Автор: Надежда Антоновна Зенина
Должность: МБОУ
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: п.Вулканный, Камчатский край
Наименование материала: Методическая разработка в помощь учителю по ФГОС
Тема: Учись учиться
Раздел: начальное образование
«УЧИСЬ УЧИТЬСЯ»
Слайд 1
Приемы формирования и развития навыков
учебной деятельности у младших школьников.
Из опыта работы учителя первой категории
Зениной Надежды Антоновны.
МБОУ «СШ Вулканного ГП»
Внедрение ФГОС НОО в образование поставило передо мной следующие
задачи:
Слайд 2
1. Развитие умений и навыков планирования и организации деятельности.
2. Развитие умения произвольно управлять вниманием, регулировать темп
деятельности, синхронизировать свою работу с работой группы.
3. Формирование навыков самоконтроля.
4. Развитие коммуникативных навыков в процессе учебной деятельности.
5. Повышение мотивации к обучению и преодолению учебных затруднений.
6. Развитие рефлексии в процессе учебной деятельности.
7.Формирование адекватной устойчивой положительной самооценки.
Общие принципы работы с учащимся по формированию учебных
умений и навыков:
Слайд 3
- выделение в каждой теме главного базового материала, подлежащего
многократному закреплению, а также дифференциация учебных заданий в
зависимости от коррекционно-развивающих задач;
- обогащение и систематизация словаря и развитие связной речи средствами
всех учебных дисциплин;
-усиление роли общепознавательных способов деятельности как важных
компонентов содержания учебного материала: умений наблюдать, сравнивать,
анализировать, абстрагировать, обобщать, доказывать, классифицировать;
- доступность заданий при сохранении оптимального интеллектуального
напряжения;
- включение в занятия блоков рефлексии, планирования и самоконтроля;
-использование упражнений, направленных на укрепление
психоневрологического здоровья школьников и активизацию работы КГМ и
системы анализаторов;
-использование методов и приемов обучения с ориентацией на зону
ближайшего развития
учащегося;
- введение в содержание обучения заданий, направленных на восполнение
пробелов в знаниях и формирование готовности к восприятию наиболее
сложных разделов программы
-индивидуальный подход
В
результате
работы
у
детей
формируются
следующие
умения
и
навыки:
Слайд 4
умение
ориентироваться
в
учебной
ситуации
(понять
инструкцию,
спланировать свои действия по ее выполнению, выявить непонятное и
объяснить это, обращаясь за помощью к учителю или сверстникам).
умение полноценно участвовать в работе в паре, в малой группе, во
фронтальной работе с классом.
умение произвольно регулировать свое внимание, вовремя включаться в
деятельность класса, переключать внимание при смене видов работы,
поддерживать общий темп.
умение ответственно относиться к результатам своей учебной работы,
соотносить полученный результат с планируемым и адекватно оценивать
его, осуществлять самоконтроль.
- умение осознавать сильные и слабые стороны себя как ученика, освоить
«технологию успеха и достижения».
Приемы формирования и развития навыков учебной деятельности у
младших школьников разбиты мною на следующие модули:
Слайд 5
Модуль А:
Умение
принимать
и
понимать
словесную
или
письменную
инструкцию.
Модуль В: Умение планировать действия по выполнению задания.
Модуль С: Умение осуществлять итоговый самоконтроль.
Модуль D: Умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
Модуль Е:
Умение
произвольно
управлять
своим
вниманием
и
темпом
деятельности.
Модуль F: Умение общаться в учебной ситуации.
Модуль G: Умение логически обрабатывать информацию, делать
умозаключения и выводы.
Модуль А.
Умение принимать и понимать
словесную или письменную инструкцию
Слайд 6
Дети удивляют педагогов тем, что выполняют не то, что им задано.
Они постоянно переспрашивают учителя, когда вроде бы тот достаточно
понятно объяснил. Это может быть связано как с низкой концентрацией
внимания
ребенка,
недостаточностью
кратковременной
слуховой
памяти,
нарушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной
деятельности. Умение своевременно реагировать на вопрос учителя; умение
отличить новую задачу от старой, четко представить то, что содержится в
инструкции – вот что отличает ученика, который умеет учиться.
Понимание инструкции тесно связано с развитием коммуникативных
навыков в процессе обучения.
УПРАЖНЕНИЕ 1.
Слайд 7
1.
