Автор: Выханская Ирина Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад Ёлочка" г. Надыма"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Надым
Наименование материала: статья
Тема: Рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в Гостевых группах
Раздел: дошкольное образование
РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации развивающей предметно-пространственной среды
в Гостевых группах
Развивающая
предметно-пространственная
среда
(далее
–
РППС)
является
одним
из
эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ, поэтому
должна
строиться
таким
образом,
чтобы
дать
возможность
наиболее
эффективно
развивать
индивидуальность
каждого
ребёнка
с
учётом
его
склонностей,
интересов,
уровня активности. Она выступает стимулятором, движущей силой в целостном процессе
становления личности ребёнка, компенсирует ряд несформированных функций.
Существует ряд общих требований для организации РППС:
Оптимальная
насыщенность
-
материалы
и
оборудование,
создающие
(без
чрезмерного обилия и недостатка) целостную среду.
Разнообразие - наличие всевозможного игрового и дидактического материала для
сенсорного развития.
Стабильность – материалы и пособия, маркеры игрового пространства, имеющие
постоянное место.
Доступность – расположение игрового и дидактического материала в поле зрения
ребёнка.
Полифункциональность, возможность трансформирования и т.д.
Соответствие среды возрасту и клинико-психологическим особенностям детей с ОВЗ.
Отражение в среде особенностей реализуемой образовательной программы.
Отражение тематики и содержания НОД и коррекционной работы.
Наличие уголков уединения (или приспособленных мест для этого)
Наличие
уголков,
отражающих
инновационные
проекты
(по
гражданскому,
экологическому образованию, здоровьесбережению).
Наличие в группах современных сюжетно-ролевых игр.
Учёт гендерных различий детей в построении среды.
Наличие в группе индивидуального авторского пространства ребёнка с ОВЗ (уголки с
личными игрушками, альбомами ребёнка, творческими работами ребёнка, подборка
грамот с конкурсов и соревнований, организация персональных выставок ребёнка с
ОВЗ).
Эстетическое состояние всех предметов и пособий в среде.
Целесообразное соседство уголков.
Учёт безопасности и жизнедеятельности детей с ОВЗ.
Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями зрения:
1.
При построении предметно-развивающей среды, на первое место встаёт соблюдение
офтальмогигиенических требований:
- достаточная освещенность;
- соответствие игрового и наглядного материала тифлопедагогическим требованиям по
размеру, окраске, контрастности, реалистичности, объемности
2.
Большое внимание нужно уделить развитию зрительно-двигательной ориентировке в
пространстве.
3.
Обеспечивая ребенку лучшие условия для видения, по пути перемещения и в самих
помещениях, используют разные маркеры: световые, цветные атрибуты, сигналы.
4.
На лестничных проемах, начало и конец перил, обозначают цветными кубиками.
5.
Угол косяка дверного проема
обозначается
на уровне
глаз
ребенка полоской
контрастного цвета длиной 40-50 см, на дверную ручку наклеивают круг.
6.
На шкафчик в раздевалке, кровать, в ячейку для полотенца наклеивают ориентиры из
одинаковых объемных картинок. Взрослые обязательно сразу проговаривают ребенку,
какие ориентиры есть в группе и по дороге из группы в другие помещения детского
сада.
7.
В центре музыкального и физкультурного зала на ковре фиксируют яркие цветные
ориентиры, которые помогают детям найти место при перестроении.
-
демонстрационный
материал
по
размеру
должен
быть
не
менее
20см,
материал
раздаточный от 3 до 5см; предметные и сюжетные картинки необходимо окантовывать;
- наличие подставок, что позволяет рассматривать объект в вертикальном положении;
- посадка ребёнка на занятии осуществляется с учетом рекомендации врача-офтальмолога;
- особое внимание обратить на логическую последовательность заданий: это могут быть
дидактические
игры
по
изучаемым
темам,
кроссворды,
ребусы,
логические
цепочки,
алгоритмы;
-
преобладание
пособий
красного,
оранжевого,
зеленого
цветов
(младшая,
средняя
группа), постепенное ознакомление с другими цветами в старших группах;
(младшая, средняя группа), постепенное ознакомление с другими цветами в старших
группах;
- материал для заданий должен быть правильно подобран по размеру (помидор не должен
быть больше капусты, машина больше дома);
- наличие сенсорного уголка, в котором будут заводные, звучащие, сделанные из разного
материала игрушки, дощечки с разными тактильными поверхностями;
- предметы, предъявляемые педагогом ребёнку, должны быть удобными для зрительного и
осязательного обследования, ярко окрашенными, традиционной, легко узнаваемой формы,
основные детали должны быть чётко выражены и выделены цветом;
- для слабовидящих детей должны использоваться учебные пособия с более крупными
буквами, для меньшего напряжения глаз при работе. Материал должен быть чётким,
точным, ярким и красочным, без излишней детализации;
- предпочтительнее использовать чёрные изображения на белом или жёлтом фоне и
наоборот.
