Напоминание

«Влияние экспериментальной деятельности на познавательную активность учащихся в начальной школе»


Автор: Пронова Татьяна Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Степная ООШ
Населённый пункт: п.Участок 4, Таловского района, Воронежской области
Наименование материала: статья
Тема: «Влияние экспериментальной деятельности на познавательную активность учащихся в начальной школе»
Раздел: начальное образование





Назад




1

Выступление на семинаре:

«Влияние экспериментальной деятельности на

познавательную активность учащихся в начальной школе»

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли

на

новый

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

н а ч а л ь н о г о

о б щ е г о

о б р а з о в а н и я

( Ф Г О С

Н О О ) .

Главная цель введения

стандарта

второго поколения заключается в

создании

условий,

позволяющих

решить главную

задачу

Российского

образования

-

повышение качества

образования,

достижение

новых

образовательных

результатов,

соответствующих

современным

запросам

личности, общества и государства.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятель

ностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

Поэтому

в

настоящее

время

в

системе

начального

образования

формируется

ещё

один

эффективный

метод

познания

закономерностей

и

явлений окружающего мира – метод экспериментирования, который давно

занял прочное место в высшей и средней школе.

Детская потребность в экспериментировании обусловлена биологически,

ребёнок

рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к

исследованию порождает соответствующее поведение и создаёт условия для

того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как

процесс саморазвития.

В связи с этим особый интерес представляет метод экспериментирования и

его активное внедрение в практику начальной школы. Педагогам начальной

школы

следует

создать

условия

для

исследовательской

деятельности

младших школьников, где ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, а

так же условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие

вопросы , что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую

(познавательную) активность. Дети с удовольствием рассказывают о своих

открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные), опыты дома,

учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Детское экспериментирование – одна из форм организации детской

деятельности

с

одной

стороны

и

один

из видов

познавательной

деятельности с другой.

Дети очень любят экспериментировать. Объясняется это тем, что им

присуще наглядно-действенное

и

наглядно-образное

мышление.

И

экспериментирование,

как

никакой

другой

метод,

соответствует

этим

возрастным

особенностям. Знания,

полученные

не

из

книг,

а

добытые

самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Замечено , что чем больше учитель учит своих учеников и чем меньше

предоставляет

им

возможностей самостоятельно

приобретать

знания,

мыслить и действовать, тем менее энергичным и плодотворным становится

процесс обучения. И наоборот, процесс обучения, в котором в тесной связи с

2

объяснениями учителя осуществляется

познавательная деятельность

учащихся,

оказывается

эффективным

в

отношении

усвоения

знаний

и

умственного развития учащихся.

Экспериментальная работа с детьми в начальной школе является трудным,

кропотливым, затратным по времени занятием для педагога, но в тоже время

интересным и увлекательным делом. Успех ученика – это огромная радость

для учителя.

Самое главное к проведению эксперимента – подходить творчески. Для

этого

надо

учить

младших

школьников

действовать

самостоятельно,

не

сдерживать инициативы детей, не делать за них то, что могут сделать сами,

помогать

детям

учиться

выявлять

проблемы,

прослеживать

связи

между

предметами, событиями, явлениями, учить анализу, обобщению информации.

Для того, чтобы метод экспериментирования давал положительные

результаты

в

познавательной

деятельности,

необходимо

проведение

целенаправленной

систематической

работы

с

использованием

экспериментирования.

Для начала детей надо заинтересовать. Любопытство – это начальная

стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними,

часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека.

На стадии любопытства ребёнок довольствуется лишь ориентировкой,

связанной с

занимательностью

того

или

иного

предмета,

той

или

иной

ситуации.

Эта

стадия

ещё

не

обнаруживает

подлинного

стремления к

познанию. И ,тем не менее, занимательность как фактор выявления интереса

может служить его начальным толчком. Любознательность – ценное качество

личности. В

возникновении

загадок

и

их

расшифровке

и

заключается

сущность любознательности.

Самые интересные эксперименты на уроках в начальной школе - это,

конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Здесь

важно учиться анализировать, выделять главное и второстепенное, делать

выводы и умозаключения. Обычно это происходит на уроках окружающего

мира,

изо

и

технологии

,

но

и

на

других

уроках

можно

много

экспериментировать.

Виды простых экспериментов в начальной школе

Эксперимент «Как вода исчезает?»

Эксперименты с воздухом.

«Куда делись чернила? Превращение». В стакан с водой капнули чернил, туда

же положили таблетку активированного угля, вода посветлела на глазах.

(Уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя)

«Делаем облако». Наливаем в банку горячей воды, 3см на противень кладем

кубики льда и ставим на банку, воздух внутри банки поднимается вверх,

охлаждается. Водяной пар концентрируется, образуя облако.

