Автор: Баркалова Лидия Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: село Парабель, Томская область
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Периметр прямоугольника
Раздел: начальное образование
МБОУ «Парабельская средняя школа имени Н. А. Образцова»
С. Парабели района Томской области
Сценарий урока
по математике
2 класс
(УМК «Школа России»)
по теме «Периметр прямоугольника»
Учитель: Баркалова Л. В
.
Парабель 2020 год
Тема: «Периметр прямоугольника»
Цель: ознакомление
с
понятием
«Периметр
прямоугольника»
и
разными
способами
его
нахождения.
Задачи:
формировать
умение
вычислять
периметр
прямоугольника,
используя
формулы;
закрепить умения решать простые и составные задачи; развивать умения сравнивать, анализировать и
обобщать, делать выводы на уроке; учить осуществлять самоконтроль и давать самооценку, развивать
внимание и логическое мышление.
УУД:
Регулятивные:
Научиться:
самостоятельно
планировать
и
выполнять
действия
на
материале урока; выполнять действия, предложенные учителем; самостоятельно решать примеры,
задачи изученного вида и сравнивать с эталоном; верно оценивать свою работу и работу своих
товарищей.
Познавательные:
Научиться
верно
строить
ответ
на
устный
вопрос;
находить
и
формулировать решение задачи; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую;
учить анализировать и группировать объекты в соответствии с заданием и на основе собственного
опыта.
Личностные: положительное отношение к школе, к учебному труду, мотивация к учению.
Коммуникативные:
уметь
слушать
учителя,
своих
товарищей,
обсуждать
результаты
деятельности на уроке.
Оборудование: Мультимедийная презентация по теме урока; карта путешествия; рисунки
Туристов; рисунки яблок и детей; рюкзак; солнышко и туча, рисунки лучиков и капелек с заданиями;
математические рисунки-схемы из геометрических фигур; карточки с индивидуальными заданиями-
по количеству учеников в классе.
I.Организационный момент.
- «Здравствуйте». Первое, с чего начинается любое мероприятие – это приветствие. Давайте и
мы поприветствуем друг друга и наших гостей.
- Сегодня мы отправляемся в новый поход за знаниями и на следующие 45 минут превратимся
в дружных туристов (слайд). Поможет нам не заплутать в пути карта. Везде, где побываем, мы
оставим свой знак – рисунок туриста.
II.Актуализация знаний. (Слайд)
1.
Математический диктант
- Перед выходом необходимо заполнить рюкзаки провизией. Сейчас каждый из вас будет
набирать баллы – килограммы в общий рюкзак. На какую отметку выполните задание –
столько килограммов и положите в рюкзак. Возьмите листочки с заданиями, времени вам - 3
минуты.
1. Уменьши 90 на 8.
2. Увеличь 65 на 5.
3. Первое слагаемое 67, второе слагаемое 13. Чему равна сумма?
4. Найди разность чисел 82 и 40.
5. Уменьшаемое 86, вычитаемое 34. Найди разность.
6. Сумма двух чисел равна 100. Первое слагаемое 16. Чему равно второе слагаемое?
7. Из неизвестного числа вычли 14 и получили 46. Чему равно неизвестное число?
8. На сколько 16 меньше 30?
9. Сумму чисел 37 и 5 уменьши на 20.
10. К какому числу надо прибавить 17, чтобы получить 40?
11. Число 38 уменьшить на 9. Чему равно неизвестное число?
12. Разность чисел 15 и 9 увеличь на 6.
Проверка и самооценка
-Сверьтесь в парах, поставьте отметку (Слайд с ответами).
-Сосчитайте общий вес багажа. Приклейте на рюкзак «мешочки с провизией».
(Рюкзаки приклеиваем к карте путешествий).
2.
«Прогноз погоды»
- Багаж у нас хороший, знаний и опыта достаточно. Необходимо узнать прогноз погоды. У вас на
партах есть лучи солнца и капельки дождя. Выполним задания и узнаем: какая нас ждёт погода
(разные задания, устные ответы).
-Прикрепите
свои
тучки
и
лучи
на
доску.
Нас
ожидает
солнечная
погода
с
небольшим
непродолжительным дождём. Можно отправляться в дорогу.
3.
Логическая задача
- Новое испытание на нашем пути:
Задача: разделить 5 яблок между 4 детьми поровну.
- У вас на партах есть яблоки (рисунки). Подумайте, пожалуйста, и предложите свои варианты
деления яблок.
