Автор: Хуснутдинова Фания Имаутдиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №5"
Населённый пункт: город Норильск
Наименование материала: разработка урока по литературе (11 класс)
Тема: А.А.Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Смысл названия, жанровое своеобразие, проблематика и поэтика поэмы. Символические образы и их значение.
Раздел: среднее образование
А.А.Блок и революция. Поэма «Двенадцать»: смысл названия, жанровое своеобразие,
проблематика и поэтика поэмы. Символические образы и их значение.
Ц е л и:
1.
разъяснить отношение Блока к Октябрьской революции;
2.
выяснить особенности подхода поэта к теме революции в произведении;
3.
обозначить своеобразие жанра, композиции и стиля поэмы;
4.
раскрыть значение символических образов в поэме, образа Христа;
5.
показать полемический характер поэмы.
отметить значение символов в поэме «Двенадцать».
Х о д
у р о к о в
Всем
телом,
всем
сердцем,
всем
сознанием
слушайте Революцию.
А. Блок
I. Проверка домашнего задания
1. Слово учителя.
Отношение Блока к революции – сложный комплекс мыслей и чувств, надежд и тревог. Из
биографии поэта вы знаете, что он – один из немногих среди русской интеллигенции – принял
революцию и встал на сторону большевиков. О своем настроении поэт искренне пишет в
стихотворном послании «З. Гиппиус»:
Страшно, сладко, неизбежно, надо
Мне – бросаться в многопенный вал...
Мысли о революции и судьбе человека в эпоху колоссальных свершений Блок выражает в
статье «Интеллигенция и Революция», в поэмах «Скифы» и «Двенадцать».
Поэтический голос Блока вобрал в себя и передал противоречивое состояние всенародной
души, включающей и чистую веру, и отчаянное безверие, любовь к родине и неприязнь к ней,
всеприятие и всеотрицание.
2. Индивидуальное сообщение. А. Блок «Интеллигенция и революция»
Каково же восприятие Октября у Блока? Он вначале восторженно принял Октябрьскую
революцию. «Всем телом, всем сердцем слушайте Революцию», - призывал поэт. Чистый и
сильный голос Блока приветствовал революцию как новый день мира.
Блок также принял революцию как роковую неизбежность, как неотвратимое событие
истории, как сознательный выбор русской интеллигенции, приблизившей тем самым великую
национальную трагедию.
Отсюда его восприятие революции как «возмездия» бывшему господствовавшему классу,
оторванной от народа интеллигенции, «чистой», во многом элитарной культуре, деятелем и
творцом которой был и он сам. Блок считал отношения народа и интеллигенции, особенно в
связи с революционными событиями, драматичными и даже трагичными. Поэт констатирует
«страшное разделение»: «есть действительно не только два понятия, но две реальности: народ
и интеллигенция; полтораста миллионов с одной стороны и несколько сот тысяч — с другой;
люди, взаимно
друг друга не понимающие в самом основном». И все же Блок уверен, что есть
между народом и интеллигенцией «тонкая согласительная черта».
В статье «Интеллигенция и революция» (1918) он пишет: «В том потоке мыслей и
предчувствий, которые захватили меня десять лет назад, было смешанное чувство России:
тоска, ужас, покаяние, надежда». Революция — возмездие по отношению к прошлому. Но
смысл революции, ее суть заключается в устремленности в неведомое будущее, потому и ужас, и
покаяние, и тоска, связанные с этим стихийным событием, перекрываются надеждой на лучшее.
С этой точки зрения очень оптимистично звучат слова Блока: «Дело художника, обязанность
художника — видеть то, что задумано. Что же задумано? Переделать все. Устроить так,
чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала
справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью», «Россия — большой корабль, которому
суждено большое плаванье».
Трагический оптимизм Блока включает катастрофизм совершающихся событий и даже
собственную гибель поэта, застигнутого стихийным бедствием страны, в качестве дорогой, но
неизбежной цены, которую надлежит заплатить за прекрасное будущее. «Жить стоит только
1
так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни: все или ничего; ждать нежданного;
верить... в то, что должно быть на свете; пусть сейчас этого нет и долго не будет. Но жизнь
отдаст нам это, ибо она — прекрасна».
