Автор: Калугина Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГОБУ
Населённый пункт: город Находка Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК".
Раздел: среднее образование
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ "ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РУССКИХ
НАРОДНЫХ СКАЗОК".
ЗАДАЧИ: 1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: ОБОБЩИТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ПО СКАЗКАМ; ПРИВИТИЕ УЧАЩИМСЯ ЛЮБВИ К ЧТЕНИЮ,
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА.
2. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ: РАЗВИТИЕ РЕЧИ, ФАНТАЗИИ, ВООБРАЖЕНИЯ, ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ,
УМСТВЕННЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.
3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К СКАЗКАМ, ПРИВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ, ДОБРОТЫ.
Воспитатель:
Здравствуйте, ребятки! Здравствуйте, гости дорогие! Каждый человек с самого раннего возраста знакомится
со сказками. Это самые первые произведения, которые начинают читать человеку. Ведь именно благодаря сказке, мы
становимся добрей, учимся осуждать зло, восхищаться добротой.
Мы отправляемся в путешествие. Нам решили помешать злые силы. Баба-Яга заколдовала нашу шкатулку, откроется она
только тогда, когда вы пройдете все испытания.
Дети:
Тихо, тихо сядем рядом
Сказка, сказка входит в дом. (прочитывает Валя)
В удивительном наряде,
В разноцветном, расписном. (прочитывает Данил)
И раздвинутся вдруг стены,
Вся земля видна вокруг. (прочитывает Никита)
Плещут волны речкой пенной
Чутко дремлют лес и луг (прочитывает Влад)
Вдоль бегут степные тропки
Тают в дымке голубой, (прочитывает Саша)
Это сказка нас торопит
И зовет всех за собой. (прочитывает Сергей)
Воспитатель:
«Отправляемся друзья,
В чудо сказку - вы и я!
В мир волшебства и чудес,
Сказок тут не перечесть»!
Воспитатель:
Но перед началом путешествия, мне хочется проверить вашу готовность. Предлагает провести разминку. Вы
ребята знаете много видов устного народного творчества? Давайте вспомним что входит в устное народное творчество. Я вам
буду называть первую буквы, а вы мне называть слово.
Ответы: Пословицы, скороговорка, потешки, загадки, считалка, колыбельная? Что за слово у нас получилось?
Дети: Сказка.
Вот сегодня мы поговорим о сказках.
1
П О С Л О В И Ц А
2
С К О Р О Г О В О Р К А
3
П О Т Е Ш К А
4
З А Г А Д К А
5
С Ч И Т А Л К А
6
К О Л Ы Б Е Л Ь Н А Я
- Ребята, а знаете ли вы, что такое сказка?
Ответы детей. (Сказка – выдумка. Сказка - это чудо! Сказка - это волшебный мир, где нужно быть добрым, честным.)
Кто скажет, а какова же особенность всех сказок? (Чудо, небылица)
-Вы любите сказки? А какие первые сказки вам запомнились с раннего детства? (Репка, Колобок, Курочка Ряба).
И даже вот в такие маленькие сказки народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. В каждой
народной сказке содержится мудрая мысль. Недаром об этом говорится в пословице: (ребенок читает на доске)
«Сказка-ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок»
В сказке всегда есть урок, подсказка, но очень добрая и мягкая. Это дружеский совет.
-Ребята, что это? (Сундучок)_
- Но он закрыт. А ключа я не вижу. Мне кажется мы его откроем, когда пройдем все испытания.
3. Путешествие в сказку.
- И так ребята, отправляемся в путешествие в сказку.
- Дорога будет трудной. Вы готовы встретиться с чудесами и загадками, ответить на все вопросы сказочного леса, преодолеть
все препятствия?
- И, может быть, нам удастся найти ключ от заветного сундучка.
«Избушка на курьих ножках».
А теперь посмотрите, что я нашла около двери.
Показывает картинку с изображением домика Бабы –Яги.
Кто же живет здесь?
Ответы детей: Баба Яга
А как обычно встречает гостей Баба Яга?
Ответы детей. Кормит поит, спать лежит, потом все расспрашивает потом садит в печь.
Играет
музыка, влетает на метле баба Яга.
