Напоминание

"Соли как производные кислот и оснований"


Автор: Ботарёва Ирина Викторовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МАОУ "Лицей № 3"
Населённый пункт: Республика Башкортостан г. Стерлитамак
Наименование материала: Методическая разработка урока по химии.
Тема: "Соли как производные кислот и оснований"
Раздел: полное образование





Назад






Методическая разработка урока по химии. 8 класс «Соли как производные кислот и оснований» Учитель химии МАОУ «Лицей № 3» городского административного округа город Стерлитамак Ботарѐва И. В. Цель: актуализировать знания обучающихся о классификации простых и сложных веществ, строении атома и определения степени окисления, формируя представление о солях, как отдельном классе неорганических веществ. Задачи: Образовательные 1. Раскрыть взаимосвязь между строением атома и свойствами простых и сложных веществ посредством периодической системы элементов и электронной теорией строения атома. 2. Определять причинно - следственные связи при сравнении свойств простых и сложных веществ. 3. Способствовать развитию практических умений при работе с химическим оборудованием и реактивами по определению свойств солей. 4. Определить особенности строения и свойств солей, как производных кислот и оснований. 5. Продолжить формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий, составления опорного конспекта и самоконтроля. Развивающие 1. Установить взаимосвязь состава, строения и свойств между классами неорганических соединений: простое вещество, оксиды, основания, кислоты и соли. 2. Включить обучающихся в активный познавательный процесс, предоставляя возможность выбора действия на уроке. 3. Активизировать деятельность обучающихся, используя лабораторный практикум и задания разной степени трудности. 4. Установить причинно- следственные связи, обобщить, анализировать полученные результаты деятельности. 5. Развивать самостоятельность обучающихся, используя проблемные ситуации. Воспитательные 1. Развивать умение работать в парах, считаться с мнением всей группы и отстаивать своѐ мнение корректно. 2. Показать необходимость применять полученные знания для безопасной работы с основаниями и кислотами в жизни, для сохранения своего здоровья.
УУД 1 . изучить состав и названия солей; продолжить формирование умений различать и обозначать на письме заряды ионов и степень окисления элемента (предметный результат); 2. продолжить развивать умения: формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах (метапредметный результат); 3. сформировать умения управлять своей учебной деятельностью, помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат). Тип урока: комбинированный. Вид урока: лабораторный практикум. Методы и методические приемы: проблемный, эвристический, наглядный. Оборудование и реактивы для учителя: ноутбук, проектор мультимедийный; образцы кристаллических солей: поваренная соль, карбонат кальция (мел, известняк), медный купорос. Оборудование и реактивы для обучающихся: штативы, пробирки, гидроксид натрия, кислота, универсальный лакмус, вода. План урока. I. Возбуждение у учащихся интереса к изучению солей. 1. Актуализировать знания учащихся о классификации веществ. 2 .Установление причинно-следственных связей. II. Осмысление 1. Постановка учебной задачи 2. Формирование знаний о солях, как новом классе неорганических веществ. 3.Составление алгоритма для формирования названий по формуле и составления формул солей. III. Этап отработки умений и навыков. 1. Формирование умений составлять формулы солей и давать названия по формулам с учѐтом степеней окисления металлов главных и побочных подгрупп. 2. Проведение самостоятельной работы по составлению формул и названий солей и самоконтроль. 3. Формирование умений составлять опорный конспект.
