Автор: Бажутова Светлана Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ "Центр образования"
Населённый пункт: Самарская область,город Чапаевск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок математики в 1классе "Единица длины - сантиметр"
Раздел: начальное образование
Урок математики в 1 классе
Тема: Единица длины сантиметр.
Цель
урока:
формирование
представлений
о
единице
длины
(сантиметре)
как
единой принятой мерке, путем сравнения различных мерок.
Задачи:
- познакомить с единицей длины (универсальной меркой) сантиметром;
- научить пользоваться линейкой;
-показать
необходимость
изучения
данной
темы
для
дальнейшего
применения единиц длины в жизненных ситуациях;
Планируемые результаты:
предметные: обучающиеся
научатся
измерять
отрезки
и
выражать
их
длины
в
сантиметрах, чертить отрезки заданной длины; использовать линейку для измерения
длин отрезков;
метапредметные:
познавательные: научатся
использовать
знаково-символические
средства
для
выражения единиц длины;
регулятивные: научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и
других источников информации; анализировать, сравнивать, делать выводы;
коммуникативные: получат возможность научиться сотрудничать, договариваться
работая в паре, малой группе; выслушивать мнение товарищей, учитывать их при
организации собственной деятельности и совместной работы;
личностные:
личностная
и
социальная
активность
в
достижении
поставленной
цели.
Оборудование для учащихся: «веер»; полоски бумаги одинаковые по цвету, форме,
размеру; линейка; учебник; тетрадь на печатной основе №1; «светофор»,
Оборудование для учителя: образец полосок большего размера, большая линейка с
делениями, задача в картинках, презентация (слайды) - использование единиц длины
в жизненных ситуациях (рост людей, одежда, строительство, рамка для фото и т.д.),
большой
«светофор»; электронное приложение (СD) к учебнику «Математика.1
класс» авт. М.Моро и др.
Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.
Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные,
наглядные, практические.
Ожидаемый результат:
знать, что такое сантиметр; уметь измерять и чертить отрезки заданной длины,
пользуясь линейкой;
расширение знаний о величинах;
повышение активности учащихся на уроках;
улучшение результатов обучения;
использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической
деятельности и повседневной жизни.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Эмоциональный настрой на работу.
- У вас на партах лежат лучики солнца. Давайте создадим себе радостное хорошее
настроение.
Соединим лучики к солнцу. И от наших лучиков солнышко засветит еще ярче и
веселее.
Передайте своё настроение соседу по парте, улыбнитесь.
- Ребята, сегодня мы проведём необычный урок. Необычен он тем, что мы идём
искать клад.
- А как называют людей, которые ищут клад? (кладоискатели).
- Кто такие кладоискатели и какой клад мы сегодня будем искать? (ответы детей)
- Маша и Миша будут нас сопровождать и нам помогать.
- Вы готовы? (ответы детей)
- Тогда давайте готовиться к путешествию. Путь нам укажет вот эта карта.
- А что ещё нужно, чтоб не сбиться с пути, чётко по карте идти? (внимание)
-Хорошо, возьмём с собой внимание. Вот сейчас мы проверим, на сколько вы
внимательны.
ll. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
1. Устный счет
- Мы строго следуем по карте и впереди лес заданий.
А) Назови числа в порядке убывания.
9, 3, 10, 4, 6, 2, 7, 1, 8, 0, 5
Б) Увеличьте на 4:
6, 0, 4, 2. 1, 5, 3, 10
2. Фиксация затруднений в деятельности
1) Практическая работа ( проблемная ситуация)
-
Ребята,
вас
впереди
ждёт
интересное
математическое
открытие,
хотите
побыть сегодня учеными-математиками? Тогда за дело. У вас на парте у
каждого лежит полоска, рассмотрите её, сравните с полоской соседа по парте.
Что можно о них сказать? (Полоски одинаковые по форме, цвету, размеру)
Работа в парах и малых группах.
