Напоминание

"Купание медвежат"


Автор: Закирова Айзиля Гайфулловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г. Когалым
Наименование материала: Конспект НОД по речевому развитию
Тема: "Купание медвежат"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе на тему:

пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».

Цель:

Обучение

связному

последовательному пересказу текста

с

наглядной

опорой

в

виде

графиче ских

схем,

отображающих

последовательность событий.

Задачи:

Образовательные:

Учить

целостно

и

эмоционально

воспринимать

произведение

с

природоведческим содержанием.

Учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на

схемы.

Закреплять правильное, отчетливое произношение звука Ж;

Закреплять навыки образования однокоренных слов, умение называть

обобщающие слова.

Развивающие:

Развивать

движения

органов

артикуляционного

ап п а р ат а ,

фонематический слух, зрительное восприятие, связную речь.

Развивать мышление, внимание, память.

Воспитательные:

Воспитывать умение быть внимательными к ответам других детей,

слушать собеседника, не перебивать без надобности.

Словарная работа:

Обогащение словаря: шиворот, окунать.

Активизация словаря: медведица, медвежонок, шлепок.

Методы и приемы:

Наглядные:

Рассматривание картинок «Медведица с медвежонком»;

Словесные:

Чтение рассказа «Купание медвежат»;

Беседа по содержанию рассказа;

Пересказ с опорой на графические схемы;

Указания;

Объяснение.

Игровые:

Дидактическая игра «Придумай слово»;

Элементы драматизации;

Игровое упражнение «Замени букву в слове Маша».

Методы повышения речевой активности:

Метод вопросов.

Методы повышения эмоциональной активности:

Сюрпризный момент (письмо);

Проблемная ситуация «На поиски щенка».

Предварительная работа:

Рассматривание картинок и изображением медведей, беседа о медведях,

чтение сказок, стихов о медведях.

Ход НОД:

1.

Организационный

момент. Артикуляционная

гимнастика

«Путешествие

Язычка». Обращаю внимание на конверт.

Воспитатель: Ребята в этом конверте для вас задание, хотите узнать какое?

Вас просят отгадать по словесному описанию о ком или о чем идет речь.

Живут эти звери в лесу. Они большие и сильные. Зимой они любят

поспать. Сластенами их зовут, потому что они любят кушать мед.

Воспитатель: Догадались, что это за звери?

Ответы детей: Медведи.

Воспитатель: Давайте, проверим правильно это или нет?

Воспитатель: Правильно, это медведи.

Воспитатель:

Ребята,

как

ласково

вы

назовете медведя (Медвеженок,

Мишутка).

Дидактическая

игра: «Назови

словечко» (расширение

словарного

запаса

детей).

Физминутка: «Три медведя».

Три медведя в сказке жили,

Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.

Вперевалочку ходили.

Идут, переваливаясь из стороны в сторону.

К ним девчушка прибежала,

Бег на месте.

В дом зашла и увидала:

Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.

Стол большущий у окна,

Правая рука сжата в кулак, левая ладошка лежит на кулаке.

Стула три – вот это да.

Левая ладонь вертикально, правый кулак прижат к ладони горизонтально.

Чашки три, и ложки три,

Приседают, одну руку на пояс, затем встают, руки поднимают вверх и

касаются округлыми пальцами друг друга.

Три кровати: посмотри.

Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.

Ела Маша и пила,

Изображают, как держат ложку и подносят её ко рту.

На кроватку прилегла

Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.

И уснула сладким сном.

Ладошки сложена, голова наклонена и лежит на ладошках.

Что случилось потом?

Руки слегка разводят в сторону.

Тут медведи воротились,

Идут, переваливаясь из стороны в сторону.

Увидев Машу, рассердились.

Руки на пояс, делают сердитое лицо.

Маша очень испугалась

Изображают испуганное лицо.

И домой она умчалась

2.

Чтение рассказа.

Воспитатель:

Сейчас

я

вам

прочитаю

отрывок

из рассказа,

который

написал

Виталий

Валентинович Бианки,

а

называется рассказ «Купание медвежат».

Из лесу вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два

весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за

шиворот и давай окунать в речку.

Медвежонок

визжал,

барахтался,

но

мать

не

выпускала

его,

пока

хорошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

Мать

догнала

его,

надавала

шлепков,

а

потом

-

в

воду,

как

первого.

Очутившись

снова

на

земле,

оба медвежонка,

остались,

очень

довольны купанием: им было очень жарко в мохнатых шубах. Вода хорошо

освежила их.