«Объясните Кузе» Учитель дает ученикам какое-то задание.
Чтобы проверить, как оно понято детьми, просит
кого-нибудь из
испытывающих трудности понимания инструкции учеников повторить его
для Кузи.
* Кузя – выдуманный детьми персонаж, который хочет, но не умеет учиться. В
начале занятий
ученики
рисуют портреты Кузи. На каждом занятии
один из
портретов помещается в рамочку на доске.
УПРАЖНЕНИЕ 2.
Слайд 8 «Знакомый – незнакомый»
Дети пишут в тетрадях ряд цифр от 1 до 10. Учитель дает инструкцию: «Я
продиктую слово или словосочетание. Если вы четко представляете себе
этот предмет или понятие, ставьте под цифрой знак «+», если нет четкого
представления – знак « - ». Учитель диктует словосочетания, слова, в т.ч. и
термины. В конце работы проводится выборочная проверка, например: «Кто
поставил «+» под цифрой 3? Это было понятие «гласные звуки». Объясните,
что это такое».
* Это упражнение полезно проводить 3-4 занятия подряд,
УПРАЖНЕНИЕ 3.
Слайд 9
«
Светофор»
У детей красный и зеленый сигналы. Учитель
быстро читает 10-12
утверждений, среди которых есть верные
и неверные. Если утверждение
верно, дети поднимают зеленые сигналы, если неверно – красные. В конце
игры
разбираются
утверждения, на которые были даны противоречивые
ответы.
*Примеры утверждений: Чтобы съесть апельсин, его надо очистить от кожуры.
Сахар
кислый,
а
лимон
сладкий.
В
согласных
звуках
обязательно
есть
шум.
Предложение может быть повествовательным, вопросительным и утвердительным.
УПРАЖНЕНИЕ 4.
Слайд 10 «Письмо с пропусками»
Учитель дает задание: «Я буду диктовать предложение, а вы записывайте, но
вместо буквы О всегда ставьте точку». Таким образом, дети записывают 2-3
предложения, а потом учитель предлагает им, например, не писать окончания
прилагательных, а ставить вместо них звездочку.
*Прием
способствует
развитию концентрации и переключения внимания, но
основная
цель
для
ученика
–
саморегуляция
деятельности
с
учетом
меняющейся
инструкции.
УПРАЖНЕНИЕ 5.
Слайд 11
«Будь
внимательным!»
Учитель
просит
детей
прослушать
инструкцию, повторить ее
«про себя», поднять руку тех, кто запомнил и
четко
представляет
себе,
что
делать.
По
команде
«Внимание!»
ученики
начинают выполнять задание. Примеры заданий:
1). В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть, а буквы З – вычеркнуть.
Полезла Оксана за красной розой,
А вернулась Оксана с занозой.
2). В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а буквы Ц вычеркнуть. После команды
«Внимание!», наоборот, вычеркиваются все Ч, а подчеркиваются все Ц.
Черная цапля циркулем чертила.
Внимание!
Цапля старательно циркулем водила.
Внимание!
Получился очень чистенький чертеж.
ДРУГИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Слайд 12
6. Понимание письменных инструкций.
7. Упражнение на понимание текста (вставь пропущенное слово).
8. Упражнение на самостоятельность мышления (без дополнительных
объяснений, учащихся просят выполнить тест).
Модуль В.
Умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и
действовать по плану
Слайд 13
Важнейший шаг к переводу внешних действий ученика в умственный
план, обеспечивающий успешное формирование навыка, - это обучение детей
планированию.
На
конкретных
примерах
из
жизненной
практики
можно
показать, как важно человеку планировать свое время, работу. Планирование
помогает человеку экономить время и силы. На занятии, посвященном этой
теме, дети составляют режим дня, получают задание составить свой план на
ближайший
вечер.
На
следующем
занятии
учитель
анализирует
составленные учениками планы на вечер, показывает, что планировать можно
и действия по выполнению учебного задания.
Управление учением должно быть гибким. Жесткость
управления
(строгая последовательность действий, заданная учителем) должна убывать
по мере роста учащихся. Если в начале обучения дети действуют по образцам
и алгоритмам, предложенным учителем, то на заключительном этапе работы
по
программе
курса
дети
сами
планируют
действия,
составляют
их
алгоритмы.
УПРАЖНЕНИЕ 1.
Слайд 14
2. «Расскажи о звуке по плану-схеме».
