Напоминание

Урок математики в 1классе "Единица длины - сантиметр"


Автор: Бажутова Светлана Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ "Центр образования"
Населённый пункт: Самарская область,город Чапаевск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок математики в 1классе "Единица длины - сантиметр"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок математики в 1 классе

Тема: Единица длины сантиметр.

Цель

урока:

формирование

представлений

о

единице

длины

(сантиметре)

как

единой принятой мерке, путем сравнения различных мерок.

Задачи:

- познакомить с единицей длины (универсальной меркой) сантиметром;

- научить пользоваться линейкой;

-показать

необходимость

изучения

данной

темы

для

дальнейшего

применения единиц длины в жизненных ситуациях;

Планируемые результаты:

предметные: обучающиеся

научатся

измерять

отрезки

и

выражать

их

длины

в

сантиметрах, чертить отрезки заданной длины; использовать линейку для измерения

длин отрезков;

метапредметные:

познавательные: научатся

использовать

знаково-символические

средства

для

выражения единиц длины;

регулятивные: научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и

других источников информации; анализировать, сравнивать, делать выводы;

коммуникативные: получат возможность научиться сотрудничать, договариваться

работая в паре, малой группе; выслушивать мнение товарищей, учитывать их при

организации собственной деятельности и совместной работы;

личностные:

личностная

и

социальная

активность

в

достижении

поставленной

цели.

Оборудование для учащихся: «веер»; полоски бумаги одинаковые по цвету, форме,

размеру; линейка; учебник; тетрадь на печатной основе №1; «светофор»,

Оборудование для учителя: образец полосок большего размера, большая линейка с

делениями, задача в картинках, презентация (слайды) - использование единиц длины

в жизненных ситуациях (рост людей, одежда, строительство, рамка для фото и т.д.),

большой

«светофор»; электронное приложение (СD) к учебнику «Математика.1

класс» авт. М.Моро и др.

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные,

наглядные, практические.

Ожидаемый результат:

знать, что такое сантиметр; уметь измерять и чертить отрезки заданной длины,

пользуясь линейкой;

расширение знаний о величинах;

повышение активности учащихся на уроках;

улучшение результатов обучения;

использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической

деятельности и повседневной жизни.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Эмоциональный настрой на работу.

- У вас на партах лежат лучики солнца. Давайте создадим себе радостное хорошее

настроение.

Соединим лучики к солнцу. И от наших лучиков солнышко засветит еще ярче и

веселее.

Передайте своё настроение соседу по парте, улыбнитесь.

- Ребята, сегодня мы проведём необычный урок. Необычен он тем, что мы идём

искать клад.

- А как называют людей, которые ищут клад? (кладоискатели).

- Кто такие кладоискатели и какой клад мы сегодня будем искать? (ответы детей)

- Маша и Миша будут нас сопровождать и нам помогать.

- Вы готовы? (ответы детей)

- Тогда давайте готовиться к путешествию. Путь нам укажет вот эта карта.

- А что ещё нужно, чтоб не сбиться с пути, чётко по карте идти? (внимание)

-Хорошо, возьмём с собой внимание. Вот сейчас мы проверим, на сколько вы

внимательны.

ll. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1. Устный счет

- Мы строго следуем по карте и впереди лес заданий.

А) Назови числа в порядке убывания.

9, 3, 10, 4, 6, 2, 7, 1, 8, 0, 5

Б) Увеличьте на 4:

6, 0, 4, 2. 1, 5, 3, 10

2. Фиксация затруднений в деятельности

1) Практическая работа ( проблемная ситуация)

-

Ребята,

вас

впереди

ждёт

интересное

математическое

открытие,

хотите

побыть сегодня учеными-математиками? Тогда за дело. У вас на парте у

каждого лежит полоска, рассмотрите её, сравните с полоской соседа по парте.

Что можно о них сказать? (Полоски одинаковые по форме, цвету, размеру)

Работа в парах и малых группах.