Результат: группы рассказывают, к какому результату они пришли. (Пять яблок разрезать на 4 части
и каждому ребёнку дать по ¼ каждого яблока, всего 5/4; каждому ребёнку дать по яблоку, а пятое
разрезать на 4 части. Получится одно целое яблоко и четверть).
(У каждой группы на листе А4 фигуры ребят – дети под ними наклеивают яблоки. Получают 2
способа решения. Показывают результат).
III. Самоопределение к деятельности
А). - На нашем пути кораблик (слайд).
- Назовите геометрические фигуры, из которых состоит кораблик?
-На какие две группы их можно разделить?
-Вспомнить всё свойства прямоугольника.
Б). Слайд «Угадай слово» (появляется слово периметр)
-Как вы думаете, какая тема нашего урока?
-Что такое периметр? Ваши предположения.
- Слово это пришло к нам из Древнего Египта. Границы земельных участков измерялись
ходьбой, т.е. египтяне шли по границе своего участка и измеряли его. Здесь и появилось слово
«периметр». «Пире» означает «ходить», а «метрос» - «измерять», т.е. измерять ходьбой.
Периметр обозначается буквой Р латинского алфавита.
-Но ведь мы уже умеем находить периметр?
- Математика – наука точная. Нам надо найти рациональный способ нахождения периметра
прямоугольника.
IV. Работа по теме урока
1. Вывод формулы (работа в парах).
-Ваша
задача
попробовать
вывести
различные
способы
нахождения
периметра
прямоугольника и доказать их правильность.
(Парам выдается лист с изображением прямоугольника 3 на 4 см).
-Попробуйте сами найти периметр прямоугольника разными способами (Сначала работают
самостоятельно, затем коллективное объяснение) (слайд).
1). 3 + 4 + 3 + 4 = 14 (см).
2). -Сумму каких слагаемых можно заменить умножением?
3*2+4*2=14(см)
3). - Но можно и по-другому записать это решение.
- Посмотрите на свой прямоугольник. Сколько у него разных сторон?
-Запишите их сумму. Сколько раз повторяются эти стороны?
Мы нашли сумму длины и ширины (3+4) и умножили на 2, т.к. противоположные стороны
прямоугольника равны:
(3 + 4) * 2 = 14 (см).
- Сравните способы решения. (Они отличаются.)
- Сравните полученные результаты (Они одинаковы.)
-
Значит,
периметр
прямоугольника
мы
можем
находить
любым
способом.
Но
давайте
подумаем, какой будет более рациональным? Почему?
- Есть специальные формулы нахождения периметра прямоугольника (слайд)
Обозначим длину прямоугольника латинской буквой a, а ширину – буквой b.
Р=а+а+b+b
Р = (а+b) *2. Р=а*2+b*2
A оформить запись можно так:
а=7см, b=2см, P=?
Р = (а+b) *2=(7+2)*2=18. Р=а*2+b*2=7*2+2*2=18
V. Физминутка
-А сейчас отдых на привале.
«Пингвины» (музыкальная разминка).
VI. Работа по теме урока.
Первичное закрепление.
А). Практическая работа по нахождению периметра.
-
Внимание!
Группы
собрались.
Получить
группам
задание (схематический
рисунок,
в
котором есть прямоугольник), (сначала назвать из каких фигур он состоит, посчитать их
количество, затем на доске и записывают решение)
(Затем коллективно записать решение в тетрадь)
Б). Беседа о практическом использовании периметра.
- Ребята, подумайте, а для чего нам нужно знать периметр, например, класса, комнаты? (Чтобы
заготовить плинтус нужной длины)
- Знать периметр огорода дачникам? (Чтобы поставить забор нужной длины.)
2.
Работа по учебнику.
А). Решение задачи учебника С.52 №4.
Б) с. 52 №3 самостоятельно
VII. Рефлексия.
- Под сиденьями стульев вас ждёт ещё одно испытание (карточки с примерами).
VIII. Итог урока
- Если вы считаете, что достигли поставленных целей и ваши ожидания сбылись - поднимите
вверх раскрытую ладошку.
- Если вы считаете, что не всех целей достигли, поднимите вверх ладошку, зажатую в кулачок.
- Я хочу поблагодарить команды туристов за активную и продуктивную работу. Наш поход за
знаниями сегодня завершился. Надеюсь, что вы уйдёте с урока с новыми знаниями и хорошим
настроением.
IX. Домашнее задание. Учебник с. 52 № 5, 6.