Автор: Ярыгина Надежда Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №14"
Населённый пункт: п Красногорский Еманжелинского р-на Челябинской обл
Наименование материала: Педагогическая разработка
Тема: Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики
Раздел: начальное образование
Педагогическая разработка
Активизация мыслительной
деятельности младших школьников на
уроках математики
Ярыгина Надежда Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №14»
п Красногорский
2020
Содержание
Введение
1.
Активизация
мыслительной
деятельности
учащихся
младшего
школьного
возраста
1.1 Методы активизации
1.2 Понятие «активная деятельность» в психолого-педагогической литературе
1.3
Особенности
психологических
познавательных
процессов
младшего
школьника
2. Средства активизации познавательной деятельности на уроках математики
2.1 Дидактические игры
2.2 Уроки - путешествия
2.3 Математические уроки сказки
2.4 Веселые задачи в стихах
2.5 Математические загадки
2.6 Сказочные задачи
2.7 Задачи занимательного характера
2.8 Головоломки
2.9 Кроссворды
Заключение
Список литературы
Введение
В
настоящее
время
происходят
заметные
изменения
в
социально-
экономических слоях общества, науке и технике. Человеку, если он хочет активно
участвовать в жизни общества, необходимо проявлять творческую активность,
обнаруживать и развивать индивидуальные способности, непрерывно учиться и
самосовершенствоваться.
Если школа не хочет оказаться тормозом в развитии общества, то она
должна жить и работать по нормам не сегодняшнего дня, а по законам и идеалам
будущего.
Обучение
должно
обеспечить
воспитание
личности
учащихся,
характеризуемой
как
творчески
активной,
социально
зрелой,
культурной
и
высоконравственной.
Образование, в том числе и математическое, должно быть направлено,
прежде всего, на развитие у учащихся основ современного мышления, которое
позволило
бы
им
не
только
успешно
использовать
приобретенные
знания,
умения, навыки, но и самостоятельно добывать новые.
Многочисленные
наблюдения
педагогов
и
психологов
показали,
что
ребенок, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных
классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из
важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных
классах
условий,
обеспечивающих
полноценное умственное
развитие
детей,
связанное
с
формированием
устойчивых
познавательных
интересов,
умений,
навыков мыслительной деятельности, качества ума, творческой инициативы и
самостоятельности в поисках способов решения задач.
Формирование самостоятельности в мышлении, активность в поиске путей
достижения
поставленной
цели
предполагает
решение
детьми
нетиповых,
нестандартных
задач,
имеющих
иногда
несколько
способов
решения,
хотя
и
правильных, но в разной степени оптимальных. Для того чтобы выполнение
таких
заданий
способствовало
действительному
развитию
активности,
поискового
мышления,
оно
должно
быть
организовано
особым
образом.
Предлагая
детям
готовый
материал,
у
них
недостаточно
развиваются
такие
качества
мышления,
как
глубина,
критичность,
гибкость,
которые
являются
сторонами его самостоятельности. Только развитие самостоятельного мышления,
творческого, поискового, исследовательского есть основная задача школьного
обучения вообще и в начальных классах в частности.
1. Активизация мыслительной деятельности учащихся младшего
школьного возраста
1.1 Методы активизации
Для того, чтобы младший школьник мог быть активным в процессе учения,
необходимо:
обеспечить
ему
широкую
возможность
для
проявления
самостоятельности;
научить
его
эффективным
методам
и
приёмам
самостоятельной
работы;
пробудить
в
нём
стремление
к
самостоятельности,
создав
у
него
соответствующую
мотивацию,
т.е.
сделать
для
него
самого
жизненно важным его самостоятельный творческий подход к решению учебных
задач.
Принцип активизации обучения предполагает сознательность и активность
в усвоении знаний, и он стал оказывать определяющее влияние на понимание
таких известных принципов как доступность, систематичность и наглядность
обучения.
Следует избегать не только чрезмерно трудного, но и чрезмерно лёгкого
материала, когда всё ясно с самого начала, когда в процессе усвоения для ученика
не
возникает
никаких
проблем
или
задач,
требующих
умственных
решений.
Принцип систематичности также приобретает в условиях активизации учения
несколько
иной
смысл.
Несомненно,
остаётся
в
силе
то
положение,
что
необходима
определённая
последовательность
в
усвоении
знаний
и
формировании навыков; для усвоения более сложных из них требуется овладение
более простыми, составляющими их основу.
Решая вопрос о методах обучения, о тех путях, какими вводить тот или
иной материал, необходимо быть более гибким и не всегда идти одним путём: от
лёгкого к более трудному, нередко бывает целесообразным столкнуть детей с
новой
трудностью,
сделав
это
так,
чтобы
они
её
осознавали,
и
тогда
в
дальнейшем
для
них
окажется
более
лёгким
оперировать
этим
материалом.
Активизация мыслительной деятельности оказывает влияние и на понимание
принципа
наглядности.
В
ходе
обучения
школьник
постепенно
овладевает
некоторыми
отвлечёнными
понятиями,
но
помимо
усвоения
вводятся
новые,
носящие ещё более отвлечённый характер, и опять возникает необходимость
делать конкретным их содержание, используя различные средства наглядности.
Считаем необходимым включать систематические упражнения в использовании
наглядных
пособий
в
процессе
самостоятельной
работе,
когда
от
ученика
требуется не только понять предъявленный чертёж, но и самому, там, где это
полезно, составить такой чертёж.
Необходимо
в
единстве
рассматривать
методы
организации
учебно-
познавательной деятельности, методы стимулирования и методы контроля. Т. е.
выделяются 3 группы методов, каждая из которых выполняет, прежде всего, свою
функцию и в то же время находится в тесной взаимосвязи с методами других
групп.
1. Группа методов организации и осуществления учебно-познавательной
деятельности учитывает организацию познавательной деятельности учащихся:
– по источнику передачи и восприятия учебной информации (словесные,
наглядные, практические);
– по логике передачи и восприятия учебной информации (индуктивный,
дедуктивный, аналитический, синтетический);
– по степени самостоятельности мышления (репродуктивный, частично-
поисковый);
– по степени управления учебной работой учащихся (под руководством
учителя, самостоятельная работа, работа с учебником).
