Напоминание

Формирование познавательных универсальных учебных действий


Автор: Погребняк Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Колыбельская СОШ
Населённый пункт: Новосибирская область
Наименование материала: методическая статья
Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование познавательных универсальных учебных действий

Образование, как социальное явление, полностью зависит от требований

общества в тот или иной исторический период. Сейчас мир переходит в третью,

информационную,

или

постиндустриальную

культуру,

которая

предъявляет

другие

требования

к

выпускнику

начальной

школы,

который

должен

уметь

самостоятельно

успешно

усваивать

новые

знания,

умения,

компетенции,

включая умение учиться, умение решать проблемы или задачи, анализировать

объект, осуществлять сравнения, выделять общее и различное, осуществлять

классификацию,

устанавливать

причинно-следственные

связи,

работать

с

текстом, находить информацию, подводить итоги, делать выводы.

Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальными

учебными действиями.

Ведущей

деятельностью

у

младших

школьников

является

учебная

(направлена

на

усвоение

системы

научных

понятий).

Поскольку

учебная

деятельность в младшем школьном возрасте является не только основной, но и

новой, формирование познавательных универсальных учебных действий также

становится

приоритетным,

и

процесс

их

формирования

может

проходить

у

учащихся

по-разному,

вызывать

затруднения.

В процессе

формирования

познавательных универсальных учебных действий, пожалуй, самое важное —

научить

младших

школьников

делать

пусть

маленькие,

но

собственные

открытия.

Ученик

должен

уже

в

младших

классах

решать

задачи,

которые

требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий

учителя), а таили бы в себе возможность для «умственного прорыва». Полезен

не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами,

ошибками,

сравнениями

различных

идей,

оценками

и

открытиями,

что,

в

конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.

Познавательные

универсальные

учебные

действия

включают:

общеучебные действия, действия постановки и решения проблем, логические

действия

и

обеспечивают

способность

к

познанию

окружающего

мира:

готовность осуществлять

направленный поиск, обработку и использование

информации.

Для

формирования

познавательных

УУД

подбираются

задания,

правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом

виде.

Но

в

текстах

и

иллюстрациях

учебника,

справочной

литературы

есть

подсказки, позволяющие выполнить задание.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит

в контексте разных учебных предметов. Каждый предмет в зависимости от его

содержания

и

способов

организации

учебной

деятельности

учащихся

раскрывает

определенные возможности для формирования познавательных

УУД.

В начальной школе предмет «Математика» является основой развития у

учащихся познавательных универсальных учебных действий.

Одно

из

важнейших

познавательных

универсальных

действий:

умение

решать

проблемы

или

задачи.

Усвоение

общего

приёма

решения

задач

в

начальной

школе

базируется

на

сформированности

логических

операций

умении

анализировать

объект,

осуществлять

сравнение,

выделять

общее

и

различное,

осуществлять

классификацию,

устанавливать

аналогии.

Решение

задач выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать

задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся,

открывает им пути овладения новыми знаниями. Общий прием решения задач

является предметом специального усвоения с последовательной отработкой

каждого из составляющих его компонентов. Овладение этим приемом позволит

учащимся

самостоятельно

анализировать

и

решать

различные

типы

задач.

При

формировании

познавательных

УУД

на

уроках

математики

я

обращаю

внимание

на

установление

связей

между

вводимыми

мною

понятиями

и

прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и

осмыслить учебный материал.

Формирование

и

развитие

познавательных

УУД

на

уроках

математики

осуществляю и с помощью различных видов заданий: «Найти отличия», «Поиск

лишнего», «Лабиринты», «Цепочки» и др. Дети составляют схемы - опоры,

работают с разными видами таблиц, составляют и распознают диаграммы.

На уроках русского языка также используется моделирование. На этапе

обучения грамоте это модели предложения, звуковые модели слова, которые

позже преобразуются в буквенные. Эти модели мы используем на протяжении

всего курса русского языка при изучении темы «Орфография». Очень хорошо

помогают модели на уроках постановки учебной задачи, где дети могут увидеть

несоответствие схемы, зафиксировать разрыв между знанием и незнанием и

проведя исследовательскую работу изменить или уточнить данную схему. Не

обойтись

без

схем

на

уроках

рефлексии.

Здесь

дети

должны

сами

зафиксировать

свои

знания

с

помощью

модели. Формирование

и

развитие

познавательных

УУД

на

уроках

русского

языка

осуществляю

с

помощью

различных видов заданий: «Четвёртое лишнее», «Найди соответствие», «По

определению

назови

слово»,

«Сгруппируйте

слова

по

определенному

признаку», «Предложите несколько вариантов группировки», «Подбери нужное

слово» и многих других. Неоценима роль творческих заданий. Грамматические

сказки – это неотъемлемая часть урока русского языка при изучении некоторых

тем.

Познавательные

логические

УУД

формируются

и

на

уроках

«Литературного

чтения».

Анализируем

содержание

и

устанавливаем

причинно-следственные связи; сравниваем персонажей одного произведения

и персонажей из разных произведений; сопоставляем произведений по жанру и

по виду. Учу обосновывать свои суждения: «Почему ты так думаешь (считаешь,

полагаешь)?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди словами из текста» и т.п.

