Напоминание

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ОТДЕЛА СТРУННО-СМЫЧКОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ


Автор: Бернгардт Яна Викторовна
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №2"
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: Методический доклад
Тема: СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ОТДЕЛА СТРУННО-СМЫЧКОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Бернгардт Я.В.

СПЕЦИФИКА

РАБОТЫ

КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

С

УЧАЩИМИСЯ

МЛАДШИХ

КЛАССОВ

ОТДЕЛА

СТРУННО-СМЫЧКОВЫХ

ИНСТРУМЕНТОВ

Концертмейстерство – это профессия, которая сочетает в себе элементы

мастерства педагога, исполнителя, импровизатора и даже отчасти психолога.

Концертмейстер,

как

универсальный

музыкант,

сотрудничает

с

представителями

разных

специальностей,

и

каждая

из

них

имеет

свою

специфику.

Область

аккомпанемента

требует

особых

знаний

и

умений,

отличающихся от деятельности пианиста-солиста. В представлении многих

пианистов,

роль

концертмейстера

в

ансамбле

заключается

только

в

гармонической поддержке и синхронности исполнения с солистом. Однако

отличительной чертой концертмейстерской деятельности является двойная

концентрация слухового внимания. Пианист-аккомпаниатор должен очень

чутко слушать солиста, сбалансировано выверять ансамблевое соотношение,

должен приспосабливать свое видение музыки к исполнительской манере

солиста.

Солист

и

концертмейстер

в

художественном

смысле

являются

членами одного целостного организма.

Аккомпанирование

в

классе

смычковых

инструментов

имеет

свою

специфику. Поскольку природа звука фортепиано и природа звука скрипки

диаметрально

противоположны,

необходимо

знать

приѐмы

игры

на

инструменте,

правила

распределения

смычка,

штрихи,

чтобы

в

соответствующих

местах

приближать

звучание

фортепиано

к

характеру

извлечения звука струнника.

Штрих пиццикато (pizzicato) начинает осваиваться с первых же уроков.

Звук исполняется слабее, чем смычком, поэтому звук на фортепиано должен

быть тише и мягче. Подражая этому щипковому приѐму, исполнять свою

партию

пианисту

необходимо

острыми

кончиками

пальцев,

близко

к

клавиатуре, экономя движение.

Одним

из

основных

штрихов

у

струнных

инструментов,

является

Деташе (Detache): исполняется отдельным движением смычка со сменой

направления

на

каждом

звуке.

Звучание

этого

штриха

меняется

в

зависимости от распределения смычка. На фортепиано этого штриха нет,

наиболее

соответствует

ему

особый

вид

фортепианного

Non

Legato

переступающие пальцы.

Что касается «legato», «legatissimo» - это те штрихи, которым пианисты

учатся у струнников, и чтобы соответствовать скрипичному «legato», пианист

извлекает

звуки,

как

бы

вытягивая

пальцы,

то

есть

исполнение

«поглаживающим» звуком.

Скрипка–инструмент

с

нефиксированным

строем,

поэтому

помощь

рояля здесь очень велика. Если солист фальшивит, концертмейстер может

попытаться, дублируя верхний голос, помочь подправить чистоту интонации.

Если

фальшь

возникла

случайно,

но

ученик

не

услышал

этого,

можно

выделить в аккомпанементе родственные звуки, чтобы сориентировать его.

Если

же

фальшь

не

очень

резкая,

но

длительная,

то

следует

наоборот

спрятать

все

дублирующие

звуки

в

аккомпанементе

и

этим

несколько

сгладить неблагоприятное впечатление.

Также пианист должен пересмотреть вопросы динамики в сторону еѐ

смягчения.

Пианистическое

звучание

в

совместной

игре

со

скрипачом

никогда не достигает той силы, которая возможна при исполнении сольной

программы.

К работе с учащимися младших классов концертмейстер подключается

ещѐ на стадии разбора. Чаще всего первый раз пьесу ученику играет сам

педагог,

и

для

концертмейстера

это

ответственный

момент.

Он

должен

передать образ, характер пьесы. Здесь не главное пытаться сыграть всю

фактуру, но обязательно сохранить ритмический рисунок и линию баса как

гармоническую основу. Темп желательно чтобы был близок к оригиналу.

Иногда по разным причинам приходится оставаться концертмейстеру с

учащимся один на один. Работа пианиста в этом случае не должна сводиться

к многократному повторению произведения. Концертмейстер берѐт на себя

активную

педагогическую

роль.

Вместе

с

учащимся

проучивает

текст,

трудные места, отрабатывает штрихи и динамику.

При

работе

с

учащимися

младших

классов

можно

использовать

следующий алгоритм:

1) концертмейстер играет пьесу, дублируя мелодию скрипки (когда мы

говорим о начинающих скрипачах, то нужно понимать, что фальшивые звуки

ученик еще не вполне способен услышать, и количество проигрываний с

дублировкой мелодии зависит от степени развитости его слуха и способности

реагировать на услышанные подсказки);

2) концертмейстер играет аккомпанемент, а ученик поет свою мелодию

(можно откорректировать интонацию, улучшить слуховые представления);

3) концертмейстер играет аккомпанемент, а ученик простукивает свою

мелодию (в случае плохого чувства ритма);

4) игра с концертмейстером pizzicato;

5) игра с концертмейстером смычком ритм, без опускания пальцев на

гриф (контроль смен смычка, привыкание к правильному распределению);

6) полноценная игра пьесы.

Как мы видим, чтобы взять на себя роль педагога, концертмейстер

обязан

знать

основополагающие

принципы

игры

на

скрипке,

включая

правильную

постановку

(ученики

младших

классов

часто

нуждаются

в

постоянной корректировке рук).

Конечно,

пианист

не

всегда

может

указать

учащемуся

на

специфические ошибки – это работа педагога. Но он вполне в состоянии

помочь

ученику

настроить

инструмент

в

начале

занятий,

подсказать

направление смычка, исправить интонационные и ритмические ошибки. Если

потребуется,

рассказать

об

эпохе,

дать

обзорное

представление

о

композиторе.

Хотелось бы сказать пару слов о фортепианных

вступлениях. Они

играют немаловажную роль, поскольку позволяют ученику настроиться на

нужный

образ.

Также

вступление

задает

темп

и

в

целом

создает

яркое

впечатление о номере.

Исходя

из

вышесказанного,

можно

заключить,

что

роль

концертмейстера

в

младших

классах

струнно-смычкового

отделения

довольна

специфична.

Нужен

опыт

и

гибкость,

чтобы

овладеть

этим

искусством.

Главное

найти

хороший

контакт

с

учеником,

чтобы

совместное

общение проходило в доброжелательной атмосфере и приносило пользу и

взаимное удовлетворение.

Список литературы:

1.

Островская

Е.А.

Концертмейстерское

искусство:

педагогика,

исполнительство и психология//Фундаментальные исследования.-2009.-№1;

2.

Шендерович

Е.М.

В

концертмейстерском

классе:

размышления

педагога. М., Музыка, 1996;

3. Чулаки М.И. Струнные смычковые инструменты.



В раздел образования