Напоминание

Предметно-пространственная среда при организации сюжетно-ролевой игры для дете младшего дошкольного возраста


Автор: Светлана Александровна Добрынина
Должность: МДОУ детский сад
Учебное заведение: МДОУ детский сад
Населённый пункт: село Казачинское
Наименование материала: доклад Предметно-пространственная среда при организации сюжетно-ролевой игры для дете младшего дошкольного возраста
Тема: Предметно-пространственная среда при организации сюжетно-ролевой игры для дете младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

детский сад « Тополек»

Доклад на тему « Предметно- пространственная

развивающая среда при организации сюжетно-ролевой

игры для детей младшего дошкольного возраста»

из личного опыта педагога

Выполнила: Добрынина СА

2019

1

Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится

одним из важных условий воспитательно-образовательной работы в

дошкольном учреждении, а именно основой для организации увлекательной,

содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.

Построение предметной среды, является основным средством формирования

личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Правильно построить развивающую среду позволит каждому ребенку найти

свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться

взаимодействовать с педагогами и сверстниками. При построении

развивающей среды в младшей группе нужно учесть, что дети этого возраста

плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и

предпочитают в этом смысле стабильность, поэтому не следует часто

переставлять оборудование в группе.

Основываясь на требованиях ФГОС в ДОУ, в нашей младшей группе «

Клубнички» создана развивающая предметно - пространственная среда,

ориентированная на эффективную организацию совместной и

самостоятельной деятельности детей, где чётко прослеживаются все пять

образовательных областей: 1) социально-коммуникативная; 2)

познавательная; 3) речевая; 4) художественно-эстетическая; 5) физическая.

Пространство группы организованно в виде разграниченных центров,

оснащенных развивающими материалами. Подобная организация позволяет

детям выбрать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня.

Дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с

учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в

соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Содержание предметно-пространственной среды соответствует интересам

мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, по мере

возможности обогащается.

Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных

особенностей детей, информационного багажа, т. е. теоретической и

понятийной осведомлённости ребёнка

Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является

семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт.

Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются

именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры.

В нашей группе мы постарались создать среду и условия для развития

именно игровых качеств у детей. Используются разные виды игр:

дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые.

Сюжетно-ролевые игры: «Салон красоты», «Супер- маркет», «Больница»,

«Парикмахерская», «Хозяюшка», «Костюмерная», пользуются

популярностью, как у мальчиков, так и у девочек.

У младших дошкольников идет овладение функциями предметов, поэтому

надо больше иметь в игровом уголке копий реальных предметов, чем

предметов – заместителей.

2

В группе на период игрового бодрствования детей разворачиваются не

игровые уголки, а игровые места по всей площади группы т. к. нет игрового

взаимодействия и ребенок способен короткое время играть тем предметом,

который попадает в его поле зрения.

Большую часть времени дети третьего года жизни бегают и двигаются,

поэтому половина пространства группы должна быть освобождено для

движений, и катания игрушек.

Предметы для игры должны располагаться на уровне роста ребенка, быть

доступными, оборудование должно быть многофункциональным (для игр,

развития сенсорики и мелкой моторики). Организовать игры в детском саду

так, чтобы жизнь детей была содержательной, интересной и увлекательной, -

это большая творческая задача воспитателя. Я как педагог, должна

проанализировать игровую деятельность детей, выявить причины

затруднений и предложить своевременную помощь, спланировать методы и

приемы руководством сюжетно – ролевой игрой, как одним из важнейших

условий ее развития. Создавая необходимые условия для развития игр детей,

мы хорошо понимаем, что игра – одно из главных средств воспитания

детей дошкольного возраста. Обязанность педагога создать наиболее

благоприятные условия для игр детей, создать обстановку, в которой каждый

ребенок может полностью удовлетворить свою потребность в игре.

В нашей игровой комнате мы расставляем мебель так, чтобы свободного,

открытого пространства было как можно больше. Все атрибуты

различных сюжетных игр располагаем в развернутом виде, т. е. в зоне

доступности ребенка. Для того чтобы дети могли сами создавать игровую

обстановку. В группе имеется крупный и мелкий напольный и настольный

строительный материал. Дети вместе со мной в зависимости от сюжета,

пытаются строить из него любую, нужную для реализации замысла

постройку (дом, заборчик для зверят, гараж и т. д.). Также у детей в

свободном доступе находится бросовый материал, для того, чтобы дети сами

могли создавать недостающие атрибуты для своих игр. Мальчики любят

играть с кубиками и машинками, а девочки в свою очередь по-своему

пытаются разыгрывать различные ситуации с пупсами, куклами, очень любят

катать различные игрушки в колясках, представляя себя мамами.

Игрушки в группе и предметы заместители подобраны в соответствии

с возрастом детей и гигиеническими требованиями. Куклы, машины

специализированные, большие и маленькие, кухонная посуда и различная

бытовая техника, спальная, кухня и т. д., игрушки - животные. Все это

находится в свободном для детей доступе.

