Напоминание

"Воспитание навыков самостоятельной работе ученика - важнейший фактор в организации процесса обучения игре на фортепиано"


Автор: Чернышева Елена Эдуардовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МКУ ДО "Острогожская детская школа искусств"
Населённый пункт: Воронежская область, город Острогожск
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Воспитание навыков самостоятельной работе ученика - важнейший фактор в организации процесса обучения игре на фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

«Острогожская детская школа искусств»

Методическое сообщение на тему:

«Воспитание навыков самостоятельной работы

ученика – важнейший фактор в организации

процесса обучения игре на фортепиано»

Подготовила преподаватель

фортепианного отделения

Чернышева Елена Эдуардовна

г. Острогожск

Март 2020

План:

1.

Чем важна самостоятельная работа ученика?

2.

Как преодолеть беспомощность ученика младших классов?

3.

Какие качества нужны ученику для самостоятельной работы?

4.

Как воспитать эти качества?

5.

Навык предварительного обдумывания.

6.

Принцип «спирали» в работе над произведением.

7.

Постоянный самоконтроль , слуховой контроль исполнения.

8.

Полезная практика классных концертов – зачет самостоятельной

работы учеников.

9.

Строгая индивидуальность методики самостоятельной работы с

разными учениками.

Освоение навыков самостоятельной работы воспитывает в человеке

самоконтроль и уверенность в своих силах. В младших классах практикуется

так называемое «натаскивание», но в дальнейшем исключает возможность

самостоятельной работы, и при усложнении репертуара ставит ученика и

педагога в трудное положение. Очень много времени занимает разбор

нотного текста, так как ученики плохо читают с листа, не могут осмыслить

форму и тональный план произведения, не владеют принципами над

техническими трудностями, работают над ними долго и утрачивают интерес

к музыкальным занятиям. Все это – результат отсутствия активной

самостоятельной работы, к беспомощности ученика, бесцельности занятий и,

в конечном счете – к нежеланию заниматься музыкой. Педагог не может

ограничиться лишь словесными объяснениями того, «как надо дома учить».

Он должен значительную часть работы и на самом уроке строить так, чтобы

ход, последовательность этой работы были образцом того, что ученик должен

затем делать дома. Более того, нудно достаточно часто заставлять ученика

работать на уроке так, как если бы он был один, и педагог не находиться с

ним рядом. Педагог лишь время от времени вмешивается в работу ученика

для того, чтобы внести в самый ход работы, в ее последовательность все те

коррективы, которые создадут условия для самостоятельного обнаружения и

устранения ошибок и неточностей.

«Холодный ум и горячее сердце, крепкая воля и живое воображение – этими

координатами издавна определяется положение в искусстве», – писал Г. Г.

Нейгауз. Эти слова очень точно характеризуют ту двусторонность отношений

к музыке, которая свойственна каждому, кто ею серьезно занимается. Чувство

и разум – непременные и главные движущиеся силы в работе музыканта.

Сила чувства и глубина понимания музыки вместе с живостью, остротой

воображения определяет художественный уровень воплощения любой

музыкально-исполнительской задачи.

Поэтому эмоциональность и интеллект учащегося представляются нам

важнейшими качествами, которые нужно воспитывать в первую очередь.

Какими же путями идет воспитание этих качеств? Развитие эмоциональности

происходит, прежде всего, через воспитание умения слушать себя. Именно

слышания музыки и рождает в первую очередь эмоциональный отклик

исполнителя. А становление интеллекта учащегося происходит наилучшим

образом, если педагог путем обобщений подводит ученика к познанию

закономерностей музыки. Умение учащегося себя слушать, а также его

понимание общих проблем музыкального искусства проявляется всегда и во

всем – в решении любой музыкальной задачи, в поисках каждого оттенка, в

преодолении технических трудностей, и выполняют, таким образом, ведущую

роль в его повседневной работе.