*Через 1-2 занятия схема рассказа заменяется. Детям предлагается рассказывать
по схеме, где все характеристики заменены цветными символами.
УПРАЖНЕНИЕ 2.
Слайд 15
Письмо с предварительным
проговариванием
.
Учитель
диктует
предложение или его часть, ученики хором орфографически проговаривают
1-3 слова, учитель задает вопрос: «Сомнений нет?», и если сомнений нет, то
все пишут.
*Важно объяснить детям, что предварительное орфографическое проговаривание
слов – это и есть план их написания. «Когда проговариваешь так, как собираешься
писать, твои знания, опыт, интуиция помогают тебе не ошибиться».
Выработкой
навыка письма предложений
под диктовку следует заниматься на каждом уроке. В
начале
курса
нужно
требовать
от
детей
четкого
проговаривания
вслух.
Чтобы
разнообразить работу, можно использовать прием «Я - учитель», когда предложение
диктует один из учеников. «Учитель» следит, чтобы количество проговариваемых слов
было доступно для запоминания, регулирует темп общей работы, не забывает задавать
вопрос о возможных сомнениях в написании.
Со временем учитель разрешает детям
проговаривать «про себя», но предупреждает, что будет наблюдать – кто из учеников
действительно делает это, а кто пишет сразу после того, как услышал слова.
УПРАЖНЕНИЕ 3.
Слайд 16
«Определи порядок действий». Ученики получают карточку со
сложной инструкцией к заданию. Нужно карандашом пронумеровать
порядок выполнения действий.
Например
(составление
алгоритма
определения
падежа
существительного):
Найди существительные с безударными падежными окончаниями.
Прочитай текст.
Задай вопрос к существительному.
В каждом слове выдели окончание.
Определи падеж существительного.
* Задание к упражнению в учебнике математики тоже может содержать несколько
действий. Важно не забыть сделать ни одно из них. Кроме того, нужно подумать, что
удобнее сделать сначала, а что потом.
УПРАЖНЕНИЕ 4.
Слайд 17
«Составление плана»
Для того чтобы правильно составить план, необходимо научиться выделять
главное и действовать по порядку.
Ученикам предлагается выполнить следующее задание, результаты которого
можно вложить в портфолио:
1.
Выпиши все свои дела (или действия, если речь идет об учебном
задании), которые тебе предстоит сделать, на отдельный лист бумаги.
2.
Отметь маркером (текстовыделителем) одного цвета самые важные из
них – те, которые необходимо сделать в первую очередь.
3.
Другим цветом выдели те дела/действия, которые ты поставишь на
второе место и т.д.
*
Учитель
предлагает
детям
подумать,
почему
иногда
трудно
взяться
за
работу
(например, по выполнению домашнего задания или за уборку, когда в комнате беспорядок).
В процессе беседы выясняется, что пугает самое начало работы – когда не знаешь, за
что
взяться
в
первую
очередь.
Научившись
выделять
главное
и
выстраивать
план
действий, можно значительно облегчить себе жизнь.
УПРАЖНЕНИЕ 5.
Слайд 18
«Составьте
алгоритм»
Детям
предлагают объединиться в малые
группы по 3–4 человека (можно предложить поработать в парах). Задание
общее для всех групп – составить алгоритм решения определенной учебной
задачи. Примеры заданий:
1. Составьте алгоритм выполнения транскрипции слова.
2. Составьте алгоритм решения задачи на….
Через
5
минут
каждая
группа
выполняет
задание,
используя
свой
алгоритм. Таким образом проверяется, «работает» этот алгоритм или нет, т.е.
можно ли, используя его, безошибочно и быстро выполнить задание.
*Под
алгоритмом
в
психологии
понимают
точное
описание
определенной
последовательности интеллектуальных операций, необходимых и достаточных для
решения
любой
из
задач,
принадлежащих
к
некоторому
классу.
Психологические
исследования показывают, что многие из этих операций не осознаются детьми, а
иногда
ученики
о
них
просто
не
подозревают.
(К.Н.Волков)
Следовательно,
для
эффективного обучения эти операции надо выявлять и специально им обучать. Это не
менее необходимо, чем обучение самим правилам.
Слайд 19 .
Примеры алгоритмов, составленных учениками:
Как сделать транскрипцию.
1.
Открой квадратные скобки.
2.
