Напоминание

Из опыта работы по социокультурному развитию участников образовательных отношений в контексте программы «Социокультурные Истоки»


Автор: Марийчина Ангелина Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №6
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: статья
Тема: Из опыта работы по социокультурному развитию участников образовательных отношений в контексте программы «Социокультурные Истоки»
Раздел: дошкольное образование





Назад




НОД (ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ) №8 (апрель)

НОД проводится на основе книги 3 для развития детей 3-4 лет «Добрая

книга» (часть первая)

Тема осваиваемой социокультурной категории (в соответствии с

содержанием курса пропедевтики «Истоки»): КНИГА

Тема НОД (с указанием ведущей образовательной области): «Любимая

книга», социально-коммуникативное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное

развитие + познавательное развитие + речевое развитие + художественно-

эстетическое развитие

Цели:

- первоначальное прочувствованное восприятие социокультурной категории

КНИГА.

Задачи.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- учить детей выражать собственную оценку от прочитанного взрослым и

услышанного;

- формировать умение детей работать с литературно-художественной

информацией в книге для развития.

РАЗВИВАЮЩИЕ:\

- формировать позитивные чувства детей средствами Доброй Книги;

- актуализировать потребность детей в самовыражении.

-развивать сотрудничество детей и педагога в ресурсном круге;

- развивать умение слушать друг друга, не перебивая, считаться с мнением

других;

-создание условий для развития у детей мотивации постигать жизнь и

окружающий мир через добрую книгу;

- развивать самооценку у детей.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к книге;

- воспитывать социальную чувствительность к героям литературных

произведений, сверстникам и близким людям средствами первой книги.

Виды деятельности: коммуникативная, речевая, восприятие

художественной литературы, игровая, познавательная, музыкальная,

художественная.

Формы

организации:

подгрупповая,

10-12

человек

(совместная

деятельность

взрослого

и

детей)

и

индивидуальная

(самостоятельная

деятельность детей).

Формы реализации детских видов деятельности:

Беседа.

Самостоятельная художественная речевая деятельность (чтение

фольклорных текстов наизусть). Ситуативный разговор. Создание игровой

ситуации. Игра.

Музыкально-ритмические движения. Разговор в ресурсном

круге. Рассматривание иллюстраций. Художественно-творческая

деятельность родителей и детей по оформлению страницы Альбома

«Добрая книга».

Материал к НОД:

Книга № 3 для развития детей 3 – 4 лет «Добрая книга» под

общей редакцией И.А.Кузьмина.

Подборка

книг

с

русской

народной

сказкой

«Репка»

для

выставки.

Большой лист бумаги (формат А3).

Трафареты

персонажей

русской

народной

сказки

«Репка»,

клеевой карандаш.

Шапочка образа «Репки» для драматизации.

Красочная книга со сказкой «Репка».

Предварительная работа:

Создание

выставки

книг

с

русской

народной

сказкой

«Репка»,

иллюстрированной разными художниками.

Чтение детям книги для развития «Добрая книга».

Разучивание русского народного хоровода «Репка-репонька».

Изготовление

трафаретов

персонажей

к

русской

народной

сказке

«Репка».

Изготовление шапочки образа «Репка» с участием родителей.

Драматизация детьми русской народной сказки «Репка».

Место проведения: групповое помещение дошкольного учреждения.

ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Первая часть (вступительная). Присоединительный этап.

Организационный момент

Присоединение к теме

(Дети стоят полукругом около выставки книг с русской народной сказкой

«Репка»)

Воспитатель:

- Дети, я очень рада, что мы с вами живём дружно и заботимся друг о

друге. Давайте возьмемся за руки и выразим друг другу свою любовь, заботу

и дружбу.

Предлагаю

отгадать

загадку «Не куст, а с листочками, не рубашка – а

сшита, не человек – а рассказывает» (Ответы детей).

Обобщить ответы детей:

- Правильно, дети, это книга. Мы с вами прочитали много добрых и

интересных книг, а сегодня я приглашаю вас на выставку одной книги.

(Экспонируется

выставка

книг

с

русской

народной

сказкой

«Репка»,

иллюстрированной разными художниками. Предложить детям взять в руки

книги с выставки и их полистать).

Вопросы к детям:

- О какой сказке говорится во всех этих книгах?

Обобщение ответов детей:

-

Я благодарю вас, дорогие дети за то, что вы из домашних библиотек

принесли так много разных книг с русской народной сказкой «Репка». Все

книги оформлены разными художниками, они красочные, яркие, нарядные.

