Напоминание

П.И. Чайковский"Времена года"


Автор: Жукова Александра Исаковна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: музыкальный руководитель
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Конспект музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: П.И. Чайковский"Времена года"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Времена года»

П. И. Чайковского.

Цель: Знакомство с циклом «Времена года» и биографией композитора П. И. Чайковского.

Задачи:

1. Создать условия для ознакомления детей с циклом пьес П. И. Чайковского «Времена года»

(художественно-эстетическое развитие)

2. Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (речевое развитие)

3. Способствовать формированию музыкально-ритмических движений, художественно-

эстетических представлений, развитию эмоциональной отзывчивости на музыку (художественно-

эстетическое развитие)

4. Способствовать самостоятельному выбору ребёнком партнеров; развитию умения

взаимодействовать в команде: договариваться, проявлять уважительное отношение к партнеру

(социально-коммуникативное развитие)

5. Создать условия для стимулирования самостоятельного поиска решений в проблемно-

поисковых ситуациях, для развития логического и ассоциативного мышления (познавательное

развитие)

Организация детских видов деятельности: общение ребёнка со взрослым, общение ребёнка со

сверстниками, различные формы музыкальной активности (восприятие, пение, музыкально-

ритмические движения, беседа о музыке) и совместной продуктивной деятельности (аппликация).

Методы и приемы: проблемно-поисковый, практический, наглядный, словесный, игровой.

Материалы и оборудование: Аудиозаписи, презентация и ноты «Времена года» П. И.

Чайковского ,портрет композитора, репродукции картин об осени.

Ход занятия:

Музыкальное приветствие “Здравствуйте!” по полутонам.

Муз.рук: Ребята, сегодня наше занятие посвящено прекрасному явлению, а какому об этом

послушайте загадку:

Шла волшебница по свету,

В свой черед сменила лето!

Разукрасила цветы и деревья, и сады!

Ну, скажите-ка ребятки, какая здесь отгадка?

Дети дают ответ.

Муз. рук: Пожалуйста (имя ребенка) прочитает нам стихотворение об осени.

(дети поочереди читают стихи об осени)

Муз.рук: Ребята, а какая бывает осень? Давайте кратко расскажем.

Дети перечисляют (дождливая, разноцветная, урожайная, и т.д.)

Муз.рук: Давайте поиграем в игру “Нарисуй осень”.

Двигательно-речевое упражнение “Нарисуй осень”. Автор Тарабрина Е.В.

- Размешаем краску (круговые движения обеих рук).

- Лишнюю стряхнем (встряхивающие движения кистей рук).

- Нарисуем осень (движения рисования художника).

- Капли за окном (точечные движения обеих рук пальчиками).

- Радугу цветную (рисуют ладошкой полукруг).

- Речку голубую (волнообразные движения руки).

- Много красок осени, (разводит руки в стороны, показывая “много”).

- Выбирай любую (две руки вперед с поднятыми большими пальцами).

Муз.рук: Какая яркая картинка получилась! А теперь мы представим себе на миг, что мы в лесу, и

все мы прекрасные осенние деревья. Звучит музыка ветерка. Легкого, чуть-чуть ласково

трогающего листочки. Ребята, вы слышите шум ветерка?

(Музыкальный руководитель исполняет музыкальный отрывок на различение динамических

оттенков (тихое нежное звучание сменяется бурными аккордами другого музыкального отрывка).

Муз.рук: Ну что, ребята вы заметили, как быстро меняется погода осенью, Легкий ветерок

сменился чем? (Ответы детей) Вы заметили - я рада! Осень еще называют капризной. И об этом

нам расскажет наша песенка.

Дети поют песню «Осенняя шуточная».

Муз. рук: Ребята, а почему осень называют волшебницей?

Красотой осени восхищались поэты.

Послушайте как об осени писали великие поэты.

Муз.рук. читает:

1.

«Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой...

(И. Бунин)

2. Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

(А. Пушкин)

Муз. рук: Художники в своих картинах передавали осень яркой и разноцветной .Посмотрите на

репродукции картин и скажите, какие краски использовали художники?

Демонстрация репродукций и беседа.

И даже фотографы очень любят осень, посмотрите, какие яркие осенние фотографии.

Демонстрация фотографии и беседа.

Муз.рук: (включает «Осеннюю песню»):Ребята, вы слышите? Какая прекрасная мелодия! Светлая,

ясная… Кажется будто прилетела она прямо из мечты. Как нежно и трогательно поёт её

музыкальный инструмент, словно человеческий голос. Вы любите музыку? Расскажите мне, какая

музыка вам больше всего нравится? (ответы детей) Как вы думаете, что нужно для того, чтобы

музыка родилась и зазвучала? (предположения детей)

Муз.рук: Музыку должен кто-то сочинить, написать, придумать. Как мы называем человека,

сочиняющего музыку?

Дети: Композитор.

Муз. рук: Сегодня я познакомлю вас с великим русским композитором П.И. Чайковским (показать

портрет).

Муз. рук: П.И.Чайковский родился 100 лет назад. В семье было много детей, Петя был младшим.

Все его любили, потому что он был удивительно добрым. Петя очень боялся кого-нибудь обидеть

и огорчался, если кто-то другой был невнимательным к людям. С Петей всегда было радостно и

занимательно. Он был горазд на выдумки, на забавные истории и веселые игры. Няня считала, что

у него очень доброе сердце, а мама говорила, что оно просто золотое. Наверное, так оно и было.

Но была у Пети одна странность, которая всех удивляла. Иногда он бросал игру, уходил куда-

нибудь в дом или глубоко в сад и сосредоточенно к чему-то прислушивался. А прислушивался он к

звукам, которые раздавались внутри него. Он не знал, что из них складывается мелодия. Петя был

очень внимателен, и музыка его заставляла то радоваться, то печалиться. С четырех лет Петя начал

сочинять маленькие пьесы для фортепиано. А когда он вырос, он написал много прекрасной

музыки не только для взрослых, но и для детей. Пьес было так много, что Чайковский решил

сложить их в альбом и назвал его «Времена года». (демонстрация альбома «Времена года»

Муз.рук: Музыку нужно исполнить на инструменте или спеть. Как мы назовём того, кто это делает?

Дети: Исполнитель.

Муз.рук: Музыка существует для людей, а не только для тех, кто её сочиняет и исполняет. Поэтому

у неё должны быть слушатели. Музыка всегда возникает из тишины, Послушаем и мы с вами

тишину в зале, прежде чем повториться эта замечательная мелодия. Вслушайтесь в неё. Будьте

внимательны, постарайтесь ответить на вопросы: что это за музыка, какой у неё характер, чтобы

вам хотелось делать, слушая её?

Слушание «Осенняя песенка» П. И. Чайковского

Муз .рук: Вы прослушали, а теперь скажите, какая музыка по характеру?

Какие чувства она у нас вызывает. Какой инструмент звучал? Какой изобразил осень композитор?

Я рада, что вам понравилось это произведение. Давайте еще раз повторим произведение

называется “Осенняя песня” П.И. Чайковский.

Муз. рук: Сегодня мы говорили и вспомнили об осени, а на память вы в группе нарисуете осенние

рисунки. Говорили, что осень художник, давайте мы тоже побудем с вами немного художниками.

В следующий раз мы послушаем с вами другую музыку П.И. Чайковского из альбома «Времена

года».

Музыкальный руководитель: Жукова А.И.



В раздел образования