Произнеси слово целиком так, как ты обычно говоришь, и запомни это.
3.
Медленно, выделяя звуки, произнеси первый слог.
4.
Звуки, которые ты выделил, занеси в скобки.
5.
Так же работай и с другими слогами.
6.
Закрой скобки.
7.
Прочитай свою транскрипцию – такое ли слово ты произносил вначале?
Поставь ударение.
ДРУГИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Слайд 20
6. Выделение главного (см. бланк)
Учащимся предлагается выбрать только один ответ на вопрос и обосновать
свой выбор.
7. Работа с памятками (см. папку памятки, модуль В)
Модуль С.
Слайд 21
Умение осуществлять итоговый самоконтроль
Ученики часто не умеют осуществлять итоговый самоконтроль при
выполнении
письменных
работ.
Детей
необходимо
обучать
контролю
с
помощью специальных методов – планомерно, тщательно, длительно. Важно
убедить учеников в том, что самопроверка дает возможность получить за
письменную работу более высокую отметку («Лучше, если учитель найдет в
твоей работе исправления, хуже – если он найдет в ней ошибки»).
Целесообразен
такой
способ
самоконтроля,
при
котором
проверка
дробится
на
этапы.
Во
время
каждого
из
них
внимание
ребенка
сосредоточено на поиске специфических ошибок и недочетов в письменной
работе. Для каждого из этапов разработана памятка, в которой дан алгоритм
действий по проверке и перечислены группы ошибок, на которых следует
сосредоточиться.
Этапы самопроверки:
I этап – поиск специфических (дисграфических) ошибок в слове, не
связанных с усвоением грамматических норм.
II этап – поиск орфографических ошибок в слове.
III
этап
–
поиск
пунктуационных,
грамматических
и
смысловых
ошибок в структуре целого предложения.
УПРАЖНЕНИЕ 1.
Слайд 22
«Возвращение к началу».
Учитель предлагает ученикам объединиться в
пары. Каждая пара получает текст, в котором допущена всего одна ошибка в
слове – по невнимательности. Пара, раньше всех обнаружившая слово с
ошибкой, поднимает руки.
УПРАЖНЕНИЕ 2.
Слайд 23
Ищем «случайные» ошибки.
(I-й этап самопроверки.)
Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста
аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень
важный компонент – карточка-памятка. Возможность пользоваться карточкой
на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более
эффективной, значительно повышает активность детей. Известный психолог
П.Я.Гальперин отмечал, что, беря карточку, школьник «получает орудие в
собственные руки» и становится хозяином положения, в то время как при ее
отсутствии он является пассивным исполнителем чужих указаний.
УПРАЖНЕНИЕ 3.
Слайд 24
Ищем орфографические ошибки.
(
II этап самопроверки).
Дети
проверяют
текст
2-й
раз,
сосредотачиваясь
на
поиске
орфографических ошибок. Сделать
это им помогает уже другая карточка-
памятка.
УПРАЖНЕНИЕ 4.
Слайд 25
Проверка предложений (III этап самопроверки).
Ребенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Карточка-
проверялка уже не нужна. Используется только памятка.
*Приведенные примеры памяток рассчитаны на учащихся 3-4 классов.
В случае, если какие-то ошибки остаются не найденными ребенком,
учитель отмечает их на полях соответствующей строки цифрами (1,2 или 3 в
зависимости от типа ошибок).
Если и в этом случае ребенок не может обнаружить ошибку, то учитель
указывает слово или предложение, в котором она допущена.
И только если ошибка так и остается необнаруженной, учитель вместе
с ребенком осуществляет разбор и помогает найти ошибку.
Очень важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам.
УПРАЖНЕНИЕ 5.
Слайд 26
«Помогите
Кузе».
Дается задание: за
две минуты помочь Кузе
исправить все ошибки.
Разве можно без улыбки
Разве можно без улыбки
Видеть Кузины ошибки!
Видеть Кузины ошибки!
Пишет Кузя, наш дружок:
Он в тетради написал:
«Сел варенье код пушок
«Корондаш портфел пинал
он конфекту сел, а булкой
ручьки и тетратки
Поделился с другом булькой». у меня в порядке».
Быстро Кузе помогайте,
Быстро Кузе помогайте
Где ошибки, исправляйте!
Все ошибки исправляйте.