Революция в романтическом представлении Блока — вихрь, буря; «она сродни природе»:
«Что же вы думали? Что революция — идиллия? Что творчество ничего не разрушает на
своем пути? Что народ — паинька? Что сотни жуликов, провокаторов, черносотенцев, людей,
любящих погреть руки, не постараются ухватить то, что плохо лежит? И, наконец, что так
«бескровно» и так «безболезненно» и разрешится вековая распря между «черной» и «белой»
костью, между «образованными» и «необразованными», между интеллигенцией и народом?»
«Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное;
она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто
выносит на сушу невредимым недостойных; но это не меняет ни общего направления потока,
ни того грозного и оглушительного шума. Гул этот все равно о великом» (Из статьи Блока
«Интеллигенция и революция»).
Высота и очистительная сила совершающейся трагедии позволяет Блоку примириться с
невосполнимыми разрушениями и потерями в сфере культуры: материальные ценности могут
быть уничтожены, духовные же —
никогда! «Не бойтесь разрушения кремлей, дворцов, картин,
книг... Потеряв их, народ не все потеряет... Кремли у нас в сердце, цари — в голове».
Призывая интеллигенцию принять на себя вину «за вехи отцов», Блок предлагает самым
образованным, культурным и думающим людям взять на себя ответственность за все
происходящее. «Бороться с ужасами может лишь дух». Блок называл «дух» — России,
революции, обновления — музыкой. Он говорил об «обязанности художника» «слушать музыку»
революции — «всем телом, всем сердцем, всем сознанием». Такое восприятие невольно уводило
Блока от суровой и жестокой реальности, поэтизировало и возвышало революцию в его глазах.
Вскоре никаких иллюзий относительно будущего у поэта не остается. Мужественно, с
холодной обреченностью пророка, вглядывающегося в картину грядущего апокалипсиса, он
констатирует: «исход борьбы решен»; на смену «движению гуманной цивилизации» приходит
«бурный поток, в котором несутся щепы цивилизации»; открылась «эпоха вихрей и бурь, в
которую неудержимо устремилось человечество». Однако Блок призывал не поддаваться
иллюзиям о возвращении прошлого: «Художнику надлежит знать, что той России, которая
была, — нет и никогда уже не будет».
Беспокойство за судьбы России, тревога за разрушаемую и унижаемую культуру, за
уничтожаемую интеллигенцию, любовь-ненависть к своей многострадальной стране, к искусству,
призванному духовно противостоять «погружению во мрак», - все это блоковское восприятие
революции. После революции искусство, жизнь и политика развивались нераздельно, но и
слиться в какое-либо социокультурное единство они впредь не могли. Их уделом были
взаимообусловленное тяготение друг к другу и ожесточенная борьба между собой. Это и
выразилось в статьях об интеллигенции и революции Блока.
3. Вопросы по статье А. А. Блока
— Каковы взгляды Блока на отношения народа и интеллигенции?
— Какой образ принимала революция в романтическом представлении Блока?
— Как вы понимаете призыв Блока: «Слушайте музыку революции»?
II. Знакомство с поэмой «Двенадцать».
1. Слово учителя об истории создания поэмы.
Сделаем
попытку
осознать
мироощущение
Блока
через
его
вершинное
произведение
–
«Двенадцать». Поэма написана в январе 1918 года. Первая запись автора о ней сделана 8 января.
29 января Блок записывает: «Сегодня я – гений». Это – единственная во всей творческой судьбе
поэта самохарактеристика такого рода.
Поэма получает широкую известность. 3 марта 1918 года она была напечатана в газете
«Знамя труда», в апреле – вместе со статьей о ней критика Иванова-Разумника «Испытание в
грозе и буре» – в журнале «Наш путь». В ноябре 1918 года поэма «Двенадцать» выходит
отдельной брошюрой.
Сам Блок вслух не читал «Двенадцать» никогда. Однако в 1918– 1920 гг. на петроградских
литературных вечерах поэму не раз читала Л. Д. Блок, жена поэта, профессиональная актриса.
2
Появление поэмы вызвало бурю разноречивых толкований. Ее решительно и окончательно не
приняли
многие
современники
Блока,
даже
бывшие
близкие
друзья
и
соратники.
В
числе
непримиримых
противников
«Двенадцати»
оказались
З.Гиппиус,
Н.Гумилев,
И.Бунин.
С
восторгом
приняли
поэму
Иванов-Разумник,
В.Мейерхольд,
С.Есенин.
Блоку
был
передан
одобрительный отзыв А. Луначарского.
