Автор: Богданова Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: Вологодская обл.г.Череповец
Наименование материала: конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию
Тема: Природа и живопись .Пейзажи в творчестве вологодских художников.
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия в старшей группе «Природа и
живопись. Пейзаж в творчестве вологодских
художников. Зимние пейзажи».
Воспитатель старшей группы № 3 :
Богданова Татьяна Викторовна
МАДОУ «Детский сад №19»
Г.Череповец
Цель: Познакомить детей с пейзажами вологодских художников.
Задачи: Учить правильно рассматривать и анализировать содержание
картины, описывать колорит, называть цвета, используемые в работе
мастеров, закреплять понятие «репродукция» и «картина», формировать
эстетическое восприятие , эстетическое отношение к произведениям
искусства. Пополнить литературный багаж детей стихотворениями,
развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка
произведения , чуткости поэтического слова.
Развивать формы монологической и диалогической речи , учить
правильно произносить художественные термины, давать развернутый
анализ картине, учить сравнивать и выражать свои эмоции от увиденного.
Материалы: репродукции картин Корбакова В.Н. , Бороздина О.А.,
Хрусталевой С.И. .
Ход занятия:
Начало занятия в группе. Дети садятся полукругом.
Воспитатель: Ребята , какое сейчас время года? Какие признаки вы можете
мне назвать? (ответы детей)
Воспитатель: Послушайте, я вам сейчас прочитаю отрывок из произведения
А.А. Фета
Мама! глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Воспитатель: Удивительно но поэту удалось словами описать зиму и мы это
представили . А как еще можно передать зиму? ( ответы детей: нарисовать
картину, написать песню)
Воспитатель : Я приглашаю вас на экскурсию в картинную галерею . (дети
подходят к мини музею)
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие замечательные картины нас
окружают. Что на них нарисовано? (природа, деревья, дома, поля)
Воспитатель: Давайте послушаем какие красивые стихи поэты писали про
зиму.
Прошла неделя непогоды –
И нет ветров и снежных бурь,
И снова радостна природа:
Играет на снегах лазурь,
Ласкает солнце. Словно слёзы,
С застрехи падает капель.
И к небу тянутся берёзы,
Взрывая снежную купель.
Воспитатель : Ребята, это стихотворение нашего современника Ивана
Есаулкова. Попробуйте определить к какой из этих картин относится это
стихотворение. (Ответы детей)
Воспитатель : А почему вы считаете ,что это стихотворение подходит к
описанию этой картины (ответы детей)
Воспитатель : Правильно ребята, молодцы . Эту красивую картину написал
русский художник Корбаков В.Н . Называется она «Весна на Золотухе». На
фоне лазоревого, ясного, чистого неба солнце высветило жемчужную
белезну березок и кружево ветвей . Рыхлый снег в его лучах стал розовым, с
глубокими, синими тенями от деревьев. Кажется, что сам воздух звенит от
чистоты и прозрачности.
Воспитатель: А теперь послушайте еще одно стихотворение А.С. Пушкина
Опрятней модного паркета
Блистает речка льдом одета
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед.
Воспитатель: Ребята как вы думаете к какой картине подходят строки этого
стихотворения ( ответы детей)
Воспитатель: А почему вы так считаете?
Воспитатель: Правильно ребята, молодцы. Эту красивую картину написал
русский художник Бороздин О.А «Воскресный день». День солнечный,
погожий. Снег сверкает настолько ярко, что режет глаза, как будто
находишься там, среди гуляющих людей. На замерзшем пруду лед гладкий и
ровный. Ребятишки приспособили его под каток и теперь с удовольствием
катаются на коньках. Никому не хочется уходить домой в этот прекрасный
день, когда легкий морозец посеребрил деревья, яркое солнце освещает все
вокруг, заставляя окрестности сверкать, как будто многочисленные
драгоценные камни разбросаны по земле и на деревьях.
Воспитатель: А теперь посмотрите на вот эту картину. Ее написала
Хрусталева С.И. Называется она «Зимний пейзаж».
Воспитатель: Что вы видите на этой картине? (Ответы детей)
Воспитатель: На дворе зимнее и довольно холодное время, когда на улице
сильный мороз, а окошки домов пропускают сквозь себя уютный теплый
свет. На закате снежное пространство уже не блестит, краски приглушены.
Солнце скрылось за горизонтом, его последние лучи меняют цвет снега.
Зимняя природа на картине тихая, словно уснувшая. Кажется, что все вокруг
спит до самой весны.
Воспитатель: А теперь послушайте стихотворение Ивана Есаулкова,
написанное к этой картине :
В бору ближайшем сосны, ели
Наряды зимние одели,
И лёг задумчивый покров
На крыши стареньких домов.
То ль хутор, то ли деревушка?
Вот на околице избушка -
Клубится из трубы дымок,
Горит в окошке огонёк.
К избушке неказистой этой,
Призывом огонька согретый,
Идёт с дорожною сумой
Мужик, совсем не молодой.
Воспитатель: Передал ли поэт настроение этой картины? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята но как мы уже говорили про зиму писали не только
поэты и художники , но еще и композиторы сочиняли музыку про зиму.
(прослушивание произведения Чайковского «Времена года. Зима»)
Воспитатель: Молодцы. Сегодня мы познакомились с творчеством известных
вологодских живописцев, которые в своих картинах отобразили зимний
пейзаж.
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться из путешествия по миру
живописи, но мы обязательно сюда вернемся весной.
Воспитатель: Зима скоро заканчивается, но на прощание она приготовила
нам подарки. Давайте с вами вернемся в группу, что бы узнать что это за
подарки!
Воспитатель показывает конверт, где находятся листы бумаги разных
оттенков.
Воспитатель: Зима прислала нам письмо:
Я зимушка – зима принесла морозы,
Зимние забавы и сосульки слёзы,
Для зверей – зимовье И под снегом озимь,
А для вас листы бумаги , нарисуйте пейзажи в соответствии с цветом бумаги.
Пусть мои подарки принесут Вам счастье
Воспитатель: Для того, что бы нарисовать пейзажи, каждый из вас выберет
лист бумаги, в зависимости от того, какое время года вы будете изображать,
такой цвет и выбирайте .
Работа детей) Какие красивые картины у вас получились, как у настоящих
художников. Мы обязательно отблагодарим Зимушку и тоже ей отправим
подарки по почте.
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Вы сегодня очень хорошо
потрудились.