- Давайте докажем это. По цвету – поднимите полоски вверх и покажите друг

другу и своим соседям. Убедились? Теперь по форме и размеру. Как это

сделать? (Работа в парах)

- Теперь положите полоски обратной белой стороной к себе, посчитайте

мерки, на которые она разделена. Что получилось? (Число мерок на полосках

у всех разное).

-

Как

так

получилось,

ведь

полоски

абсолютно

одинаковые? (Выбраны

различные мерки – единицы измерения у всех разные).

- А мы с вами идём дальше. Посмотрите, перед вами две дороги.

- По какой дороге нам нужно пойти, чтобы быстрее до поляны дойти? (ответы детей)

- Как мы называем такие линии? (отрезки).

- Длина какого отрезка длиннее? (ответы детей)

- Какова длина каждого отрезка?( не знаем)

- Можем ли мы выполнить это задание? (нет)

- Почему? (Не можем наложить отрезки друг на друга)

- Что нужно сделать? (измерить длину дорог)

lll. Определение темы урока, постановка цели урока.

-Кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

-А где можно посмотреть точную формулировку темы?

- Откройте учебник.

- Прочитайте тему урока.

- Какую цель мы ставим перед собой? (научиться измерять длину отрезка и других

предметов)

- Ребята, мы так долго шли и немного устали давайте отдохнём, мышцы разомнём.

Физминутка

- Ребята, дальше продолжить путь мы не можем. Нам нужно научиться измерять

длину отрезка и других предметов)

И перед нами большая поляна исторических фактов..

lV. Изучение новой темы.

1. Введение понятия сантиметр.

- Ребята, как вы думаете в старину умели измерять длину?

- В древности люди использовали для измерения длин те измерительные приборы,

которые всегда были при себе. Одной из самых распространенных единиц длины

ЛОКОТЬ (расстояние от локтя до конца среднего пальца)

- Наряду с локтем была распространена другая мера длины ПЯДЬ. Пядь –расстояние

от конца большого пальца до конца мизинца.

- ДЮЙМ – мера, равная длине верхней фаланги большого пальца.

1 дюйм – 2,54 см.

ВЕРШОК – длина верхней части пальца. 1 вершок - 4,45 см.

- Также были такие меры длины как ВЕРСТА, АРШИН.

- Ещё существует такая мера длины, как ЛАДОНЬ.

- А шагами мы пользуемся и по сей день.

- Мне нужны два помощника. Я предлагаю вам измерить класс (сначала один ученик

измеряет класс шагами, а потом другой).

- Что вы заметили? (результаты разные)

- У нас получилась разная длина.

- Удобно пользоваться старинными мерами длины? (Нет, получают разные

результаты)

- Ещё как мы можем измерить длину этих отрезков? (выбрать мерку)

(На

данном

этапе

урока используется

электронное

приложение

(диск)

к

учебнику «Математика.1 класс» авт. М.Моро и др., ):

- Посмотрите, у лисички и ежика та же проблема? (анализ ситуации на слайде)

- Давайте поможем нашим друзьям в этом разобраться. Что же нужно сделать,

чтобы и количество мерок тоже было одинаковое? (Взять одинаковые мерки).

- На столе у каждого есть мерка.

- Как с её помощью сравнить отрезки?

(Дети проговаривают алгоритм)

- Измерим наши отрезки. Запишем результат на листок.

- Поменяйтесь с соседом по парте мерками. Измерим отрезки еще раз. Запишем

результат.

- Что вы заметили? (опять получилась разная длина)

- Почему так получилось? (разная мерка)

- Да, мы с вами убедились, что должна существовать мера, которая будет являться

общей для всех.

- Чтобы точно измерять длину, нужно выбирать единую мерку для измерения этой

длины. Для этого и существуют во всем мире единые меры длины. И одна из них –

это сантиметр. (На доске карточка «САНТИМЕТР (СМ)»).