- в работе с дошкольниками с миопией и косоглазием учитывать, что эти дети меньше
обращают внимание на цвет, а больше на форму предмета;
- для детей с нарушением цветовосприятия необходимо строго продумывать цветовые
сочетания при одновременном предъявлении. Приемлемо написание ручкой зелёного,
чёрного и красного цвета;
- рекомендуется использовать наглядные пособия с небольшим количеством элементов,
т.к. при нистагме и косоглазии ребёнку очень трудно переключать внимание с одного
предмета на другой, с одной плоскости на другую, определять место начала написания и
чтения;
- детям с косоглазием без амблиопии следует сидеть в среднем ряду за любым столом,
детям с косоглазием и амблиопией - в среднем ряду за первым столом (чем ниже острота
зрения, тем ближе к доске). Необходимо учитывать вид косоглазия. При сходящемся -
настолько
далеко
от
доски,
насколько
позволяет
острота
зрения.
При
расходящемся
косоглазии - как можно ближе к доске, несмотря на остроту зрения;
- дети, страдающие светобоязнью (при альбинизме и др.) должны сидеть подальше от
освещённых окон, можно затенить их место ширмочкой;
- при катаракте дети успешнее работают вдали от света;
- дети, страдающие глаукомой (при отсутствии светобоязни), должны сидеть близко к
освещённым окнам.
Предметно-развивающая среда для детей с аутическим спектром:
1.
Пространство
характеризуется
привлекательностью,
упорядоченностью
и
функциональностью.
Пространство
помещения
условно
делится
на
зоны.
Зоны
оборудованы в соответствии с их функциональным назначением.
2.
Оформленное помещение должно быть привлекательное для ребёнка с РАС. Среди
оборудования
и
материалов,
доступных
ребёнку
с
РАС,
должны
быть
его
любимые
игрушки, предметы.
3.Целесообразно использовать дополнительные визуальные средства, в т.ч. фотографии,
информационные таблички, пиктограммы, иллюстрации правил поведения, визуальные
сценарии.
4.Обязательным
условием
при
организации
пространства
для
детей
с
РАС
является
наличие в нем средств коммуникации, в т.ч. коммуникативной доски, коммуникативного
альбома, которые позволяют ребёнку и окружающим его людям общаться.
5.Оборудование игровой зоны включает: однотонный ковер, шкаф\стеллаж с игрушками и
играми, а также игровой стол.
6.В игровом шкафу находятся только игровые предметы и игрушки.
7. Для каждого вида игрушек выделяется отдельная полка.\
8.
Игровое
пространство
может
быть
оборудовано
дополнительными
подсказками.
Например,
на
полках
с
игрушками,
играми,
могут
быть
наклеены
картинки
с
соответствующими подсказками.
Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата:
1.Вертикализация и движение ребёнка – помочь ему создать устойчивое равновесие, хорошо
фиксированное положение.
2.Подбор мебели и технических средств в соответствии с антропометрическими данными,
спецификой двигательных нарушений.
3.На рабочем месте должно быть комфортное освещение, минимальное количество предметов в
поле зрения ребёнка, специальные приспособления для закрепления предметов на поверхности
стола.
4. Предпочтительным является зонирование пространства группы на зоны игры, для отдыха,
занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определённых объектов и
предметов.
5.Подбор
материалов,
оборудования
осуществляется
для
тех
видов
деятельности
ребёнка,
которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач и социализации, а
также с целью активизации двигательной активности ребёнка.
Предметно-развивающая среда для детей с задержкой психического развития:
1. Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры»,
«уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги,
игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.), а также дидактических
пособий
направленных
на
развитие
познавательных
процессов
(памяти,
внимания,
воображения, мышления, речи). Но, вместе с тем, 1/3 пространства должна быть свободна для
организации игр.
2.
Наличие
схем
и
алгоритмов
действий,
моделей
сказок,
моделей
последовательности
рассказывания.
3. Применение различных вариантов материалов по одной теме (живые объекты, объемные
предметы, плоскостные предметы, иллюстрации).
4. Цветовая палитра должна быть насыщена пастельными тонами.
5. Обязательное наличие в группах уголков отдыха для зрительного и физического расслабления
детей,
где
имеются
ковровое
покрытие
спокойного
тона,
мягкая
детская
мебель,
«сухие»
аквариумы, магнитофонные записи со звуками природы.
6.
Приветствуется
наличие
в
группе
индивидуального
авторского
пространства
(«мой
секретик») для хранения своих секретов, игрушек и каких-либо личных вещей.
7.Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры»,
«уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги,
игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.), а также дидактических
пособий
направленных
на
развитие
познавательных
процессов
(памяти,
внимания,
воображения, мышления, речи).
Правильная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя
занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать
образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей детей.