4. Лабораторные опыты. Проверка солей на растворимость в воде и экспериментальное определение солей среди кислот и оснований. IV. Подведение итога. Рефлексия. 1. Проверка усвоения материала урока с помощью теста и игры « Третий лишний» и самоконтроль. 2. Собственно рефлексия. Организационный момент: формирование настроя на весь урок I Этап мотивационно- ориентировочный.  Актуализация знаний, (работа в группах) I группа (I ряд) – специалисты по оксидам, II группа (II ряд) – специалисты по основаниям, III группа (III ряд) – специалисты по кислотам. Всем обучающимся выдаются цветные листы контроля знаний с немыми (без формул) схемами, отражающими классификации оксидов (I группа), оснований (II группа), кислот (III группа).(слайд 1) - Задание: На какие группы и по каким признакам можно разделить вещества, формулы которых приведены ? Каждая группа дает пояснение своего выбора. - Какие вещества называются оксидами? Ответ: оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород в степени окисления -2. - Назовите выделенные оксиды. Ответ: Al 2 O 3 - оксид алюминия, СO 2 - оксид углерода (IV), СаO – оксид магния. - Какие вещества называются основаниями? Ответ: основания - это соединения, состоящие из атомов металла и одного или нескольких гидроксид-ионов OH - - Назовите выделенные основания. Ответ: NaOH – гидроксид натрия, Al(OH) 3 – гидроксид алюминия, Сa(OH) 2 – гидроксид бария. - Какие вещества называются кислотами? Ответ: кислоты - это соединения, состоящие из ионов водорода и связанных с ними ионами кислотных остатков. - Как называются выделенные вами кислоты? Ответ: Н 2 СО 3 – угольная кислота, H 2 SO 3 – сернистая кислота, H 2 SiO 3 - кремневая кислота.
 Установление причинно- следственных связей. (слайды 4,5) Задание 2 Вставьте пропущенный фрагмент. S------ SО 2 ----- H 2 SO 3 Х Na----Х----- NaОН С------- Х ---- H 2 CO 3 Х Ca----- CaO ----- Ca (OH) 2 проверка S------ SО 2 ----- H 2 SO 3 Na 2 SO 3 Na----Na 2 O ----- NaОН С ------- СО 2 ---- H 2 CO 3 CaCO 3 Ca----- CaO ----- Ca (OH) 2 Существует связь между простыми веществами и сложными? (слайд 6) Каких веществ мы ещѐ не знаем? (слайд 7) Определение темы урока Соли как производные кислот и оснований II Этап уяснения знаний -Соли - это сложные вещества, которые состоят из ионов металла и кислотного остатка (слайд 10,11) Работа в парах для закрепления. 3 задание . - Определить: почему у солей разное количество ионов металла? Дайте обоснованный ответ. (слайд 12,13) NaNO 3 Na 2 СO 3 Na 3 РO 4
4 задание - Определить : почему у солей разное количество кислотных остатков? Дайте обоснованный ответ. (слайд14,15) NaCl Ca Cl 2 Al Cl 3 Определите степени окисления каждого элемента в формуле сульфат – иона (слайд 16 - 18) сульфат - ион имеет суммарный заряд: (S -4 O 3 +2 ) +2 или (S - O 3 ) +2 Выведем общую формулу солей Ме +-n m ( К. О.) n -m К. О -Кислотные остатки (см. таблицу растворимости) NO 2 -1- нитрит NO 3 -1 - нитрат SO 3 -2- сульфит SO 4 -2 - сульфат СO 3 -2-карбонат РO 4 -3 - фосфат Cl -1 - хлорид SiO 3 -2 -силикат Работа с алгоритмом. (слайд 20 - 24) Алгоритм составления формул и названий солей 1. Записываем ионы, из которых состоит соединение. 2. Определяем заряды ионов. 3. Находим наименьшее общее кратное для зарядов ионов. 4. Делим наименьшее общее кратное на заряды ионов. Получаем индексы 5. Составляем химическую формулу, вписывая индексы. Название соли = название кисл. ост-ка + название металла + ст. окисл. мет. (в родительном падеже)
III Этап отработки умений и навыков. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой в паре. 5 задание Составьте формулы солей: хлорида кальция, нитрата натрия, сульфата цинка, нитрата меди (I), хлорида свинца(II) Проанализируйте составленные формулы солей: по общей формуле, по степени окисления металла. (слайд 25) 6 задание Дайте название солям, учитывая степень окисления металла (слайд 26,27) NaCl Fe +2 SO 4 Al 3 (PO 4 ) 3 Ca(NO 3 ) 2 Cu +2 CO 3 Cr 2 +3 S 3 Na 2 SO 4 Ba(NO 3 ) 2 6 задание О каком веществе идет речь? Семь тысяч лет назад на дне высохшего древнего моря люди обнаружили залежи белого кристаллического вещества. И, конечно же, попробовали применить его в своем нехитром хозяйстве. Вещество оказалась не только пригодным в пищу – оно делало еду намного вкуснее. А приправленное им мясо и рыба переставали портиться, что было для древних людей настоящим чудом. Неудивительно, что языческие народы стали почитать это вещество как святыню. Позднее