Появляется Баба Яга со свитком в руках, изображающая радость от того, что появились.
Слова бабы –яги
Узнали бабу Ягу?
Я вам пакость покажу!
Перепутаю все сказки,
Чтоб не знали дети ласки!
(Баба Яга специально сбрасывает книгу на пол и все страницы рассыпаются).
Баба Яга: «Я воспитанная, я хорошая, я красивая баба Яга. Вот вам ваши сказки, теперь вам никогда их не собрать.
Ответы детей и их реакция на поступок бабы Яги. Решение детей.
Баба Яга: «Я такая хорошая, добрая, воспитанная, умная. В каких сказках вы встречали меня?
А вот и не знаете?
(Ответы детей.) "Гуси-лебеди», "Василиса Прекрасная», "Летучий корабль", "Морозко", "Царевна-лягушка".
Воспитатель: Чтобы подружиться с Бабой Ягой и не угодить к ней в печь и отправиться дальше, нам нужно отгадать загадки.
Готовы?
Баба-Яга разворачивает свиток и зачитывает задания.
Баба-Яга: Здравствуйте, мои родные,
Ребятишки озорные.
В гости сказочка идёт,
Она встречи с вами ждёт.
Много сказок есть на свете,
Сказки эти любят дети,
А вот как они их знают,
Я сама сейчас узнаю.
На вопросы отвечайте,
Мои сказки узнавайте.
Вопрос 1:
В сказочке герой живет:
Он не ежик и не кот,
Он от бабушки с окошка
Прыгнул прямо на дорожку,
Покатился, побежал,
На язык лисе попал!
Кто это?
Баба-Яга:
Правильно.
Вижу, сказочку читали,
И героя все узнали.
Вопрос 2:
В огород ее сажали,
Удобряли, поливали,
Чтобы вытянуть ее,
В сад позвали все зверье!
Выросла она большая!
Как зовут? Скажите сами!
Третий у меня вопрос:
У кого же длинный нос?
Деревянный непоседа
Вел с Мальвиною беседу,
Носом он клевал варенье,
Ей испортил настроенье.
Это кто?
Вопрос 4:
Ах, какой был чудный бал!
Сам Король там танцевал!
Но потом я убежала...
Туфельку вот потеряла... (вздыхает)
Ребята, вы узнали эту прекрасную незнакомку?
Воспитатель:
В каких сказках живет Баба - Яга?
Перечислите, какие волшебные вещи вы знаете?
На чем передвигаются герои сказок?
А напоследок Баба-Яга просит вас поиграть. Согласны?
Дети: Да.
Баба-Яга:
Как я рада, а то меня совсем позабыли, позабросили. До чего дошло, стороной обходят, боятся, злыдней считают. А я не такая.
Я даже очень хорошая! И сейчас с вами порезвимся, поиграем.
Воспитатель: Баба-Яга, мы готовы выполнить твои задания!
Баба-Яга: Готовы! Ух, ты напугали! Вот мое первое задание!
В корзине у меня картинки из сказок. Они принадлежат героям русских народных сказок. Вам нужно ответить, в каких сказках
встречаются эти картинки.
В какой сказке средство передвижения – печка? (По щучьему велению)
Как называется летательный аппарат Бабы Яги? (Ступа)
• Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (Шапку-невидимку)
Назовите одну особенность известной сказочной избушки? (Куриные ножки).
Через горы и леса вас домчат за полчаса. (Сапоги-скороходы).
- Тогда в путь! Только скажите мне сначала, какие все-таки волшебные предметы помогают сказочным героям путешествовать.
(Ответы детей: сапоги-скороходы, ковер-самолет, летучий корабль, клубочек, метла, ступа, печка, избушка на курьих
ножках, серый волк, Сивка-бурка).
-Ребята, а ещё в сказках есть волшебные слова и наш сундучок откроется если вы правильно ответите.
Воспитатель: Баба-яга, справились мы с твоим заданием, все отгадали.
Задавай нам следующее задание.
Баба-яга: Да, не мешайте, Вы мне, я песню вспоминаю.
«От улыбки станет всем светлей…
Даже красному яблоку заката…»
Воспитатель: Баба-Яга это две разные песни.
Баба-яга: Ох! Так обидно, первую строчку помню, а вторую не помню. Память дырявая!