(Н.М. Бетенькова «Орфография в рифмовках»)
Другие упражнения
Слайд 27
6. Карта самонаблюдения и самоконтроля
7. Памятки
Модуль D.
Слайд 28
Умение самостоятельно оценивать результаты
своей деятельности
Важными секретами успешной учебы являются: умение ставить цели и
добиваться их; умение видеть собственные успехи и испытывать по этому
поводу
радость;
замечать
неудачи
и
находить
их
причины.
Для
формирования
у
ребенка
желания
учиться
можно
использовать
разнообразные приемы – от похвалы до специальных символов, с помощью
которых отмечались бы детские достижения.
Символ
успеха
можно
придумать
совместно.
Можно
использовать
линейки достижений и лестница успеха. Эти инструменты с удовольствием
используются как учениками начальной школы, так и старшеклассниками.
Линейки достижений позволяют увидеть не только (и не столько!) улучшение
успеваемости, но и те усилия, которые ученик приложил, и те
знания,
умения и навыки, которые им в результате приобретены. Такие линейки мы
рекомендуем
использовать
каждый
день.
Таким
образом
ребенок
сможет
всесторонне оценить свои учебные результаты, соотнося их с затраченными
усилиями. Лесенки успеха используются на каждом занятии. В конце занятия
ученикам
предлагается
«поставить»
себя
на
какую-нибудь
из
ступенек
лесенки успеха (самая верхняя ступенька - наилучшие результаты в учебе).
Таким образом, важно, чтобы оценка собственного труда ребенком должна
стать действительно ЕГО оценкой (выбрал верхнюю ступеньку не потому, что
это будет приятно учителю и не потому, что ее выбрало большинство детей, а
потому что сегодня сам доволен своей работой!).
УПРАЖНЕНИЕ 1.
Слайд 29
«Линейка достижений».
Учитель предлагает детям в конце занятия
сделать отметки на Линейках достижений. Каждому ребенку дается карточка,
например, такого содержания:
1) Я научился ….(решать задачи в одно действие)
0
5
2)
Я старался
0
5
3) Какую оценку я сам себе поставлю
0
5
* Ученик ставит отметку-черточку
на
каждой линейке. Это приучает его
задумываться над тем, как он продвинулся в овладении знаниями и умениями;
прикладывал ли старания для качественного выполнения задания; прогнозировать
оценку за выполнение задания.
УПРАЖНЕНИЕ 2.
Слайд 30
5.
«Лесенка
успеха». Завершив
выполнение
какого-либо
письменного
задания,
ученики
рисуют
карандашом
лестницу
из
3
ступенек.
Учитель
просит, чтобы каждый из детей сам оценил успешность выполнения этого
задания, нарисовав
на одной из ступенек лесенки человечка - себя. Если
ученик
считает, что был внимательным, старательным и сдает работу без
ошибок, то он рисует себя на верхней ступеньке (см. приложение).
* Лесенка успеха позволяет узнать, насколько объективно дети оценивают свое письмо.
УПРАЖНЕНИЕ 3.
Слайд 31
«Я так чувствую…». Подводя итоги занятия, учитель может попросить
детей
нарисовать на полях тетради небольшой кружок и поставить в нем
какой-либо из знаков препинания, обозначающих завершение предложения.
- Если на занятии все было понятно, ставится точка.
-
Если
осталось
ощущение,
что
что-то
непонятно,
ставится
знак
вопроса.
- Если на занятии все было понятно, есть уверенность, что знания по
теме твердые, ставится восклицательный знак.
- Если после занятия тема кажется непонятной, ставится многоточие.
* Этот прием является одним из средств обратной связи, вызывает рефлексию у детей.
Модуль Е.
Слайд 32
Умение произвольно управлять своим вниманием
и темпом деятельности
Успешность ученика на уроке во многом зависит от уровня развития
внимания ребенка и от темпа его деятельности. Кроме того, немаловажную
роль
имеет
умение
произвольно
управлять
этими
каче ствами.
Систематическая,
на
протяжении
ряда
занятий,
с
увеличением
объема
и
темпа упражнений тренировка основных свойств внимания
в процессе
работы значительно повышает уровень успеваемости школьников.
Дети
учатся быстро включаться в коллективную работу, своевременно переключать
действия, регулировать темп своей деятельности относительно темпа класса.
Только
через
систему
занятий
удается
перейти
от
истощаемого
к
устойчивому, высококонцентрированному вниманию.