Одним из основных и первоочередных навыком, который должен быть

воспитан в ученике, является навык «предварительного обдумывания».

Привычка представлять себе в уме каждую задачу до ее выполнения,

привычка не начинать игру, прежде чем мысленно не будет охвачено все, что

необходимо в данный момент сделать, и пока не появится уверенность, что

все или почти все удалось сделать. Отсутствие этой привычки один из

недостатков в самостоятельной работе учащихся. Нередко он сказывается и в

манере действия его на уроке: он, сразу не подумав, начинает играть,

срывается на одном из первых тактов, вновь торопится начинать, вновь

срывается и путается. В отсутствии этой привычки виноваты педагоги, они

почти никогда не дают ученику нужного для этого времени, боясь, что он не

успеет уложиться в норму урока. Между тем, продуктивность работы на

уроке значительно повышается, если часть времени отдается мысленной

работе ученика, идет на предварительное обдумывание текущих задач. В тех

случаях, когда ученик несколько раз подряд повторяет часть пьесы или даже

одно построение или фразу, очень важно уметь непрерывно повышать

качество игры. Это довольно трудно, так как ученики склонны

довольствоваться тем приблизительным выполнением, которого им удается

достигнуть если не с первого, то со второго или третьего раза – дальше

продолжают просто «долбить» отрывок, стремясь, лишь к тому, чтобы он

выходил сам собой. Умение повышать или удерживать на высоком уровне

качество игры при многократном повторении требует настойчивого

воспитания. Кроме умелого воздействия на волю ученика, а также умения

возбуждать своего рода «спортивный» интерес («Сумей-ка сыграть десять раз

подряд без одной зацепки!»), здесь необходимо: а) очень умело назначить

число повторений; б) установить, как принцип, что ученик должен

прекратить повторения, если после нескольких удачных проигрываний

наступает труднопреодолимое ухудшение игры.

Крайне важна привычка, возможно чаще возвращаться к самому раннему

этапу работы над пьесой – к тщательному повторному разбору текста.

Увеличение темпа игры и увлечение общим движением музыки легко

приводит к невольному искажающему упрощению движений, и к невольному,

мало заметному для слуха изменению высотности (например, к подмене

средних голосов в аккордах и т. д.). Поэтому, даже очень крупные пианисты

часто просят проверить их игру по нотному тексту.

Ученик должен быть приучен к тому, что нужно всегда играть «красивым

звуком». Стремление играть красивым звуком включает в себя и точное

планирование градаций силы звука, и «вслушивание» в звучание, и

координированность игровых движений, и известную приподнятость

эмоциональной настройки. Дополнением к этому является требование всегда

играть «осмысленно» - так, чтобы звуки всегда что-то выражали, а не просто

следовали один за другом. Оба этих навыка воспитываются тем, что педагог

вообще не допускает в своем присутствии грубого или бледного звучания, не

допускает также ни бессмысленного, вялого переползания со звука на звук,

ни бесмысленного, грубого выколачивания. Опасность последнего особенно

велика в тех случаях, когда ученику предлагается заниматься в замедленном

темпе с повышенной силой звука; нужно стараться поставить это дело так,

чтобы замедленная громкая тренировка была похожа на содержательную

декламационную игру, а не представляла собой механическое толкание

клавиш. Если же медленная тренировка производится относительно слабым

звуком, то она должна представлять собой как бы «выпевание» всех голосов.

Хорошей формой воспитания самостоятельности учащегося может быть

задание приготовить произведение без всякой помощи со стороны. Конечно,

пьесы подбираются такие, чтобы ученики вполне могли с ними справиться:

трудность должна соответствовать исполнительским возможностям учеников.

Пьесы должны быть выучены в определенный срок. Прослушивание

самостоятельно приготовленной программы может производиться в

обстановке зачета: все ученики слушают друг друга, затем проводится

обсуждение. В котором участвуют исполнители-слушатели и их педагог.

