Напоминание

Подборка дидактических игр по совершенствованию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста


Автор: Печенкина Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №11
Населённый пункт: г. Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Подборка дидактических игр по совершенствованию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Подборка дидактических игр по совершенствованию грамматического

строя речи детей старшего дошкольного возраста

Формирование

грамматического

строя

речи

детей

является

одним

из

важнейших компонентов их развития. Оно тесно связано с другими задачами

развития речи: развитием словаря, звуковой культуры речи, формированием

связной речи, элементарным осознанием языка.

К большому сожалению, речевая культура в целом и грамматический строй

речи в частности в нашем обществе оставляют желать лучшего. Технический

прогресс,

всеобщая

компьютеризация,

«ускорение

жизни»

имеют

свою

оборотную

сторону:

молодое

поколение

мало

читает,

мало

обращает

внимание на правильность и красоту речи. Даже в телевизионных передачах,

в

печатных

СМИ,

в

вездесущей

рекламе

довольно

часто

встречаются

орфографические, орфоэпические, грамматические ошибки (в двухтысячно

двадцатом году, асвальт, «За одно и тоже не плати дороже» и т.д., и т.п.).

Пожалуй,

наиболее

приемлемым

средством

совершенствования

грамматического

строя

речи

детей

в

силу

возрастных

особенностей

их

психического развития являются дидактические игры, которые должны стать

повседневной практикой. Память и внимание малышей весьма неустойчивы,

поэтому

необходимо

многократно

возвращаться

к

уже

знакомому,

чтобы

знания

стали

прочными,

использовать

и

приемы,

рассчитанные

на

механическое

запоминание

(рифмовки).

При

планировании

речевых

игр

нужно

учитывать

такую

особенность

мышления

дошкольников,

как

конкретность:

в

играх

дети

становятся

участниками

моделируемых

жизненных

ситуаций,

требующих

решения

сразу

нескольких

задач

(как

правильно

сказать,

правильно

себя

повести

и

т.д.).

Предлагаю

Вашему

вниманию примеры игр по совершенствованию грамматического строя речи

детей

старшего

дошкольного

возраста.

Они

составлены

на

основе

наблюдения за речью детей, с учетом наиболее характерных грамматических

ошибок.

«Одевалки-надевалки»

Задачи: Упражнять в употреблении глаголов одевать, надевать, обувать, в

употреблении прилагательных-определений. Закреплять умение составлять

связное

высказывание,

включающее

сложноподчиненные

предложения,

формулировать вопрос. Развивать воображение детей.

Ход игры.

Создание игровой ситуации: кукла Катя собирается в гости. Она спрашивает

детей:

- Какая на улице погода? Что мне лучше надеть?

Дети должны ответить предложениями, которые начинаются с глаголов

одеваться и надевать, по образцу воспитателя: «На улице сегодня холодно.

Одевайся,

Катенька,

теплее.

Надевай

теплую

куртку».

Дети

сами

придумывают, какая на улице погода и что надеть Кате, включая обувь,

которую

тоже надевают, но

при

этом

говорится:

«Обувайся,

Катенька,

теплее».

При повторении игры целесообразно роль Кати поручить ребенку, который

должен сформулировать вопросы для других детей.

На последующих этапах для более прочного закрепления умения правильно

употреблять названные глаголы проводится игра с предметными картинками

или

с

предметами

одежды.

Детям

даются

картинки,

и

они

составляют

высказывания по образцу воспитателя, описывая предметы одежды и обуви:

«У меня есть красные резиновые сапоги. Я надеваю их, когда идет дождь».

Другой вариант игры. Дети разбиваются на пары и составляют диалоги

типа: «Где, Зайчишка, ты бывал? Что сегодня надевал?» «Где, Лисичка, ты

бывала, как Лисенка одевала?» Ответы должны состоять из предложений и

включать

глаголы

надевать,

одеваться,

одеться,

прилагательные,

описывающие одежду и погоду, например: «Я сегодня надел яркую желтую

кепку и легкую куртку, потому что на улице тепло. Я катался на велосипеде,

который подарил мне папа».

Целесообразно разучить с детьми стихотворение Е.Благининой «Вот какая

мама».

«Похожие слова»

Задачи: Упражнять детей в правильном употреблении существительных с

похожим звучанием и сходным значением (зубы - зубья, листы – листья,

корни – коренья, цвета – цветы).

Ход игры.

