Автор: Светлана Александровна Добрынина
Должность: МДОУ детский сад
Учебное заведение: МДОУ детский сад
Населённый пункт: село Казачинское
Наименование материала: доклад Предметно-пространственная среда при организации сюжетно-ролевой игры для дете младшего дошкольного возраста
Тема: Предметно-пространственная среда при организации сюжетно-ролевой игры для дете младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад « Тополек»
Доклад на тему « Предметно- пространственная
развивающая среда при организации сюжетно-ролевой
игры для детей младшего дошкольного возраста»
из личного опыта педагога
Выполнила: Добрынина СА
2019
1
Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится
одним из важных условий воспитательно-образовательной работы в
дошкольном учреждении, а именно основой для организации увлекательной,
содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.
Построение предметной среды, является основным средством формирования
личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Правильно построить развивающую среду позволит каждому ребенку найти
свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться
взаимодействовать с педагогами и сверстниками. При построении
развивающей среды в младшей группе нужно учесть, что дети этого возраста
плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и
предпочитают в этом смысле стабильность, поэтому не следует часто
переставлять оборудование в группе.
Основываясь на требованиях ФГОС в ДОУ, в нашей младшей группе «
Клубнички» создана развивающая предметно - пространственная среда,
ориентированная на эффективную организацию совместной и
самостоятельной деятельности детей, где чётко прослеживаются все пять
образовательных областей: 1) социально-коммуникативная; 2)
познавательная; 3) речевая; 4) художественно-эстетическая; 5) физическая.
Пространство группы организованно в виде разграниченных центров,
оснащенных развивающими материалами. Подобная организация позволяет
детям выбрать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня.
Дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с
учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в
соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Содержание предметно-пространственной среды соответствует интересам
мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, по мере
возможности обогащается.
Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных
особенностей детей, информационного багажа, т. е. теоретической и
понятийной осведомлённости ребёнка
Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является
семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт.
Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются
именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры.
В нашей группе мы постарались создать среду и условия для развития
именно игровых качеств у детей. Используются разные виды игр:
дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые.
Сюжетно-ролевые игры: «Салон красоты», «Супер- маркет», «Больница»,
«Парикмахерская», «Хозяюшка», «Костюмерная», пользуются
популярностью, как у мальчиков, так и у девочек.
У младших дошкольников идет овладение функциями предметов, поэтому
надо больше иметь в игровом уголке копий реальных предметов, чем
предметов – заместителей.
2
В группе на период игрового бодрствования детей разворачиваются не
игровые уголки, а игровые места по всей площади группы т. к. нет игрового
взаимодействия и ребенок способен короткое время играть тем предметом,
который попадает в его поле зрения.
Большую часть времени дети третьего года жизни бегают и двигаются,
поэтому половина пространства группы должна быть освобождено для
движений, и катания игрушек.
Предметы для игры должны располагаться на уровне роста ребенка, быть
доступными, оборудование должно быть многофункциональным (для игр,
развития сенсорики и мелкой моторики). Организовать игры в детском саду
так, чтобы жизнь детей была содержательной, интересной и увлекательной, -
это большая творческая задача воспитателя. Я как педагог, должна
проанализировать игровую деятельность детей, выявить причины
затруднений и предложить своевременную помощь, спланировать методы и
приемы руководством сюжетно – ролевой игрой, как одним из важнейших
условий ее развития. Создавая необходимые условия для развития игр детей,
мы хорошо понимаем, что игра – одно из главных средств воспитания
детей дошкольного возраста. Обязанность педагога создать наиболее
благоприятные условия для игр детей, создать обстановку, в которой каждый
ребенок может полностью удовлетворить свою потребность в игре.
В нашей игровой комнате мы расставляем мебель так, чтобы свободного,
открытого пространства было как можно больше. Все атрибуты
различных сюжетных игр располагаем в развернутом виде, т. е. в зоне
доступности ребенка. Для того чтобы дети могли сами создавать игровую
обстановку. В группе имеется крупный и мелкий напольный и настольный
строительный материал. Дети вместе со мной в зависимости от сюжета,
пытаются строить из него любую, нужную для реализации замысла
постройку (дом, заборчик для зверят, гараж и т. д.). Также у детей в
свободном доступе находится бросовый материал, для того, чтобы дети сами
могли создавать недостающие атрибуты для своих игр. Мальчики любят
играть с кубиками и машинками, а девочки в свою очередь по-своему
пытаются разыгрывать различные ситуации с пупсами, куклами, очень любят
катать различные игрушки в колясках, представляя себя мамами.
Игрушки в группе и предметы заместители подобраны в соответствии
с возрастом детей и гигиеническими требованиями. Куклы, машины
специализированные, большие и маленькие, кухонная посуда и различная
бытовая техника, спальная, кухня и т. д., игрушки - животные. Все это
находится в свободном для детей доступе.