УПРАЖНЕНИЕ 1.
Слайд 33
«Собери слова из звуков».
Учитель называет слова, дети выделяют из
каждого слова, например, первый звук и заносят его в транскрипционные
скобки. По завершении работы из выделенных звуков составляют слово.
Пример: Листва, игрушка, нитки, эхо, яблоко, катушка, апельсин.
*На первых этапах
из звуков синтезируются слова, в дальнейшем
количество
диктуемых слов возрастает, и получаются целые предложения – загадки, пословицы.
Важным условием работы является концентрация слухового внимания – т. е. умение
работать «с голоса» учителя, не отрывая взгляда от строки, следуя общему темпу
работы.
УПРАЖНЕНИЕ 2.
Слайд 34
Сложение и вычитание букв. Учитель предлагает ученикам выполнить с
буквами и слогами действия, указанные на индивидуальных карточках, и
получить в результате понятные слова.
Например:
ДО + МУ – У =
КАР – АР + У + БИК =
СОР – Р + КОЛ =
СОК – К + БА + КАР – Р =
ГО + РАМ – АМ + ОХ =
АРС – С + БУС – С + З =
*
Это
упражнение
направлено
на
усиление
концентрации
и
устойчивости
внимания.
Для
того,
чтобы
оно
было
максимально
эффективным,
материал
должен
постепенно
усложняться,
объем
его
–
увеличиваться,
а
время
на
выполнение
задания
лучше
ограничить
2-3
минутами.
УПРАЖНЕНИЕ 3.
Слайд 35
Собери слово. Детям предлагается собрать – написать слово/числовой ряд
из
букв/цифр,
которые
учитель
называет
поочередно,
с
паузами.
Паузы
заполняются интерферирующей продукцией.
Например:
- первая буква – Б,
- за ней идет буква И,
- после следует буква Н,
- последняя буква в слове – Т.
*Упражнение направлено на развитие слухового внимания, восприятия
и его избирательности. Дети должны выбрать из речевого потока только
значимую для данной работы информацию – названия букв, все остальное
для выполнения задания не важно.
В начале тренировок
ученикам предлагаются слова простой слоговой структуры. В
дальнейшем
слова
становятся
более
сложными,
их
количество
в
упражнении
возрастает, темп работы увеличивается.
УПРАЖНЕНИЕ 4.
Слайд 36
«Самый зоркий».
Учитель предлагает ученикам посмотреть на карточку,
прочитать, что там написано, запомнить и записать в тетради то, что увидели.
Время экспозиции карточки – не более 2 секунд.
Например:
1 набор карточек – бессмысленные сочетания согласных букв (от 3 до 9)
2 набор карточек – знакомые детям слова из 4-16 букв (полезно использовать
словарные слова)
3 набор карточек – предложения с количеством знаков от 5 до 16.
*Упражнение направлено на развитие зрительной памяти. Проводить его
следует регулярно, количество знаков на табличках должно постепенно
увеличиваться.
Модуль F.
Слайд 37
Умение общаться в учебной ситуации
Одно из учебных умений, присущих успешному ученику, - это умение
поставить
перед
взрослым
вопрос,
на
который
тот
будет
отвечать.
Способность
сомневаться,
спрашивать,
проверять
полноту
и
ясность
понимания, указывать учителю на свои трудности
у детей, как правило,
«западает». Поэтому задачей учителя и психолога является формирование у
детей
навыков
общения
в
учебной
ситуации.
Решение
этой
задачи
предполагает привитие следующих умений:
- четко формулировать вопрос;
- задавать вопросы, а не уходить от трудностей;
- принимать учительскую задачу, не подменяя ее собственной задачей
-
решать
задачу,
взаимодействуя
со
сверстниками
–
другими
участниками группы, одноклассниками.
УПРАЖНЕНИЕ 1.
Слайд 38
1 . «Отгадай
вопрос».
Учитель раздает участникам игры
по 2-3
карточки. На каждой
из них напечатан один вопрос. Задание: всем молча
прочитать
вопрос и мысленно
ответить на него одним предложением.
Карточку с вопросом
другим участникам игры показывать нельзя. Далее
начинается собственно игра: каждый участник вслух произносит ответ на
свой вопрос, а остальные должны отгадать, какой вопрос напечатан на его
карточке.
