Автор: Сердюкова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №5 "Дельфиненок"
Населённый пункт: город Минеральные Воды, Ставропольский край
Наименование материала: Инновационный практико – ориентированный проект по работе с родителями
Тема: "Здоровые дети- счастливые родители!"
Раздел: дошкольное образование
Инновационный практико – ориентированный проект
по работе с родителями.
Тема: «Здоровые дети - счастливые родители!»
Инновационный проект по работе с родителями
«Безусловно, личный пример является важнейшим фактором.
Недаром говорят: "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"»
(Народная мудрость)
Описание практико – ориентированного , инновационного проекта.
Предлагаемый проект представляет собой систему работы с родителями в области здоровьесбережения.
Данный проект является результатом изучения психолого-медико-педагогических источников литературы, анализа
современных здоровьесберегающих технологий, апробации оригинальных идей, обобщения опыта нашего детского сада
и семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
В проекте представлены традиционные и интерактивные работы с родителями.
Проект адресован работникам дошкольного образовательного учреждения, может быть использован родителями в
домашнем воспитании и оздоровлении детей.
Участники проекта:
- Воспитатели;
- инструктор по физкультуре;
- родители воспитанников;
- дети.
Срок реализации:
1 год.
База экспертной работы:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад.
Средняя группа «А».
Средняя группа «Б».
Проблемное поле:
В России сложилась, крайне
отрицательная, демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся
меньше
поколения
своих
родителей
и
не
может
по
численности
восполнить
убыли
населения.
Такой
тип
воспроизводства населения не отмечался ни в одной стране мира, даже во время войны. Данный пример говорит о
возможной социальной катастрофе, связанной, прежде всего, с национальной безопасностью и состоянием здоровья
будущего поколения России.
Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной.
Значимость данной темы определена в Законе «Об образовании», Федеральной программе развития образования,
Национальной
доктрине
образования,
Конвенции
о
правах
ребенка
и
Всемирной
декларации
об
обеспечения
выживания, защиты и развития детей. Подписанное президентом В. Путиным «Постановление о повышении роли
физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения», показало беспокойство государство
за будущее страны. В связи с этим Правительством Российской Федерации своевременно принята целевая программа
«Дети России». Особое место в программе уделяется подпрограмме «Здоровый ребенок», целью которого является
сохранение
и
укрепление
здоровья
детей
и
подростков
на
всех
этапах
развития.
В
«Концепции
модернизации
российского образования» четко определена задача
достижения
нового современного качества образования за счет
обновления содержания образования и совершенствования механизма контроля за его качеством.
Данная проблема обозначена в приказе Минобрнауки России №1155 от 17 октября 2013 года «Федеральные
государственные образовательные стандарты дошкольного образования».
Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется
развитие личности. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней
цивилизации, чтобы быть здоровым нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству должно
уделяться больше внимания в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные
навыки по формированию здоровья и это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в
сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья могут и должны привести к
положительным результатам.
Родители играют огромную роль в сохранении и укрепления здоровья детей. Несомненно, большинство родителей
стараются привить ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением его физического
здоровья. На осуществление преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников
для этого необходима целенаправленная, систематическая совместная работа педагогов и родителей.
Таким образом, эффективность здоровьесбережения обусловлена:
необходимостью повышения результативности педагогического процесса;
усиления его здоровьессберегающей и здоровьеформирующей направленности;
доминированием традиционных подходов над нетрадиционными.
Цель: Изучение и внедрение в практику новых технологий, объединяющих усилия педагогов и родителей по вопросам
здоровьсбережения дошкольников.
Задачи:
1.Изучение новых здоровьесберегающих технологий в ретроспективе и на современном этапе.
2. Выявление интерактивных форм и методов взаимодействия детского сада и семьи по охране и укреплению
здоровья детей.
3.Разработка методических рекомендаций для родителей по вопросам оздоровления детей. Оказание адресной
квалифицированной помощи родителям по данному вопросу силами специалистов ДОУ, специалистами детского центра
«Здоровья».
4.Повышение педагогической культуры родителей по здоровьесбережению детей, путем использования интерактивных
форм.
5.Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка. Поддержка у родителей уверенности в собственных
педагогических возможностях.
Объект:
Процесс
сотрудничества
педагогов
дошкольного
образовательного
учреждения
и
родителей
в
вопросах
здоровьесбережения детей.
Субъект: Формирование культуры здоровья дошкольников, осуществляемое в процессе сотрудничества педагогов и
родителей
Гипотеза:
Совместная деятельность
педагогов и родителей по
формированию культуры здоровья дошкольников, снижение
заболеваемости, в дальнейшем достижение хороших результатов ребенка будет успешным, если будет:
- обеспечена компетентность педагогов ДОУ и родителей в области культуры здоровья;
-использованы традиционные и интерактивные формы и методы роботы с родителями по оздоровления детей;
- спроектирована модель процесса сотрудничества педагогов ДОУ и родителей и системность ее реализации;
- создано здоровьесберегающее пространства в ДОУ и семье с учетом
интересов ребенка, его возрастных и
индивидуальных особенностей.
