Авторы: Безгодова Евгения Витальевна, Евгения Витальевна Безгодова
Должность: Воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: Ухта
Наименование материала: Проект "Столовый этикет" для старшего возраста
Тема: Проект "Столовый этикет" для старшего возраста
Раздел: дошкольное образование
Проект «Столовый этикет»
Актуальность : обусловлена возросшим интересом к возрождению культурно- гигиенических навыков за
столом , обучению правила хорошего тона детского дошкольного возраста .
Проблема : в ходе наблюдений за детьми , выяснилось ,что не все дети умеют культурно вести себя за
столом , пользоваться столовыми приборами и салфетками , не аккуратны во время еды .
Цель : повысить уровень сформированности знаний и навыков столового этикета у детей старшего
дошкольного возраста.
Задачи :
1 .Сформировать у детей интерес к изучению правил столового этикета и применение его в быту .
2 . Познакомить детей с видами и назначением предметов сервировки стола.
3. Закрепить у детей навыки правильного поведения за столом .
4 . Укреплять сотрудничество педагогов и родителей в освоении у детей навыков
столового этикета
5 . Воспитывать культурного и аккуратного человека .
Ожидаемые результаты : по окончанию проекта ,дети научились различным видам сервировки стола ;
пользоваться столовыми приборами ; непринужденно сохранять правильную осанку ; дети знают , на
какое блюдо нужно применить тот или прибор ; научились культуре внешнего вида за столом ; умению
обращаться с просьбой .
План реализации проекта
I этап – подготовительный
1. Наблюдение, беседа с детьми с целью выявления знаний о правилах поведения за
столом, индивидуальные беседы с родителями о поведении детей вне детского сада.
2. Подбор методической и художественной литературы.
3. Подбор иллюстративного материала по теме, подбор игр (настольно-печатных,
дидактических, речевых, сюжетно-ролевых)
4. Подбор видео-аудиоматериалов.
5 .Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста
навыков столового этикета:осуществление формирования навыков столового этикета у детей будет
организованно в ходе цикла этических бесед и серии этических занятий.
6 .Закрепление навыков столового этикета у детей будет проходить в ходе организации упражнений,
разработанных с учетом индивидуального и гендерного подходов;
7 .Оснащение предметно - пространственной среды предметами необходимыми для организации работы
по формированию у детей навыков столового этикета.
Методическое:
1. Алямовская, В.Г., Белая, К.Ю. Ребенок за столом: методическое пособие по
формированию культурно-гигиенических навыков. – М.: Изд-во ТЦ Сфера, 2007.- 64с.
2. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателей дет.
сада. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – с. 115-142.
3. Виноградова, Н.Ф., Година,Г.Н., Загик, Л.В. Детский сад и семья – 2-е изд., испр. и
доп. – М.: Просвещение, 1986.- С. 163-192.
4. Демидова О.Н. Будьте вежливы всегда: практическое пособие для воспитателей и
методистов в ДОУ. / ИП Лакоценин С.С., Воронеж: 2009. - 112с.
5. Курочкина, И.Н. Этикет для дошкольников: пособие для родителей / И.Н.
Курочкина. – М.: Просвещение, 2007. – 72с.
6. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников:
Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., перераб и доп – М.: Просвещение, 1990. 160с.
7. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду: Программа
и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. –С. 39-55.
Материально-техническое:
1. Презентация «Приятного аппетита или правила этикета»
2. Прослушивание аудиозаписи: сказка «Федорино горе», «Медвежонок-невежа»,
«Песенка про этикет».
3. Просмотр мультфильмов: «Жихарка», «Три медведя», «Приключение Буратино».
Диагностико-дидактическое:
1. Настольно-печатная игра «Этикет».
2. Настольно-печатная игра «Азбука этикета»
3. Настольно-печатная игра «Безопасные-опасные предметы»
4. Викторина-игра ««Правила поведения для воспитанных детей»
5. Дидактические игры: «Как вести себя за столом», «Задачки по этикету», «Накрой
стол», «Отгадай ребус», «Доскажи словечко».
II этап – выполнение проекта
Планирование деятельности
С детьми
Сервировка стола»
- «Что такое этикет»
С родителями
Анкета для родителей «Приятного
аппетита
или правила поведения за столом»
- участие родителей в подборе
информационно-познавательной
литературы,художественной литературы
ма т е р и а л о в п о о б у ч е н и ю д е т е
й
правильной сервировки стола
-Домашний фотоотчет « Наш обед»
- Оформление салфеток
- Консультации:
«Красота поведения»,«Детский этикет»,
«Удивительные салфетки», «Учимся
пользоваться столовыми приборами»,
«Сервируем стол»
- Мастер-класс
«Оформление салфеток
для праздничного стола»
ОД в режимных моментах
Беседы: «Что такое этикет?»,«Чт о т а ко е к ул ьт у
р а поведения?»,«Как вести себя за столом»,«Мы
учимся дежурить»,«Украшение праздничного
стола»,
«Что чем едят?» , «Столовые приборы»
Дидактические игры: «Как вести себя за столом» ,
«Задачки по этикету» ,«Накрой стол» ,«Отгадай
ребус» ,«Доскажи словечко»
Викторина «Тима и Тома» -« Веселый этикет»
Сюжетно-ролевые игры: «Кафе» ,«Семья».
Чтение художественной литературы:
К. Чуковского «Федорино горе» , рус.н. с
«Жихарка», «Три медведя» ,С.Маршак «В гостях» ,
А.Степанов «Что такое этикет?» , А . Г . Ш а л а е в а
« С
нетерпением в гости ждал», «Гости, фрукты и
конфеты»,« Е ж и к р о л и к с е р ы й хвостик», «Кот
болтал с набитым ртом», «Все поели, поднялись»,
«Медвежонок хлеб жевал», «Поросенок за за
обедом», «За столом колючий еж», «Зайка завтракал
однажды» , Е . Б л а г и н и н а « Р а я , Машенька и
Женька» , Н.Нищева «Машина каша»
Художественное творчество/художественный
труд
- Рисование «Красивая скатерть», «Расписная
посуда», «Оформление салфеток для праздничного
стола»
Игры-драматизации:
Придумывание и обыгрывание сказки по теме:
«Случай за столом», «Маша обедает», «Угощение».
Ожидаемые результаты : по окончанию проекта ,дети научились различным видам сервировки стола ;
пользоваться столовыми приборами ; непринужденно сохранять правильную осанку ; дети знают , на
какое блюдо нужно применить тот или прибор ; научились культуре внешнего вида за столом ; умению
обращаться с просьбой .
Сделан Лэпбук « Столовый этикет»