Самой
сложной,
тонкой,
содержательной
оказалась
реакция
тех,
кто,
не
принимая
«злободневный смысл» «Двенадцати», увидел блеск, глубину, трагизм, поэтическую новизну,
высокую противоречивость поэмы. Так оценили «Двенадцать» М. Волошин, Н. Бердяев, Г.
Адамович, О. Мандельштам и другие.
Послушайте, как выразил свои впечатления о поэме М. Волошин: « Поэма «Двенадцать»
является
одним
из
прекрасных
художественных
претворений
революционной
действительности. Не изменяя самому себе, Блок написал глубоко реальную и – что удивительно
–
лирически
объективную
вещь.
…
Сейчас
ее
(поэму)
используют
как
произведение
большевистское,
с
таким
же
успехом
ее
можно
использовать
как
памфлет
против
большевизма, исказив и подчеркнув другие ее стороны. Но ее художественная ценность, к
счастью, стоит по ту сторону этих временных колебаний политической биржи».
Блок
почувствовал
направленность
исторического
движения
и
гениально
передал
это
раскрывающееся у него на глазах будущее: состояние душ, настроение, ритмы шествия одних
слоев населения и окостенелую обреченность других.
Отношение самого Блока к поэме было довольно сложным. В апреле 1920 г. написана
«Записка о «Двенадцати»: «... В январе 1918 года я в последний раз отдался стихии не менее
слепо, чем в январе 1907 или в марте 1914... Те, кто видит в «Двенадцати» политические стихи,
или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой
злобой, – будь они враги или друзья моей поэмы». (Здесь Блок сопоставляет данную поэму с
циклами «Снежная Маска» и «Кармен».)
Поэма «Двенадцать» явилась итогом блоковского познания России, ее мятежной стихии,
творческого потенциала. Не в защиту, не в прославление «партии переворота» – но в защиту
«народной души», оболганной и униженной (с точки зрения Блока), взметнувшейся мятежом,
максималистским «все или ничего», стоящей на краю гибели, жестокой кары, – написана поэма.
Блок видит и знает происходящее: обстрел Кремля, погромы, ужас самосудов, поджоги усадеб
(была сожжена родовая усадьба Блока в Шахматове), разгон Учредительного собрания, убийство
в больнице министров Временного правительства Шингарева и Кокошкина. По свидетельству А.
Ремизова, именно известие об этом убийстве стало толчком к началу работы над поэмой. Блок в
эти «безбытные» недели января 1918 г. считает высшим долгом русского художника, «кающегося
дворянина»,
народолюбца,
отдать
народу,
принести
в
жертву
воле
«народной
души»
даже
последнее свое достояние – меру и систему этических ценностей.
Этой жертвенностью, сознанием своей силы, безмерной жалостью продиктована поэма.
Волошин назовет ее «милосердной представительницей за душу русской разиновщины».
2. Выразительное чтение поэмы учителем или подготовленными учащимися.
3. Первые впечатления от поэмы.
«Сегодня я – гений», – записал поэт в дневнике, закончив «Двенадцать». Вы согласны с
ним? Ваше мнение о поэме? Какие ее строки показались вам самыми сильными?
Сопоставьте поэму с лирикой Блока: узнали ли вы в «Двенадцати» голос уже знакомого
вам поэта? Какие перемены в нем произошли и как вы их объясните?
4. Анализ поэмы
Почему поэма названа «Двенадцать»? Каков смысл названия?
1.
Поэма содержит двенадцать глав.
2.
Героями поэмы являются двенадцать красноармейцев. Это и собирательный образ –
красногвардейский дозор, охраняющий революционный порядок в Петрограде (каждый
из этих дозоров состоял из 12 человек).
3.
Двенадцать красноармейцев - это и символический образ. Образ Христа, идущего
впереди этих красноармейцев (в конце поэмы), вызывает ассоциации с двенадцатью
апостолами. По евангельской легенде, 12 апостолов – ученики Христа – явились
провозвестниками нового учения, новой эры.
Возникает следующий вопрос. Почему Христос? Что значит этот образ в поэме? На этот
вопрос попытаемся ответить в конце урока.
