Напоминание

"Проектная деятельность в начальной школе"


Автор: Гецко Ольга Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №15 МО Динской район
Населённый пункт: посёлок Южный, Краснодарский край
Наименование материала: инновационный проект
Тема: "Проектная деятельность в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

МО Динской район Краснодарский край

ПРОЕКТ

«Проектная деятельность в начальной школе»

Разработчик:

Ольга Викторовна Гецко

учитель русского языка и литературы

п. Южный

2019 год

1.

Аннотация проекта

Целью данного проекта является организация работы педагогического

коллектива

школы

в

обеспечении

условий

для

поддержки

и

развития

одаренных младших школьников, в создании предпосылок и возможностей

для

проявления

и

развития

способностей

ребенка

в

различных

видах

деятельности.

Эта работа будет осуществляться через проектно-исследовательскую

деятельность,

направленную

на

формирование

отношения

младшего

школьника

к

окружающему

миру,

интеллектуального

и

художественно-

эстетического

развития,

организацию

совместной

деятельности

детей

и

взрослых,

приобщению

их

к

духовному

богатству.

Обучение

учащихся

началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо

через

урок,

защиту

проектов

и

рефератов,

научно-образовательную

и

поисково-творческую деятельность. Учащиеся начальных классов активно

участвуют

в

проектно-исследовательской

деятельности,

разрабатывая

коллективные и индивидуальные проекты.

Основной целью инновационной деятельности педагогов должно стать

создание и поддержание в начальной школе развивающей образовательной

среды

в

единстве

ее

психологических

и

дидактических

компонентов.

Назначение такой среды – способствовать эффективной реализации развития

и

поддержки

детской

одаренности

и таланта.

Через

реализацию

проекта

будут достигнуты следующие результаты:

- совершенствование коммуникативных и познавательных навыков и умений;

- развитие творческих способностей и логического мышления;

- приобщение к конкретным жизненно важным проблемам;

-

новый

уровень

взаимоотношений

со

сверстниками

и

педагогами,

возможность стать партнёром и сотрудником взрослого человека;

- учебное и личностное сотрудничество родителей и детей.

Сроки реализации проекта - 3 года. Проект включает в себя несколько

этапов

реализации

(организационно-подготовительный,

реализационный,

заключительный

этапы).

Участники

проекта:

разработчик

проекта,

разновозрастная группа обучающихся 1 – 4 классов, родители обучающихся

начальных классов, учителя начальных классов.

2. Краткое описание истории и основной деятельности.

Данный проект направлен на учащихся, педагогов и родителей.

Использование метода проектной деятельности в начальной школе как

одного

из

методов

интегрированного

обучения

младших

школьников

позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить

творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами

находить

информацию

об

интересующем

предмете

или

явлении

и

использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А

также

делает

образовательную

систему

школы

открытой

для

активного

участия родителей.

Проект

будет

реализовываться

через

обучение

учащихся

проектно-

исследовательской

деятельности,

просветительскую

работу

с

родителями,

создание предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями

метода проектов.

Всего в проект будет включено 13 учителей и учащиеся 1-4 классов.

Мы

рассчитываем,

что

благодаря

предлагаемому

проекту,

педагоги

смогут освоить новую технологию – метод проектной работы, что позволит

изменить

стиль

работы

с

детьми,

повысить

детскую

самостоятельность,

активность,

любознательность,

вовлечь

родителей

в

образовательный

процесс начальной школы.

3. Постановка проблемы

Произошедшие в последние годы изменения в практике современного

образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела.

Использование

принципов

личностно-ориентированного

образования,

индивидуального подхода потребовало соответствующих методов обучения.

Обновлённой школе требуются такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию

учащихся в учении;

-

развивали

бы

в

первую

очередь

общеучебные

умения

и

навыки:

исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

-

формировали

бы

не

просто

умения,

а

компетенции,

т.е.