2. Особое значение имеют методы стимулирования учебной деятельности,
которая включает:
–
методы
стимулирования
интереса
к
учению
(дидактические
игры,
занимательные
задания,
создание
ситуаций
эмоционально-нравственных
переживаний,
обращение
к
жизненному
опыту
учащихся,
создание
ситуаций
познавательной новизны);
– методы стимулирования долга и ответственности в учении(предъявление
требований, поощрение или порицание в учении).
Группа
методов
контроля
и
самоконтроля
(устный,
письменный,
практический
контроль).
При
выборе
методов
на
уроке
в
центре
внимания
должны быть следующие вопросы: решение о выборе методов самостоятельного
изучения темы или под руководством учителя; о выборе репродуктивных или
поисковых методов; о выборе индуктивных или дедуктивных методов; решение о
сочетании
различных
методов;
о
выборе
методов
стимулирования
учебной
работы; о выборе методов контроля и самоконтроля; продумывание вариантов
сочетания методов.
Вопрос активизации мыслительной деятельности решается не только при
помощи
хорошо
подобранного
материала,
а
главным
образом
в
области
целенаправленного и творческого использования всех педагогических условий
урока.
При
всех
благоприятных
условиях,
созданных
для
пробуждения
активности мышления у ребят, решающую роль в этом процессе принадлежит
учителю,
если
он
своей
личностью
на
уроках
приносит
атмосферу
инициативности,
доброжелательности.
Без
этих
компонентов
любое
занятие
теряет большую часть своего влияния на активность мышления ребёнка.
1.2 Понятие «активная деятельность» в психолого-педагогической
литературе
Учебная деятельность является специфической, ведущей деятельностью
младшего школьника. В ней ребенок овладевает отдельными способами учебных
действий, у него развиваются познавательные интересы, формируется социальная
активность.
Учебная деятельность - это особый вид деятельности, отличный от других.
Ребенок под руководством учителя учится оперировать научными понятиями.
Результатом
учебной
деятельности
является
изменение
самого
ученика,
его
развитие, приобретение новых способов действий с научными понятиями.
Совершенствованию
учебной
деятельности
способствует
четкое
определение
ее
структурных
компонентов.
По
своей
структуре
учебная
деятельность
повторяет
и
воспроизводит
строение
всякой
человеческой
деятельности. Она включает в себя 3 звена:
мотивационно-ориентировочное;
центрально-рабочее;
контрольно-оценочное.
Соответственно в учебной деятельности выделяют следующие основные
компоненты:
мотивы и учебные задачи;
учебные действия;
действия контроля и оценки.
Существует многообразие деятельностей, в которые включается ребенок.
Игра
-
составная
часть
деятельности.
Следовательно,
можно
говорить
о
многообразии игр.
В
школьной
практике
наибольшее
распространение
получили
дидактические игры. Это произошло потому, что главная задача школы - обучение
детей и их развитие, а дидактические игры в большей степени способствуют
этому. Чтобы овладеть какими-то деятельностями, независимо от того, в каком
виде они транслируются, нужно уже владеть другими деятельностями, которые
выступают
в
качестве
предпосылок
учения.
Так
образуется
сложная
цепь
зависимостей одних деятельностей от других. Овладение учебной деятельностью
тесно
связано
с
развитием
ребенка.
Но
развитие
есть
там,
где
требуется
проявление активности и самостоятельности. Игра в полной мере соответствует
активной природе младшего школьника. Знания становятся понятны ребенку в
том случае, если усвоение их происходит активно. В связи с этим мною опытно-
экспериментальным
путем
были
выделены
следующие
условия
повышения
эффективности
использования
игры
на
уроках
математики,
которые
способствуют активизации мыслительной деятельности младших школьников:
1. учет возрастных особенностей
2. использование материала различной степени трудности
3. использование разнообразных физминуток
4. построение нетрадиционных уроков
5. использование сюжетных игр
6. использование простой и емкой наглядности
7. применение игр-соревнований
8. использование нестандартных занятий
9. применение задач в стихах.
Соблюдение данных условий позволяет не только разнообразить работу на
уроке, но и сделать использование игровых технологий наиболее эффективными,
что оказывает немаловажное влияние на формирование учебной деятельности
младших школьников и активизирует их мыслительную деятельность.
Активизация
учащихся
в
процессе
обучения
-
одно
из
основных
направлений
совершенствования
учебно-воспитательного
процесса
в
школе.
Психологи, педагоги, методисты, учителя школ в настоящее время занимаются
проблемой активизации познавательной деятельности учащихся.
Усвоить учебный материал можно лишь при достаточной активности у
учащихся познавательных процессов и активном психическом состоянии.
Психика
не
зерка льно е,
пассивно е,
а
активно е
от р а ж е н и е
действительности.
Активность
психического
отражения
может
возникать
под
влиянием внешних факторов, она по своей сути есть выражение внутреннего
состояния ученика, его познавательных сил и свойств личности.
Перед
учителем
встает
задача
-
использовать
имеющиеся
стремления
ребенка к знаниям, формировать и укреплять познавательные интересы. Ученик
проявляет себя как личность в процессе усвоения материала. Важно понять
какую важность для ученика имеет учебный материал и его познавательная
деятельность.
Активность
всегда
выражает
определенную
направленность
личности,
сосредоточенность
сознания
на
значимых
для
ученика
объектах,
Учитель
стремиться
направить
активность
познания
ребенка
на
выполнение
учебных
задач. Однако активность младших школьников в процессе усвоения учебного
материала может быть различной и неадекватной требованиям учителя.
Учитель сосредотачивает внимание на логических операциях мышления,
активность мысли ученика сосредоточена на примерах и описаниях. Ему кажется,
что легче и важнее запомнить пример, чем правило, или наоборот, учитель
стремится
сосредоточить
активность
сознания
ученика
на
фактическом
материале, формируя умение применять правило в изменившихся фактических
условиях,
дети
продолжают
говорить
о
правилах
и
понятиях,
не
умея
их
разъяснять самостоятельно подобными примерами.