Все герои этой сказки изображены добрыми, у них хорошее настроение, они

все

помогают

друг

другу

тянуть

репку.

Берегите

книги,

листайте

их

аккуратно, неторопливо. Хорошая добрая книга многому нас научит.

(Предложить детям сесть в круг).

Разговор в круге. Беседа с детьми на тему «Чему учит добрая книга».

Вспомнить с детьми о чтении книги для развития «Добрая книга».

В.:

- Добрая книга как добрый учитель всех нас учит добру. Давайте полистаем

книги для развития «Добрая книга» и вспомним, о чем рассказывает нам эта

книга.

(Дети,

сидя

за

столами,

расставленными

по

кругу,

вместе

с

педагогом пролистывают свои книги для развития).

Вопросы к детям:

- Иллюстрация к какой сказке помещена на обложке книги?

Прочитать фрагмент стихотворения «Доброе лето» Н. Поляковой, стр. 4.

-Почему лето называется добрым?

-Хороводная игра «На лугу» (муз. И. Кишко, слова Н. Мельниковой), в

которую мы с вами играли тоже рассказывает нам о тёплом добром лете, о

том, как радостно вместе с друзьями летом гулять на лугу.

Предложить детям пролистать страницы книги со сказкой «Репка» (стр.

5-9).

- Кто помог вытащить репку?

-Пригодилась ли помощь совсем маленькой мышки для общего дела?

-Что почувствовали все, когда вытащили репку?

Зачитать вместе с детьми потешки на стр. 12, часть первая «Добрая

книга». Подвести итог:

-Потешки из этой книги рассказывают нам тоже о добрых отношениях детей

и зверей.

Обратить далее внимание детей на рассказ Л. Нечаева «Самый вкусный

пирожок», стр. 13. Спросить детей о том, помнят ли они этот рассказ?

- Чему научил мальчиков Франтик?

Вспомнить с детьми короткие стихи А. Плещеева «Хлопотливая птичка» и

Я. Егорова «Мальчик и рыбки» (стр.14) и спросить детей:

-Какие добрые дела выполняет каждый в этом мире?

-Какие добрые дела делаете вы?

Воспитатель резюмирует:

- Добрая книга дала нам много примеров добрых дел и отношений людей.

Очень важно и нам всем совершать добрые дела, говорить друг другу добрые

слова. От этого всем становится тепло и радостно.

Воспитатель:

- А теперь мы поиграем в игру «Репка» и расскажем всем, как земельку

мы копали, дружно репку мы сажали и расти ей помогали.

Организация и проведение хороводной игры по мотивам русской народной

сказки

«Репка»

(муз.

Т.

Попатенко,

слова

А.

Кузнецова,

стр.

11

книги

«Добрая книга»).

После игры предложить детям сесть в круг.

2. Вторая часть (совместная деятельность)

Ресурсный круг «Добрая книга»

Этапы работы:

1.Подготовительный этап.

Снова обратить внимание детей на книгу для развития «Добрая книга».

Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

- Почему эта книга добрая?

-Что помогло героям сказки вытащить репку? (Дружба, помощь, совет,

выручка, согласие).

2. Основной этап.

Присоединить детей к разговору фразой: «Давайте скажем книге со сказкой

«Репка» добрые слова».

Дети передают книгу по кругу и говорят о ней добрые слова. Начинает

воспитатель: «Эта книга добрая, она нас учит помогать друг другу, дружить,

радоваться,

слушаться

старших.

Всем

вместе

легче

выполнять

любое

дело…»

Обобщение ответов детей:

- Сказка «Репка» учит, как по-доброму нужно относиться друг к другу, уметь

договариваться, помогать всем, кому это нужно. Здесь все герои: и бабушка, и

дедушка, и внучка, и Жучка, и кошка, и мышка сумели договориться, никто

не отказался помочь друг другу. В сказке «Репка» все слушались друг друга и

старших: бабушка – слушалась дедушку, внучка – бабушку, Жучка – внучку,

кошка – Жучку, а мышка – кошку. Они дружно, вместе выполнили одно

большое дело – вырастили и вытащили большую-пребольшую репку. Этому

учит нас с вами и «Добрая книга».

3. Третья часть НОД. Заключительный этап ресурсного круга.

Рефлексия.

В.: -Понравилось ли вам говорить добрые слова книге?

Предложить

детям

вместе

с

родителями

оформить

страницу

Альбома

«Добрая книга» и принести в детский сад на выставку.