умения,

непосредственно

сопряжённые

с

опытом

их

применения

в

практической

деятельности;

- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса

учащихся;

- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Необходимо готовить учащихся начальных классов к такой деятельности,

которая

учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия,

развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия

для самостоятельной активности и сотрудничества.

Ведущее

место

среди

таких

методов

принадлежит

проектно-

исследовательской деятельности.

Введение

в

образовательное

пространство

проектно-исследовательской

деятельности способствует проявлению индивидуальности ученика. Ученик,

работая над проектом или исследованием, проходит стадии планирования,

анализа, синтеза, активной деятельности.

Способности младшего школьника должны полноценно развиваться при

целенаправленном

педагогическом

сопровождении.

Педагогическое

сопровождение предполагает:

- высокий уровень консультирования в различных областях;

-

консультирование

по

оформлению

работы,

подготовки

презентации

и

защиты работы;

- поддержка и поощрение инициативы и самодеятельности;

- создание условий для воплощения творческого замысла;

- поиск мест для представления полученного результата.

Актуальность

методики

проектно-исследовательской

деятельности

подтверждается

авторитетным

мнением

учёных.

В

педагогике

ХХ

века

утверждение

исследовательского

подхода

к

обучению

связано

с

именем

Джона

Дьюи.

Он

исходил

из

того,

что

роль

детства

не

ограничивается

подготовкой

к

будущей

взрослой

жизни.

Школа

это

место

для

исследования окружающей жизни. Савенков А.И., доктор педагогических и

психологических

наук,

считает,

что

практика

проведения

учебных

исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое

направление

внеклассной

или

внешкольной

работы,

тесно

связанное

с

основным

учебным

процессом

и

ориентированное

на

развитие

исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и

закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может

иметь

и

локальный,

и

фронтальный

характер,

её

можно

проводить

индивидуально, с небольшой группой детей, в процессе основных учебных

занятий.

«Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти

знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода

проектно-исследовательской

деятельности,

который

привлекает

внимание

всю образовательную систему, стремящуюся найти разумный баланс между

академическими знаниями и прагматическими умениями.

4. Гипотеза проекта.

Рабочая гипотеза состоит в том, что если:

- профессионально подготовить учителей к осуществлению данной задачи;

- сформировать положительную мотивацию к учебной исследовательской и

проектной деятельности учащихся и учителей;

- организовать методическое сопровождение деятельности рабочей группы,

работу над учебными исследованиями и проектами;

-

осуществлять

мониторинг

результативности

проектной

деятельности

младших школьников,

то

проектная

деятельность

качественно

повлияет

на

повышение

профессионально-личностного

потенциала,

уровня

квалификации

и

профессионализма

педагогических

работников

в

НОШ,

реализацию

индивидуальных

возможностей,

творческого

потенциала

всех

участников

образовательного процесса.

5. Цели и задачи проекта.

Цель

проекта

создание

системы

работы

по

внедрению

в

образовательный процесс НОШ новой технологии – проектной деятельности

младших школьников.

Задачи проекта:

1.

Организовать

систему

из

семинаров,

консультаций,

тренингов

по

освоению педагогами метода проектной деятельности в начальной школе.

2. Организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями

с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.

3.

Выработать

систему

подготовки

и

участия

детей

в

проектно-

исследовательской деятельности.

6. Стратегия достижения поставленных целей.

Реализация

поставленных

задач

будет

происходить

в

3

этапа:

организационно-подготовительный, организационный, заключительный.

I

этап

организационно-подготовительный.

Предполагает

отбор

участников

проекта,

подбор

методической,

справочной

литературы

по

проектной деятельности младших школьников.

Отбор

участников

будет

проводиться

на

основе

желания

педагогов

включиться

в

реализацию

предлагаемого

проекта

и

по

результатам

собеседования. Главным критерием при этом будет готовность персонала к

открытости и изменениям в работе с детьми.

II этап – реализационный. Подразумевает консультации, семинары –

практикумы

для

учащихся

и

родителей,

тренинги,

педсоветы,

защиту

авторских проектов.