У каждого ученика активность познания определяется его пониманием
задач обучения и места школы в его жизни, трудностью или легкостью усвоения
учебного материала, умением выполнять требования учителя, навыками учебного
труда, духовными интересами и запросами.
Задача учителя - создавать условия для повышения общей познавательной
активности
учащихся
в
начальных
классах,
формировать
положительное
отношение к учению, воспитывать самостоятельность и работоспособность.
1.3 Особенности психологических познавательных процессов младшего
школьника
Основной
особенностью
младших
школьников
является
слабость
произвольного внимания, поэтому требуется близкая мотивация. Ребенок может
долго сосредотачиваться на неинтересной или трудной работе ради результата,
который ожидается в будущем. Значительно лучше в младшем школьном возрасте
р а з в и то
н е п р о и з в ол ь н о е
в н и м а н и е .
О н о
с т а н о в и т с я
о с о б е н н о
концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается
наглядностью, вызывает у школьника эмоциональное отношение.
Поэтому
важнейшим
условием
организации
внимания
является
наглядность
обучения,
широкое
применение
наглядных
пособий.
Поскольку
непроизвольное внимание поддерживается интересом, то, естественно, каждый
учитель стремится сделать свой урок занимательным и интересным. Этому в
полной мере способствует применение игры, ее отдельных элементов на уроке.
Но не следует перегружать урок занимательным материалом. Учение должно
быть занимательным для ребенка, но в то же время должно требовать от детей
точного исполнения и незанимательных для них задач, не наклоняя ни в одну, ни
в
другую
сторону,
давая
пищу
непроизвольному
(пассивному)
вниманию
и
упражняя произвольное (активное) внимание, которое хотя слабо в ребенке, но
может и должно развиваться и крепнуть от упражнений.
Память в младшем школьном возрасте под влиянием обучения развивается
в двух направлениях:
1.
усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового
запоминания (по сравнению с наглядно-образным)
2.
ребенок
овладевает
возможностью
сознательно
управлять
своей
памятью
и
регулировать
ее
проявление
(запоминание,
воспроизведение,
припоминание).
Младшие школьники овладевают приемами запоминания. В этом велика
роль самого учителя, так как самостоятельно освоить эти правила детям будет
сложно. Но и зная самые разнообразные приемы заучивания, младшие школьники
пользуются этими приемами редко. Исследования показывают, что такой важный
прием
осмысленного
запоминания
как
деление
текста
на
смысловые
части
применяется очень редко.
Воображение
-
один
из
главных
психических
процессов,
так
как
невозможно
усвоить
материал
учебника,
понять,
о
чем
говорит
учитель
без
умения
оперировать
наглядными
образами.
Характерной
особенностью
воображения младших школьников является его опора на конкретные предметы.
Так, в игре дети используют вещи, игрушки и т.д. Без этого им трудно создать
образы воображения. Первоначально в осмыслении текстов ребенок опирается на
картинку, конкретный образ, а затем уже на слово.
В
начальной
школе,
прежде
всего,
совершенствуется
воссоздающее
воображение, связанное с представлением ранее воспринятого или созданием
образа в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком. Получает развитие
и
творческое
воображение.
Все
чаще
создаются
образы,
не
противоречащие
действительности, что связано с развитием способности ребенка к критической
оценке. Для формирования у детей творческого воображения учитель так же
может использовать разнообразные игры.
Мышление младших школьников носит наглядно-образный характер. Дети
этого
возраста
пользуются
изолирующей
абстракцией.
Они
выделяют
существенные
признаки,
при
этом
отбрасывают
несуществующие.
А
для
глубокого
усвоения
знаний
необходимо
5
сопоставлять
существенные
и
несущественные
признаки,
то
есть
надо
пользоваться
расчленяющей
абстракцией. К тому же в качестве существенных младшие школьники очень
часто выделяют внешние, яркие свойства. У младших школьников затруднена
операция общения. Она носит чувственный характер. В процессе чувственного
восприятия
могут
соединяться
как
существенные,
так
и
несущественные
свойства,
связи
и
отношения
предметов
и
явлений.
В
процессе
обобщения
проходит развитие от чувственного до научного.
Игровые
упражнения
помогут
перевести
обобщение
на
более
высокий
уровень.
Таким
образом,
младшие
школьники
обладают
рядом
психологических
особенностей. Систематическое решение младшими школьниками учебных задач
посредством учебных действий способствует развитию у них мыслительного
анализа,
рефлексии
и
планирования
как
основных
компонентов
творческого
мышления.
Поэтому учебный предмет должен не только включать в себя систему
понятий, подлежащих усвоению, но и содержать указания на те характеристики
деятельности школьников, которые должны быть сформированы у учащихся при
усвоении
этих
понятий.
В
учебные
программы
со
временем
должны
войти
усложняющиеся (от возраста к возрасту, от класса к классу) системы учебных
задач, виды учебных действий, действий самоконтроля и оценки.
2. Средства активизации познавательной деятельности на уроках
математики
2.1 Дидактические игры
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету,
наряду
с
другими
методами
и
приемами,
используемыми
на
уроках,
-
дидактическая игра.
Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе.
В начале учащихся интересует только форма игры, а затем уже и тот материал,
без которого нельзя участвовать в игре.
В
ходе
игры
учащиеся
незаметно
для
себя
выполняют
различные
упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические
действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в
условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся
быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры.
В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества
ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с
мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается
чувство
ответственности,
коллективизма,
воспитывается
дисциплина,
воля,
характер.
Включение
в
урок
игр
игровых
моментов
делает
процесс
обучения
интересным
и
занимательным,
создает
у
детей
бодрое
рабочее
настроение,
облегчает преодоление трудностей в усвоении материала.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или
иная умственная задача, усиливается интерес детей к предмету, к познанию ими
окружающего мира.
Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные
вопросы,
задачи-шутки,
моменты
неожиданности
способствуют
активизации
мыслительной деятельности.
Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение,
осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные
знания в системе, новых связях, что содействует более глубокому усвоению
пройденного.
Руководство дидактическими играми.
Учащиеся знакомятся с каждой дидактической игрой под руководством
преподавателя
следующим
образом:
преподаватель
говорит
(или
читает),
как
называется
игра.
Затем
он
знакомит
детей
с
предметами
(материалами),
с
которыми им придется иметь дело во время игры. Этот момент имеет важное
психологическое
значение,
поскольку
он
должен
создать
у
детей
соответствующий психологический настрой, который поможет им внимательно
выслушать правила игры. Они должны быть сформулированы кратко, точно и
ясно. Преподаватель сам решает, есть ли необходимость давать учащимся более
полное
объяснение
игрового
действия.
Потом
начинается
игра.
Учитель
контролирует,
чтобы
соблюдались
правила.
Он
может
участвовать
в
игре
в
качестве
руководителя
или
же
в
качестве
простого
участника
на
общих
основаниях. Игра оценивается в соответствии с полученными результатами и с
тем, как соблюдались правила игры ее участниками. Если дидактическая игра
носила коллективный характер, то вопрос, связанный с ее оценкой, решается при
участии всех игроков.
Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности,
это
дает
возможность
осуществлять
индивидуальный
подход,
обеспечивать
участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.
Требования к организации игр.
Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством
развития
интереса
к
предмету,
поэтому
при
ее
организации
следует
придерживаться следующих требований:
1.
Правила
игры
должны
быть
простыми,
точно
сформулированными.
Материал игры должен быть посилен для всех детей.
2. Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по
использованию.
3. Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.
4. Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким.
Место дидактических игр в учебной работе.
Дидактические игры используются в качестве игрового приема в процессе
обучения. С их помощью удается углубить и закрепить полученные учащимися
знания, развить приобретенные ими навыки. Во время урока дидактические игры
проводятся преподавателем вне зависимости от того, являются ли они новыми
для учащихся, или же они уже с ними знакомы. Преподаватель должен выполнять
роль и организатора и руководителя. Если же игра уже знакома детям, то они
вспоминают лишь правила.
Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации
приводит
к
тому,
что
учащиеся,
увлеченные
игрой,
незаметно
для
себя
приобретают определенные знания, умения и навыки по математике.
Логические задачи и упражнения в устном счете.
На уроках математики в начальной школе необходимо вести работу по
формированию
логического
мышления,
используя
логические
задачи
и
упражнения.
Логические упражнения позволяют детям на доступном математическом
материале
с
использованием
жизненного
опыта
выстраивать
правильные
математические суждения. Без предварительного теоретического освоения самих
законов и правил логики. Правильность суждения обеспечивается тем, что на
страже ее находится учитель-организатор и руководитель. Под его руководством
путем
упражнений
дети
практически
знакомятся
с
применением
логических
приемов.
Назначение
логических
задач
и
упражнений
состоит
в
активизации
умственной деятельности ребят, в ожидании процесса обучения «умственной
гимнастики».
Стоя лицом к классу, они называют по памяти расположение фигур, точек,
линий и т.д. на каждой таблице остальные проверяют правильность ответов. За
каждый
правильный
ответ
команда
получает
жетон.
В
конце
игры
подсчитываются
жетоны.
И
определяют
команду-победительницу.
Количество
отвечающих детей можно увеличить, тогда подсчитывается общее количество
жетонов на все ответы.
2.2 Уроки - путешествия
Целесообразно
проводить
различные
уроки-путешествия.
Такие
как
«В
цирке», «Плывем к Робинзону Крузо», «В зоопарке» и др. В этих путешествиях
ненавязчиво
обогащается
словарный
запас,
развивается
речь,
активизируется
внимание
детей,
расширяется
кругозор,
прививается
интерес
к
предмету,
развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества.
Дети играют, а, играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют, доводят
до уровня автоматизированного навыка математические знания.
Пример: фрагмент одного из уроков – путешествий «В цирке».
Цель:
Закрепление знаний табличных случаев сложения и вычитания в пределах 20 с
переходом через десяток.
Оборудование:
Рисунки артистов цирка, которые вывешиваются в ходе игры.
На доске записи примеров.
У каждого ученика билет в цирк.
На первом ряду - билеты зеленого цвета, на них записаны разные примеры, но
ответы у них одинаковые.
На втором ряду - билеты голубого цвета с ответом 12.
На третьем ряду - билеты желтого цвета с ответом 13.
Ход путешествия:
Учитель обращается к классу:
Мы приглашены на цирковое представление. У каждого из вас есть входной
билет, но входить будем рядами.
Первый
ряд.
Внимательно
посмотрите
на
свои
пригласительные
билеты
(примеры) и хором назовите свой ответ. (Дети хором называют свои ответы - 11,
12, 13).
Итак, Ребята, рассаживайтесь поудобнее.
Соблюдая правила культурного поведения, дети приветствуют артистов цирка.
Представление начинается.
Встречайте Зебру!
(Дети хлопают в ладоши)
Где вы ее могли видеть?
(На проезжей части - указатель перехода для пешеходов)
Почему пешеходную дорожку назвали зеброй?
(Свое
название
эта
разметка
получила
за
сходство
с
окраской
экзотичного
животного)
Для чего нужна такая разметка?
(Для контраста)
Итак,
Зебра
предлагает
вам
перейти,
а
для
этого
нужно
правильно
решить
примеры. 12 - 5 13 - 9
8 + 3 14 - 8
6 + 7 9 + 5
А сейчас на арену цирка выезжает косолапый Мишка. Хотя его и называют
косолапым,
посмотрите,
как
он
умеет
крутить
педали!
Помогите
Мишутке
проехать по математическому лабиринту. Откуда он начинает свой путь?
13 - 9
13 - 7
13 - 8
14 - 5
8 + 5 14 - 7
8 + 6
Поздравьте Мишутку с успешным выступлением!