3
Вообще «Двенадцать» — парадоксальное произведение. Оно написано в январе 1918 года,
то есть по горячим следам, через два месяца после Октябрьской революции. Осознать значение
события современнику очень сложно — «большое видится на расстоянье». Поэма удивляла еще
современников Блока. По утверждению В. Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на
революцию, другие — славу ей». Но если поэма о революции, почему в поэме не изображены
революционные действия, вожди революции? Почему в центре эпического повествования —
погоня за «изменницей» Катькой (проституткой) и ее убийство?
Как вы определили бы жанр произведения А. А. Блока?
Это эпическая поэма, где, как и в калейдоскопе, сменяют друг друга 12 картинок-главок. По
охвату реальности поэма не уступает эпическим произведениям, так как отражает масштабную
панораму революционного времени.
Назовите основные темы поэмы.
1.
Крушение старого мира.
2.
Представление народной стихии.
3.
Мотивы революции.
4.
Святость революции.
Какие контрастные цвета открывают поэму? В чем вы видите емкость этих символических
цветов? (черный, белый, красный цвета: «черный вечер» / «белый снег», «кровавый флаг»)
Есть ли в поэме лирические мотивы? Как проявляет себя автор?
Автор не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно: в том, что и как он
изображает; в начальной картине-пейзаже, в конце поэмы. Композиция, отражающая стихию
революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», —
призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка.
Как Блок передает «музыку революции»?
Прежде всего, «музыка» у Блока — метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни.
Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы.
Какие ритмы вы услышали?
В поэме звучат интонации марша:
В очи бьется
Красный флаг.
Раздается
Мерный шаг.
Вот — проснется
Лютый враг, (гл.11)
Слышен городской романс, который интересно обыгрывается: начало знакомое, а дальше—
пошел разгул:
Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет городового —
Гуляй, ребята, без вина!
Часто встречается частушечный мотив:
Запирайте етажи
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба —
Гуляет нынче голытьба!
Прямо процитирована революционная песня:
Вперед, вперед,
Рабочий народ!
Что, кроме музыки, мы слышим?
Кроме того, в поэме бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!»,
доносятся обрывки разговоров: ...И у нас было собрание... ...Вот в этом здании...» Вся эта
разноголосица, какофония, треск выстрелов («Трах-тарарах-тах-тах-тах-тах!») сливаются в
единое целое.
Каков лексический строй поэмы?
Лексика поэмы разнообразна. Это и язык лозунгов и прокламаций, и разговорный язык с
просторечиями: «Что, дружок, оторопел?»; и искажения слов: «етажи», «елекстрический»; и
4
сниженная, «ругательная» лексика: «холера», «жрала», «подлец»; и высокий слог:
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди - Исус Христос.
Как рисует Блок образы героев поэмы?
1. представители старого мира
Герои обрисованы лаконично и выразительно с помощью разнообразных изобразительно-
выразительных средств и приемов, таких как образное сравнение («старушка, как курица, кой-
как перемотнулась через сугроб»), эпитеты («А вон и долгополый —/Сторонкой за сугроб... / Что
нынче невеселый, / Товарищ поп?»), речевая характеристика («Ох, Матушка-Заступница! / Ох,
большевики загонят в гроб!», «Предатели! Погибла Россия!/Должно быть, писатель — /
Вития...»). Попы, буржуи, дамы в каракуле - представители старого мира - не могут
предпринять ничего против натиска новых революционных сил, поэтому лишь причитают,
злословят.
2. Образ 12 красногвардейцев
Дело революционного почина и возмездия передано в «Двенадцати» в руки коллективного
героя - парней из городских низов, из «рабочего народа», добровольно вступивших в Красную
гвардию и готовых, в случае чего, «буйну голову сложить». Это дети той народной стихии,
которая, вырвавшись на волю, учинит беспощадную, но праведную расправу над старым миром.
Двенадцать охарактеризованы в поэме как бесшабашная «голытьба», готовая на разбой,
поножовщину, всяческий разгул. «В зубах — цигарка, примят картуз,/На спину б надо бубновый
туз!» (т. е. бывшие каторжники, об этом свидетельствует последняя строка - ромб на одежде
каторжан). Над ними «черное небо», перед ними непроглядная тьма, в сердцах «злоба».
Поэтому они не скупятся на свободные от ответственности выкрики: «Нынче будут грабежи!»,
«Выпью кровушку!». Но они же и твердят как клятву: «Товарищ, гляди в оба!», «Революционный
держите шаг!», «Вперед, вперед, рабочий народ!».