- Давайте докажем это. По цвету – поднимите полоски вверх и покажите друг
другу и своим соседям. Убедились? Теперь по форме и размеру. Как это
сделать? (Работа в парах)
- Теперь положите полоски обратной белой стороной к себе, посчитайте
мерки, на которые она разделена. Что получилось? (Число мерок на полосках
у всех разное).
-
Как
так
получилось,
ведь
полоски
абсолютно
одинаковые? (Выбраны
различные мерки – единицы измерения у всех разные).
- А мы с вами идём дальше. Посмотрите, перед вами две дороги.
- По какой дороге нам нужно пойти, чтобы быстрее до поляны дойти? (ответы детей)
- Как мы называем такие линии? (отрезки).
- Длина какого отрезка длиннее? (ответы детей)
- Какова длина каждого отрезка?( не знаем)
- Можем ли мы выполнить это задание? (нет)
- Почему? (Не можем наложить отрезки друг на друга)
- Что нужно сделать? (измерить длину дорог)
lll. Определение темы урока, постановка цели урока.
-Кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
-А где можно посмотреть точную формулировку темы?
- Откройте учебник.
- Прочитайте тему урока.
- Какую цель мы ставим перед собой? (научиться измерять длину отрезка и других
предметов)
- Ребята, мы так долго шли и немного устали давайте отдохнём, мышцы разомнём.
Физминутка
- Ребята, дальше продолжить путь мы не можем. Нам нужно научиться измерять
длину отрезка и других предметов)
И перед нами большая поляна исторических фактов..
lV. Изучение новой темы.
1. Введение понятия сантиметр.
- Ребята, как вы думаете в старину умели измерять длину?
- В древности люди использовали для измерения длин те измерительные приборы,
которые всегда были при себе. Одной из самых распространенных единиц длины
ЛОКОТЬ (расстояние от локтя до конца среднего пальца)
- Наряду с локтем была распространена другая мера длины ПЯДЬ. Пядь –расстояние
от конца большого пальца до конца мизинца.
- ДЮЙМ – мера, равная длине верхней фаланги большого пальца.
1 дюйм – 2,54 см.
ВЕРШОК – длина верхней части пальца. 1 вершок - 4,45 см.
- Также были такие меры длины как ВЕРСТА, АРШИН.
- Ещё существует такая мера длины, как ЛАДОНЬ.
- А шагами мы пользуемся и по сей день.
- Мне нужны два помощника. Я предлагаю вам измерить класс (сначала один ученик
измеряет класс шагами, а потом другой).
- Что вы заметили? (результаты разные)
- У нас получилась разная длина.
- Удобно пользоваться старинными мерами длины? (Нет, получают разные
результаты)
- Ещё как мы можем измерить длину этих отрезков? (выбрать мерку)
(На
данном
этапе
урока используется
электронное
приложение
(диск)
к
учебнику «Математика.1 класс» авт. М.Моро и др., ):
- Посмотрите, у лисички и ежика та же проблема? (анализ ситуации на слайде)
- Давайте поможем нашим друзьям в этом разобраться. Что же нужно сделать,
чтобы и количество мерок тоже было одинаковое? (Взять одинаковые мерки).
- На столе у каждого есть мерка.
- Как с её помощью сравнить отрезки?
(Дети проговаривают алгоритм)
- Измерим наши отрезки. Запишем результат на листок.
- Поменяйтесь с соседом по парте мерками. Измерим отрезки еще раз. Запишем
результат.
- Что вы заметили? (опять получилась разная длина)
- Почему так получилось? (разная мерка)
- Да, мы с вами убедились, что должна существовать мера, которая будет являться
общей для всех.
- Чтобы точно измерять длину, нужно выбирать единую мерку для измерения этой
длины. Для этого и существуют во всем мире единые меры длины. И одна из них –
это сантиметр. (На доске карточка «САНТИМЕТР (СМ)»).