(Дети хлопают в ладоши)
Внимание!
А
сейчас
на
арене
Слоненок!
Он
лопоухий,
смешной,
хочет
подружиться с детворой. Он подружиться с вами, если вы справитесь с заданием.
12 - * = 8
* - 6 = 9
15 - 8 = *
* - 5 = 7
9 + * = 12
Молодцы! Правильно решили примеры и теперь у вас есть новый друг!
А сейчас на арену цирка выходит знаменитый Маг!
Я узнал, - говорит он, - что вы учитесь в школе и очень хорошо умеете считать,
думать, соображать. Так ли это? Я хочу проверить вашу сообразительность:
1. Определите, сколько мне лет. А лет мне столько, сколько изображено на
картинке (показывает изображение сороки), только без последнего знака. Сколько
же мне лет? (40)
2. Масса моей дрессированной собачки, когда она стоит на задних лапках 3 кг.
Какова ее масса, если она стоит на четырех лапках?
Молодцы,
ребята!
Артисты
цирка
прощаются
с
вами
и
ждут
на
следующее
представление.
2.3 Математические уроки-сказки
Если спросить у детей, любят ли они сказки, несомненно, все ответят "да".
Сказка всегда вызывает у детей радость, внимание, интерес.
Можно заметить, что человек, не воспитывающийся на сказках, труднее
воспринимает
мир
идеальных
стремлений.
Что
благодаря
сказке
ребенок
начинает отличать реальное от необычного, что нельзя развивать, минуя сказку,
не
только
воображение,
но
и
первые
навыки
критического
геометрического
материала, обдумывать предложенную ситуацию, которая требует воображения и
умения,
выявлять
необходимую
информацию
для
принятия
решения.
И
использовать необходимую информацию для решения.
На
уроках
сказках
всегда
царит
хорошее
настроение,
а
это
залог
продуктивной работы. Сказка позволяет ворваться на урок юмору, фантазии,
творчеству, а самое главное - учит детей быть добрыми и справедливыми.
Сказки при изучении математики я использую следующим образом. Герои
сказки испытывают трудности. Дети пытаются им помочь. Они отправляются в
путь, преодолевая самые неожиданные препятствия. Выполняют математические
задания, отгадывают загадки, вспоминают пословицы.
Преодоление
препятствий
вместе
со
сказочными
героями
придает
обучению
яркую
эмоциональную
окраску,
что
способствует
повышению
усвоения, как математического материала, так и литературного.
Урок-сказка "Гуси-лебеди" (этап закрепления знаний нумерации числе от1
до 10)
Звенит звонок. Учитель сообщает детям, что сегодня не совсем обычный
урок математики. На нем все ученики класса отправляются в волшебный мир
русской народной сказки "Гуси-лебеди".
Помните, гуси-лебеди унесли братца?
Побежала девочка искать его. Она просила помощи у печки, яблони, реки.
Но
прежде,
чем
помочь
девочке,
ее
просили
исполнить
их
желания.
Девочка, конечно, спешит, волнуется, ей трудно выполнить задания. А нас много.
Мы распределим роли и поможем ей. Начинаем.
Бросилась девочка догонять гусей-лебедей. Бежала, бежала, увидела печь
стоит.
Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей в ответ:
Выполни мои задания - скажу.
Некогда мне, я спешу.
Давайте, дети поможем девочке, чтобы печка на нее не рассердилась.
Дети поворачивают карточки, на которых написаны задания:
Покажи число, которое меньше 4, но больше 2.
Покажи число, которое больше 4, но меньше 6.
Назови числа от1 до 10 через одно.
Побежала девочка дальше. Стоит яблоня.
Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Отгадай, какие числа пропущены, скажу.
4+…=7
... +…=9
Назови
числа,
которые
можно
представить
в
виде
двух
одинаковых
слагаемых: 10,9,8,7,6,5,4.
Мне некогда, я очень тороплюсь, - ответила девочка, - и побежала дальше.
А вы ребята, сможете помочь девочке?
Дети выполняют задания.
Бежит девочка дальше. Течет молочная речка с кисельными берегами.
Молочная речка, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
Увеличь каждое число 13,4,7,16 на 3 и назови из них самое большое.
Уменьши каждое число на 2 и назови самое маленькое из них - скажу.
Боюсь, не успею я, - ответила девочка и побежала дальше.
А вы сможете, ребята, выполнить это задание?
Добежала девочка до избушки на курьей ножке, об одном окошке, кругом
себя поворачивается. В избушке нашла она братца, схватила его девочка на руки и
побежала. Увидали ее гуси-лебеди и полетели за ней. Подбежала девочка опять к
молочной речке с кисельными берегами и просит:
Речка, матушка, спрячь нас от них!
Ответь на вопрос - спрячу.
На какие два слагаемых можно разложить 8 и 7?
Сравни два числа и поставь знак >,< или =: 5…6,6…4?
Назови число, следующее в ряду за числом 9, идущее при счете перед
числом 7.
Девочка ответила, (класс следит за правильностью ответов), и река укрыла
ее с братцем под кисельным бережком. Гуси-лебеди не увидели, пролетели мимо.
Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди летят, вот-вот увидят.
Стоит яблоня. Обратилась девочка к яблоне, быстро решила ее задачу. (Под
яблоней лежало 3 яблока. С дерева упало еще 4 яблока. Сколько всего яблок
лежит под яблоней?) Яблоня заслонили их ветками. Гуси-лебеди опять их не
увидели и пролетели мимо.
Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди опять догоняют, того и
гляди, братца из рук вырвут.
Добежала девочка дл печки:
Печка, матушка, спрячь меня!
Ответь на вопрос - спрячу.
Какое число больше 4 на 1? Меньше 7 на 2?
Какое число при счете называют после 8, а перед числом 10?
Назови число, которое на 1 больше, чем 4; число, которое на 1 меньше, чем
7.
Девочка быстро ответила, а дети подбадривали ее. Печь ее с братцем
спрятала.
Гуси-лебеди полетали, покричали, и ни с чем улетели к Бабе-Яге. А девочка
возвратилась с братцем домой, к родителям.