III

этап

заключительный.

Включает

в

себя

подведение

итогов,

анализ полученных результатов, обобщение опыта работы педагогов.

7. Механизм реализации проекта.

I.Организационно-подготовительный этап

(май – декабрь)

Цель: формирование команды проекта

Содержание деятельности

Ожидаемый результат

1.Ознакомление с кадровым составом

учреждения.

Отбор педагогов, способных стать

наставниками.

2. Подбор методической, справочной

литературы по проектной деятельности

младших школьников.

Создание методической базы.

3. Отбор инновационных методик и

технологий по проектной деятельности

младших школьников.

Обучение педагогов методике

проведения непосредственной

образовательной деятельности.

4. Разработка нормативно-правовой

базы.

Создание нормативно правовой

базы.

5. Составление и обсуждение плана

проведения проекта.

Составление плана мероприятий

проекта.

6. Проведение мониторинга для

выявления интересов младших

школьников.

Выявление интересов младших

школьников для определения

направления проектной

деятельности.

II этап – реализационный

(январь - апрель)

Цель: поэтапное решение проблем организации системы работы по

внедрению проектной деятельности в образовательный процесс НОШ

Содержание деятельности

Ожидаемый результат

1.Координация деятельности всех

педагогов.

Решение проблем, возникающих в

ходе работы.

2.Использование активных форм

методической работы: тренинги,

педагогический анализ своей

деятельности, решение проблемных

Профессиональный и личностный

рост сотрудников: овладение

технологией проектной деятельности

младших школьников.

ситуаций.

3. Защита авторских проектов.

Выявление динамики развития и

путей коррекции при необходимости,

мониторинг успешности.

III этап –заключительный

(

апрель-май

)

Цель: определение эффективности проведенной работы.

Содержание деятельности

Ожидаемый результат

1.Анкетирование педагогов.

Выявление удовлетворенности

педагогов возможностью проявления

и реализации своих

профессиональных и личностных

качеств.

2.Анализ наличия обобщенного

опыта работы.

Размещение на сайте материалов

детских проектно-исследовательских

работ.

3.Анкетирование родителей.

Выявление реального уровня

удовлетворенности родителей

инновационной деятельностью НОШ.

9. Ресурсное обеспечение

Для реализации данного проекта имеется в наличии следующее ресурсное

обеспечение:

Методическое

Кадровое

Материально-техническое

1. Приобретение

новинок

методической

литературы по

инновационной

деятельности.

2. Ознакомление с

Педагоги начальной

школы.

-АРМ (5 шт.)

-ксероксы (4 шт.)

-фотоаппарат (1 шт.)

-видеокамеры (1 шт.)

- ЛабДиски Гламир (3 шт.)

материалами,

размещенными в

интернете.

- комплект лабораторного

оборудования «От зародыша до

взрослого растения».

- конструктор ПервоРобот

LEGO WeDo (4 шт.)

- микроскоп цифровой (3 шт.)

- магнитные плакаты (плакаты,

набор карточек).

9. Рабочий план.

I.Организационно-подготовительный этап

(май– август)

Мероприятия

Исполнители

Оформление

результатов

Сроки

1.

Собеседование с

педагогами и подбор

кадров.

По факту

Анкета

По факту

2.

Подбор

методической,

справочной литературы

по проектной

деятельности младших

школьников.

Аналитическая

справка

3.

Диагностические

исследования с целью

выявления

познавательных

интересов у детей.

Анкета

4.

Обучающий

семинар «Общие основы

проектной деятельности

младших школьников».

«Метод проектов в

младшем школьном

образовании».

Протокол

семинара

5.

Разработка

нормативно-правовой

базы.

Нормативные

документы

6.

Создание

творческой группы

педагогов и учащихся.

Решение

ШМС

учителей

начальных

классов

7.

Спланировать

работу творческой

группы.