Не похожи они на «строителей светлого будущего», больше похожи на бандитов, по
которым «плачет тюрьма», недаром «на спину б надо бубновый туз» (знак заключенного). Вот
что о них писал в своей статье Иванов-Разумник: «...Черное не прощается, черное не
оправдывается – оно покрывается той высшей правдой, которая есть в сознании
«двенадцати». Они – темные убийцы, злодеи (нарочно ведь взял поэт именно таких!), они чуют
силу и размах того мирового вихря, песчинками которого они являются... За эту правду они и
убивают, и умирают. Знают ли они, что идет против мирового Атланта, что все своды его
старого здания предают огню? Знают – и в этом их благая весть мировой социальной
революции... Так от реального «революционного Петербурга» поэма уводит нас в захват
вопросов мировых, вселенских. Все «реально», до всего можно дотронуться рукой – и все
«символично», все вещий знак далеких свершений».
Действительно «революционные силы» все крушили на своем пути, их жертвами порой
становились совсем невинные люди - никого не жалели. Так требовало время.
Среди
таких
героев
— Петька,
«бедный
убийца»,
повеселевший
при
напоминании
товарищей:
«Над
собой
держи
контроль!».
Подробнее
показана Катька.
Более
развернуто
описывается
ее
внешность
(«зубки
блещут
жемчугом»,
«больно
ножки
хороши»,
«толстоморденькая»), образ жизни («у ей керенки есть в чулке», «с офицерами блудила»),
притягательное обаяние («из-за удали бедовой / В огневых ее очах, / Из-за родинки пунцовой /
Возле правого плеча...»).
История любви и преступления Петрухи, который ненароком убивает свою былую
подружку Катю, изменившую ему с преуспевающим и отколовшимся от двенадцати «буржуем»
Ванькой занимает в поэме слишком много места (6 песен из 12). Это не случайно. Личная
драма Петрухи - его яростная, безоглядная любовь к Кате и бессмысленная гибель его неверной
подруги - есть то, чем старый мир мстит людям, которые вышли на борьбу с ним, но чьи души
еще отравлены его ядом. Нечаянное убийство Кати и отчаянье Петрухи - глубокая
психологическая драма, она вырастает на пути двенадцати как еще одна воздвигнутая старым
миром преграда, или западня, которую нужно перешагнуть, отбросить. В самый разгар борьбы,
по мнению Блока, личное должно уступить общему. Он утверждал, что человеку, которому
5
выпало на долю быть свидетелем и участником такого грандиозного события, как революция,
нужно «как можно меньше помнить о личных слабостях и трагедиях». Поэт остро, болезненно
чувствует драму Петрухи, сопереживает ее, но не ставит ее вровень с общим делом двенадцати.
– Жалко ли вам Катьку? Как вы думаете, что символизирует этот образ?
Особую роль играет в поэме Катька. В критике современной Блоку не раз выстраивали
цепочку «преемственности» «лирических» героинь Блока: Прекрасная Дама – Незнакомка –
Россия. Иногда к этим построениям добавлялась и Катька – «современная Россия». (Блок к этим
параллелям всегда относился иронически).
Тем
не
менее
жертвой
революции
в
поэме
становится
именно
Катька.
Образ
ее
в
«Двенадцати» – самый целостный, самый теплый, самый человечный: она выделена из темных
теней «народной стихии». Андрей Белый писал: «...И вот при таком реализме поэт как бы
говорит: – И в тебе, Катька, сидит Прекрасная Дама... И если Катька не спасется – никакой
"Прекрасной Дамы" нет и не должно быть».
До
чего
неожиданно
в
момент
гибели
Катьки
звучит
финальная
маршевая
строфа:
«Революционный держите шаг! / Неугомонный не дремлет враг!»
Почему возле убитой возникают «гимно-революционные» слова? Может быть, в них заслон
от укоров совести, уловка, грозящая стать привычной в «настоящем» XXI веке, – дескать,
завоевания революции – главное, а все остальное, даже жизнь человека (индивидуальная), мало
что значит.
Каким предстает в поэме революционное время? Как показан «
старый мир» в поэме?
Проиллюстрируйте цитатным материалом.
Старый мир, мир «сытых», которого презирал Блок, – это «безродный пес», «паршивый
пес», жалкий, трусливый, «поджавший хвост». Он не хочет отставать, сопровождает бойцов
революции.
В чем особенности сюжета поэмы?