3

Много интересных опытов можно провести в начальной школе с магнитом и

металлами, с отражением, с домашними животными. Это лишь несколько

примеров экспериментов, доступных детям. В настоящее время издается

много книг с описанием подобных методик. Их вполне можно использовать

для развития у младшего школьника интереса к экспериментированию и

навыков проведения экспериментов.

Интересными в начальной школе могут быть исследовательские проекты.

Во многих школах уже в начальных классах создаются НОУ, на которых

учащиеся под руководством учителя проводят исследования, делают выводы

и презентуют свои проекты.

Во всероссийских проверочных работах по окружающему миру в 4 классе

тоже включены задания на проведение опытов, экспериментов.

Проблемой,

возникающей

перед

учителем,

является

организация

взаимодействия между участниками учебного процесса. Любая поисково-

исследовательская

деятельность

по

своей

природе

предполагает

столкновение

различных

точек

зрения,

мнений, то

есть

является

диалогичной. Это в полной мере относится и к методу решения задач,

который не может осуществляться иначе, как в форме учебного диалога.

Однако основное внимание педагогов на уроке концентрируется на проблеме

коллективных, групповых форм учебной деятельности. При всей важности

этих форм их вряд ли можно рассматривать как учебный диалог, который

представляет собой форму совместной деятельности учащихся и учителя.

Поэтому, учебный

диалог

нередко

подменяется

либо

так

называемой

эвристической

беседой,

представляющей один из классических вариантов

иллюстративно-объяснительного метода, либо прямым объяснением нового

материала

учителем.

Понятно,

что

и

в

том

и

в

другом

случаях учебная

деятельность

учащихся

либо

существенно

деформируется,

либо

вообще

оказывается невозможной

.

Дети не могут работать не разговаривая. Кроме того, потребность

поделиться

своими

открытиями,

является

естественной

потребностью

любого творческого человека. Лишение детей возможности обращаться друг

с

другом

не

только

затрудняет

условие

материала,

но

и

наносит

ущерб

личности

в

целом.

Поэтому

при

организации

экспериментов

нужно

специально

создавать

условия,

способствующие

общению

детей

друг

с

другом, их раскрепощению.

Но

в сёлах в процессе оптимизации появилось много малокомплектных

школ, особенно в начальных классах. Поэтому вести диалоги и исследования

сразу в двух классах не всегда возможно!

Учитель так же

испытывает большие трудности в формировании

у

учащихся практических умений и навыков. Основная проблема в данном

случае

состоит

не

столько

в

том,

что

на

формирование

этих

навыков

отводится мало

времени,

с ко л ь ко

в мотивационном

разрыве

между

собственно

поисковой,

исследовательской

деятельностью

учащихся

и

практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки. С

4

увлечением

исследуя

предложенный

учителем

объект,

ученики

нередко

утрачивают всякий интерес к нему тогда, когда найденные способы действия

необходимо применять к решению частных типовых задач. Это связано с тем,

что

учитель

продолжает

формировать

навыки методами

классической

тренировки,

которые

никак

не

связаны

с

поисково-исследовательской

деятельностью

на

первых

этапах

решения

учебной

задачи.

Поскольку

результаты именно этой работы чаще всего являются объектом контроля и

оценки

со

стороны

учителя,

то

тем

самым

не

только

затрудняется

формирование

практических

навыков,

но

и

в

значительной

степени

дискредитируется,

обессмысливается

собственно

учебная,

поисково-

исследовательская задача.

Степень познавательной

активности школьников является реакцией,

методы

и

приёмы

работы

учителя

являются

показателем

его

педагогического

мастерства. Активными

методами

обучения

следует

называть

те,

которые максимально повышают уровень познавательной

активности

школьников, побуждают их к старательному учению. Одним

из таких методов является экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что

он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого

объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идёт обогащение памяти

ребенка,

активизируются

его мыслительные процессы, так как постоянно возникает

необходимость

совершать

операции

анализа

и

синтеза,

сравнения

и

классификации, обобщения.

Необходимость

давать

отчёт

об

увиденном,

формулировать

обнаруженные

закономерности

и

выводы,

стимулирует

развитие

речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но

и развивает познавательную активность детей.

Трудности в организации экспериментирования в начальной школе:

– Такой деятельностью не могут быть охвачены все учащиеся класса.

– Трудно бывает определиться с темой исследования по предмету.

– Учащиеся испытывают сложность при оформлении самой работы согласно

всем предъявляемым к ней требованиям.

– Некоторые ученики боятся публичного выступления.

– Требуются дополнительные временные затраты

Пронова Татьяна Евгеньевна, учитель начальных классов.



В раздел образования