Автор: Екатерина Михайловна Шилова
Должность: МБОУ"Начальная школа-детский сад №1"
Учебное заведение: МБОУ"Начальная школа-детский сад №1"
Населённый пункт: город Воркута
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: Педагогический проект «Мой дом, мой край, наши герои!»
Раздел: дошкольное образование
Паспорт педагогического проекта
«Мой дом, мой край, наши герои!»
Актуальность. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в
жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа,
к его вековым корням, дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране,
особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по
группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Патриотическое воспитание – понятие ёмкое. Задача педагогов и родителей – как можно
раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов
формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и
гражданином общества. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и
податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что
усвоено в этот период, – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся
черты характера оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова
фундаментом дальнейшего
развития личности.
Проект создан на основе духовно-нравстенного потенциала, в который вошли:
календарно-обрядовый комплекс;
семейный уклад и история народной культуры
Структура
Содержание
Тема
«Мой дом, мой край, моя земля!»
Адресация
проекта
Педагоги МБОУ, родители, дети 6-7 лет
Руководитель
проекта
Шилова Екатерина Михайловна воспитатель высшей
квалификационной категории Муниципального образовательного
учреждения «Начальная школа – детский сад для детей дошкольного
и младшего школьного возраста компенсирующего вида» № 1.
Участники проекта
Педагоги МБОУ, дети 6-7 лет, узкие специалисты МОУ, родители
воспитанников.
Возраст
обучающихся
Дети 6 -7 лет
Особенности
проекта
По характеру создаваемого продукт:
- практико-ориентированный
: познавательный
По количеству участников:
- групповой
По продолжительности:
- средней
По профилю знаний
- межпредметный. Разделы программы, содержание которых
включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность,
игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по
ознакомлению с окружающим миром.
По уровню контактов:
- на уровне образовательного учреждения;
Цель проекта
Формирование гражданских (патриотических) чувств.
Обогащение знаний о традициях и праздниках родного
края, Родине, о людях её защищавших.
Развитие способностей к практическому и умственному
экспериментированию, речевому планированию,
логическим операциям.
Задачи проекта
1.
Формировать
нравственно-патриотические
качества
-
воспитание храбрости, мужества, стремления защищать свою
Родину.
2.
Обеспечить
освоение
каждым
ребёнком
позиции
субъекта
активной
деятельности
в
изучении
и
познании
истории
и
культуры страны. (умение соотносить семейные традиции с
традициями России)
3.
Создать систему оптимального практического сотрудничества
с
семьями
воспитанников.
Обеспечить
рост
мотивации
родителей в воспитании у детей потребности знать и изучать
русскую культуру и традиции.
4.
Обеспечить повышение уровня компетентности педагогов в
вопросах
нравственно-патриотического
во спитания
дошкольников
Ресурсы проекта
1.
Подбор исторической литературы;
2.
Подбор произведений русского народного творчества;
3.
Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии,
зарисовки);
4.
Подготовка изобразительного материала для продуктивной
деятельности;
5.
Дидактические игры;
6.
Выставки книг, рисунков, поделок;
7.
Создание условий для проведения открытых мероприятий
(оформление групповой комнаты, музыкального зала).
Предполагаемые
продукты проекта
Продукты деятельности педагогов
- Разработать систему перспективного планирования мероприятий.
- Создать предметно-развивающую среду.
- Составить конспекты занятий, праздников, вечеров, развлечений
Продукты деятельности детей
- Творческие работы (рисунки, аппликации и т.п.)
- Сувениры, подарки
- Буклеты и памятки
Этапы работы над
проектом
Этапы работы над проектом:
I этап - подготовительный (накопление знаний).
II этап – совместная деятельность детей, родителей,
педагогов.
III этап – заключительный (результат).
Содержание
проектной деятельности по теме: «
Мой дом, мой край, наши герои!»
Подготовительная к школе группа.
Работа с детьми
Работа с
родителями
Взаимодействие с
социумом и
персоналом МОУ.
Предполагаемый
результат
1 ЭТАП.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
ЯНВАРЬ
- Вводная диагностика
- БЕСЕДА – Что такое
традиции? Есть ли в
семье какие-либо
традиции, семейные
праздники, которые они
отмечают всей семьёй,
часто ли вся семья
собирается вместе?
– Экскурсия в «Снежный
городок». Почему на
новый год украшают
ёлку? Как можно узнать,
что наступил Новый год?
- Обсуждение по типу
активизирующего
общения: Какие
праздники дети
отмечают вместе с
родителями и почему?
Что бы дети хотели
узнать о традициях и
праздниках России? И
т.п.
Проблема: где и как
узнать о культуре и
традициях русского
народа?
Поиск путей и
определение способов
добычи знаний.
- Знакомство с основными
носителями информации:
- Групповое
собрание «На
пороге большого
мира».
- Организация
творческой
группы
родителей.
- Выпуск
рекламного
буклета
«Традиции и
обычаи»
- Составление
плана участия
родителей в
реализации
проекта.
- Сбор
информации,
материалов;
пополнение
П.Р.С. (предметно
– развивающей
среды).