Перед

детьми

раскладываются

предметные

картинки,

иллюстрирующие

названные слова. Воспитатель произносит предложения, такие как:

«У акулы острые зубы».

«У бороны острые зубья».

«На деревьях распустились листья».

«Для рисования нам нужны листы бумаги».

«Растения имеют корни».

«В суп кладут ароматные коренья».

«Мы подарили маме цветы».

«Художник выбрал для своей картины яркие цвета».

Дети должны выбрать картинку, соответствующую значению слова.

При повторении игры воспитатель не заканчивает предложения, дети сами

произносят слова с похожим звучанием и показывают картинки. Когда навык

работы с этими словами у детей будет закреплен, можно роль ведущего

поручать поочередно детям. Они должны придумывать новые предложения с

этими словами.

«Овощной магазин»

Задачи:

Упражнять

детей

в

употреблении

существительных

помидор,

баклажан,

апельсин,

мандарин,

банан,

яблоко,

килограмм,

грамм

в

родительном падеже множественного числа, глагола взвесить, числительных.

Закреплять

знания

о

фруктах

и

овощах.

Дать

элементарное

понятие

о

единицах веса. Закреплять правила вежливого поведения.

Ход игры.

Воспитатель объясняет, что в овощном магазине могут продавать овощи и

фрукты, в нем есть овощной и фруктовый отдел; рассказывает и показывает

на игрушечных весах, что грамм – это мало, а килограмм – много.

Создание игровой ситуации «Идем в овощной магазин». Дети выступают по

очереди в роли продавца и покупателя. По образцу воспитателя они приходят

в овощной или фруктовый отдел и произносят предложения типа:

- Здравствуйте. Взвесьте мне, пожалуйста, триста граммов яблок.

- Добрый день. Дайте, пожалуйста, пять килограммов помидоров. Моя мама

хочет сделать томатную пасту.

- Доброе утро. Взвесьте, пожалуйста, шесть мандаринов.

Покупатель

должен

поблагодарить

продавца.

Продавец

взвешивает,

упаковывает овощи и фрукты, называет цену, не забывая, как и покупатель,

вежливо,

с

улыбкой

поздороваться

и

попрощаться.

Он

может

также

произносить следующие фразы:

-

Баклажанов

сегодня

нет,

к

сожалению.

Но

завтра

привезут

свежие,

приходите, пожалуйста.

- Сколько Вам взвесить апельсинов? И т.п.

«Что в мешочек положили?»

Задачи:

Упражнять

детей

в

правильном

употреблении

глаголов класть и

положить.

Развивать

способность

наиболее

точно

описывать

предмет,

указывая его различные свойства (материал, цвет, предназначение и т.п.).

Формировать

умение

задавать

вопросы.

Закреплять

умение

распознавать

предмет на ощупь.

Ход игры.

Вариант игры «Чудесный мешочек». Проводится с небольшой подгруппой

детей (до 5 человек).

Дети

кладут

в

мешочек

по

одной

игрушке

или

другому

предмету.

Воспитатель (а затем, когда дети усвоят правила, один из них) в это время

выходит из комнаты или закрывает глаза. Затем он входит и поочередно

спрашивает детей: «Что в мешочек положил(а)?» Ребенок, которому задан

вопрос,

должен

описать

свой

предмет,

не

называя

его,

так,

чтобы

спрашивающий догадался, что лежит в мешочке. Описание ребенок начинает

со слов: «Что в мешочек положил(а), я пока что не скажу. Ты, дружочек,

догадайся, что сейчас я опишу». Ведущий отгадывает (при затруднении он

задает наводящие вопросы, предполагающие ответы «да» или «нет») и на

ощупь находит предмет в мешочке.

Другой вариант игры – «Что в мешочек я кладу?». Ведущий (воспитатель, а

затем ребенок), спрятавшись за ширмой, кладет предмет в мешочек, говоря

при этом: «Что в мешочек я кладу, вам пока что не скажу. Кто же первым

отгадает, что сейчас я опишу?» - и описывает его, не называя. Дети должны

узнать предмет по описанию, при необходимости задать наводящие вопросы

типа: «Из чего это сделано?», «Для чего эта вещь?» и т. д. и ответить: «Вы

кладете…»,

затем

проверяют

правильность

своей

догадки.

Дошкольники

выполняют роль ведущих поочередно. Побеждает тот, по чьим описаниям

дети узнали больше предметов.



В раздел образования