Напоминание

Психолого-педагогическая диагностика


Автор: Щепанюк Мария Михайловна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ ТРОЦ
Населённый пункт: г. Москва, ТИНАО, г. Троицк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Психолого-педагогическая диагностика
Раздел: дополнительное образование





Назад




ППД в системе инклюзивного образования

Уважаемые

коллеги,

все

мы

хотим

или

не

хотим,

нравится

или

не

нравится, являемся не просто свидетелями, но и участниками тех глубоких,

сложных и не однозначных процессов, которые происходят в системе общего и

специального образования.

Инклюзивное

образование

становится

тенденцией.

Но оно не должно

подменять

собой

систему

специального

коррекционного

образования.

Совместное обучение детей с ОВЗ с N детьми - это всего лишь одна из форм

обучения. Инклюзивное образование может быть полезным, если для каждого

ребенка

с

ОВЗ

будут

созданы

условия

с

учётом

его

образовательных

потребностей

и

возможностей.

Для

ряда

детей-инвалидов

инклюзивное

обучение

будет

нецелесообразным.

Это

дети

с

умеренной

и

тяжелой

с

умственной отсталостью, со сложной структурой дефекта, с тяжелыми формами

ДЦП.

Одна из важнейших проблем, которую надо незамедлительно решать - как

с

меньшим

ущербом

для

детей,

их

родителей,

педагогов

реализовать

инклюзивное образование? Как сделать так, чтобы включенность ребенка в

единое

со

всеми

его

сверстниками

образовательное

пространство,

предусматривало бы 4 личностно-ориентированную индивидуальную работу с

ним.

Необходимо профессиональное грамотное сопровождение детей с ОВЗ и

переподготовка педагогов массовых школ. Только знание основ дефектологии

позволит

оказать

помощь

тем,

кто

в

ней

нуждается

(детям,

родителями,

педагогов,

специалистам)

и

осуществлять

в

условиях

массовых

образовательных организаций профессиональное сопровождение детей с ОВЗ.

Говоря

о

сопровождении,

я

не

ограничиваю

его

только

условиями

дошкольного

или

школьного

образования. Психолого-медико-педагогическая

сопровождение - это длительный и непрервный процесс, предусматривающий

взаимодействие специалистов разного профиля, преимственность при оказание

необходимой поддержки детям, родителям, педагогам.

Он начинается с момента зачисления ребёнка в детский сад, затем в школу

и продолжается на протяжении всех лет пребывания в данном учреждении, а в

ряде случаев продолжается и после ухода из него, так как имеено в этот период

многие выпускники и их семьи очень нуждаются в советах специалистов.

Такова реальная ситуация, хотя мы все понимаем, что сопровождение

детей

с

проблемами

в

развитии

начинается

с

момента

появления

первых

признаков неблагополучия ( в период внутриутробного развития, родового акта,

в первые месяцы и годы жизни).

И на всех возрастных этапах ведущую роль выполняет соответствующие

специалисты: в

младенческом

возрасте,

в

раннем

возрасте

-

это

врачи

специалисты;

в

дошкольном возрасте

наряду

с

медиками

важнейшую

роль

начинает

играть логопед, психолог.

Очень

важным

является

сопровождение

детей

на

первом

году

их

обучения.

Это

большое

напряжение

для

всех

функциональных

систем

организма,

которые

к

7

годам

ещё

недостаточно

сформированы. Школьное

обучение требует

большого

эмоционального

и

психофизического напряжения.

На смену игровое привычной для дошкольника деятельности в школе

приходит учебная

деятельность,

которая

требует

большой

умственной,

эмоционально-волевой и физической выносливости. Дети с ОВЗ, с неокрепшей

нервной системой, соматически ослабленные, быстро истощаются, не успевают

за

такой

деятельностью

и

так

далее.

В

этот

период

школьного

обучения

большую

помощь

наряду

с психологом

может

оказать дефектолог, логопед.

Сопровождение

детей

в

школе

предусматривает

своевременное

оказание

помощи детям, которые в этом нуждаются и систематическую поддержку им, их

семьям, и педагогам, которых, порой, надо обучать приёмам коррекционно-

развивающей работы.

Не раскрывая подробно содержание сопровождения детей "группы риска",

отмечу,

что

очень

важным

является

и

сама

организация

сопровождения,

управление этим процессом, о котором уже 20 лет тому назад говорил и писал

известный известный академик РАО, доктор педагогических наук, заслуженный

учитель

и

директор

ЦО

№109.

Е.А.

Ямбург:

"

медико-психолого-

дефектологическое сопровождение детей и юношеств, сегодня не роскошь, а

суровая

необходимость,

не

имеющая

альтернативы".

Важнейшей

научно-

педагогической

и

управленческой

задачей,

он

считает

обеспечение

горизонтальной и вертикальной преемственность в работе всех специалистов.