-Каким инструментом вы можете измерить длину? (линейкой)

- С помощью линейки можно чертить отрезки и измерять их длину.

- На что похожа линейка? (ответы детей)

- Чем похожа линейка на числовой отрезок?

- Что на ней изображено? (цифры и черточки)

- Расстояние между соседними большими делениями на линейке одинаковое.

Расстояние от одной отметки до следующей называется сантиметр. Посмотрите, как

выглядит отрезок длиной 1 сантиметр.

- Ребята, теперь мы сможем узнать длину каждой дороги и выбрать самый короткий

путь.

- Как правильно измерить длину предметов с использованием линейки?

- Проверим своё предположение по учебнику.

2. Работа по учебнику.

- Открываем страницу

Далее учитель читает текст задания.

– Какой единицей длины можно измерять самые разные предметы? (ответы детей)

– Как правильно измерить длину предметов с использованием линейки? (ответы

детей)

3. Составление алгоритма.

Прикладываем линейку так:

1. Прикладываю линейку к отрезку.

2. Совмещаю ноль на линейке с началом отрезка.

3. Определяю число, соответствующее концу отрезка. Это длина отрезка.

4. Записываю результат измерения

4. Работа с линейкой.

- Найдите на ваших линейках 2см, 5 см, 9см, 6 см…

- Молодцы!

- А мы с вами идём дальше.

- Ой, смотрите, кто это в траве? (это ящерицы).

V. Закрепление пройденного материала.

1. Практическая работа.

- Измерьте длину каждой ящерицы с помощью линейки.

- Какая ящерица самая длинная? (ответы детей)

- Какая ящерица самая короткая? (ответы детей). Начертите отрезок такой длины в

тетради.

Прежде чем начертить отрезок такой длины в тетради, вспомним алгоритм:

- с помощью линейки отмечаем концы этого отрезка, ставим точки.

- проверяем наличие двух точек

- соединяем эти точки прямой линией по линейке.

- Чертим отрезок простым карандашом, обозначаем длину ручкой.

- Будьте внимательны!

-Проверьте соседа. Встаньте те, кто может похвалить соседа.

- Чему учились в этом задании? (ответы детей)

Vl. Самостоятельная работа с самопроверкой.

а) Работа в тетрадях на печатной основе .

Самостоятельная работа.

-

Что

нужно

сделать

в

первом

задании?

(Закрасить

кружки

с

номерами

отрезков). Проверка.

-

Следующее

задание:

выполните

измерения

и

запишите

длину

отрезков.

Проверьте друг друга, помогите друг другу.

Вывод: - С помощью какой единицы длины мы можем измерить длину отрезков? С

помощью какого инструмента? Как правильно это сделать?

Физминутка.

б) Индивидуальная работа.

- Измерим с помощью линейки длину предметов и запишем эти длины в

сантиметрах. (запись на индивидуальных листочках)

- Проверка работы.

- Оценивание своих работ на шкале успеха.

- Прочитаем пословицу.

в)

Информация

о

практическом

применении

единиц

длины

в

различных

жизненных ситуациях.

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, для чего человеку нужно знать единицы

длины? Могут ли нам эти знания пригодиться в жизни или нам это нужно

только

на

уроках

математики? (Ответы

учащихся

(принимаются

все

высказывания)).

(Учитель приводит примеры из жизни, показывая картинки (слайды): рост

людей (младенца и взрослого человека); размер одежды, обуви; рамки для

фото; размер обложки для учебников и тетрадей и т.д.)

Vll. Итог урока.

- Какую цель мы сегодня ставили на уроке?

- Можете ли вы теперь измерять длину отрезков?

- С какой мерой длины мы сегодня познакомились?

- Где мы можем применить свои знания?

Vlll. Рефлексия деятельности.

- Большое спасибо всем за отличную работу. Если вам понравился урок и вы

чувствовали себя комфортно, нарисуйте солнышко. Если вы что-то не поняли и вам

было скучно на уроке, нарисуйте тучку.



В раздел образования