Автор: Худякова Вероника Сергеевна
Должность: преподаватель по классу
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ
Населённый пункт: село Бельтирское, Республика Хакасия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Навык игры с листа, его структура и принципы развития"
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка
на тему:
«Навык игры с листа, его
структура и принципы развития»
Подготовила:
преподаватель по классу фортепиано
Худякова Вероника Сергеевна
2020 год
Навык игры с листа, его структура и принципы развития.
“Чтение - это один из истоков мышления и умственного
развития.”
(В.А. Сухомлинский)
На проблему чтения с листа существует двоякая точка зрения. Одни
утверждают – что умение читать ноты или есть, или его нет. В крайнем
случае, приводят знаменитый афоризм Иосифа Гофмана:
«Лучший способ научиться быстро читать-это как можно больше
читать».
Есть два предварительных, исходных условия свободной игры по нотам. Это
– уверенное знание «языка нот», системы нотных обозначений и ускоренное
чтение, ускоренное восприятие нотной графики.
I.
Приёмы ускоренного чтения:
1)
«Относительное» чтение – осуществляется на основе чёткого
представления пространственных дистанций между нотными знаками:
одна нота (обычно нижняя нота интервала или аккорда, первая нота в
горизонтальной последовательности звуков) воспринимается по
абсолютному положению на нотном стане, остальные по расстоянию
между ней, и соседними нотами, то есть относительно.
2)
На следующем, более высоком уровне находится умение быстро
анализировать и синтезировать музыкальный текст, определяя его
структурно – смысловую логику. Навык структурного зрительно –
слухового восприятия текста одновременно по нескольким параметрам не
возникает сам собой, а требует направленного педагогического
воздействия или длительного самовоспитания, поэтому целесообразно
разделить проблему структурного чтения на два относительно
самостоятельных вопроса: восприятие по горизонтали, и восприятие по
вертикали.
Наиболее специфичным для чтения фортепианной музыки является навык
быстрого охвата вертикали.
Предпосылкой структурного восприятия горизонтали является умение
быстро определить синтаксическое строение текста.
Основы техники структурного чтения:
1)
Повтор и ритмические остановки, выраженные долгими нотами или
паузами.
2)
Повтор без ясно выраженных остановок.
3)
Вопросо – ответное соотношение фраз.
4)
Метроритмическая повторность с изменением мелодии.
5)
Различные виды контрастных построений в малых масштабах.
Быстрота и точность двигательной реакции на нотную картину
определяется по меньшей мере двумя факторами. Один из них –
уверенная, не нуждающаяся в постоянной поддержке зрением,
ориентировка рук и пальцев на клавиатуре.
Имре Кальман пишет: « Чтобы овладеть техникой чтения нот с листа,
необходимо вначале разграничить функции глаз и рук… они должны
быть возможно более независимы друг от друга: взгляд следует
направлять только на нотный текст, пальцы должны управлять
клавишами вслепую.
Чтобы выработать ориентировку «игры вслепую» Кальман советует:
1) Хорошо запомнить и мысленно представить как выглядят две группы
клавиш, составляющих октаву;
2) Не глядя на руки, находить в разных октавах белые клавиши,
окаймляющие группу чёрных, а затем – расположенные между ними;
при этом пальцы беззвучно касаются чёрных клавиш.
Развитие основ аппликатурной техники находятся в тесной связи
с формированием тактильной ориентировки рук. Аппликатурные
упражнения дают наибольший результат, если они сочетаются с
работой по освоению клавиатуры «слепым методом». Одно из
главных
условий
чтения
с
листа
заключено
в
мысленном
опережении читающим того, что непосредственно играется им в
данный
момент,
так
называемая
“разведка
глазами”.
Здесь
преломляется известная формула “вижу-слышу-играю”.
Естественно, чем квалифицированные и опытнее читающий с
листа,
тем
более
развит
его
внутренний
слух.
“У
лиц
с
высокоразвитым
внутренним
слухом,
-
пишет
Б.М.
Теплов
в
книге “Психология музыкальных способностей”, - имеет место...
непосредственное
“слышание
глазами”,
превращение
зрительного
восприятия
нотного
текста
в
зрительно-слуховое
восприятие”.
Чтение
с
листа
даёт
иной
раз
примеры
необыкновенной
зрительно-слуховой
дальновидности.
Современники
Ф.Листа
свидетельствовали,
что
пианист,
исполняя
незнакомые
произведения, пробегал глазами нотный текст на 8 тактов вперёд.
Нечто
подобное
имело
место
у
С.В.
Рахманинова,
Ф.М.
Блюменфельда, А.Б. Гольденвейзера.
Второе существенное условие чтения музыки выражается в требовании
неотрывности взгляда играющего от нотного текста. Только при этом
условии может быть обеспечено плавное, непрерывное, логичное
развертывание звукового “действия”. Неотрывность от текста взгляда
читающего музыку тесно связана с умением играть, не глядя на руки,
“вслепую” - умением, исключительно важным при чтении с листа.
Любые метания глаз от текста на руки нежелательны, и чем их меньше,
тем лучше.
Наконец, одно общее замечание: выполнению очередного задания
обязательно должно предшествовать возможно более отчётливое
мысленное представление будущего действия.
II.
Второй фактор относится к субъекту и связан с «начитанностью»
музыканта, то есть с его музыкально – исполнительским опытом. На
основе многократного повторения сходных явлений мозг отмечает и
обобщает типичные связи и отношения этих элементов, а именно:
1) Различные ладовые структуры;
2) Типы мелодического движения (поступенное, по тонам аккордов,
скачкообразное и т.д.);
3) Наиболее часто встречающиеся ритмические обороты;
4) Принципы объединенных тонов в аккорды и связи аккордов между
собой;
5) Форм ы организации музыкальной ткани;
6) Принципы синтаксического членения и схемы построения
произведений: простая одночастная, двух или трёхчастная формы,
тема с вариациями, рондо, фуга и т.д.
Элементы навыка – владение системой нотной записи, техника
ускоренного чтения, структурно – осмысленное восприятие текста,
быстрота и точность моторной реакции – играют значительную роль в
различных формах музыкального чтения текста.
К системе более высокого синтезирующего порядка относятся такие
явления, как жанр и стиль.
Эффективность занятий во многом зависит от того, удаётся ли педагогу
вызвать у учащихся живой интерес к игре по нотам.
Результатом этих занятий должна явиться воспитанная потребность
познавать новое, постоянно музицировать, знакомиться с музыкальной
литературой.
Подбор и расположение нотного материала должны подчиняться
двусторонней
задаче:
обеспечить
достаточную
начитанность
музыканта в разных стилях фортепианной музыки и с другой
стороны – развить у него динамическое мышление.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Тимакин Е.М. Воспитание пианиста, - М.: Музыка, 2014
2.
Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано, - М.:
Просвещение, 1984
3.
Брянская Ф. Навык игры с листа, его структура и
принципы развития / Брянская Ф. Вопросы
фортепианной педагогики. – 1976. - № 4.
4.
Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры, - М.:
Музыка, 1988