-Каким инструментом вы можете измерить длину? (линейкой)
- С помощью линейки можно чертить отрезки и измерять их длину.
- На что похожа линейка? (ответы детей)
- Чем похожа линейка на числовой отрезок?
- Что на ней изображено? (цифры и черточки)
- Расстояние между соседними большими делениями на линейке одинаковое.
Расстояние от одной отметки до следующей называется сантиметр. Посмотрите, как
выглядит отрезок длиной 1 сантиметр.
- Ребята, теперь мы сможем узнать длину каждой дороги и выбрать самый короткий
путь.
- Как правильно измерить длину предметов с использованием линейки?
- Проверим своё предположение по учебнику.
2. Работа по учебнику.
- Открываем страницу
Далее учитель читает текст задания.
– Какой единицей длины можно измерять самые разные предметы? (ответы детей)
– Как правильно измерить длину предметов с использованием линейки? (ответы
детей)
3. Составление алгоритма.
Прикладываем линейку так:
1. Прикладываю линейку к отрезку.
2. Совмещаю ноль на линейке с началом отрезка.
3. Определяю число, соответствующее концу отрезка. Это длина отрезка.
4. Записываю результат измерения
4. Работа с линейкой.
- Найдите на ваших линейках 2см, 5 см, 9см, 6 см…
- Молодцы!
- А мы с вами идём дальше.
- Ой, смотрите, кто это в траве? (это ящерицы).
V. Закрепление пройденного материала.
1. Практическая работа.
- Измерьте длину каждой ящерицы с помощью линейки.
- Какая ящерица самая длинная? (ответы детей)
- Какая ящерица самая короткая? (ответы детей). Начертите отрезок такой длины в
тетради.
Прежде чем начертить отрезок такой длины в тетради, вспомним алгоритм:
- с помощью линейки отмечаем концы этого отрезка, ставим точки.
- проверяем наличие двух точек
- соединяем эти точки прямой линией по линейке.
- Чертим отрезок простым карандашом, обозначаем длину ручкой.
- Будьте внимательны!
-Проверьте соседа. Встаньте те, кто может похвалить соседа.
- Чему учились в этом задании? (ответы детей)
Vl. Самостоятельная работа с самопроверкой.
а) Работа в тетрадях на печатной основе .
Самостоятельная работа.
-
Что
нужно
сделать
в
первом
задании?
(Закрасить
кружки
с
номерами
отрезков). Проверка.
-
Следующее
задание:
выполните
измерения
и
запишите
длину
отрезков.
Проверьте друг друга, помогите друг другу.
Вывод: - С помощью какой единицы длины мы можем измерить длину отрезков? С
помощью какого инструмента? Как правильно это сделать?
Физминутка.
б) Индивидуальная работа.
- Измерим с помощью линейки длину предметов и запишем эти длины в
сантиметрах. (запись на индивидуальных листочках)
- Проверка работы.
- Оценивание своих работ на шкале успеха.
- Прочитаем пословицу.
в)
Информация
о
практическом
применении
единиц
длины
в
различных
жизненных ситуациях.
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, для чего человеку нужно знать единицы
длины? Могут ли нам эти знания пригодиться в жизни или нам это нужно
только
на
уроках
математики? (Ответы
учащихся
(принимаются
все
высказывания)).
(Учитель приводит примеры из жизни, показывая картинки (слайды): рост
людей (младенца и взрослого человека); размер одежды, обуви; рамки для
фото; размер обложки для учебников и тетрадей и т.д.)
Vll. Итог урока.
- Какую цель мы сегодня ставили на уроке?
- Можете ли вы теперь измерять длину отрезков?
- С какой мерой длины мы сегодня познакомились?
- Где мы можем применить свои знания?
Vlll. Рефлексия деятельности.
- Большое спасибо всем за отличную работу. Если вам понравился урок и вы
чувствовали себя комфортно, нарисуйте солнышко. Если вы что-то не поняли и вам
было скучно на уроке, нарисуйте тучку.