Творческое

задание

детям

и

родителям. Самостоятельный

поиск

дополнительной информации по теме «Добрая книга».

Родителям: рассказать детям о книгах своего детства, о том, чему

доброму они их научили; поделиться информацией «Книги моего детства»

на сайте группы, в информационном экране «Наши «Истоки».

Детям: принести в детский сад из дома книги с добрыми сказками; по

возможности назвать эти сказки.

Занятие проводится на основе книги для развития

детей 3-4 «Добрая книга»

Цель: Ориентировать семью на духовно-нравственное

воспитание детей. Убедить родителей в важности

семейного литературного образования и воспитания у

детей доброго отношения к книге.

Задачи

1. Познакомить с книгой для развития детей 3-4 года «Добрая книга»

2. Оказать родителям педагогическую поддержку в освоении

темы «Добрая книга».

3. Содействовать родителям обмену опытом семейного

воспитания добрых чувств у детей.

4. Помочь в осознании родителями важной роли книги в жизни

ребенка.

5. Способствовать формированию у детей доброго отношения к книге

6. Познакомить родителей с опытом организации семейного чтения, как

средством духовно-нравственного становления личности ребёнка

7. Подвести итоги работы за год

Примерный план:

1. Присоединительный этап.

Работа в круге. Присоединительное слово воспитателя по теме «Добрая

книга».

2. Основной этап.

Работа в паре, круге. Работа с книгой «Добрая книга». Выполнение

задания

русским народным сказкам «Репка» и «Маша и медведь».

Индивидуальная

работа с пословицами.

Активное занятие. Ресурсный круг «Какие добрые чувства могут

пробудить книги для развития в сердце ребенка?»

3. Заключительный этап. Рефлексия. Ресурсный круг. Как вы

формируете доброе отношение к Книге у своего ребенка?

Формы реализации видов деятельности:

Информация для родителей. Книга «Добрая книга».

Знакомство с книгой для развития детей 3-4 лет. «Добрая книга»

Отгадывание кроссворда по русским народным сказкам

Работа в паре.

Индивидуальная работа

Ресурсный круг

Заключительный этап. Рефлексия

Материал для занятия: книга для развития детей 3-4 года «Добрая

книга»;

Подготовительный этап.

Выдать родителям на дом книгу для развития детей 3-4 года «Добрая

книга». Предложить родителям прочитать тексты, ознакомиться с

заданиями к ним, ответить на вопросы, предложенные в книге по данной

теме. Провести беседу – опрос с детьми «Добрые книги»

Ход занятия

Присоединительный этап. Работа в круге.

Воспитатель: Добрый день уважаемые родители! Я рада

приветствовать вас на своем занятии, посвященном теме «Добрая книга».

«Книга позволяет показать ребенку связь Слова и Образа. Красочные

иллюстрации, представленные в ней, делают слово зримым. Слушая

чтение, ребенок впервые начинает ощущать волшебную силу слова. Книга,

как яркое проявление связи Слова и Образа рождает в ребёнке добрые

чувства». Книга — источник радостных переживаний ребенка, средство

его эстетического и этического воспитания. Детская книга, в которой текст и

рисунки неотделимы друг от друга, — первый наглядный рассказ о

заманчивом и прекрасном мире. Дети лучше воспринимают литературное

произведение, если оно дополнено иллюстрациями. Жизненный опыт

дошкольника еще так мал, что лишь непосредственное видение

персонажей, обстановки, в которой они действуют, характера происходящих

событий помогает ребенку живо представить себе, что о них рассказывается

в произведении, пережить вместе с героями их радости и печали. Так,

слушая сказку «Лиса, заяц и петух», ребенок хочет видеть на рисунке и

лису, и зайчика, и петушка. И лишь увидев, как лиса выгнала зайку из его

избушки, как горько плачет зайчик, правильно разберется в происшедшем,

оценит смелость петушка, хитрость и коварство лисы.

Работа с книгой. Воспитатель: А теперь я предлагаю заглянуть в наши

замечательные книги «ДОБРАЯ КНИГА» и прочитать текст в книге:

«Откройте, пожалуйста, книгу на странице3. Давайте прочитаем с

вами «Слово к родителям» по цепочке. Каждому из вас нужно прочитать

по одному законченному предложению. Родители читают текст.

Воспитатель: Прежде чем познакомится с содержанием нашей книги,

предлагаю вам посмотреть результаты опроса детей группы на тему нашей

встречи. (Результаты беседы – опроса детей)

Работа в паре по русским народным сказкам «Репка» и «Маша и

медведь». (Выполнение заданий к ним). Данная работа поможет им

организовать общение с ребенком по третьей книге для развития детей.

