Автор: Закирова Айзиля Гайфулловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г. Когалым
Наименование материала: Конспект НОД по речевому развитию
Тема: "Купание медвежат"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе на тему:
пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».
Цель:
Обучение
связному
последовательному пересказу текста
с
наглядной
опорой
в
виде
графиче ских
схем,
отображающих
последовательность событий.
Задачи:
Образовательные:
Учить
целостно
и
эмоционально
воспринимать
произведение
с
природоведческим содержанием.
Учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на
схемы.
Закреплять правильное, отчетливое произношение звука Ж;
Закреплять навыки образования однокоренных слов, умение называть
обобщающие слова.
Развивающие:
Развивать
движения
органов
артикуляционного
ап п а р ат а ,
фонематический слух, зрительное восприятие, связную речь.
Развивать мышление, внимание, память.
Воспитательные:
Воспитывать умение быть внимательными к ответам других детей,
слушать собеседника, не перебивать без надобности.
Словарная работа:
Обогащение словаря: шиворот, окунать.
Активизация словаря: медведица, медвежонок, шлепок.
Методы и приемы:
Наглядные:
Рассматривание картинок «Медведица с медвежонком»;
Словесные:
Чтение рассказа «Купание медвежат»;
Беседа по содержанию рассказа;
Пересказ с опорой на графические схемы;
Указания;
Объяснение.
Игровые:
Дидактическая игра «Придумай слово»;
Элементы драматизации;
Игровое упражнение «Замени букву в слове Маша».
Методы повышения речевой активности:
Метод вопросов.
Методы повышения эмоциональной активности:
Сюрпризный момент (письмо);
Проблемная ситуация «На поиски щенка».
Предварительная работа:
Рассматривание картинок и изображением медведей, беседа о медведях,
чтение сказок, стихов о медведях.
Ход НОД:
1.
Организационный
момент. Артикуляционная
гимнастика
«Путешествие
Язычка». Обращаю внимание на конверт.
Воспитатель: Ребята в этом конверте для вас задание, хотите узнать какое?
Вас просят отгадать по словесному описанию о ком или о чем идет речь.
Живут эти звери в лесу. Они большие и сильные. Зимой они любят
поспать. Сластенами их зовут, потому что они любят кушать мед.
Воспитатель: Догадались, что это за звери?
Ответы детей: Медведи.
Воспитатель: Давайте, проверим правильно это или нет?
Воспитатель: Правильно, это медведи.
Воспитатель:
Ребята,
как
ласково
вы
назовете медведя (Медвеженок,
Мишутка).
Дидактическая
игра: «Назови
словечко» (расширение
словарного
запаса
детей).
Физминутка: «Три медведя».
Три медведя в сказке жили,
Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.
Вперевалочку ходили.
Идут, переваливаясь из стороны в сторону.
К ним девчушка прибежала,
Бег на месте.
В дом зашла и увидала:
Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.
Стол большущий у окна,
Правая рука сжата в кулак, левая ладошка лежит на кулаке.
Стула три – вот это да.
Левая ладонь вертикально, правый кулак прижат к ладони горизонтально.
Чашки три, и ложки три,
Приседают, одну руку на пояс, затем встают, руки поднимают вверх и
касаются округлыми пальцами друг друга.
Три кровати: посмотри.
Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.
Ела Маша и пила,
Изображают, как держат ложку и подносят её ко рту.
На кроватку прилегла
Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.
И уснула сладким сном.
Ладошки сложена, голова наклонена и лежит на ладошках.
Что случилось потом?
Руки слегка разводят в сторону.
Тут медведи воротились,
Идут, переваливаясь из стороны в сторону.
Увидев Машу, рассердились.
Руки на пояс, делают сердитое лицо.
Маша очень испугалась
Изображают испуганное лицо.
И домой она умчалась
2.
Чтение рассказа.
Воспитатель:
Сейчас
я
вам
прочитаю
отрывок
из рассказа,
который
написал
Виталий
Валентинович Бианки,
а
называется рассказ «Купание медвежат».
Из лесу вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два
весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за
шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок
визжал,
барахтался,
но
мать
не
выпускала
его,
пока
хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.
Мать
догнала
его,
надавала
шлепков,
а
потом
-
в
воду,
как
первого.
Очутившись
снова
на
земле,
оба медвежонка,
остались,
очень
довольны купанием: им было очень жарко в мохнатых шубах. Вода хорошо
освежила их.