Организованные таким образом уроки активизируют детей, способствуют
решение.
Многих
учебных
задач,
а,
следовательно,
формированию
учебной
деятельности.
По
мере
овладения
учащимися
навыками
учения
дидактические
игры
занимательного типа теряют свою роль. Если ранее игра являлась предпосылкой
для
включения
учащихся
в
учение,
то
через
освоение
в
игровой
ситуации
элементов учебной деятельности становится возможным реализовать игру на
предмет целостного учебного процесса, т.е. игра из основы учебного процесса
превращается в его элемент, дидактический прием. При этом следует все чаще и
чаще использовать не явную наглядность. А переходить к более символическим
формам (игра "Молчанка").
Следует помнить, что основная цель проведения игр на уроке математики -
обучающая,
поэтому
игра
должна
быть
посильной
и
обязательно
служить
максимальной активизации мыслительной деятельности учеников, для чего игры
следует, как можно чаще разнообразить, менять условия, правила.
Устойчивый познавательный интерес формируется различными средствами.
Одним
из
них
является
занимательность.
Немало
занимательного
материала
можно использовать на уроках математики , и им полезно пользоваться, так как с
помощью занимательности можно сделать учебу желаемым делом. Некоторые
нестандартные
задачи
(задачи-шутки,
с
монетами,
спичками,
разрезанием,
складыванием
и
др.)
обладают
внешней
занимательностью.
Такие
задачи
полезны, но их не всегда можно связать с программным материалом. Однако для
подобных заданий можно найти 3-5 минут на уроке . Если задача нетрудная, то ее
можно включить в устный счет. Если задание посложнее и нет уверенности, что
ее выполнят сразу многое дети, то задание следует предложить в конце урока ,
после записи домашнего задания. В таком случае не надо добиваться решения
задач на уроке во что бы то ни стало, предложив детям поразмыслить над
условием во внеурочное время.
2.4 Веселые задачи в стихах
Веселые
задачи
вызывают
большой
интерес
у
детей.
Их
можно
использовать
при
изучении
различных
табличных
случаев
сложения
и
умножения.
Наряду с нестандартными заданиями, используют задачи, изложенные в
нестандартной форме, так называемые веселые задачи. Задачи такого типа можно
применять
при
изучении
программного
материала
и
для
активизации
познавательной деятельности учеников на уроках .
Приведу примеры:
Белка, Ежик и Енот,
Волк, Лиса, Малышка Крот
На пирог пришли к Медведю.
Вы, ребята, не зевайте:
Сколько всех зверей, считайте!
Три кошки купили сапожки
По паре на каждую кошку
Сколько у кошек ножек?
И сколько у них сапожек?
Белочка грибы сушила.
Только посчитать забыла.
Белых было 25,
Да еще масляток 5.
7 груздей и 2 лисички,
У кого ответ готов?
Сколько было всех грибков?
Очень
важное
значение
для
активизации
познавательной
деятельности
учеников
на
уроке
имеют
различные
игры-соревнования.
Однако
следует
отметить тот момент, что младшие школьники быстро утомляются на уроках.
Поэтому,
с
целью
снятия
мышечного
напряжения
следует
использовать
различные
физминутки.
Однако
они
помогают
решить
и
другие
задачи:
закрепление табличных случаев сложения, деления, умножения и вычитания.
Например:
Сколько раз ногою топнем? (8 - 4)
Сколько раз рукою хлопнем? (10: 2)
Мы присядем сколько раз? (3*2)
Мы наклонимся сейчас (9 + 2)
Мы подпрыгнем ровно столько (10 - 4)
Ай да счет! Игра и только!
2.5 Математические загадки
Немаловажное значение на уроках математики в начальных классах имеют
загадки.
Они
расширяют
кругозор
детей,
развивают
любознательность
и
пытливость,
тренируют
внимание,
память,
мышление.
Они
могут
быть
использованы во время внеклассной работы, на уроке, во время отдыха, так как
интересны
детям.
Практика
показывает,
что
применение
загадок
на
уроках
математики
дают
положительные
результаты,
так
как
они
знакомят
детей
с
окружающим миром, развивают логическое мышление.
Например:
У него четыре лапки,
Лапки цап-царапки.
Пара чутких ушек.
Он гроза для мышек.
(КОТ)
Говорит она беззвучно,
Но понятно и нескучно,
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь в десять раз умней.
(КНИГА)
При знакомстве с цифрой 4 можно использовать загадку:
Вспушит она свои бока,
Свои четыре уголка,
И тебя, как ночь настанет,
Все равно к себе притянет.
(ПОДУШКА)
После того, как дети назвали отгадку, следует попросить их вспомнить,
какое
число
прозвучало
в
загадке,
объясняет,
как
изображается
число
4,
предлагает найти его в кассе цифр из счетного материала, назвать предыдущее и
последующее
числа.
Особенно
полезны
загадки,
по
тексту
которых
надо
догадаться, о какой цифре идет речь, и показать или написать ее. Такие загадки
помогают
запомнить
графическое
изображение
цифр,
учат
узнавать
их
по
описанию:
Я так мила, я так кругла,
Я состою из двух кружков.
Как рада я, что я нашла
Себе таких, как вы дружков.
(ВОСЕМЬ)
Вид ее - как запятая,
Хвост крючком, и не секрет
Любит всех она лентяев,
А лентяи ее - нет.
(ДВОЙКА)
Задачи,
имеющие
форму
загадок,
так
же
вызывают
большой
интерес,
активность.
Например:
Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра-акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три больше станет.
(ШЕСТЬ)
Загадка - это логическое упражнение, при выполнении которого ребенок
учится выделять существенные признаки предмета, а так же определять предмет
по нескольким перечисленным признакам. Загадки могут быть различной степени
сложности.
После того как дети отгадают загадку, можно предложить с помощью
сигнальных
блокнотов
показать
число,
которое
встретилось
в
загадке,
определить, сколько в нем десятков и единиц каждого разряда, предыдущие и
последующие числа.
