Напоминание

"Умелые руки"


Автор: Белеменко Екатерина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 85
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Программа
Тема: "Умелые руки"
Раздел: дополнительное образование





Назад




1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание,

рационально

использовать

свободное

время

учащихся. Работа

с

бумагой,

природным

и

бросовым материалом, тканью

это самые распространенные виды декоративно – прикладного

искусства

среди

школьников.

Несложность

оборудования,

наличие

инструментов

и

приспособлений,

материалов,

доступность

работы

позволяют

заниматься

декоративно-

прикладным творчеством учащимся начальной школы.

Теоретическая часть включает краткие

пояснения по темам занятий и приемам работы ,а.практическая состоит из нескольких заданий. На

начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала.. Необходимо воспитывать у

детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил

культуры

труда,

приучать

экономно

и

аккуратно

использовать

материалы,

пользоваться

инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности

труда и санитарной гигиены

.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности

(работа с природным материалом, бумагой, нитками, тканью, пластилином, бросовым

материалом) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни приёмами

ручной работы с разными материалами 9изготовление игрушек, различных полезных

предметов для школы и дома). По каждому виду труда программа содержит практические

и теоретические работы.

Программа дополнительного образования актуальна тем, что она широко и

многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного

изображения,

связь

художественной

культуры

с

общечеловеческими

ценностями.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в

себя,

в

свои

способности,

предусматривает

у

детей

развитие

художественно-

конструкторских

спо собно стей,

не стандартного

мышления,

т в о рч е с ко й

индивидуальности.

Цели программы: развитие и воспитание учащихся (умственное, нравственное,

эстетическое), развитие детского сплоченного коллектива.

Задачи программы:

- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами при

обработке различных материалов;

- формировать образное, пространственное мышление;

- развивать умение ориентироваться в проблемной ситуации;

- развивать смекалку, изобретательность, усидчивость;

- воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного;

- воспитание самостоятельности.

Структура программы

Программа кружка «Умелые руки» основана на принципах последовательности,

наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, то есть теоретические

задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей

с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

1. Исторический аспект.

2. Связь с современностью.

3. Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий.

4. Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей.

Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как

перед практической частью, так и во время работы. С первых же занятий дети приучаются

работать по плану:

1. Эскиз.

2. Воплощение в материале.

3. Выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках

композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Формы и методы

Приоритет отдается формам преподавания:

1. Практическим (упражнения, практические работы, практимумы).

2. Наглядным (использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов).

3. Нестандартным (игра-путешествие, конкурс, викторина, чаепитие).

Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.

Характеристика ожидаемых результатов

В результате обучения в кружке учащиеся должны знать:

1. Название изученных материалов и инструментов, их назначение.

2. Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими

инструментами.

3. Правила планирования и организации труда.

4. Способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой.

В результате обучения учащиеся должны уметь:

1. Правильно использовать инструменты в работе.

2. Строго соблюдать правила безопасности труда.

3. Самостоятельно планировать и организовывать свой труд.

4. Самостоятельно изготовить изделие по рисунку, эскизу, схеме, замыслу.

5. Экономно и рационально расходовать материалы.

6. Контролировать правильность выполнения работы.

Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих

путеводных положений:

1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не

нашли своего дела.

2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то

должно получиться лучше, это «что-то» нужно искать.

3.

неизбежность

перемен:

ни

одно

суждение

о

человеке

не

может

считаться

окончательным.

4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на

каждом

занятии,

прежде

всего

для

недостаточно

подготовленных,

важно

дать

им

почувствовать, что они не хуже других.

5. Максимум поощрения, минимум наказания.

6. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения.

Результатом данной программы являются выставки детских работ, использование поделок

– сувениров в качестве подарков для дошкольников, ветеранов, учителей, родителей,

оформление зала для проведения праздничных утренников.

2. Учебно-тематический план

Наименование темы

Всего

часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Работа с природным материалом

20

8

12

3

Работа с бумагой

50

18

32

4

Работа с нитками

28

10

18

5

Работа с тканью

16

5

11

6

Работа с бросовым материалом

14

5

9

7

Работа с пластилином

10

3

7

8

Итоговое занятие

2

1

1

Итого:

144

3. Содержание программы:

Тема 1. Вводное занятие.

1.1 Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка «Умелые руки». Требования к

поведению

учащихся

во

время

занятий.

Соблюдение

порядка

на

рабочем

месте.

Соблюдение правил по технике безопасности. Рисование Страны Мастеров.

Тема 2. Работа с природным материалом.

2.1 Экскурсия в парк. Аппликация из листьев «Бабочка».

2.2 Камни – зверушки.

2.3 Шишка превращается…

2.4 Зверинец на улице Каштановой.

2.5 Осенний букет.

2.6 Мозаика с использованием семян, камешек, ракушек.

2.7 Аппликация из соломенной крошки.