О! Придумала! Вот вам и задание «Отгадайте песни о сказочных героях!»
Воспитатель: Да мы с этим заданием легко справимся, для этого я включу на компьютере музыку, а вы внимательно
прослушайте и скажите название этой песни.
Воспитатель: Молодцы, ребята, как вы дружно отгадывали песни.
Воспитатель: Ну, что Баба-Яга твоя душенька довольна?
Баба-яга: И с этим заданием вы справились!
Ты наверно устала сядь передохни немного, а мы с детьми пока по разгадываем твои трудные задания.
Ох, спасибо, мои золотенькие. Сяду я на пень, посижу, да совет один скажу: Слушайте воспитателя внимательно и отвечайте
правильно на ее вопросы.
А игра наша называется «Волшебные слова».
Вспомните, кто говорил такие волшебные слова и в какой сказке:
• По щучьему веленью, по моему хотенью (Емеля, «По щучьему веленью».)
• Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой! (Иванушка - дурачок. Русская народная сказка
"Сивка - бурка")
• «Избушка, избушка! Стань по-старому. Как мать поставила, - ко мне передом, а к лесу задом». (Сказка «Царевна – лягушка)
• Несёт меня лиса… (за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы). (Петушок и лиса)
-Молодцы, ребята!
Скоро сказка сказывается – не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли, приустали, а теперь немножко отдохнем.
Физкультминутка.
- Давайте сделаем маленькую остановку в нашем путешествии и немного отдохнем:
Давным-давно жил царь Горох
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил-вертел
И танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал
И сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал,
За солнышко хватался.
(Дети повторяют описываемые движения)
Воспитатель: А сейчас мы проверим вашу память, помните ли вы сказочных героев русских народных сказок. У вас на партах
лежат конверты. В каждом конверте пазлы. Угадаете ли вы что это за сказки?
– Лиса и тетерев; Колобок; «Теремок» «Заюшкина избушка».
– «Гуси-лебеди»; «Волк и семеро козлят»;
«Три медведя»
«
Курочка ряба»
- А как вы думаете, сказки, которые вы отгадали из конвертов, они какие? (народные).
-Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием.
Воспитатель: Да, ребята, молодцы, все вы отгадали, можем идти дальше. Посмотрим, что Баба-Яга придумала на этот раз.
Ну, Баба-Яга, не напугаешь ты нас, мы постараемся ответить на все твои вопросы, правда, ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята у вас на партах лежат волшебные карточки с заданиями. Дети ваша задача найти слова и выделить
карандашом сказочных героев.
Баба Яга: Что же это происходит, вы со всеми заданиями справились. (Начинает потихоньку плакать)
Воспитатель: Что случилось Баба Яга, почему ты плачешь? А ты Баба Яга не плачь, если хочешь мы к тебе в гости придем.
Баба Яга: Как же мне не плакать, вы со всеми заданиями справились.
Воспитатель: Главное запомни: не безобразничай, никому не делай зла. Будь веселой и приветливой.
Баба Яга: Я не умею! Мы меня дети научите (грустно)
Дети: Мы тебя научим!
Воспитатель: Давайте «Обыграем отрывки из сказки». Сами дети определяются, кто из них желает
обыграть данный отрывок из сказки, а ты баба- яга нам поможешь.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Баба Яга: «Так мне у вас понравилось, вы все такие добрые, красивые, умные».
А, мне пора возвращаться в свой волшебный сказочный лес. Теперь я поняла, что нужно делать только добрые дела, ведь это
так приятно.
На доске дерево. На партах красные и зеленые яблоки.
Если вам понравилось занятие, вы вешаете красные яблоки, если не понравилось, и вам было скучно, тогда зеленые.
-Ну, вот и закончилось наше сказочное путешествие.
Ребята, трудно было? А что было труднее всего? А что понравилось?
Так чему нас учат сказки?
Сказка учит нас дружить,
Верным быть и честно жить
Пусть живут герои сказок в мире детском озорном
Чаще пусть волшебники к нам заглядывают в дом.
- Ребята, наше занятие подошло к концу.
- Всем спасибо за работу. Не забудьте попрощаться с гостями.