Автор: Зельская Марина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР №8
Населённый пункт: город Курганинск, Краснодарский край
Наименование материала: Дидактический материал
Тема: Дидактическая игра для дошкольников с общим недоразвитием речи "Ловим рыбку"
Раздел: дошкольное образование
Дидактическая игра
«Ловим рыбку»
для старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Коррекционные задачи:
Автоматизировать поставленные звуки.
Формировать фонетико-фонематические представления и слоговую
структуру слова.
Развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь.
Стимулировать развитие психических и познавательных процессов.
Поддерживать эмоционально-положительный комфорт.
Способствовать развитию общения детей, коммуникативных навыков.
Описание
игры:
данная
игра
состоит
из
набора
рыбок
из
синельной
проволочки, картинок, в названии которых включены слова со звуками С,
Сь, З, Зь, Ц, Ч, Щ , Ш, Ж, Л, Ль, Р, Рь; “аквариума”, 2 удочек, 2 ведёрок,
каталог картинок. Количество игроков: 2-4 человека. Данная игра может быть
использована как на индивидуальной, так и на подгрупповой, фронтальной
коррекционной деятельности (как элемент). Можно использовать картинки
как с одной группой звуков, так и разные.
Руководство игрой:
1 группа игр.
Коррекционная
задача: автоматизировать
поставленные
звуки
(в
слове,
предложении, например, в чистоговорке).
Скажи правильно.
Каждый
ребенок
берёт
удочку
и
начинает
“рыбачить”.
Берет
столько
картинок, сколько поймалось
рыбок, называет их, правильно произнося
поставленный звук в слове. За каждое правильно выполненное задание кладёт
рыбку в своё ведёрко. Далее, он передаёт ход следующему игроку.
Скажи чистоговорку.
Каждый
ребенок
берёт
удочку
и
начинает
“рыбачить”.
Ловит
рыбку
с
картинкой, называет её, правильно произнося поставленный звук в слове.
Затем
повторяет
за
логопедом
чистоговорку.
За
каждое
правильно
выполненное задание кладёт рыбку в своё ведёрко. Далее, он передаёт ход
следующему игроку.
У кого больше оказалось рыбок, тот и выиграл
2 группа игр.
Коррекционная
задача:
Формировать
фонетико-фонематические
представления и слоговой структуры слова (закреплять умение определять
положение звука в слове; делить слова на слоги; совершенствовать навыки
звукового анализа)
Определи первый звук в слове.
Каждый ребенок берёт удочку и начинает “рыбачить”. Ловит рыбку, берет
картинку, называет её. Затем выделяет первый звук в названии картинки. За
каждое правильно выполненное задание кладёт рыбку в своё ведёрко. Далее,
он передаёт ход следующему игроку.
Назови последний звук в слове.
Каждый ребенок берёт удочку и начинает “рыбачить”. Ловит рыбку, берет
картинку, называет её. Затем выделяет последний звук в названии картинки.
За каждое правильно выполненное задание кладёт рыбку в своё ведёрко.
Далее, он передаёт ход следующему игроку.
Определи, какие гласные звуки спрятались в слове?
Каждый ребенок берёт удочку и начинает “рыбачить”. Ловит рыбку, берет
картинку, называет её. Затем выделяет гласные звуки в названии картинки. За
каждое правильно выполненное задание кладёт рыбку в своё ведёрко Далее,
он передаёт ход следующему игроку.
Раздели слово.
Каждый ребенок берёт удочку и начинает “рыбачить”. Ловит рыбку, берет
картинку, называет её.
Затем определяет количество слогов в слове. За
каждое правильно выполненное задание кладёт рыбку в своё ведёрко. Далее,
он передаёт ход следующему игроку.
Сосчитать количество звуков в слове.
Каждый ребенок берёт удочку и начинает “рыбачить”. Ловит рыбку, берет
картинку,
называет
её.
Затем
определяет
количество
звуков
в
слове,
выкладывает их фишками . За каждое правильно выполненное задание кладёт
рыбку в своё ведёрко. Далее, он передаёт ход следующему игроку.
У кого больше оказалось рыбок, тот и выиграл.
3 группа игр.
Коррекционная задача: Развивать лексико-грамматический строй речи.
(закреплять умение : образовывать слова с уменьшительно-ласкательными
суффиксами;
согласовывать
существительные
с
прилагательными
и
числительными;
составлять
предложения
с
заданным
словом;
различать
одушевленные и неодушевлённые предметы).
Кто это или что это?
Каждый ребенок берёт удочку и начинает “рыбачить”. Ловит рыбку, берет
картинку,
называет
её.
Затем
ставит
вопрос
“Кто
это?”
или
“Что
это?”,
определяя живое-неживое . За каждое правильно выполненное задание кладёт
рыбку в своё ведёрко. Далее, он передаёт ход следующему игроку.
Один-много.
Дети по очереди берут удочку и начинают “рыбачить”. Ловит рыбку, берет
картинку,
называет
её.Затем
называют
слово
во
множественном
числе
именительного падежа. За каждое правильно выполненное задание кладут
рыбку в своё ведёрко.
\
Какой? Какая? Какое?
Каждый по очереди берут удочку и начинают “рыбачить”. Ловит рыбку, берет
картинку, называет её. Затем подбирает признаки в соответствии с тем, к
какому
роду
относится
предмет
(мужскому,
женскому
или
среднему).
За
каждое правильно выполненное задание кладёт рыбку в своё ведёрко.
Скажи ласково.
Каждый по очереди берут удочку и начинает “рыбачить”. Ловит рыбку, берет
картинку, называет её., а затем преобразует слова с помощью уменьшительно-
ласкательных суффиксов . За каждое правильно выполненное задание кладут
рыбку в своё ведёрко и передаёт ход следующему игроку.
Посчитай.
После того, как игрок “поймал” рыбку, назвал картинку, он считает предмет
от одного до пяти, согласуя окончания. За каждое правильно выполненное
задание кладут рыбку в своё ведёрко и передаёт ход следующему игроку.
Продолжи ряд.
После
того,
как
игрок
“поймал”
рыбку,
назвал
картинку,
он
составляет
цепочку
из
слов,
относящихся
к
данной
классификации
(яблоко-груша,
лимон,
слива,
апельсин…)
.
За
каждое
правильно
выполненное
задание
кладут рыбку в своё ведёрко и передаёт ход следующему игроку.
4 группа игр.
Коррекционная задача: Развивать связную речь.
Составь предложение с данным словом.
После
того,
как
игрок
“поймал”
рыбку,
назвал
картинку,
он
составляет
предложение любой сложности . За каждое правильно выполненное задание
кладут рыбку в своё ведёрко и передаёт ход следующему игроку.
Придумай загадку.
Дети по очереди берут удочку и начинают “рыбачить”. Первый игрок ловит
рыбку с картинкой, но ее не называет. Затем он описывает характерные
признаки
изображённого
предмета:
форму,
цвет,
вкус,
действия,
которые
может совершать сам предмет, и действия, которые можно совершать с ним.
Остальной игрок (игроки) пытаются угадать, о каком предмете идет речь.
Затем к заданию приступает другой ребенок.