Польза такой работы несомненна: подготовка к выступлению заставляет

учащегося напрячь все свои творческие силы при самостоятельных занятиях,

а дискуссия после выступления учит его переоценить, переосмыслить многое

в работе, помогает лучше осознать и учесть свои ошибки, критически

отнестись к своему выступлению, высказать свои мысли по поводу

выступления своих одноклассников.

В работе с учеником необходимо поощрять его инициативу. Это относится и к

освоению репертуара, к техническому развитию, к творческим заданиям.

Методика самостоятельной работы индивидуальна для каждого вида работы

и для разных возрастных групп. Так в младших классах происходит

накопление знаний, освоение начальных пианистических навыков, развитие

слуха. Каждое домашнее задание должно быть хорошо подготовлено на

уроке. Но, только убедившись в том, что ученик освоил учебный материал,

свободно в нем ориентируется и готов выполнить задание, педагог может

поручить ему самостоятельно выполнение его дома. В противном случае

задание будет выполнено плохо и совсем не выполнено. А невыполнение

заданий ведет к отсутствию дисциплины. Прежде чем приступить к изучению

нового учебного материала, следует проверить выполнение домашнего

задания. Чем лучше организован учебный процесс, тем меньше времени

займет такая проверка. Педагог должен знать, что первые месяцы разбора

каждой новой пьесы осуществляется только на уроке, и он, таким образом,

приучает ученика к верным навыкам разбора. Позднее новый репертуар

можно разбирать не целиком, проходя только трудные места, и так

постепенно приучать к самостоятельному разбору. Именно с работой на

уроке тесно связана домашняя работа: если ученика не научить работать дома

самостоятельно, все педагогические усилия сойдут на нет. Ученик должен

знать как работать над музыкальным произведением: начинать с трудных

мест, учить по частям, проигрывать отдельно каждую руку, и только после

тщательной работы можно целиком сыграть пьесу два-три раза.

Воспитание самостоятельности ученика в значительной степени

определяется отношением педагога к первому показу нового произведения.

Очень важно с первых лет обучения стремиться к тому, чтобы ученик

самостоятельно разбирал произведение, делая это, по возможности, грамотно

и добросовестно. Естественно, с начинающими приходится разбирать пьесу

на уроке, объясняя ритм, указывая на лиги, проверяя аппликатуру и т.д. Но

вскоре уже можно задавать разбор на дом и требовать, чтобы к первому уроку

ученик все, что может, выполнил сам, без помощи со стороны. Постепенно

усложняя задания. Педагог должен добиться от учащихся, чтобы в новом

произведении они самостоятельно умели не только формально прочесть все

написанное, но и определить характер музыки, понять, что – главное, а что –

второстепенное, подумать о способах работы и т.д. Так понемногу учащиеся

привыкают не только разбирать текст, но и сразу учить новую пьесу без

помощи педагога.

Музыкальность вначале проявляется в этих занятиях чисто интуитивно. Но

по мере накопления музыкальных представлений и навыков технической

работы сознательная исполнительская активность ученика заметна уже на

самом первом этапе изучения произведения (даже в разборе). Учащийся

вынужден показать свое собственное отношение к музыке, справиться со

многими

техническими

трудностями

собственными

силами

и

с

полной

ответственностью отнестись к работе, и лишь сделав все для себя возможное,

приносить

новое

произведение

на

суд

учителя.

Приступая

на

уроке

к

проверке домашнего задания, стоит предложить ученику рассказать, как он

работал дома.

Выполнение самостоятельных работ имеет целью закрепление знаний и

приемов игры. В то же время они развивают гибкие формы мышления и

способствуют выработке артистической уверенности в исполнении.

Используемая литература:

Алексеев «Методика обучения игры на фортепиано»

Артоболевская «Первая встреча с музыкой»

Геталова «С радостью в музыку»



В раздел образования