Загадки могут использоваться при изучении темы "Меры времени":
Две сестрицы друг за другом.
Пробегают круг за кругом.
Коротышка - только раз,
Та, что выше - каждый час.
(СТРЕЛКИ ЧАСОВ)
На руке, и на стене,
И на башне в вышине
Ходят с боем и без боя.
Всем нужны - и нам с тобою.
(ЧАСЫ)
При знакомстве учащихся с календарем уместно использовать следующие
загадки:
Годовой кусточек
Каждый день роняет листочек.
Год пройдет - весь куст опадет.
(КАЛЕНДАРЬ)
Выходило 12 молодцов,
Выносили 52 сокола,
Выпускали 365 лебедей.
(МЕСЯЦЫ, НЕДЕЛИ, ДНИ)
После отгадывания загадки задача учителя - добиваться обоснованного,
доказательного ответа на вопрос: «Как ты догадался? Объясни!». Такая работа
развивает
логическое
мышление,
математическую
речь,
учит
видеть
в
окружающем мире общие свойства и различия предметов и явлений.
2.6. Сказочные задачи
Среди занимательных задач особое место занимают сказочные задачи, т.е.
задачи со сказочными образами, сказочными сюжетами. Казалось бы, сказка и
математика - понятия не совместимые, однако сказочная форма позволяет ввести
необычные, увлекательные ситуации в математические задачи. Именно такое
соединение благоприятно для обучения, поскольку через сказочные элементы
учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка.
На уроках, где имеет место сказка, всегда царит хорошее настроение, а это
залог
продуктивной
работы.
Сказка
позволяет
проникнуть
на
урок
юмору.
Фантазии,
творчеству,
а
самое
главное
-
учит
детей
быть
добрыми
и
справедливыми.
Желание
помочь
попавшему
в
беду
герою,
разобраться
в
сказочной ситуации - все это стимулирует умственную деятельность ребенка.
Развивает его интерес к математике. В то же время встреча со сказочными
героями
в
мире
математики
побуждает
ребенка
перечитать
литературное
произведение. Сказки и через задачи продолжают воспитывать детей. Сказки
можно включать в уроки математики при повторении и закреплении изученной
темы и использовать во внеклассных занятиях.
СКАЗКА
Лиса Алиса и кот Базилио привели Буратино на пустырь - это Поле Чудес:
если закопать золотые монеты, то на утро вырастет дерево, на котором в 3 раза
больше золотых монет. Затем полученные монеты можно снова закопать в землю
и снова вырастет дерево с монетами. Так можно снять несколько урожаев. Они
предложили
посторожить
ночью
монеты.
В
награду
за
услугу
лиса
и
кот
потребовали отдавать с каждого урожая 9 монет. Подумав немного, Буратино не
согласился с их требованиями. Он заявил, что после двух урожаев у него совсем
не останется денег. Уж лучше он сам посторожит. Сколько золотых монет было у
Буратино?
Решение:
Второй урожай дает 9 монет, значит во второй раз Буратино посадит 9:3=3
(монеты).
Первый урожай дал 3+9=12 (монет). Значит, в первый раз Буратино посадил
12: 3=4 (монеты).
2.7 Задачи занимательного характера
В привитии детям интереса к урокам математики большую роль играют
задачи занимательного характера. Такие задачи, как показывает практика, вносят
в урок оживление, повышают интерес к знаниям, развивают воображение и
память детей. Дети решают задачи такого вида с большим удовольствием.
1) Зайцы по лесу бежали,
Волчьи следы по дороге считали.
Стая большая волков здесь прошла.
Каждая лапа в снегу их видна.
Оставили волки 120 следов.
Сколько, скажите, здесь было волков?
2) На птичьем дворе гусей дети кормили,
Целыми семьями их выводили.
Всего было 5 гусиных семей,
В каждой семье по 12 детей.
Папа и мама, бабушка с дедом.
Сколько гусей собралось за обедом?
При решении задач такого типа учитель может задавать детям следующие
вопросы: Читал ли ты сказку, по отрывку из которой составлена задача? Какой
рисунок к этой задаче ты бы нарисовал?
Эти задачи способствуют развитию интереса к математике, углублению и
расширению
математических
знаний,
осознанию
силы
и
практической
значимости
математики.
Одна
из
важнейших
задач
начального
обучения
-
развитие у детей логического мышления. Такое мышление проявляется в том, что
при решении задач ребенок соотносит суждения о предметах, отвлекаясь от
особенностей их наглядных образов, рассуждает, делает выводы. Умение мыслить
логически,
выполнять
умозаключения
без
наглядной
опоры,
сопоставлять
суждения
нужны
для
изучения
учебного
материала
не
только
в
начальных
классах, но и в средних и старших
2.8 Головоломки
Большое значение в начальных классах имеют головоломки, именно они
закладывают основы доказательного мышления.
Например:
1) Пятью прямыми линиями разделите циферблат так, чтобы в каждой
части числа при сложении давали бы равную сумму.
2) Какие цифры скрыты? Подумайте и догадайтесь:
*** - **=1
Близки к головоломкам и задачи на сообразительность.
Например:
1.
Лестница состоит из 15 ступеней. На какую лестницу нужно встать,
чтобы быть на середине лестницы? (На восьмую).
2.
Валя и Миша весят столько же, сколько Боря и Володя. Миша весит
32 кг, Боря 40 кг. Кто тяжелее: Валя или Володя? (Валя).
3.
Груша дороже яблока в 2 раза. Что дороже: 8 яблок или 4 груши? (8
яблок и 4 груши стоят одинаково).
Один
из
наиболее
распространенных
видов
головоломок
-
магические
квадраты:
1.
В шестнадцати клетках квадрата расставьте числа.0,1,2…14,15 так,
чтобы сумма чисел по горизонтали, вертикали и диагонали была равна 30.
0 14 13 3
11 5 6 8
7 9 10 4
12 2 1 15
2 .
