Напоминание

"Навык игры с листа, его структура и принципы развития"


Автор: Худякова Вероника Сергеевна
Должность: преподаватель по классу
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ
Населённый пункт: село Бельтирское, Республика Хакасия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Навык игры с листа, его структура и принципы развития"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

на тему:

«Навык игры с листа, его

структура и принципы развития»

Подготовила:

преподаватель по классу фортепиано

Худякова Вероника Сергеевна

2020 год

Навык игры с листа, его структура и принципы развития.

“Чтение - это один из истоков мышления и умственного

развития.”

(В.А. Сухомлинский)

На проблему чтения с листа существует двоякая точка зрения. Одни

утверждают – что умение читать ноты или есть, или его нет. В крайнем

случае, приводят знаменитый афоризм Иосифа Гофмана:

«Лучший способ научиться быстро читать-это как можно больше

читать».

Есть два предварительных, исходных условия свободной игры по нотам. Это

– уверенное знание «языка нот», системы нотных обозначений и ускоренное

чтение, ускоренное восприятие нотной графики.

I.

Приёмы ускоренного чтения:

1)

«Относительное» чтение – осуществляется на основе чёткого

представления пространственных дистанций между нотными знаками:

одна нота (обычно нижняя нота интервала или аккорда, первая нота в

горизонтальной последовательности звуков) воспринимается по

абсолютному положению на нотном стане, остальные по расстоянию

между ней, и соседними нотами, то есть относительно.

2)

На следующем, более высоком уровне находится умение быстро

анализировать и синтезировать музыкальный текст, определяя его

структурно – смысловую логику. Навык структурного зрительно –

слухового восприятия текста одновременно по нескольким параметрам не

возникает сам собой, а требует направленного педагогического

воздействия или длительного самовоспитания, поэтому целесообразно

разделить проблему структурного чтения на два относительно

самостоятельных вопроса: восприятие по горизонтали, и восприятие по

вертикали.

Наиболее специфичным для чтения фортепианной музыки является навык

быстрого охвата вертикали.

Предпосылкой структурного восприятия горизонтали является умение

быстро определить синтаксическое строение текста.

Основы техники структурного чтения:

1)

Повтор и ритмические остановки, выраженные долгими нотами или

паузами.

2)

Повтор без ясно выраженных остановок.

3)

Вопросо – ответное соотношение фраз.

4)

Метроритмическая повторность с изменением мелодии.

5)

Различные виды контрастных построений в малых масштабах.

Быстрота и точность двигательной реакции на нотную картину

определяется по меньшей мере двумя факторами. Один из них –

уверенная, не нуждающаяся в постоянной поддержке зрением,

ориентировка рук и пальцев на клавиатуре.

Имре Кальман пишет: « Чтобы овладеть техникой чтения нот с листа,

необходимо вначале разграничить функции глаз и рук… они должны

быть возможно более независимы друг от друга: взгляд следует

направлять только на нотный текст, пальцы должны управлять

клавишами вслепую.

Чтобы выработать ориентировку «игры вслепую» Кальман советует:

1) Хорошо запомнить и мысленно представить как выглядят две группы

клавиш, составляющих октаву;

2) Не глядя на руки, находить в разных октавах белые клавиши,

окаймляющие группу чёрных, а затем – расположенные между ними;

при этом пальцы беззвучно касаются чёрных клавиш.

Развитие основ аппликатурной техники находятся в тесной связи

с формированием тактильной ориентировки рук. Аппликатурные

упражнения дают наибольший результат, если они сочетаются с

работой по освоению клавиатуры «слепым методом». Одно из

главных

условий

чтения

с

листа

заключено

в

мысленном

опережении читающим того, что непосредственно играется им в

данный

момент,

так

называемая

“разведка

глазами”.

Здесь

преломляется известная формула “вижу-слышу-играю”.

Естественно, чем квалифицированные и опытнее читающий с

листа,

тем

более

развит

его

внутренний

слух.

“У

лиц

с

высокоразвитым

внутренним

слухом,

-

пишет

Б.М.

Теплов

в

книге “Психология музыкальных способностей”, - имеет место...

непосредственное

“слышание

глазами”,

превращение

зрительного

восприятия

нотного

текста

в

зрительно-слуховое

восприятие”.

Чтение

с

листа

даёт

иной

раз

примеры

необыкновенной

зрительно-слуховой

дальновидности.

Современники

Ф.Листа

свидетельствовали,

что

пианист,

исполняя

незнакомые

произведения, пробегал глазами нотный текст на 8 тактов вперёд.

Нечто

подобное

имело

место

у

С.В.

Рахманинова,

Ф.М.

Блюменфельда, А.Б. Гольденвейзера.

Второе существенное условие чтения музыки выражается в требовании

неотрывности взгляда играющего от нотного текста. Только при этом

условии может быть обеспечено плавное, непрерывное, логичное

развертывание звукового “действия”. Неотрывность от текста взгляда

читающего музыку тесно связана с умением играть, не глядя на руки,

“вслепую” - умением, исключительно важным при чтении с листа.

Любые метания глаз от текста на руки нежелательны, и чем их меньше,

тем лучше.

Наконец, одно общее замечание: выполнению очередного задания

обязательно должно предшествовать возможно более отчётливое

мысленное представление будущего действия.

II.

Второй фактор относится к субъекту и связан с «начитанностью»

музыканта, то есть с его музыкально – исполнительским опытом. На

основе многократного повторения сходных явлений мозг отмечает и

обобщает типичные связи и отношения этих элементов, а именно:

1) Различные ладовые структуры;

2) Типы мелодического движения (поступенное, по тонам аккордов,

скачкообразное и т.д.);

3) Наиболее часто встречающиеся ритмические обороты;

4) Принципы объединенных тонов в аккорды и связи аккордов между

собой;

5) Форм ы организации музыкальной ткани;

6) Принципы синтаксического членения и схемы построения

произведений: простая одночастная, двух или трёхчастная формы,

тема с вариациями, рондо, фуга и т.д.

Элементы навыка – владение системой нотной записи, техника

ускоренного чтения, структурно – осмысленное восприятие текста,

быстрота и точность моторной реакции – играют значительную роль в

различных формах музыкального чтения текста.

К системе более высокого синтезирующего порядка относятся такие

явления, как жанр и стиль.

Эффективность занятий во многом зависит от того, удаётся ли педагогу

вызвать у учащихся живой интерес к игре по нотам.

Результатом этих занятий должна явиться воспитанная потребность

познавать новое, постоянно музицировать, знакомиться с музыкальной

литературой.

Подбор и расположение нотного материала должны подчиняться

двусторонней

задаче:

обеспечить

достаточную

начитанность

музыканта в разных стилях фортепианной музыки и с другой

стороны – развить у него динамическое мышление.

ЛИТЕРАТУРА:

1.

Тимакин Е.М. Воспитание пианиста, - М.: Музыка, 2014

2.

Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано, - М.:

Просвещение, 1984

3.

Брянская Ф. Навык игры с листа, его структура и

принципы развития / Брянская Ф. Вопросы

фортепианной педагогики. – 1976. - № 4.

4.

Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры, - М.:

Музыка, 1988



В раздел образования