Воспитатель. Уважаемые родители! Предлагаю освежить свои знания о

русских народных сказках, разгадав кроссворд.

Воспитатель: Книга также знакомит нас народной мудростью -

пословицами и просит нас поразмышлять над их смыслом. Обратимся к

пословицам, предложенным в книге: «Добрая книга ярче звездочки

светит», «Добрая книга в счастье украшает, а в несчастье

утешает», «С книгой жить – век не тужить».

Индивидульная работа. Воспитатель

предоставляет родителям некоторое время для осмысления пословиц.

Затем родители (по желанию) высказываются о смысле пословиц.

Уважаемые родители! Кто желает поразмышлять над смыслом первой

пословицы? Второй? Третьей?

Обобщение воспитателем ответов родителей: Спасибо за ваши ответы.

Пословица о книгах - чрезвычайно древняя форма поэтического народного

творчества. Продолжительное время пословицы о книгах передавались от

одного поколения другому. Люди вкладывают глубокий смысл в пословицы

о книгах. Конечно хорошая книга может дать ответ на какой-нибудь

интересующий вас вопрос "осветить", направить на правильный

путь. (смысл первой пословицы) В несчастье хорошая книгапомогает

отвлечься от горя, переключиться на что-то хорошее, позитивное. Еще

хороший пример – Библия, Коран для верующих христиан и мусульман.

Многие верующие ищут поддержки в молитвах. По поводу счастья и так

думаю все понятно. (смысл второй пословицы). Доказательством этого

служат результаты исследований группы британских исследователей из

Университета Сассекса, которые пришли к выводу, что чтение является

самым надежным и эффективным средством преодоления стрессовой

реакции. Результаты исследования, проведенного с

участием добровольцев, показали, что книга по своей эффективности и

быстроте воздействия в данном вопросе оставляет за собой далеко позади

такие признанные способы, как прослушивание музыки, употребление чая

или пешая прогулка на свежем воздухе. Еще одно мудрое изречение

«Книги, наши учителя, наши проводники и источникмудрости веков и даже

тысячелетий» объясняет смысл третьей пословицы «С книгойжить – век

не тужить»

Пословицы характеризуются огромной воспитательной ценностью.

Поэтому не забывайте, занимаясь воспитанием своего ребенка, играя с ним

употреблять в своей речи пословицы. Вы тем самым незаметно прививаете

своему ребенку необходимое мировоззрение в отношении человеческих

ценностей.

Ресурсный круг «Какие добрые чувства могут пробудить книги для

развития в сердце ребенка?» Педагог предлагает родителям, сидящим в

круге, ответить на вопрос: «Какие добрые чувства могут

пробудить книги для развития в сердце ребенка?» Родитель, сидящий

слева от педагога, отвечает на вопрос и передает слово дальше по кругу.

Педагог обобщает ответы родителей и подводит итог разговора.

Воспитатель: Незаменимым источником для вас в воспитании любви

к книге у детей являются произведения из книг серии «Социокультурные

истоки» для развития детей дошкольного возраста. Поэтому я

рекомендую, вам, уважаемые родители организовать дома семейные

чтения и занятия в кругу семьи с использованием материала

из книги «Добрая книга»

Заключительный этап. Рефлексия. Работа в круге.

Воспитатель: Спасибо вам за интересную беседу. За ваши ответы и

размышления. Пожалуйста, поделитесь и вы тем как вы

формируете доброе отношение к Книге у своего ребенка?

Заключительное слово воспитателя:

Я рада, что все мы сегодня получили неоценимый опыт общения друг с

другом, поделились своими мыслями и чувствами, обменялись мнениями.

Благодарю вас за участие! Я надеюсь, что наша встреча помогла вам

осознать всю важность того, что наши дети имеют огромную потребность,

чтобы вы родители читали им вслух. Так как именно родители читают

ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его

предпочтений и читательских вкусов. И мы надеемся, что для

многих родителей дошёл смысл и значение этого процесса, и они сумели

понять, что «детская книжка нужна ребёнку не вместо взрослого, а

вместе со взрослым» (В. Левин).

Добрая книга нам дарит добрые слова, добрые поступки,

пробуждает добрые чувства, питает душу и сердце. Книга – чудесный

источник духовного питания, она побуждает ребенка следовать

положительным образам, стремиться быть похожими на положительных

героев и воздерживаться от отрицательных поступков.



В раздел образования