В
д в а д ц а т и
п я т и
к л е т к а х
к в а д р а т а
р а с с т а в ьт е
ч и с л а
1,1,1,1,12,2,2,2,2,3,3,3,3,3,5,5,5,5,5, так, чтобы по горизонтали, вертикали и двум
диагоналям сумма была равна 15.
1 4 2 5 3
4 2 5 3 1
2 5 3 1 4
5 3 1 4 2
3 1 4 2 5
Разновидностью магических квадратов являются магические треугольники:
Данный треугольник составлен из 9 маленьких треугольников, в которые
вписаны
числа.
Найдите
суммы
чисел
в
треугольниках,
составленных
из
4
маленьких треугольников.
3
7
6 4
8 9
1 5 2
Ответ: 1+5+6+8=20, 2+4+5+9=20
Мы видит, что сумма чисел в каждом треугольнике, который образован
четырьмя маленькими треугольниками, представляет собой одно и тоже числа.
Такие треугольники называются магическими. Магический ли этот треугольник?
3
7
4 6
9 8
2 5 1
2.9 Кроссворды
Слово «кроссворд» в переводе на русский язык означает «переплетение
слов».
Для
того,
чтобы
разгадать
кроссворд,
надо
в
каждой
клетке
фигуры
поставить по одной букве, начиная с пронумерованной клетки до края фигуры
или до заштрихованной клетки.
Так же в начальных классах широко используются ребусы, пословицы,
поговорки. Эти элементы так же очень удобно применять на уроках математики.
Например, тему "Меры времени" младшие школьники начинают изучать на
втором году обучения. В процессе изучения ученики знакомятся с понятиями:
секунда, минута, час, сутки, месяц, год; учатся определять время по часам,
знакомятся
с
календарем
и
т.д.
Чтобы
активизировать
внимание
детей
при
изучении
единиц
измерения
времени
детям
предлагаются
ребусы,
а
так
же
пословицы и поговорки: «Летом одна неделя год кормит», «На час опоздал - за
год не догонишь», «Зимою солнце светит, да не греет».
Пословицы,
поговорки
и
ребусы
оживляют
учебную
деятельность,
повышают интерес к занятиям, способствуют лучшему пониманию материала.
Для того чтобы учение проходило не на уровне запоминания, а на уровне
активного сознания, учитель должен не только как можно доступнее объяснить
материал ученику, но и активней включать его в мыслительную деятельность, в
процессе
которой
будет
происходить
познание,
то
есть
формироваться
познавательные
силы
личности:
ощущение,
восприятие,
память,
мышление,
воображение,
внимание.
Создание
игровой
атмосферы
на
уроке
развивает
познавательный интерес и активность учащихся, снижает усталость, позволяет
удерживать внимание.
Таким
образом,
занимательность
на
уроке
математики
помогает
формированию
творческих
способностей
учащихся,
элементы
которых
проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач,
в математической и логической смекалке, при проведения на занятиях игр, в
конструировании различных геометрических фигур, в организации коллектива
своих товарищей, а так же в умении с наибольшей эффективностью выполнить
какую-либо работу или провести познавательную игру.
Заключение
Как показывает практика, умелое использование занимательного материала
лишь повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. Увеличивается
скорость и гибкость мышления. Воспитывается любовь к математике, к решению
неординарных задач, развивает чувство юмора.
Использовать занимательный материал для активизации мышления детей
можно в разных направления: по отработке какого-то конкретного навыка или
умения, или же на разных этапах урока. В связи с этим можно сказать, что
гипотеза о том, что дидактические игры, уроки-путешествия, математические
уроки
сказки,
веселые
задачи
в
стихах,
математические
загадки,
сказочные
задачи, математические сказки, задачи занимательного характера, головоломки,
кроссворды
и
логические
задачи
способствуют
активизации
мыслительной
деятельности учащихся на уроках математики, подтвердилась.
Результаты работы показали, что элементы занимательности и наглядности
в обучении повышают уровень познавательной активности детей, активизируют
память,
мышление,
развивают
смекалку.
Они
помогают
не
только
повысить
качество запоминания и осознания изучаемого материала, но и делает процесс
обучения интересным и легким.
Наглядность
и
занимательный
материал
играют
большую
роль
в
формировании
творческих
способностей
учащихся,
элементы
которых
проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач,
при выполнении разного вида творческих заданий. Использование элементов
занимательности
повышает
эффективность
учебно-воспитательного
процесса,
развивает скорость и гибкость мыслительных операций, воспитывает любовь к
математике. Но не следует забывать о том, что занимательный материал должен
быть связан с темой урока и помогать раскрывать цели и задачи урока.
Список литературы
1 . Болотов,
В.А..
Компетентностная
модель:
от
идеи
к
образовательной
парадигме./ В.А Болотов,. В.В. Сериков «Педагогика». 2003, № 10.
2.
Ермаков,
Д.
Компетентность
в
решении
проблем./
Д.
Ермаков
«Народное
образование», 2005, № 9.
3. Царёва, С.Е. Нестандартные виды работы с задачами на уроке, как средство
реализации современных педагогических концепций и технологий./ С.Е. Царёва
«Начальная школа» 2004, № 4
4.
Болотина
Л.Р.,
Баранов
С.П.,
Семушина
Л.Г.и
др.
Педагогика.
–
М.:
Просвещение, 1987. – 288 с.
5. Брайтовская С. И. Простейшие исследования задания // Начальная школа. –
1996. - №9. – С. 72.
6. Вигман С. Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М.: Т К
Велби. - Изд-во Проспект, 2004. – 76 с.
7.
Выготский
Л.
С.
Воображение
и
творчество
в
детском
возрасте:
Психологический очерк: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
8.
Гусев
В.А.
Психолого-педагогичекие
основы
обучения
математике.
-
М.:
Вербум - Академия, 2003. – 432 с.
9. Деменева Т. Е. Приемы активизации учащихся // Начальная школа. - № 2. -
2004. – С. 15
10. Диас - Паскуаль. Диалог учителя с учениками при решении задач в 1-м классе
// Начальная школа. - 2003. - №4. – С.2 – 4.