Автор: Малюк Людмила Ивановна
Должность: музыкальнай руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 54"
Населённый пункт: г. Воркута, Республика Коми
Наименование материала: методические рекомендации для воспитателей по использованию музыкального сопровождения в образовательном процессе
Тема: "Музыка в повседневной жизни детского сада"
Раздел: дошкольное образование
Методические рекомендации для воспитателей
«Музыка в повседневной жизни детского сада»
Малюк Людмила Ивановна,
музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория,
«Детский сад № 54» г. Воркуты
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь
тогда, когда он живет в мире игры,
сказки, музыки, фантазии и творчества. Без этого он –
засушенный цветок»
В. А. Сухомлинский
Известно,
какое
огромное
место
в
жизни
ребенка
дошкольного
возраста имеют яркие эмоционально – художественные впечатления. Они
приносят детям радость, вызывают хорошее настроение.
Музыке принадлежит особое место. Детская песня, танец или игра с
пением, слушание инструментальных пьес оказывают на детей благотворное
воздействие.
Музыкальное
воспитание
дошкольников
осуществляется
не
только во время занятий, праздников и музыкальных развлечений, но и в часы
досуга, самостоятельных игр, во время прогулок и т. д.
Включение музыки в повседневную жизнь в условиях детского сада
предполагает
использование
музыкального
материала
в
разные
моменты
жизни детей. Программа ООП Д О предусматривает музыкальное развитие
не только на занятиях, но и вне их – в бытовых, трудовых процессах, в ходе
ознакомления с природой, в двигательной активности, в играх и т. д .Музыка
используется
в
различных
видах
детской
деятельности.
Например,
в
познавательной деятельности при знакомстве с художественной литературой.
Знакомство со сказками:
можно сопровождать свой рассказ исполнением
небольших
песенок
героев
сказок:
«Колобок»",
«
Кот,
петух
и
лиса»
«,
Сестрица Аленушка и братец Иванушка», а при прослушивании сказок в
записи, использовать музыкальные фрагменты из фонотеки музыкальных
инсценировок. При знакомстве детей со стихами, можно исполнять детские
песни в соответствии со временем года. Например, про осень: «Листики»
Муз. П. Беленко, «Дождик» муз. М. Парцхаладзе, «Огородная – хороводная»
муз. Б. Можжевелова, « Урожай собирай» муз. А. Филиппенко, «Скворушка
прощается»
муз.
Т.
Попатенко,
«Березка»
муз.
Е.
Тиличеевой,
«Падают
листья» муз. М. Красева и др.
Знакомство с рассказами и стихами о зиме предполагает исполнение
песен с зимней тематикой, например: «Первый снег» муз. А. Филиппенко,
«Саночки» муз. А. Филиппенко, «Зимняя песенка» муз. В. Витлина,
«Снежная песенка» муз. Львова – Компанейца, « Что нам нравится зимой?»
муз. Е. Тиличеевой, «Голубые санки», « Зимняя песенка» муз. М. Красева,
«Как на тоненький ледок» р. н. п. в обработке М. Иорданского и др.
Весеннее настроение, и строки стихов о весне можно сопровождать
исполняя вместе с детьми такие песенки: «Идет весна» муз. В. Герчик, « Зима
прошла» муз. Г. Фрида, «Весенняя полька» муз. Е. Тиличеевой, «Кончается
зима» муз. Т. Попатенко, «Солнечный зайчик» муз. В. Голиковой и многие
другие.
Вот и лето пришло, говорим о природе, об отдыхе и с удовольствием
исполняем
песенки
про
лето,
например:
«Скачут
по
дорожке»
муз.
А.
Филиппенко, « Как на нашем на лугу» муз. Л. Бирнова, «Мы на луг ходили»
муз. А. Филиппенко, «По малину в сад пойдем» муз. А. Филиппенко,
«Веселые путешественники» муз. М. Старокадомского и т.д.
При создании детьми некоторых литературных образов и характерных
движений персонажей целесообразно использовать шумовые инструменты:
ложки, трещотки, барабан, металлофон и т.д. При этом можно исполнять
совместно с детьми песенки:«Дождик» муз. М. Парцхаладзе, «Барабанщик»
муз. М. Красева, «Лошадка Зорька» муз. Е. Тиличеевой, «Зайчики» муз. Ю.
Рожавской, «К нам гости пришли» муз. А. Александрова.
На
занятиях
познавательного
цикла,
при
проведении
занятий
по
воспитанию патриотизма можно петь или слушать в записи песни о Родине:
«Наш край» муз. Д. Кабалевского, «Моя Россия» муз Г. Струве, «Край, в
котором мы живем» муз. М Соснина, «Что мы родиной зовем?» муз.
В.
Протасова.
При знакомстве с Республикой Коми и городом Воркута петь с детьми
песни «Мы живем на Севере» муз.Л. Вавиловой, «Северные пимы» муз П.
Мастеницы, «Город мой – Воркута» муз. В. Бурковского, «Есть в далеком
Заполярье»
муз.Л.
Широковой,
а
также
слушать
в
записи
фрагменты
произведений местных композиторов.