Система формирования игровых навыков предполагает постоянное
использование таких традиционных приемов, как объяснение и показ
игровых действий, напоминание, включение педагога в игру детей для
демонстрации новой игровой роли, образцов игровых действий и
употребления предметов, для развертывания новых игровых целей,
развития сюжета. Моя задача, как педагога, в первую очередь обучить
3
взаимодействию в игре и организации совместной игры детей, от
простейших парных взаимодействий, через прокатывание мячей, тележек,
машин, до взаимодействия в рамках общего сюжета, (дети кормят кукол в
одной «столовой», помогают друг другу готовить обед для кукол, накрывать
на стол). Это позволяет ориентировать ребенка на сверстника, будущего
партнера в ролевой игре, это способствует вхождению в роль, учит вести
диалог.
Создавая в дошкольном учреждении условия для осуществления детьми
права на игру, необходимо предложить им не только наиболее удобное в
распорядке дня время для игры, но и выделить подходящее место, оборудовав
его универсальной предметно-игровой средой, пригодной для организации
различных видов игр.
Д.Б. Эльконин же утверждает, что принцип универсальности предметно-
игровой среды является очень важным, так как он позволяет самим детям и
детям вместе с воспитателями строить и менять игровую среду,
трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и
перспективами развития. Именно поэтому предметно-игровая среда должна
быть развивающей, т.е. она должна функционально моделировать развитие
игры и ребенка через игру.
Выготский Лев Семенович утверждает, что в сюжетно-ролевой игре дети
принимают на себя роли. А для выразительного их выполнения нужны
элементы костюмов: юбки, жилеты, пелерины, украшения, головные уборы и
др. Они не должны быть закрепления за одной ролью, как это часто бывает в
детском саду. Дети любят комбинировать костюмы. Чем старше дети, тем
более разнообразные костюмы им нужны. Для игр детям разнообразные
ролевые атрибуты, например, руль, бинокль, сумки и другие. Некоторые
атрибуты полезно делать вместе с детьми тогда, когда они потребуются в
игре. Это значит, что детям должны быть доступны материалы и
полуфабрикаты для изготовления самоделок и различных игровых атрибутов.
Заметив интерес детей к какому-либо сюжету, можно включить в занятие по
изобразительной деятельности, ручному труду выполнение работ, результаты
которых затем могут быть использованы детьми в своих играх. Так, поделки
из глины или папье-маше (яблоки, орехи, морковка, тарелка, миска) украсят
любой стол. В своей практике я довольно часто использую пластилиновые
фигурки животных, машин и т.д, совместно с детьми мы их лепим, а потом
разыгрываем целое представление. Такого рода игры могут заинтересовать
детей на долгое время. Неоформленные же, материалы, используемые как
предметы-заместители (палочки разной величины, кусочки ткани, меха,
поролона, кожи, шнуры, веревки, проволока, пластмассовые флаконы,
природный материал и др.). Удобно хранить в коробке, которая может стоять
в любом доступном месте для детей. Ребенок достает из него шнур
превращает его в шланг для мытья машины. Кубик может стать кусочком
мыла, телевизором, книгой. Как предметы-заместители можно использовать
дидактические игрушки, строительный материал, физкультурное
4
оборудование, белую и цветную бумагу. Я подвожу детей к пониманию того,
что некоторые предметы-заместители легко преобразовывать: например,
бумагу можно разорвать на мелкие кусочки, смять, свернуть в трубочку; что-
то на ней нарисовать, а из кубиков соорудить разнообразные постройки.
Каждая такая игрушка ценна тем, что делает ее сам ребенок.
Игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ
усвоения общественного опыта, отражение жизни. Особое место занимают
игры, которые создают сами дети, а именно сюжетно-ролевые
игры. Организация и руководство такими играми – одна из самых сложных
моментов в работе воспитателя, так как нельзя заранее придумать, что
нафантазируют дети, как они будут действовать в сложившихся
обстоятельствах. Но, воспитатель должен не только стать организатором
такой игры, но и ее участником.
Объединению в игре способствуют также специально подобранные крупные
игрушки, например, макет грузовой машины, теплохода, а так же крупный
строительный материал. С.А. Новоселова рекомендует использовать
условный, крупный, средообразующий материал для организации
обобщенной предметно-игровой среды, например, крупные картонные
коробки, обшитые однотонной тканью нескольких цветов.
Мой педагогический опыт показывает, что выбор игры определяется силой
переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре
повседневные впечатления, чувства, которые он питает к близким людям,
необычные события, яркие впечатления, новизну ситуаций.
Задача воспитателя – помочь ребенку выбрать из массы жизненных
переживаний и впечатлений самые яркие, которые смогут
послужить сюжетом для игры. Единственным способом управления игрой
может служить создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние
на воображение, чувства детей. Для того, чтобы игра получилась интересной,
содержательной, недостаточно того, чтобы дети увидели, как, например,
плавают корабли, необходимо создать предметно-игровую среду, что бы у
ребенка возникло желание поиграть в ту или иную игру.
Для развития сюжетно-ролевой игры нужны не только теоретические знания
по данной тематике, но так же важна предметно-пространственная среда, а
именно то, что окружает детей в процессе данной игры, не нужно экономить
силы и время на этом процессе, нужно как можно более реалистичнее
преподнести игру детям, тем самым заинтересовав их.
Таким образом, после всей проделанной вышеперечисленной работы у
дошкольников расширяется кругозор, знания детей становятся более точными
и распространенными, все это позволяет сделать игру интересной и
содержательной.
5