Горизонтальное преемственность в сопровождении - это взаимодействие

всех

членов

команды:

педагогов,

учителей,

воспитателей

и

специалистов

( психолог, дефектолог, логопед), медиков, администраторов и родителей.

Вертикальная

преемственность

в

сопровождении предусматривает

своевременную передачу результатов комплексной диагностики и коррекции

детей, результаты мониторингов, раскрывающих динамику развития ребенка, от

команды к команде. При переходе ребенка на каждый последующий этап их

обучения.

Для осуществления эффективного сопровождения необходимо:

Обеспечивать

психологически

комфортные

условия

для

каждого

ребенка с учетом его возрастных новообразований, ведущей деятельности

и соответствующих мотивов.

Формировать

адекватные

формы

взаимодействия

в

детском

коллективе.

Создать

вариативную

предметную

среду,

гибкое

зонирование

пространства; современное материально-техническое обеспечение.

Учитывать возрастные психофизические возможности ребенка при

определении индивидуальной программы обучения, объёма и организации

учебной и внеучебной деятельности.

Высокий уровень профессиональной компетенции и личных качеств

педагогических кадров

Выстраивать

партнерские

отношения

с

родителями

при

оптимизации внутрисемейных отношений.

Интегратором сопровождения в условиях детского сада, школы, является

педагог, который больше времени проводит с детьми и имеет возможность

наблюдать

их

в

разных

ситуациях,

а

так

же

вся

психолого-медико-

педагогическая служба учреждения, включая ПМПК. [ сопровождение детей в

образовании, организациях мы будем говорить на секции ].

Остановлюсь на одном из важнейших аспектов сопровождения детей, без

которого

не

возможна

реализация

никакой

инклюзии

- психолого-

педагогической диагностике.

Психолого-педагогическая

диагностика

предполагает: ранее

выявление проблем у детей, у их родителей. Это очень важно не только

для детей с ОВЗ, но и для тех, кто по разным причинам испытывает

трудности при усвоении образовательных программ, в освоении разных

видов деятельности, в жизненных ситуациях, в общении и в др.

Установление

причин

наблюдаемых особенностей

в

здоровье

ребенка,

личностных

проявлений,

в

его

поведении,

при

оценке

регуляторной,

когнитивной,

эмоционально-аффективной

сферы,

состояние ВП с учетом возраста ребенка.

Оценка потенциальных возможностей ребенка, его обучаемость при

взаимодействии со взрослым, какова его восприимчивость к оказанию

помощи.

Проведение регулярного мониторинга для прослеживания динамики

развития ребенка, что может свидетельствовать в т.ч. и об эффективности

выбора

материала

для

коррекционно-развивающих

занятий

и

адекватности используемых приемов работы с ребенком.

Мониторинг

показывает

результаты

усилий

работы

специалистов,

необходимость

своевременной

коррекции

индивидуальной

программы

работы с ребенком.

Разработка адаптированной образовательной программы для тех,

кому она необходима.

Прогнозирование трудностей в обучении и их предупреждение.

Изучение ребенка во всех видах деятельности, во время занятий и во

внеучебное время.

Оценка

социальной

адаптации ребенка

в

детском

коллективе,

в

общении со взрослым.

Выработка корректных рекомендаций для родителей и педагогов,

работающих с ребенком.

Уточнение

необходимых

учебных,

технических

средств,

определение

образовательной

среды (школа адаптируется к ребенку с

ОВЗ).

Психолого-педагогическая диагностика включает в себя 3 основных этапа:

Скрининг (выявление детей «группы риска»);

Дифференциальную диагностику (в условиях ПМПК);

Текущую диагностику с учетом ИОМ (прослеживание динамики

развития в условиях, соответствующих консультационных центров и в

самом образовательном учреждении).

Для реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ необходимы не

только условия, но и специальная переподготовка педагогических кадров и не

«по верхам», а глубокое знание не только специфических особенностей детей с

ОВЗ

и

не

менее

важно

специальных

методик

обучения

детей

с

ОВЗ,

понимание смысла коррекционно-развивающей работы.

В связи с этим встают задачи перед нашим высшим дефектологическим

образованием:

Усилить

подготовку

студентов

к

работе

с

детьми-инвалидами,

имеющих

тяжелые

и

множественные

дефекты,

тяжелую

умственную

отсталость.

Обучение

специальным

методикам

преподавания

(по

каждой

учебной

дисциплине)

в

условиях

инклюзивного

обучения

и

в

специальных коррекционных школах.

Обучать студентов работе с семьями детей с ОВЗ (консультирование

родителей в коррекционно-воспитательной работе с ребенком).

В

системе

переподготовки

педагогов

массовых

образовательных

школ,

д/с

усилить

учебные

курсы,

раскрывающие

методики

обучения

детей с ОВЗ.



В раздел образования