- Оформление
познавательного
уголка на темы:
Календарно-
обрядовых
праздников
- Изготовление
плаката с
рецептами
«Традиционная
национальная
- Обсуждение
проекта с
администрацией
МБОУ и
музыкальным
руководителем.
- Встреча с
представителями
краеведческого
блока: Центром
национальных
культур
Советы родителям
по
индивидуальным
потребностям.
Обсуждение с
музыкальным
руководителем
музыкального
репертуара в
соответствии
календарно-
обрядовых
праздников
- Создание основы
для «педагогики
сотрудничества»
для вовлечения
детей в реальную
исследовательскую
и творческую
деятельность, в
процесс
постановки и
решения проблем.
книги, рассказы старщего
поколения, Интернет
- Составление планов
действий по предложениям
детей.
- Совместные виды
деятельности по плану.
Обычаи:
Дед Мороз со
Снегурочкой.
День рождение и
подарки;
День защитников
Отечества;
8 Марта и цветы;
Масленица;
День Победы;
Национальная русская
кухня.
- Познавательные занятия
на темы:
Традиционные обычаи,
культура (устное
народное творчество и
прикладное искусство),
чтение художественной
литературы по плану и
предложениям детей
2 ЭТАП. ОСНОВНОЙ.
ФЕВРАЛЬ - АПРЕЛЬ
Календарь. День
защитников Отечества.
Недаром помнит вся
Россия… (1812 год)
Одна из традиций
России: славить и
поздравлять героев,
которые защищали и
защищают свою страну,
Отчизну.
Традиция: Проводы в
армию.
Хлебосольство.
- Познавательные занятия
по плану.
- Совместная деятельность:
- Беседа о настоящих
кухня».
- Выпуск газеты
«Героизм русских
солдат» (1812 год)
с использованием
рисунков и
детских работ
- Консультация-
диалог «Моя
семья – моя
родина!».
- По инициативе
творческой
группы:
изготовление
атрибутов для
сюжетно
ролевым играм -
- Освоение детьми
психологической
позиции активного
субъекта в
сотрудничестве с
взрослыми
людьми.
- Приобретение
детьми
первоначальных
нравственно-
патриотических
знаний,
формирование
мотивационной
основы культуры и
патриотизма
мужчинах.
(Образовательная область
«Социализация»)
- Встречи с
военнослужащими
Российской Армии.
- Чтение и рассказы о
Былинных героях Руси,
обмен информацией (фото,
открытки, журналы),
прогулки, экскурсии по
улицам города, наблюдения
и рассматривание
памятников и обелисков,
мемориальных досок
погибшим героям,
разнообразные игры.
- Продуктивная
деятельность: рисунки,
аппликация, лепка,
коллажи по впечатлениям
от наблюдений, бесед и
просмотра худ. фильмов и
книг о воинах -
защитниках
- Участие в выставках
поделок, рисунков,
фотографий «Мы ими
гордимся» (фото пап и
дедушек в военной форме),
«Наш верный друг спорт».
- Поиск дополнительных
материалов и совместное
оформление альбома
«Слава защитникам
Родины!».
- Развлечение «Мы –
будущие защитники
Отечества»
- Разучивание стихов и
песен о Родине, стране,
воинах-защитниках, чтение
художественной
литературы
3 ЭТАП.
ФИНАЛЬНЫЙ
МАЙ.
Этих дней не смолкнет
слава!
Пополнение
альбома « Слава
воинам!»
- Помощь в
организации
выставки
рисунков и
поделок,
посвящённых
Дню защитников
Отечества
- Участие в
совместном
познавательно –
игровом занятии
«Знатоки».
- Неделя здоровья
- Выпуск буклета
в сотрудничестве
- Освоение
родителями
психологической
позиции
«Сотрудников» в
деле обучения,
воспитания и
развития
собственных детей
и их товарищей по
группе детского
сада.
-Коммуникативное
сближение
родителей с
детьми, родителей
с воспитателями,
воспитателей с
детьми.
- Освоение детьми
Традиция
День Победы
Возложение цветов на
могилы погибших героев.
- Познавательные занятия
по плану.
- Усложнение содержания
совместной деятельности –
использование
образовательных ситуаций
на самостоятельное
определение проблемы,
поиск путей решения
проблемы и умение
прогнозировать результат.
- Праздник «Этих дней не
смолкнет слава!»
(приглашение на праздник
детей и родителей старшей
группы)
Конкурс эрудитов «Мой
дом, мой край, наши
герои!»
- изготовление подарков и
сувениров для ветеранов и
воинов российской Армии.
- Итоговая диагностика.
с детьми «Знаем,
помним,
гордимся!»
- Участие в
празднике «Этих
дней не смолкнет
слава!»
- Конкурс
эрудитов для
родителей «Мой
дом, мой край,
моя земля!»
необходимых для
данного
возрастного
отрезка знаний,
умений, навыков и
развитие
познавательной
активности в
соответствии с
возрастными и
личностными
особенностями.
- Освоение
родителями
необходимого
минимума
педагогических
знаний об
особенностях
детского
организма,
правилах
закаливания и
оздоровления
- Создание единого
«информационно-
деятельностного
поля»,
объединяющего в
себе совокупность
действий всех
участников
проекта.