Сюжет можно определить как двухслойный:
а) внешний, житейский: зарисовки с петроградских улиц
б) внутренний: побуждения, обоснование поступков «двенадцати».
Один из центров поэмы — конец 6-й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом
лозунгов революции:
Что, Катька, рада? — Ни гу-гу...
Лежи ты, падаль, на снегу!
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Проследите, где и как проявляется мотив ненависти?
Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется и как святое
чувство:
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди...
Черная злоба, святая злоба...
и как святотатство:
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь —
В кондовую, В избяную, В толстозадую!
Эх, эх, без креста!
Какие еще мотивы вы увидели в поэме?
Несколько раз встречается мотив бдительности: «Неугомонный не дремлет враг!»
Всеобщая ненависть, готовность биться с врагом, стать бдительным, недоверчивым составляют
революционное сознание отряда. В центре поэмы — вседозволенность кровавой расправы,
обесценивание жизни, свобода «без креста». Второй центр поэмы — в 11-й главе:
...И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...
6
И дальше отряд идет «державным шагом», поэтому интонация меняется, становится
торжественной.
Какие образы-символы используются в поэме? Что они означают?
а) Ветер, вьюга, метель, снег — постоянные блоковские мотивы. Они и образы, которые
символизируют стихию очистительной революционной бури, силу и мощь народного
выступления. Ветер – символ стихийного начала - пронизывает всю поэму. Стихия не только на
улице, но и в душе бойцов за новый мир: «Ветер, ветер на всем божьем свете». Ветер
постепенно перерастает во вьюгу, которая не дает людям видеть друг друга, сбивает их с ног:
«Разыгралась что-то вьюга, ... Не видать совсем друг друга». Но хочется верить, что солдаты
революции устоят перед революцией, ведь впереди - И. Христос.
б) образ «мирового пожара» (Блок принял революцию как стихийный, неудержимый
мировой пожар, в очистительном огне которого должен гореть без остатка весь старый мир.);
в) «пес безродный» - символ старого мира;
г) число «двенадцать» (смысл двенадцати уже раскрыт);
д) образ Христа;
е) символика цвета: «Черный вечер. /Белый снег», кровавый флаг.
III. Какое значение имеет образ Христа в поэме? (Обсуждение.)
Проблемный вопрос: Какую роль играет образ Христа в поэме?
Много спорных мнений существует по поводу образа Иисуса Христа в произведении Блока.
...Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Иисус Христос.
Как вы думаете, почему именно такими строками закончил поэму автор?
До сих пор не нашло (и вряд ли когда-либо найдет) однозначное истолкование «совпадения»
числа красногвардейцев в составе патруля с числом Апостолов, и последние строки поэмы.
Одни воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, другие — как
кощунство. Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего,
справедливости, любви, знак веры. Ведь он идет впереди, будучи « от пули невредим». Однако он
мертвый — Иисус Христос «в белом венчике из роз» («двенадцать» красноармейцев стреляют в
него, пусть даже в «невидимого»).
Каковы же мнения критиков, поэтов, писателей насчет образа Христа?
«Христос в поэме — антитеза «псу» как воплощению зла, центральному «знаку» старого
мира, — самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости» (Л.
Долгополов)
«Блок ввел Христа не как образ церковной традиции, а народного, незамутненного
церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не
«благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь
утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру
народа!» (А. Горелов).
«Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее
видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению; Христос». Что Христос идет перед
ними — несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и
другого пока нет, а надо другого?» — писал сам Блок.
М. Волошин в своей статье предполагал, что не Христос «возглавляет» красногвардейцев, а
они Его «конвоируют». М. Булгаков предполагал, что в «стихии», во вьюге «русского бунта –
бессмысленного и беспощадного» (вспомним повесть «Капитанская дочка» А.С.Пушкина), Блоку
под видом Христа явился Антихрист. «Разве я «восхвалял»?.. Я только констатировал факт:
если вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь «Иисуса Христа», – в марте 1918 г.
записывал
Блок.
Толкование
здесь
–
у
каждого
свое,
«истину
в
последней
инстанции»
установить, вероятно, немыслимо.
7
«Двенадцать» бойцов идут «державным шагом» строить новую государственность, поэтому
во имя светлого будущего готовы не только убить врага, но и сами умереть. Их голоса – главным
образом – окрики. Они стреляют, никого не видя и даже не слыша голосов. Отвечают им только
эхо и метель, заливаясь смехом:
Только вьюга долгим смехом
Заливается в снегах...