Социальная значимость:
- состоит в том, чтобы донести до сознания дошкольника, что здоровье – это величайшая ценность и надо овладеть
искусством его сохранения.
Теоретическая и практическая значимость:
-
в
разработке
плана
сотрудничества
педагогов
ДОУ
и
родителей
с
целью
формирования
культуры
здоровья
дошкольников на основе подготовки и проведения традиционных и интерактивных форм работы с родителями.
- в разработке критериев, показателей и методик диагностики здоровья дошкольников, доступных в педагогической
практике ДОУ;
-
в
разработке
критериев
диагностики
родителей
(опросы,
анкетирование,
тестирование)
для
повышения
эффективности взаимодействия с родителями;
- в разработке методических рекомендаций по содержанию и методике проведения традиционных и интерактивных форм
работы с родителями.
Основные определения:
З д о р о в ь е
- гармоничное,
оптимальное
проявление
всех
функций
организма
(физических,
психических,
интеллектуальных и духовных) во взаимодействии с предметной, природной и социальной средой обитания.
Духовное здоровье- система ценностей и убеждений.
Психическое
здоровье
– состояние
психической
сферы
основу,
которой
составляет
статус
душевного
комфорта,
адекватная поведенческая реакция, высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила,
побуждающая к созидательной деятельности.
Физическое
здоровье
–
состояние,
при
котором
у
человека
имеет
место
гармония
физических
процессов
и
максимальная адаптация к различным внешним факторам.
Социальное здоровье- здоровье общества и окружающей среды для каждого человека.
Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и
потребностно - информативной сферы в
жизнедеятельности.
основу
которого
определяет
система
ценностей,
установок
и
мотивов
поведения
индивида
в
обществе.
Зоровьесберегающие технологии - совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий,
направленных на защиту и обеспечению здоровья, формирование осознанного и ценностного отношения к своему
здоровью.
Интерактивные формы - способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо
(например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
Методы исследования:
1. Изучение и анализ методической литературы.
2. Изучение и анализ опыта работы по оздоровлению детей.
3. Обследование детей дошкольного возраста.
4.Мониторинг детей.
5.Анкетирование педагогов, родителей.
Новизна
проекта: заключается в разработке интерактивных
форм и методов, объединяющих усилия педагогов и
родителей, направленных на оздоровления детей.
Ожидаемые результаты:
1. Снижение уровня заболеваемости воспитанников;
2. Повышение уровня физической подготовленности;
3. Формирование осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
4. Заинтересованность родителей как участников здоровьесберегающего образовательного процесса;
5. Эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, родителей,
педагогов, медицинского персонала;
6.Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ и семье осуществляется с учетом
интересов ребенка, его
возрастных и индивидуальных особенностей.
Сроки реализации проекта
1этап. Предварительный: октябрь – ноябрь :
*изучение состоянии проблемы в психолого- педагогической и медицинской литературе.
* создание условий для психологической готовности семьи к сотрудничеству.
*работа с группой риска.
2 этап. Практический: декабрь - апрель:
*знакомство родителей с здоровьесберегающими методиками и технологиями.
-консультации
-групповые родительские собрания
-информационные стенды
-совместные мероприятия
- открытые показы
-фотоколлажи
-презентации семейного опыта
3 этап. Обобщающий: май.
*определение наиболее эффективных форм в работе с семьей.
*теоретическое и практическое обоснование результатов.
*распространение положительного опыта.
Контроль за реализацией проекта
Критерии оценки реализации проекта:
— состояние здоровья детей по результатам профилактических медицинских осмотров, наблюдений медицинского
персонала и врача.
— сокращение количества пропущенных дней по причине болезни;
— диагностика отношения детей к здоровому образу жизни (анкетирование);
— показатель удовлетворенности родителей совместной работой по сохранению здоровья детей (анкетирование, книга
отзывов и предложений).
Сценарий спортивного досуга «Путешествие с лесовичком»
(Средняя группа)
Интеграция
образовательных
областей:
физическое
развитие,
речевое
развитие,
познавательное
развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное.
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы
и фольклора, музыкальная, двигательная.
Цель: формирование
здорового,
жизнерадостного,
физически
развитого
ребёнка,
владеющего
доступными
его
возрасту
знаниями
о
физической
культуре
и
испытывающего
желание
заниматься
физическими упражнениями.