3. Словарная работа.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что значит «взять за шиворот»?
(Это значит взять за воротник.)
Воспитатель: Давайте, кто ни будь, из вас будет медведицей, а это ее
маленький медвежонок (игрушка медведя).
Воспитатель: Покажи нам, как ты возьмешь медвежонка за шиворот?
Ребенок демонстрирует.
Воспитатель: Ребята, что сделала Станислава?
(взяла медвежонка за шиворот).
Воспитатель: А кто сможет показать слово «удирать»?
Один ребенок демонстрирует слово быстрым бегом.
Воспитатель: Покажите на себе «мама надавала шлепков».
Ребенок, демонстрируют выражение, надавала шлепков.
Воспитатель: Покажи, как мама окунала медвежат?
Ребенок демонстрирует действие окунать.
4. Беседа по содержанию: Развитие диалогической речи, дети отвечают
полным предложением.
Воспитатель:
Показывает
картинку
с
изображением медведя
с
медвежатами.
Воспитатель:
Кто
вышел
из
леса? (Из
леса
вышла
бурая медведица
с
медвежатами)
Воспитатель:
Куда
вышла медведица
с
медвежатами? (Медведица
с
медвежатами вышли к реке).
Воспитатель: Что делает медведица? (Медведица купает медвежонка).
Воспитатель:
Она купает
медвежонка,
значит
она
какая? (медведица
заботливая).
Воспитатель: Какие слова близкие по значению можно подобрать к слову
заботливая? (медведица любящая, внимательная).
Воспитатель: Обратите внимание на внешний вид медведицы. Что можно
сказать о её размерах? (медведица большая).
Воспитатель:
Как
сказать
по
-
другому? (медведица
огромная,
здоровенная, большущая).
Воспитатель:
К а к медведица
схватила
медвежонка? (Медведица
схватила медвежонка за шиворот.)
Воспитатель: Мед в ед и ц а
о ку н а л а
м ед в е жо н ка
и л и
п р о с т о
держала? (Медведица окунала медвежонка.)
Воспитатель: Как вы думаете, страшно маленькому медвежонку купаться
в реке? (медвежонку страшно купаться в реке)
Воспитатель:
Что
сделал
второй медвежонок? (Второй медвежонок
испугался и убежал).
Воспитатель:
Чего
надавала
мама медвежонку? (Медведица
надавала
медвежонку шлепков)
Воспитатель:
Почему медведица всё
-
таки
заставляет медвежат
купаться? Вспомните, какое время года изобразил художник? Так почему же
мама привела медвежат купаться? (Летом очень жарко, шерсть у медвежат
загрязнилась, им было очень жарко).
Воспитатель: Остались ли медвежата, довольны купанием? (Медвежата
остались довольны купанием.)
5.
Повторное
чтение рассказа. Развитие долговременной
слухоречевой
памяти.
Воспитатель: Во время чтения выставляет графические схемы.
Из лесу вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два
весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за
шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок
визжал,
барахтался,
но
мать
не
выпускала
его,
пока
хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.
Мать
догнала
его,
надавала
шлепков,
а
потом
-
в
воду,
как
первого.
Очутившись
снова
на
земле,
оба медвежонка,
остались,
очень
довольны купанием: им было очень жарко в мохнатых шубах. Вода хорошо
освежила их.
Воспитатель:
Ребята постарайтесь
в
своих
рассказах употребить
те
слова и выражения, которые мы использовали при чтении текста.
6. Пересказ
рассказа по
графическим схемам: (индивидуально
или
по
цепочке всеми детьми).
Воспитатель: Ребята, я сейчас голосом выделю в слове медвежонок звук,
а вы определите, и назовите этот звук.
Ответы детей:…
Воспитатель:
В
названиях,
каких
животных,
птиц,
насекомых
есть
звук «Ж»?
Ответы детей: (Журавль, жук, жаба).
Воспитатель:
В
названиях,
каких
животных,
птиц,
насекомых
есть
звук «З»?
Ответы детей: (Заяц, змея, зебра, козел, зяблик).
7. Дидактическая игра: «Замени букву в слове Паша».
8. Итог занятия:
Воспитатель: С каким рассказом вы сегодня познакомились?
Ответы детей: ….
Воспитатель: Кто автор рассказа?
Ответы детей:
Воспитатель: Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали?
Ответы детей:…
Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось из рассказа?
Ответы детей:…