они научились получать его из морской воды, но от этого не перестали верить в магические свойства белого вещества, которое залечивало раны, восстанавливало силы и отпугивало врагов – ведь на полях, посыпанных этим веществом , ничего не росло! Уже тогда люди почувствовали мощную энергетику неизвестного вещества, но еще не умели с ним обращаться, поэтому боялись и преклонялись перед этим загадочным веществом. В античные времена это вещество ценилась так высоко, что служило денежным эквивалентом: им платили жалованье римским солдатам-легионерам. Об этом до сих пор напоминает английское слово «salary», что значит «заработная плата». А в Древнем Китае из вещества делали настоящие деньги – монеты-лепешки, выпеченные из теста, на которые накладывалось клеймо императора. В Абиссинии за четыре куска этого вещества можно было купить раба. А на Руси можно было заплатить за купленную вещь.
Неизвестное вещество, подаренное людям самой Землей, было оценено ими по достоинству. Хлебом и этим веществом встречали добрых гостей, без него не обходился ни один народный обряд, ни один праздник. Чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть. Ответ: соль В данном случае: поваренная соль – NaCl (слайд 29 – 31 ) Лабораторный практикум (слайд 33 - 40 ) 7 задание Определите группы солей по различным признакам 1) по растворимости Определите растворимость солей двумя способами: Лабораторный опыт. №1 Определите растворимость солей Для этого: - прибавьте в первую пробирку к хлориду натрия 5-10 мл воды ; прибавьте во вторую пробирку к карбонату кальция 5-10 мл воды Что произошло? Вывод (приложение 1) Как без опыта узнать растворима соль или нет? По таблице растворимости. Знакомство с таблицей растворимости. Приведите по два примера растворимых солей и нерастворимых. Лабораторный опыт. №2 Определите в какой из трех пробирок находятся кислота, щелочь и соль. - прибавьте в пробирку №1 универсальный лакмус - прибавьте в пробирку №2 универсальный лакмус - прибавьте в пробирку №3 - универсальный лакмус Что произошло? Результаты опыта оформите в таблицу:
2) по составу соли средние, кислые, основные. IV Этап контроля знаний Контрольное задание – итоговое (слайд 41 - 44) Часть А (задания с выбором ответа) 1. Соли – это сложные вещества: А) состоящие из ионов металлов и связанных с ними одного или нескольких гидроксид- ионов. Б) состоящие из ионов металлов и кислотных остатков; В) состоящие из двух химических элементов, один из которых – кислород со степенью окисления -2; Г) молекулы, которых состоят из ионов водорода и кислотных остатков. 2. Хлорид железа (III) имеет формулу: А) FeCl 3 ; B) Fe 2 O 3 ; Б) FeCl 2 ; Г) FeO. Часть В Игра « Третий лишний» обучающиеся называют третий лишний и объясняют почему. 1. BaSO 4 ; CaCO 3 ; NaCl. 2. NaCl, Na 2 SO 4 , NaOH 3Al 2 (SO 4 ) 3 , H 2 SO 4 , CaSO 4 4. Cu(NO 3 ) 2 , CuO, CuCl 2 5. CaCl 2 , PbS, BaSO 4 . Проверка и самооценка за итогового контрольного задания Рефлексия Предлагает обучающимся составить синквейн к понятию - соль (приложение 2) Предлагает вспомнить, какую цель поставили в начале урока, достигли ли цели? Побуждает оценить свою деятельность на уроке (приложение 3)
Домашнее задание §,21 упр.3, 5 стр. 78 Составить презентацию фосфата кальция или опорный конспект в форме таблицы

Приложение 1
Что делали? Что наблюдали? Вывод
Приложение 2
«Синквейн» Составить по схеме: пример ответа:  Название темы – одно существительное Соль  Описание темы - два прилагательных Твердая, кристаллическая  Описание действия – три глагола Консервирует, строит, удобряет  Отношение к теме – четыре слова Хлориды, карбонаты, фосфаты, сульфаты  Суть темы – одно слово Компонент жизни

Приложение 3
Можно на слайде или раздать обучающимся в печатном виде 1. На уроке я работал активно/пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен 3. Урок для меня показался коротким/длинным 4.За урок я не устал/устал 5. Мое настроение стало лучше/стало хуже 6. Материал урока мне был понятен/не понятен полезен/бесполезен интересен/скучен 7.Домашнее задание мне кажется легким/трудным интересным/не интересным



В раздел образования