Формирование и развитие познавательных УУД на уроках литературного чтения

осуществляю и с помощью различных видов заданий. Например: «Подготовить

рассказ о писателе, используя энциклопедии, Интернет», «Составьте краткий

рассказ

о

жизни

и

творчестве

писателя»,

кроссворды

по

произведениям,

разделам, файндворды.

Познавательные универсальные учебные действия младших школьников в

процессе

изучения

курса

«Окружающий

мир»

я

рассматриваю

как

систему

познавательных

действий

младших

школьников.

Дети

учатся

извлекать

информацию,

представленную

в

разной

форме

(иллюстративной,

схематической,

табличной,

условно-знаковой

и

др.),

в

разных

источниках

(учебник,

атлас

карт,

справочная

литература,

словарь,

Интернет

и

др.);

описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на

основе их внешних признаков; устанавливать причинно-следственные связи и

зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в

природных

сообществах,

прошлыми

и

настоящими

событиями

и

др.;

пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов,

моделировать объекты и явления окружающего мира; проводить несложные

наблюдения

и

опыты

по

изучению

природных

объектов

и

явлений,

делая

выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и

письменной форме. Учащиеся приобретают навыки работы с информацией:

учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного

вида

в

другой

(из

изобразительной,

схематической,

модельной,

условно-

знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию

(состояние погоды, чтение карты, дорожные знаки и др.)

Формированию

познавательных

УУД

способствует

применение

различных

образовательных технологий. На своих уроках применяю разные

технологии. Выбор технологии может зависеть от типа урока, от целей которые

могут быть заданы, от изучаемого материала и многих других факторов.

При

выполнении

отдельных

заданий

можно

создавать проблемные

ситуации. Стараюсь создавать и ставить

такую учебную ситуацию, которая

вызвала бы у учащихся потребность, желание узнать эти сведения. Предлагаю

ученикам

высказать

предположение,

попробовать

самим

ответить

на

проблемный

вопрос,

а

потом

проверить

или

уточнить

ответ

по

учебнику.

Создаётся

ситуация

противоречия

между

известным

и

неизвестным.

Одновременно

повторяются

знания,

необходимые

для

изучения

нового

материала.

Я

вместе

с

детьми

участвую

в

процессе,

даю

необходимую

информацию, оставляя пространство для размышления детей.

Ребенок получает не готовое значение, а сам «открывает» его в процессе

решения

проблемы.

На

таких

поисковых

занятиях

возникают

партнерские

отношения

учителя

с

детьми

и

знания,

конечно,

усваиваются

прочнее

и

впоследствии становятся инструментом саморазвития. Проблемное обучение

желательно использовать на разных уроках, чтобы выработать положительную

мотивацию к учебной деятельности.

Проектное

обучение

представляет собой развитие идей проблемного

обучения.

Проектная

деятельность

имеет

большую

практическую

направленность, позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с

групповой и коллективной работой; обеспечивает выход речевой деятельности

в

другие

виды

деятельности:

трудовую,

эстетическую;

стимулирует

самостоятельной

поиск

учащимися

нужной

информации;

требует

развития

творческой

фантазии

для

того,

чтобы

выигрышно

организовать

найденную

информацию

и

представить

ее

другим.

Творческие

проекты

и

небольшие

исследования дети готовят к урокам математики, русского языка, окружающего

мира, литературного чтения.

Огромные

возможности

для

развития

познавательной

активности

учащихся,

формирования

УУД

таит

в

себе технология

сотрудничества. На

практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой и парной

работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения,

позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания буквально каждого

учащегося. Кроме того, выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся

«примеряют»

различные

роли:

они

пробуют

свои

силы

в

качестве

консультантов, экспертов, художников, хранителей времени, и т.д., что помогает

им

раскрыть

свои

возможности,

реализовать

индивидуальные

особенности.

Выполняя

задание,

данное

учителем,

учащиеся

разрабатывают

план

деятельности,

распределяют

обязанности,

а

при

проверке

задания

каждый

представляет свою работу, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен

и получит оценку своего труда. Работа в группах и парах воспитывает умение

обосновывать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из

товарищей оказывается более убедительным.

Такая работа дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой

почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок

работы, без которого невозможен общий успех класса. Чаще всего групповую и

парную работа используется на повторительно-обобщающих уроках.

В

ц е л я х дифференцированного

подхода к

обучению

предлагаются

учащимся разноуровневые задания, а также задания, учитывающие разную

скорость выполнения заданий учащимися.

Обязательным

считаю

применение

современных

образовательных

технологий, в том числе здоровьесберегающих. На каждом уроке я использую

физминутки,

психологические

тренинги,

электронные

зарядки

для

глаз,

дыхательную гимнастику. Это способствует лучшему восприятию материала.

Для учёта развития детей ведутся "Диагностическая карта формирования

УУД ученика", «Лист индивидуальных достижений», что позволяет спланировать

работу с учащимися по коррекции знаний, а также в оказании педагогической

помощи родителям.

Привлечение учащихся к участию в оценке их учебной деятельности имеет

положительно-образовательный

эффект:

уточняются

те

или

иные

знания,

развивается

аналитическая

деятельность

мозга,

критичность,

осмысленность

материала. Оценка должна быть объективной, ясной и понятной для ребёнка,

содержать для него информацию об успехах.



В раздел образования