3. Словарная работа.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что значит «взять за шиворот»?

(Это значит взять за воротник.)

Воспитатель: Давайте, кто ни будь, из вас будет медведицей, а это ее

маленький медвежонок (игрушка медведя).

Воспитатель: Покажи нам, как ты возьмешь медвежонка за шиворот?

Ребенок демонстрирует.

Воспитатель: Ребята, что сделала Станислава?

(взяла медвежонка за шиворот).

Воспитатель: А кто сможет показать слово «удирать»?

Один ребенок демонстрирует слово быстрым бегом.

Воспитатель: Покажите на себе «мама надавала шлепков».

Ребенок, демонстрируют выражение, надавала шлепков.

Воспитатель: Покажи, как мама окунала медвежат?

Ребенок демонстрирует действие окунать.

4. Беседа по содержанию: Развитие диалогической речи, дети отвечают

полным предложением.

Воспитатель:

Показывает

картинку

с

изображением медведя

с

медвежатами.

Воспитатель:

Кто

вышел

из

леса? (Из

леса

вышла

бурая медведица

с

медвежатами)

Воспитатель:

Куда

вышла медведица

с

медвежатами? (Медведица

с

медвежатами вышли к реке).

Воспитатель: Что делает медведица? (Медведица купает медвежонка).

Воспитатель:

Она купает

медвежонка,

значит

она

какая? (медведица

заботливая).

Воспитатель: Какие слова близкие по значению можно подобрать к слову

заботливая? (медведица любящая, внимательная).

Воспитатель: Обратите внимание на внешний вид медведицы. Что можно

сказать о её размерах? (медведица большая).

Воспитатель:

Как

сказать

по

-

другому? (медведица

огромная,

здоровенная, большущая).

Воспитатель:

К а к медведица

схватила

медвежонка? (Медведица

схватила медвежонка за шиворот.)

Воспитатель: Мед в ед и ц а

о ку н а л а

м ед в е жо н ка

и л и

п р о с т о

держала? (Медведица окунала медвежонка.)

Воспитатель: Как вы думаете, страшно маленькому медвежонку купаться

в реке? (медвежонку страшно купаться в реке)

Воспитатель:

Что

сделал

второй медвежонок? (Второй медвежонок

испугался и убежал).

Воспитатель:

Чего

надавала

мама медвежонку? (Медведица

надавала

медвежонку шлепков)

Воспитатель:

Почему медведица всё

-

таки

заставляет медвежат

купаться? Вспомните, какое время года изобразил художник? Так почему же

мама привела медвежат купаться? (Летом очень жарко, шерсть у медвежат

загрязнилась, им было очень жарко).

Воспитатель: Остались ли медвежата, довольны купанием? (Медвежата

остались довольны купанием.)

5.

Повторное

чтение рассказа. Развитие долговременной

слухоречевой

памяти.

Воспитатель: Во время чтения выставляет графические схемы.

Из лесу вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два

весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за

шиворот и давай окунать в речку.

Медвежонок

визжал,

барахтался,

но

мать

не

выпускала

его,

пока

хорошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

Мать

догнала

его,

надавала

шлепков,

а

потом

-

в

воду,

как

первого.

Очутившись

снова

на

земле,

оба медвежонка,

остались,

очень

довольны купанием: им было очень жарко в мохнатых шубах. Вода хорошо

освежила их.

Воспитатель:

Ребята постарайтесь

в

своих

рассказах употребить

те

слова и выражения, которые мы использовали при чтении текста.

6. Пересказ

рассказа по

графическим схемам: (индивидуально

или

по

цепочке всеми детьми).

Воспитатель: Ребята, я сейчас голосом выделю в слове медвежонок звук,

а вы определите, и назовите этот звук.

Ответы детей:…

Воспитатель:

В

названиях,

каких

животных,

птиц,

насекомых

есть

звук «Ж»?

Ответы детей: (Журавль, жук, жаба).

Воспитатель:

В

названиях,

каких

животных,

птиц,

насекомых

есть

звук «З»?

Ответы детей: (Заяц, змея, зебра, козел, зяблик).

7. Дидактическая игра: «Замени букву в слове Паша».

8. Итог занятия:

Воспитатель: С каким рассказом вы сегодня познакомились?

Ответы детей: ….

Воспитатель: Кто автор рассказа?

Ответы детей:

Воспитатель: Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали?

Ответы детей:…

Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось из рассказа?

Ответы детей:…



В раздел образования