Система формирования игровых навыков предполагает постоянное

использование таких традиционных приемов, как объяснение и показ

игровых действий, напоминание, включение педагога в игру детей для

демонстрации новой игровой роли, образцов игровых действий и

употребления предметов, для развертывания новых игровых целей,

развития сюжета. Моя задача, как педагога, в первую очередь обучить

3

взаимодействию в игре и организации совместной игры детей, от

простейших парных взаимодействий, через прокатывание мячей, тележек,

машин, до взаимодействия в рамках общего сюжета, (дети кормят кукол в

одной «столовой», помогают друг другу готовить обед для кукол, накрывать

на стол). Это позволяет ориентировать ребенка на сверстника, будущего

партнера в ролевой игре, это способствует вхождению в роль, учит вести

диалог.

Создавая в дошкольном учреждении условия для осуществления детьми

права на игру, необходимо предложить им не только наиболее удобное в

распорядке дня время для игры, но и выделить подходящее место, оборудовав

его универсальной предметно-игровой средой, пригодной для организации

различных видов игр.

Д.Б. Эльконин же утверждает, что принцип универсальности предметно-

игровой среды является очень важным, так как он позволяет самим детям и

детям вместе с воспитателями строить и менять игровую среду,

трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и

перспективами развития. Именно поэтому предметно-игровая среда должна

быть развивающей, т.е. она должна функционально моделировать развитие

игры и ребенка через игру.

Выготский Лев Семенович утверждает, что в сюжетно-ролевой игре дети

принимают на себя роли. А для выразительного их выполнения нужны

элементы костюмов: юбки, жилеты, пелерины, украшения, головные уборы и

др. Они не должны быть закрепления за одной ролью, как это часто бывает в

детском саду. Дети любят комбинировать костюмы. Чем старше дети, тем

более разнообразные костюмы им нужны. Для игр детям разнообразные

ролевые атрибуты, например, руль, бинокль, сумки и другие. Некоторые

атрибуты полезно делать вместе с детьми тогда, когда они потребуются в

игре. Это значит, что детям должны быть доступны материалы и

полуфабрикаты для изготовления самоделок и различных игровых атрибутов.

Заметив интерес детей к какому-либо сюжету, можно включить в занятие по

изобразительной деятельности, ручному труду выполнение работ, результаты

которых затем могут быть использованы детьми в своих играх. Так, поделки

из глины или папье-маше (яблоки, орехи, морковка, тарелка, миска) украсят

любой стол. В своей практике я довольно часто использую пластилиновые

фигурки животных, машин и т.д, совместно с детьми мы их лепим, а потом

разыгрываем целое представление. Такого рода игры могут заинтересовать

детей на долгое время. Неоформленные же, материалы, используемые как

предметы-заместители (палочки разной величины, кусочки ткани, меха,

поролона, кожи, шнуры, веревки, проволока, пластмассовые флаконы,

природный материал и др.). Удобно хранить в коробке, которая может стоять

в любом доступном месте для детей. Ребенок достает из него шнур

превращает его в шланг для мытья машины. Кубик может стать кусочком

мыла, телевизором, книгой. Как предметы-заместители можно использовать

дидактические игрушки, строительный материал, физкультурное

4

оборудование, белую и цветную бумагу. Я подвожу детей к пониманию того,

что некоторые предметы-заместители легко преобразовывать: например,

бумагу можно разорвать на мелкие кусочки, смять, свернуть в трубочку; что-

то на ней нарисовать, а из кубиков соорудить разнообразные постройки.

Каждая такая игрушка ценна тем, что делает ее сам ребенок.

Игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ

усвоения общественного опыта, отражение жизни. Особое место занимают

игры, которые создают сами дети, а именно сюжетно-ролевые

игры. Организация и руководство такими играми – одна из самых сложных

моментов в работе воспитателя, так как нельзя заранее придумать, что

нафантазируют дети, как они будут действовать в сложившихся

обстоятельствах. Но, воспитатель должен не только стать организатором

такой игры, но и ее участником.

Объединению в игре способствуют также специально подобранные крупные

игрушки, например, макет грузовой машины, теплохода, а так же крупный

строительный материал. С.А. Новоселова рекомендует использовать

условный, крупный, средообразующий материал для организации

обобщенной предметно-игровой среды, например, крупные картонные

коробки, обшитые однотонной тканью нескольких цветов.

Мой педагогический опыт показывает, что выбор игры определяется силой

переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре

повседневные впечатления, чувства, которые он питает к близким людям,

необычные события, яркие впечатления, новизну ситуаций.

Задача воспитателя – помочь ребенку выбрать из массы жизненных

переживаний и впечатлений самые яркие, которые смогут

послужить сюжетом для игры. Единственным способом управления игрой

может служить создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние

на воображение, чувства детей. Для того, чтобы игра получилась интересной,

содержательной, недостаточно того, чтобы дети увидели, как, например,

плавают корабли, необходимо создать предметно-игровую среду, что бы у

ребенка возникло желание поиграть в ту или иную игру.

Для развития сюжетно-ролевой игры нужны не только теоретические знания

по данной тематике, но так же важна предметно-пространственная среда, а

именно то, что окружает детей в процессе данной игры, не нужно экономить

силы и время на этом процессе, нужно как можно более реалистичнее

преподнести игру детям, тем самым заинтересовав их.

Таким образом, после всей проделанной вышеперечисленной работы у

дошкольников расширяется кругозор, знания детей становятся более точными

и распространенными, все это позволяет сделать игру интересной и

содержательной.

5



В раздел образования