План работы ТГ

II этап – реализационный

(январь - апрель)

Задачи

Исполнители

Оформление

результатов

Сроки

1.

Консультации

для учащихся и

родителей по

созданию

развивающей среды.

По факту

Материалы

По факту

2.

Разработка

групповых проектов.

Разработки

3.

Представление

детских проектных

работ на школьном и

районном уровне

Презентации

учащихся

4.

Педагогический

совет «Работа НОШ

по методу проектной

деятельности

младших

школьников».

Протокол

III этап –заключительный

(

апрель-май

)

Задачи

Исполнители

Оформление

результатов

Сроки

1.

Экспертно-

диагностическая

оценка проекта.

Отработка и анализ

полученных данных.

По факту

Аналитическая

справка

По факту

2.

Публичная

презентация

Презентация,

справка

результатов проекта.

3.

Размещение на

сайте материалов

детских проектно-

исследовательских

работ.

Сайт

10. Мониторинг реализации проекта

Формируемые

компетентности

Формы

отслеживания

результата

Ожидаемые

результаты

Умение общаться, быть

понятым.

Педагогическое

наблюдение.

- налаживание

общения с людьми

разных возрастных

групп;

- соблюдение речевого

этикета.

Умение работать в

команде.

Педагогическое

наблюдение

- отсутствие

конфликтных

ситуаций;

- распределение ролей

внутри микрогрупп;

- организация

управления в группе.

Умение создавать

собственный продукт

Подготовка к

презентации

- нацеленность

действий на конечный

результат;

- рефлексивная оценка

собственной

деятельности.

Охват детей проектно-

исследовательской

деятельностью

Статистические

данные

Рост числа детей,

занимающихся

проектно-

исследовательской

деятельностью

11. Направления развития эксперимента

Выполнив проектную, исследовательскую или проектно-исследовательскую

работу, ученик приобретает следующие навыки:

- мыследеятельностные: выдвижение идеи, проблематизация, обоснованный

выбор

способа

или

метода,

пути

деятельности,

планирование

своей

деятельности, самоанализ и рефлексия;

- презентационные: составление устного сообщения о проделанной работе,

выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности,

изготовление

предметов

наглядности,

подготовка

письменного

отчёта

о

проделанной работе;

-

коммуникативные:

свободное

владение

информацией,

умение

чётко

отвечать на поставленные вопросы и выражать свои идеи и мысли;

- поисковые: поиск информации в Интернете, на бумажных носителях, в

музеях и т.д.;

-

информационные:

выделение

главного,

приём

и

передача

информации,

представление её в различных формах, упорядоченное хранение и поиск

информации.

12. Ожидаемые результаты

Предполагаемые результаты:

1.

Проектная

деятельность

качественно

повлияет

на

повышение

профессионально-личностного

потенциала,

уровня

квалификации

и

профессионализма

педагогических

работников

в

СОШ,

реализации

индивидуальных

возможностей,

творческого

потенциала

всех

участников

образовательного процесса.

2.

Повысится уровень активности детей, возрастет самостоятельность в

решении поставленных задач.

3. Изменится стиль общения взрослого с ребенком.

4.

Родители

станут

активными

участниками

образовательного

процесса.

5. Сблизятся позиции СОШ и семьи к совместной творческой деятельности.

6.Произойдет

активное

развитие,

обогащение,

совершенствование

материально-технической базы СОШ.

Дальнейшее

развитие

проекта:

в

результате

данного

проекта

будет

создана

система

работы

по

внедрению

проектно-исследовательской

деятельности

в

образовательный

процесс

СОШ.

По

итогам

реализации

данного

проекта

планируется

разработка

методических

рекомендаций

по

организации проектной деятельности в системе СОШ.

13. Необходимые условия проведения эксперимента

Для реализации данного проекта имеется в наличии следующее ресурсное

обеспечение:

Ресурсные условия

Описание условий

1.

Кадровые

- повышение квалификации участников

эксперимента по темам исследования,

- наличие опыта педагогического

сопровождения проектно-

исследовательской деятельности (более

50% педагогов)

2.