Но Христос, с которым «двенадцать» красноармейцев как будто расстались навсегда, –
впереди, и он так прекрасен, что только ради этого видения, может быть, и стоило терпеть
мучения ледяного вьюжного похода. Для них свобода, равенство, братство воплощены в красном
символическом
знамени,
и
потому
они
видят «флаг
кровавый»
в
руках
Христа,
вновь
пришедшего спасти обреченных на смерть. Это они его таким видят.
Построить рай на Земле им вряд ли удастся – слишком холодно и бесприютно в мире, по
которому они шагают, но в самой глубине сердца у них есть скрытый запас совестливости и
высочайшей жертвенности.
Как вы интерпретировали бы образ Христа в поэме А. А. Блока «Двенадцать»?
Заключительное слово учителя
С образом Христа у Блока были связаны свои исторические представления, далекие от
церковной легенды о боге-искупителе. Для Блока Христос был проповедником высоких
нравственных истин, вождем горемычных, отверженных, голодных, темных и грешных -
«голытьбы» первого века нашей эры. Это им, а не богатым, сытым, преуспевающим и довольным
обещал он новую жизнь.
Поэтому первоначальное христианство в понимании Блока явилось великой религиозно-
нравственной силой, которая нанесла сокрушительный, непоправимый удар изжившему себя
старому языческому миру. А сам Христос был для Блока не только воплощением святости,
чистоты, человечности, справедливости, но и образом, знаменующим стихийное, бунтарско-
демократическое, освободительное начало и торжество новой всемирно-исторической идеи.
В таком истолковании образ Христа и присутствует в октябрьской поэме Блока. Он
послужил (не первый раз в русской поэзии) идее обновления жизни во имя всего доброго,
справедливого, честного, на что способен освободившийся человек. Для Блока это была как бы
наивысшая санкция делу революции, какую поэт мог найти в том арсенале исторических и
художественных образов, которым он владел.
IV. Задания по поэме А. А. Блока «Двенадцать»
1. Как вы считаете, почему А. А. Блок так высоко оценил собственное сочинение — поэму
«Двенадцать» («Сегодня я — гений!»)?
2. В. В. Маяковский написал: «Одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие —
славу ей». Что в поэме А. А. Блока «Двенадцать» прочитали современники? Найдите в тексте
поэмы аргументы в пользу «сатиры» и в пользу «славы».
«...В январе 1918 года я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907
или в марте 1914. Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в
согласии со стихией: например, во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней
ощущал физически, слухом, большой шум вокруг — шум слитый (вероятно, шум от крушения
старого мира). Поэтому те, кто видит в «Двенадцати» политические стихи, или очень слепы к
искусству, или сидят по уши в политической грязи...» (А. А. Блок).
3. Подберите в тексте поэмы доказательства тезиса исследователя творчества А. А. Блока
Л. Долгополова: «Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в
прямой зависимости с новизной содержания. Философия революционной эпохи, как ее понимал
Блок, была воплощена в «Двенадцати» в совершенно новой поэтической системе, которая
нашла выражение в новых ритмах, в новой стилистике, в лексике».
V. Заключительное слово учителя
«Двенадцать» - произведение абсолютно новаторское. Здесь последовательно применен
прием, основанный на эффекте контраста. Мелкое и жалкое совмещено с большим и
величественным, грешное со святым, низменное с возвышенным, сатира с романтикой, гротеск с
героикой, карикатурно очерченные тени старого мира с космическими вихрями, разухабистая
8
частушка с торжественным маршем, «паршивый пес» с Иисусом Христом. Целостность поэмы -
в нерасторжимом единстве этих пересекающихся планов. Ничего подобного в русской поэзии
еще не бывало.
Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к ее героям, их миру.
Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что поэма
«Двенадцать» — великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории
России, ибо революция — это беспощадная схватка Бога и Дьявола за душу человеческую.
Поэма «Двенадцать» — честнейшая попытка понять свою страну и свой народ.
Не осудить
или оправдать, а понять. И именно в этом непреходящее значение Блока и его творчества.
VI. Домашнее задание:
написать эссе на тему: «Какую роль играет образ Христа в поэме А. А. Блока «Двенадцать»?»
составить хронологическую таблицу по творчеству Есенина.
9