Автор: Гольцева Светлана Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Большеболдинский детский сад «Солнышко»
Населённый пункт: село Большое Болдино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ««Сенсорное воспитание детей через дидактические игры » »
Раздел: дошкольное образование
План познавательно-исследовательской деятельности в средней группе
«Золотая рыбка» МБДОУ «Солнышко» на 2019 – 2020 учебный год.
Месяц
Тема
Задачи
Сентябрь
Путешествие с капелькой
Создать целостное
представление о воде, как о
природном явлении;
Познакомить со свойствами
воды (жидкая, прозрачная,
без запаха без вкуса)Дать
понятие о значимости воды в
жизни человека;
Воспитывать бережное
отношение к воде.
Вода прозрачная, но может
менять цвет
Определять свойства воды.
Вода прозрачная, но может
менять цвет. Вода может
нагреваться и нагревать
другие предметы.
Значение воды в жизни
растений
Формировать представления
детей о важности воды для
жизни и роста растений
Игра « Водяной у нас в
гостях
Развивать познавательную
активность детей в процессе
формирования
представлений о водоеме, его
обитателях; развивать
творческое воображение и
коммунникативность в
процессе проведения игры.
октябрь
Ветер, ветер ветерок.
Познакомить детей с таким
природным явлением, как
ветер, его свойствами и
ролью в жизни человека.
Учить детей наблюдать,
проводить опыты и
самостоятельно делать
выводы.
Поиски воздуха
Развивать познавательную
активность в процессе
экспериментирования,
расширять знания о
1
воздухе, активизировать
речь и обогащать словарь
детей.
Летающие семена
Познакомить детей с ролью
ветра в жизни растений,
формировать умение
сравнивать семена растений,
воспитывать интерес к
изучению растений.
Песочная страна
Выявить свойства песка, дать
понятие о песочных часах,
создать целостное
представление о песке, как
об объекте неживой
природы.
Ноябрь
В гостях у Карандаша
Карандашовича и Гвоздя
Гвоздовича
Уточнить и обобщить знания
о свойствах дерева и
металла, воспитывать
бережное отношение к
предметам. Пополнять
словарь детей (шероховатый,
хрупкое плавится)
Плавающие и тонущие
предметы
Дать представления о
предметах плавающих и
тонущих в воде. Развивать
умение классифицировать по
признаку: тонет, плавает.
Плавающее перо
Расширять представление об
использовании человеком
факторов природной среды,
формировать представление
детей о значимости чистой
воды и воздуха в жизни
человека.
Мех. Зачем зайчику другая
шуба
Выявить зависимость
изменений в жизни
животных от изменений в
неживой природе.
декабрь
Песок. Глина.
Учить выделять свойства
песка и глины (сыпучесть,
рыхлость); выявит прочему
2
песок и глина по- разному
впитывают воду.
Волшебная рукавичка
Выяснить способность
магнита притягивать
некоторые предметы (магнит,
мелкие предметы из разных
материалов, рукавичка с
магнитом внутри).
Металл
Узнавать предметы из
металла, определять его
качественные
характеристики (структура
поверхности, тонущий,
прозрачность; свойства:
хрупкость,
теплопроводность)
Действие магнита
на предмет
Расширять логический и естественно научный
опыт детей, связанный с выявлением таких
свойств материалов, как липкость, способность
приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов
притягивать железо.
Январь
Как снег
становиться
водой.
Показать детям, что снег в
тепле тает и становится
водой. Талая вода – в ней
мусор. Снег грязный. В рот
брать нельзя.
«Льдинка и
снежинка»
Формировать
исследовательские умения
сбора информации об
объектах неживой природы:
снег и лед, сходство и
различие. Развивать
познавательный интерес к
объектам неживой природы
на основе сравнения анализа.
Вода, лед, снег.
Продолжать знакомиться со
свойствами воды, льда,
снега, сравнивать их,
выявить особенности их
взаимодействия.
Февраль
Волшебная
Получать оттенки синего
3
кисточка
цвета на светлом фоне,
фиолетовый цвет из красной
и синей краски.
С водой и без
воды
Помочь выделить факторы
внешней среды необходимые
для роста и развития
растений (вода, свет, тепло).
Путешествие в
мир стеклянных
вещей
Познакомить детей со
стеклянной посудой, с
процессом ее изготовления.
Активизировать
познавательную
деятельность вызвать
интерес к предметам
рукотворного мира,
закреплять умение
классифицировать
материалы, из которого
делают предметы.
Как достают
скрепку из воды.
Помочь определить какими
свойствами магнит обладает
в воде и на воздухе.
Март
Почему растаяла
Снегурочка
Расширять представления
детей о свойствах воды?
снега, льда. Учить
устанавливать
элементарные причинно-
следственные связи: снег
тает в тепле и превращается
в воду, на морозе замерзает и
превращается в лед.
Освобождение
бусинок из
ледяного плена
Создать условия для
расширения представлений
детей о свойствах льда - тает
в тепле, развивать мышление
при выборе способа
действия. Стимулировать
самостоятельное
формулирование выводов
детьми
Теплая капелька
Познакомить со способом
получения теплой воды,
4
развивать умение детей
планировать свою
деятельность, делать
выводы. Воспитывать
аккуратность при работе с
водой .
Стекло, его
качества и
свойства
Узнавать предметы,
сделанные из стекла,
определять его качества
(структура поверхности:
толщина. прозрачность и
свойства: хрупкость)
Апрель
Чудеса растений
Дать теоретические,
практические умения и
навыки по вегетативному
размножению растений
( черенками) закреплять
навыки ухода за комнатными
растениями.
Нужен ли
корешкам воздух
Помочь выявить причину
потребности растения в
рыхлении, доказать, что
растение дышит всеми
мастями.
Почва (песок,
глина, камни)
Расширять представления
детей о свойствах почвы.
Дать элементарные понятия
о песке, глине, камнях.
Солнечные зайчики
Формировать представления о свойствах солнечных лучей
Май
Зачем растения вертятся
Показать детям, что для роста растениям необходим свет.
Растениям – теплую водичку
Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений.
Передача солнечного зайчика
Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить
свет и изображения предмета.
В мире пластмассы
Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь
выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная.
5