Задачи:
Развивающие:
— развивать у детей интерес к туризму, к спортивным соревнованиям, способствующих физическому
развитию, закаливанию и выносливости детского организма;
-развивать
творчество,
самостоятельность,
инициативу
в
двигательных
действиях,
способность
к
самоконтролю и самооценке при выполнении движений;
— развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость;
— способствовать развитию психофизических качеств.
Воспитывающие:
-формировать стремление детей активно общаться с окружающими;
— воспитывать чувство удовлетворения от физической нагрузки;
— воспитывать активность и доброжелательность во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми во
время физической активности.
Обучающая:
— научить активно участвовать в различных подвижных играх (основанных на разных видах движения, в
том числе в играх с элементами соревнований))
Здоровьесберегающая:
-закрепить знания детей о правилах безопасного поведения в природе и во время подвижных игр
Оборудование: 2
корзины,
2
веревки,
мягкие
модули,
гимнастическая
доска,
шишки,
изображения
грибов.
План проведения
1.
Разминка
2.
Игровое упражнение «Пройди змейкой»
3.
Игра «Попади в корзину»
4.
Лесная эстафета
5.
Игра «У медведя во бору»
6.
Игра «Летчики»
Ход досуга
Воспитатель:
Осень на опушке
Краски разводила,
По листве тихонько
Кистью проводила.
Пожелтел орешник,
И зардели клены,
В пурпуре осинки-
Только дуб зеленый.
Вход детей и разминка под музыку.
Воспитатель:
— Ребята, сегодня я получила письмо: «Приглашаю дельфинят в лес осенний погулять».
И подпись – Старичок-лесовичек.
Отправляемся в поход?
Сколько нас открытий ждет!
Дети выходят на прогулку в осенний лес.
1.
Игровое упражнение «Пройди змейкой»
Детям предлагается пройти змейкой, обходя препятствия.
Детей встречает Лесовик.
Воспитатель:
— Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Лесовик:
— Получили вы мое письмо? Ответы детей.
Давно я гостей поджидаю,
С детьми я сейчас поиграю.
Каждый твердо знает - правила поведения в лесу?
Лесовик читает стихотворение, а дети называют правила поведения в лесу.
Если вы в лес пришли гулять, свежим воздухом дышать.
Бегай, прыгай и играй, только, чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветов не надо рвать!
Из рогатки не стрелять: ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость, здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги. Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверушкам, приготовить для них кормушки,
И тогда любой зверек – будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыбка – скажет: ты – мой друг! Спасибо!
Слышен плач. Выходит зайчишка.
Лесовик:
-Кто тебя зайчик обидел?
Заяц:
-Я от волка убегал и заблудился в лесу.
Лесовик предлагает проводить зайчишку домой.
Лесная эстафета.( пройти по гимнастической доске, перелезть через мягкий модуль)
Дети идут дальше. Из - за елки вылетает шишка.
Лесовик:
- Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек?
(Белка)
Белка :
— Если хочешь стать умелым,
Ловким, быстрым, сильным, смелым,
Никогда не унывай,
Скорей в корзину попадай!
4.
Игра «Попади в корзину»
Для каждой команды подвешиваются на деревья две корзины, которые расположены на одинаковом
расстоянии от команд. По сигналу дети обеих команд должны забросить как можно больше шишек в свою
корзину. Побеждает та команда, у кого больше шишек в корзине.
5.Игра «Дует, дует ветер»
Лесовичок проводит игру «Дует, дует ветер».
Слова
Движения
Дует, дует ветер,
Дует, завывает
Руки вверху, раскачивание вправо и влево
Желтые листочки
С дерева срывает
Руки вверху, дети шевелят пальцами и через стороны опускают руки в низ
И летят листочки,
Кружат по дорожке
Машут руками и кружатся
Падают листочки
Прямо нам под ножки
Дети медленно приседают
И бегут по листьям
Маленькие ножки
Бег на месте
Лесовик:
Внимание! Внимание!
Продолжаем наше путешествие.(Идут по кругу за лесовичком)
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(Медведь)
7.
Игра «У медведя во бору»
Лесовик:
— А сейчас пришла пора поиграть нам, детвора. В игру непростую, в игру грибную.
Лесовик загадывает загадки о грибах то одной, то другой команде.
1.
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я …(подосиновик)
2.
Под зеленой елкой спрятался Егорка,
На кранной одежке белые горошки (мухомор)
4.
Растут в лесу сестрички
Рыжие …(лисички)
5.
Средь молодых сосенок
В блестящей темной шапочке
Растет грибок…(масленок)
Лесовик:
— Молодцы, ребята!
Все загадки отгадали.
Кто в лесок пойдет?
Кто грибок найдет?
Игра « Насуши грибы»
Лесовик:
— Как чудесно, ребята, вы играете. Про животных много знаете.
Предлагаю вам познакомиться с животными других стран.
Музыкальная игра « Летчики»
-Вот и закончилось наше путешествие. Ну а мне пора возвращаться в лес
.