Если
смогли
отгадать,
значит,
ответ
был
сформулирован
правильно, и эта карточка выбывает из игры. Побеждает тот, у кого в конце
игры не останется ни одной карточки с вопросом.
УПРАЖНЕНИЕ 2.
Слайд 39
«Скажите это короче».
Учитель читает предложения, в которых простые понятия выражены
многословно. Детям предлагается «упростить» предложения. Например: По
окончании трехмесячного летнего отдыха ученики школы поселка
Вулканного сосредоточились все вместе в Доме культуры «Галактика»).
( После летних каникул ученики школы поселка Вулканного собрались в
Доме культуры «Галактика»)
УПРАЖНЕНИЕ 3.
Слайд 40
.
«Ну-ка,
отгадай!»
(Игра из сборника Н.В.Самоукиной «Игры в
школе и дома»). Группа детей делится на две подгруппы. Первая тайно от
второй
задумывает
какой-либо
известный
всем
предмет.
Вторая
группа
должна отгадать предмет, задавая вопросы. На эти вопросы первая подгруппа
должна отвечать, используя только слова «да» и «нет». Подгруппы встают в
линии друг напротив друга. Один ученик из второй подгруппы спрашивает,
например: «Этот предмет живой?». Ему отвечает один ученик из первой
группы: «Да, этот предмет живой». Следующий ученик из второй подгруппы
спрашивает: «Он человек?». Ему отвечает следующий ученик из первой
подгруппы: «Нет, он не человек» и т. д.
УПРАЖНЕНИЕ 4.
Слайд 41
Работа
в
малых
группах.
Как
показывает
опыт,
формирование
навыков общения успешно проходит при включении в ход занятия работы в
группах по 3-4 человека. Каждая группа получает какое-либо задание и через
определенное
время
должна
отчитаться
о
его
выполнении.
Задание
предполагает активное обсуждение с целью установления истины.
* Наличие у ученика возможности обсуждать учебную информацию с
равными себе, отстаивать свою точку зрения, приводить доводы – важное
условие эффективности обучения. Работа в группе отвечает этому условию.
Участие в групповой работе позволяет каждому ученику сразу выявлять
причины ошибок и в случаях возникновения трудностей тут же получать
помощь товарищей или учителя.
Психологи отмечают, что более оживленные связи при работе в группе
устанавливаются между теми, кто сидит напротив, а не рядом друг с другом. Это
нужно учитывать, предоставляя группе рабочее место.
___
Модуль G:
Слайд 42
Умение логически обрабатывать информацию, делать умозаключения и
выводы.
Ключевые проблемы:
1. Снижение учебно-познавательной мотивации и творческой активности учащихся.
2. Недостаточность развития логического мышления.
3. Недостаточно сформирована произвольность поведения
4.
Низкая
социальная
компетентность
учащихся
(способность
достижения
социально
значимых целей в конкретном культурном пространстве с использованием допустимых
средств, в первую очередь, для решения предстоящих на данный момент задач развития
М.Е.Форд). Социальная компетентность включает в себя направленность индивида на
достижение
определенных
целей,
навыки
межличностного
общения,
социальное
воздействие (индивидуальный стиль взаимодействия)
5.
Отсутствие
положительного
примера
решения
жизненных
задач,
поведенческих
стереотипов
УПРАЖНЕНИЕ 1.
Слайд 43
«Восстанови рассыпанные тексты так, чтобы из них получились осмысленные
предложения»
А. зайца, мультфильмов, несколько, Котёночкин, ловит, как, о, кинорежиссер, том,
создал, волк.
Б. поверхности, когда, волны, моря, подует, возникает, ветер, на.
В. Земля, живём, шара, на, имеет, которой, мы, форму.
УПРАЖНЕНИЕ 2.
Слайд 44
Подбери к каждому прилагательному все возможные существительные
Камчатская (город, село, область, район, край)
Русская (баня, место, литература, земля, человек)
Холодный (вода, суп, руки, сердце, человек)
УПРАЖНЕНИЕ 3.
Слайд 45
Пятый лишний
А) Прямая, ромб, прямоугольник, квадрат, треугольник
Б) Рабовладелец, раб, крестьянин, рабочий, ремесленник
В) Дождь, снег, осадки, иней, град
Г) Цитоплазма, питание, рост, раздражимость, размножение
ДРУГИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Слайд 46
Работа с памятками
Например:
Опорный конспект,
Правила запоминания и др.