2.8 Картина из яичной скорлупы.

2.9 Аппликация из цветов и листьев.

2.10 Самостоятельная творческая мастерская.

Тема 3. Работа с бумагой.

3.1 Разновидности бумаги. Изготовление бумаги.

3.2 Базовая форма «Треугольник». Муха. Черепаха.

3.3

Базовая

форма

«Треугольник».

Собака.

Базовая

форма

«Двойной

треугольник».

Водяная бомбочка.

3.4 Базовая форма «Дверь». Поросенок. Базовая форма «Блин». Лягушка.

3.5 Базовая форма «Рыба». Карп. Рыбки.

3.6 Панно «Аквариум».

3.7 Базовая форма «Воздушный змей». Лебедь. Базовая форма «Книжка». Коробка.

3.8 Бумажное солнышко.

3.9 Дед Мороз.

3.10 Такие разные цилиндры. Кот.

3.11 Игрушки из конусов. Мыши.

3.12 Рождественский ангелок.

3.13 Макет настольной лампы.

3.14 Ёлочный фонарик.

3.15 Цилиндры и конусы. Самостоятельная творческая мастерская.

3.16 Фигурки из «Колумбова яйца».

3.17 Игрушки из руки. Осьминог.

3.18 Объёмная аппликация.

3.19 Изготовление сплошной мозаики из обрывных кусков.

3.20 Мозаика «Козлик».

3.21 Одуванчик.

3.22 Открытка «Лаванда»

3.23 Шкатулка.

3.24 Украшение шкатулки.

3.25 Самостоятельная творческая мастерская.

Тема 4. Работа с нитками.

4.1 Виды нитей (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические). Плетение в

три пряди. Закладка.

4.2 Куклы из ниток. Мартенички.

4.3 Аппликация из нитяной крошки.

4.4 Техника изонить. Заполнение угла. Заполнение дуги.

4.5 Ёлочка.

4.6 Цветок.

4.7 Заполнение окружности. Цыпленок.

4.8 Кошка.

4.9 Вишенки.

4.10 Бабочка.

4.11 Ромашка.

4.12 Букет в вазе.

4.13 Золотая рыбка.

4. 14 Самостоятельная творческая мастерская.

Тема 5. Работа с тканью.

5.1 Ассортимент тканей. Виды швов «вперед иголка», «через край».

5.2 Куклы для пальчикового театра.

5.3 Коллаж из текстильных материалов.

5.4 Фантазируем с пуговицами. Гусеница.

5.5 Игольница «Цветок».

5.6 Мягкая игрушка «Черепашка».

5.7 Мягкая игрушка «Лягушонок».

5.8 Рисуем лоскутками.

5.9 Самостоятельная творческая мастерская.

Тема 6. Работа с бросовым материалом.

6.1 Открытка с глазком «Ёлочка».

6.2 Весенний букет.

6.3 Игрушки-сувениры из пластмассовых упаковок-капсул. Поросенок.

6.4 Воздушные рыбки.

6.5 Конструирование игрушек из прямоугольных коробок. Львенок.

6.6 Конструирование игрушек из прямоугольных коробок. Самостоятельная творческая

мастерская.

Тема 7. Работа с пластилином.

7.1 Лепка животных. Лягушка.

7.2 Лепка животных. Корова.

7.3 Лепка животных. Пингвины.

7.4 Пластилиновая аппликация на картоне «Звездное небо».

7.5 Ваза для цветов.

Тема 8. Итоговое занятие.

8.1 Игра-путешествие по Стране Мастеров. Подведение итогов.

Условия реализации программы

Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник,

циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы, кисточка для клея, иголки

швейные, портновские булавки, шило, шаблоны выкроек, схемы по ниткографии.

Материалы: бумага цветная, самоклеющаяся бумага, калька копировальная, альбом,

бархатная

бумага,

цветной

картон,

ткань,

нитки

швейные,

мулине,

шишки,

желуди,

каштаны, камни, листья, корни, стебли, соломка, цветы, яичная скорлупа, семена растений,

пластилин, проволока, спичечные коробки, пластмассовые бутылки, открытки, шерстяная

пряжа клей ПВА.

Список литературы

1. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Оригами от простых фигурок до сложных форм. 337

схем моделей. «ОНИКС», Москва, 2008.

2. Сержантова Т. Б. 336 моделей оригами. «АЙРИС-ПРЕСС», Москва, 2007.

3. Шалимова О. Д. Трудовое обучение в начальных классах. Армавир, 2005.

4. Межуева Ю. В. Уроки труда. 2 класс. «Лицей», Саратов, 2007.

5. Межуева Ю. В. Уроки труда. 3 класс. «Лицей», Саратов, 2007.

6. Межуева Ю. В. Уроки труда. 4 класс. «Лицей», Саратов, 2007.

7. Зуева О. Л. Уроки труда в начальной школе. «Сервисшкола», Ставрополь, 2000.