Огромное внимание всегда следует обращать на исполнение песен на
тему
защитников
Отечества,
героев,
воспитывать
в
детях
желание
и
готовность быть смелыми, ловкими, сильными. Это песни о защитниках,о
разных видах войск и т.д., например: «Будем моряками» муз. Ю. Слонова ,
«Бравые солдаты» муз. А. Филиппенко, «Наша Родина сильна» муз. А.
Филиппенко, « Все мы моряки» муз. Л. Лядовой, «Ты не бойся, мама» муз. М.
Протасова.
Воспитывая
у
дошкольников
духовно
-
нравственные
качества,
следует прививать чувство уважения к женщине, любовь к матери и бабушке,
исполняя такие песни, как: «Мы запели песенку» муз. Р. Рустамова,
«Мамина песенка» муз. М. Парцхаладзе, «Хорошо рядом с мамой» муз. А.
Филиппенко, «Самая хорошая» муз. В. Иванникова , «Песенка о маме» муз.
А. Филиппенко, «Лучше друга не найти» муз. А. Асеевой и многие другие.
Важно воспитывать у детей чувства доброжелательности, взаимного
понимания, коллективизма, исполняя песни о дружбе:« Хорошо у нас в саду»
муз.
В.
Герчик,
«Мы
дружные
ребята»
муз.
С.
Разоренова,
«Песенка
о
дружбе» муз. М. парцхаладзе, «Всем нужны друзья» муз. З. Компанейца,
«Песенка друзей» муз. В. Герчик.
Воспитание любви к природе, предполагает пение песен о деревьях,
цветах , животных и насекомых, птицах. Например: «Посадили мы березку»
муз. В. Витлина, «По малину в сад пойдем» муз. А.
Филиппенко, «У
калинушки» муз. Ю. Михайленко, «Яблонька» муз. Г. Вихаревой, «Ай да,
березка» муз. Т. Попатенко, «Щенок» муз. В. Герчик, «Конь» муз. М. Красева,
«Ежик»
муз
Д..
Кабалевского,
«Воробей»
муз.
В.
Герчик,
«Песенка
про
хомячка» муз. Л. Абелян, «Танец маленьких утят» фран. нар.песня и многие
другие.
В
двигательной
деятельности
детей
рекомендуется
использование
фрагментов, звучащих в записи, пение спортивных песен «Мяч» муз. Ю.
Чичкова, «Марш» муз. Д. Дунаевского, «Физкульт – ура» муз. Ю. Чичкова и
др.,
использовать
сравнительно
разнообразное
звучание
маршей
и
маршеобразных песен: «Голубой вагон», « Вместе весело шагать», «Песенка
о
настоящем
друге»,
«Барабанщик»
муз.
В.
Шаинского,
использовать
ритмичную музыку из детских кинофильмов и мультфильмов.
В игровой деятельности воспитатель должен подсказать и направить
стремления детей. В младшем возрасте для игр можно подобрать р.н.м. для
действий детей с игрушками, для развития мелкой моторики, пение деских
песенок куклам, игрушкам: «Машины» муз Ю. Чичкова, «Неваляшки», муз. З
Левиной, «Вовин барабан» муз. В. Герчик . В среднем дошкольном возрасте
самая доступная форма— игры с пением, хороводы, их можно проводить не
только
в
группе,
но
и
на
прогулках:
«К
нам
гости
пришли»
муз.А.
Александрова, «Колпачок» р. н. м, « Кто у нас хороший» р.н.м., «Передача
платочка»
р.
н.
м.
и
др.
В
старших
группах
уместна
организация
всевозможных «Путешествий в страну песен», танцев «Музыкальное метро»
с остановками « Песенная», «Оркестровая», «Плясовая» и т.д.
В
ч а с ы
досуга при проведении дней рождений детей, желательно пение с детьми,
организация «шумового оркестра», «свободных танцев», и т.д.
Музыкальное
сопровождение
можно
эффективно
использовать
и
в
режимных моментах.
Перед сном – звучание спокойной музыки , используя звучание фрагментов
колыбельных
пе с ен
из
созданной
вами
фонотеки,
з ву ч а н и е
инструментальных
пьес
во
время
занятий
по
ручному
труду.
Звучание
отрывков из классической музыки во время занятий по изодеятельности и т.д.
Это примеры использования музыки воспитателем в процессе воспитания и
образования, а есть еще огромный раздел, который объединяет действия
детей,
связанные
с
разными
видами
искусства
–
это
самостоятельная
музыкальная деятельность детей, где они по своей инициативе поют, водят
хороводы,
исполняют
пляски,
инсценируют
песни.Они
сами
могут
организовать
игры
в
«концерты,
«театр»,
спектакль
с
игрушками,
плоскостными фигурками, куклами.
Источниками
возникновения
детской
самостоятельной
музыкальной
деятельности
являются
музыкальные
занятия,
праздники,
развлечения,
телепередачи,
звучание
музыки
в
семье,
использование
музыкально
–
дидактических игр. И, хотя в самостоятельной деятельности ребенок сам
выбирает себе занятие, реализуя свои замыслы, но это не означает, что он
предоставлен сам себе. Воспитатель и здесь нужен детям, просто руководство
становится
более
косвенным
–
это
создание
условий,
способствующих
самостоятельной деятельности, внесение атрибутов, костюмов,инструментов,
а также хорошее знание музыкального материала и работа в тесном контакте
с музыкальным руководителем.