Научно-методические

- наличие в школе научного руководителя,

- тесное сотрудничество с ИМЦ Динского

района,

- обеспечение научно-экспериментальной

работы необходимыми пособиями,

учебниками и другими средствами

обучения.

3.

Организационные

- проведение ежегодных научно-

практических конференций младших

школьников,

- ведение мониторинга исследования в

ходе эксперимента.

4.

Материально-технические

- наличие библиотечного фонда,

- укрепление материально-технической

базы школы:

- памятки,

-финансирование,

-ТСО: мультимедиа, проекторы и т.д.

- средства на проведение

просветительских мероприятий.

5.

Нормативно-правовые

- оформление необходимой документации

по теме эксперимента.

- обеспечение школы всеми

действующими законами, положениями,

программами по теме эксперимента.

6.

Информационные

- обеспечение коллектива педагогов

соответствующей информацией:

периодика, материалы передового опыта,

банки данных, мониторинг и диагностика

эксперимента и пр.

14. Финансово – экономическое обоснование.

Реализация проекта будет осуществляться за счёт:

1.

Бюджетных

средств,

выделяемых

по

действующим

нормативам

финансирования общеобразовательного учреждения.

2. Средства фонда доплат и надбавок к ставкам и окладам работников

школы.

3. Дополнительных средств, получаемых из внебюджетных источников

(благотворительная помощь).

15. Практическая значимость результатов.

Распространение результатов эксперимента в системе образования края

возможно посредством:

-

создания

единого

информационного

пространства

с

другими

образовательными учреждениями;

представления созданных методик и полученных данных методическим

службам края для обмена опытом;

- внесения предлагаемых форм в банк педагогической информации;

- проведения тематических семинаров, тренингов.

Литература:

1.

Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. -

М.: Академический проспект, 2000.-624 с.

2.

Загвязинский

В.И.,

Поташник

М.М.

Как

учителю

подготовить

и

провести

эксперимент. Методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России,

2005.-144 с.

3.

Каменский

А.М.

Психологические

проблемы

учебно-воспитательного

процесса. - СПб, 1996.-94с.

4.

Краля

Н.А.

Метод

учебных

проектов

как

средство

активизации

учебной

деятельности

учащихся:

Учебно-методическое

пособие

/

Под

ред.

Ю.П.

Дубенского. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 59 с.

5.

Савенков

А.И.

Игры,

дающие

старт

исследовательской

деятельности.

//Директор школы, 2004, №1, с46-50.

6.

Савенков

А.И.

Исследования

на

дому.

Методические

рекомендации

//

Исследовательская работа школьников, 2002, №1 с.34-45, №2 с.73-78.

7.

Соколова

Т.Е.

Информационная

культура

младшего

школьника:

Учебно-

методическое

пособие

(Вып.1-5).

-

Самара:

Издательство

«Учебная

литература», 2007.

8.

Пахомова

Н.Ю.

Метод

учебного

проекта

в

образовательном

учреждении:

Пособие для учителей и студентов вузов – М.:АРКТИ,2005.- 112 с.

9.

Семенова, Н.А. Место исследовательской деятельности младших школьников в

современном образовательном процессе [Текст] / Н.А.Семенова// Дошкольное и

начальное

образование

в

XXI

веке.

Теория

и

методика:

Материалы

региональной

научно-практической

конференции,

посвященной

100-летию

ТГПУ и 25-летию факультета начальных классов. - Томск: Издательство ТГПУ,

2002.- С.59-62.

10.

Румянцева,

Н.Ю.

Организация

учебно-исследовательской

деятельности

младших школьников [Текст] /Н.Ю.Румянцева. – М.: Просвещение, 2001. –

С.34.

11.

Савенков,

А.И.

Содержание

и

организация

исследовательского

обучения

школьников [Текст] /А.И.Савенков. – М.: «Сентябрь», 2003. – С.204



В раздел образования