8. Геронимус Т. М. 150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к

планированию занятий. 1997.

9. Зайцева А. А. Квилинг: новые идеи для творчества. «Эксмо», Москва, 2011.

10. Рагозина Т. М., Гринева А. А., Мылова И. Б. Технология. «Академккнига», Москва,

2011.

11. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. «Просвещение», Москва,

1988.

12. Гусакова М. А. Подарки и игрушки своими руками. «Сфера», Москва, 2000.

Календарно-тематический план объединения «Умелые руки»

№ темы

Содержание

Кол-во

часов

Дата

1

I

Беседа,

ознакомление

детей

с

особенностями

кружка «Умелые руки». Требования к поведению

учащихся во время занятий. Соблюдение порядка

на рабочем месте. Соблюдение правил по технике

безопасности. Рисование Страны Мастеров.

2

2

II

Экскурсия

в

парк.

Аппликация

из

листьев

«Бабочка».

2

3

Камни – зверушки.

2

4

Шишка превращается…

2

5

Зверинец на улице Каштановой.

2

6

Осенний букет

2

7

Мозаика

с

использованием

семян,

камешек,

ракушек.

2

8

Аппликация из соломенной крошки.

2

9

Картина из яичной скорлупы.

2

10

Аппликация из цветов и листьев.

2

11

Самостоятельная творческая мастерская.

2

12

III

Разновидности бумаги. Изготовление бумаги.

2

13

Базовая форма «Треугольник». Муха. Черепаха.

2

14

Базовая форма «Треугольник». Собака.

Базовая

форма

«Двойной

треугольник».

Водяная

бомбочка.

2

15

Базовая

форма

«Дверь».

Поросенок.

Базовая

форма «Блин». Лягушка.

2

16

Базовая форма «Рыба». Карп. Рыбки.

2

17

Панно «Аквариум».

2

18

Базовая

форма

«Воздушный

змей».

Лебедь.

Базовая форма «Книжка». Коробка.

2

19

Бумажное солнышко.

2

20

Дед Мороз.

2

21

Такие разные цилиндры. Кот.

2

22

Игрушки из конусов. Мыши.

2

23

Рождественский ангелок.

2

24

Макет настольной лампы.

2

25

Ёлочный фонарик.

2

26

Цилиндры и конусы. Самостоятельная творческая

мастерская.

2

27

Фигурки из «Колумбова яйца».

2

28

Игрушки из руки. Осьминог.

2

29

Объёмная аппликация.

2

30

Изготовление

сплошной

мозаики

из

обрывных

кусочков.

2

31

Мозаика «Козлик».

2

32

Одуванчик.

2

33

Открытка «Лаванда».

2

34

Шкатулка.

2

35

Украшение шкатулки.

2

36

Самостоятельная творческая мастерская.

2

37

IV

Виды

нитей

(хлопчатобумажные,

шерстяные,

шелковые, синтетические). Плетение в три пряди.

Закладка.

2

38

Куклы из ниток. Мартенички.

2

39

Аппликация из нитяной крошки.

2

40

Техника

изонить.

Заполнение

угла.

Заполнение

дуги.

2

41

Ёлочка.

2

42

Цветок.

2

43

Заполнение окружности. Цыпленок.

2

44

Кошка.

2

45

Вишенки.

2

46

Бабочка.

2

47

Ромашка.

2

48

Букет в вазе.

2

49

Золотая рыбка.

2

50

Самостоятельная творческая мастерская.

2

51

V

Ассортимент тканей. Виды швов «вперед иголка»,

«через край».

2

52

Куклы для пальчикового театра.

2

53

Коллаж из текстильных материалов.

2

54

Фантазируем с пуговицами. Гусеница.

2

55

Игольница «Цветок».

2

56

Мягкая игрушка «Черепашка».

2

57

Мягкая игрушка «Лягушонок».

2

58

Рисуем лоскутками.

2

59

Самостоятельная творческая мастерская.

2

60

VI

Открытка с глазком «Ёлочка».

2

61

Весенний букет.

2

62

Игрушки-сувениры из пластмассовых упаковок-

капсул. Поросенок.

2

63

Воздушные рыбки.

2

64

Конструирование

игрушек

из

прямоугольных

коробок. Львенок.

2

65

Конструирование

игрушек

из

прямоугольных

коробок. Самостоятельная творческая мастерская.

2

66

Бусы из открыток.

2

Изготовление изделий из бросовых материалов по

замыслу

67

VII

Лепка животных. Лягушка.

2

68

Лепка животных. Корова.

2

69

Лепка животных. Пингвины.

2

70

Пластилиновая аппликация на картоне «Звездное

2

небо».

71

Ваза для цветов.

2

72

VIII

Игра-путешествие

по

Стране

Ма с те р о в.

Подведение итогов.

2

ИТОГО:

144



В раздел образования