обучения
детей
с
ОВЗ,
понимание смысла коррекционно-развивающей работы.
В связи с этим встают задачи перед нашим высшим дефектологическим
образованием:
Усилить
подготовку
студентов
к
работе
с
детьми-инвалидами,
имеющих
тяжелые
и
множественные
дефекты,
тяжелую
умственную
отсталость.
Обучение
специальным
методикам
преподавания
(по
каждой
учебной
дисциплине)
в
условиях
инклюзивного
обучения
и
в
специальных коррекционных школах.
Обучать студентов работе с семьями детей с ОВЗ (консультирование
родителей в коррекционно-воспитательной работе с ребенком).
В
системе
переподготовки
педагогов
массовых
образовательных
школ,
д/с
усилить
учебные
курсы,
раскрывающие
методики
обучения
детей с ОВЗ.