Напоминание

"Дидактические игры для запоминания цифр, развития внимания, мышления, ориентации в пространстве"


Автор: Иванова Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 239 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: Занимательный материал для занятий по формированию математических представлений
Тема: "Дидактические игры для запоминания цифр, развития внимания, мышления, ориентации в пространстве"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Занимательный материал для педагога по ФЭМП

Дни недели

Пособия:

1.Круг со стрелкой. Вырезанный из картона круг, делится на 7 частей.

Каждую часть нумеруем (или рисуем 1 - 7точек), подписываем, можно

нарисовать какое-то особое дело, которое вы обычно делаете в этот день

(понедельник – ходим в магазин - рисуем магазин, во вторник – посещаем

бассейн и т.д.). По середине круга делаем вращающуюся стрелочку, чтобы

можно было передвигать её по дням недели.

2. Поезд с окошками. Каждый вагон пронумерован, подписан, раскрашен в

свой цвет. В окошках приклеены разные животные. Ставни у окошек

открывающиеся - закрывающиеся. Какой день недели – те ставни и открыты.

3.Плакат с липучками и кармашками. Семь (по цветам радуги)

разноцветных кусков ткани или флиса сшить друг за другом, сделав

кармашки из плотного полиэтилена или липучки. Каждый день в кармашки

или на липучки прикрепляется солнышко или тучка и в зависимости от дня –

карточка с одной точкой, двумя, тремя и т.д.

4.Цветик – семицветик. Такой цветок можно сделать из картона или флиса.

Желательно, чтобы лепестки снимались и прикреплялись обратно (на

липучках, кнопках, молниях, скрепках и т.д.). Ребенку нужно каждый день

прикреплять по лепестку, а на следующей неделе наоборот «открывать». При

этом проговариваются дни недели и такие понятия, как вчера, сегодня, завтра.

5.Лесенка. Вырезаем из картона лестницу из семи ступеней, нумеруем,

подписываем. Каждый день по лесенке будет «взбираться» какой-нибудь

сказочный герой или сам ребенок (вырезанный из фотографии и наклеенный

на картон). Если на данной неделе предстоит какое-то интересное событие,

например, воскресный поход в цирк, то на самой верхней ступеньке можно

расположить картинку с изображением клоуна или выступающего льва.

6.Отрывной календарь. Подготовить пачку листочков разного цвета и

одинакового размера, пронумеровать их, подписать, скрепить сверху. Каждый

день ребенку нужно будет отрывать листик и складывать его в коробку. Когда

наберется 7 листиков, объясните, что это неделя. Такой отрывной календарь

можно сделать из тетрадки на пружинках.

1

Обыгрывание наглядного материала:

С помощью изготовленных пособий, мы не только констатируем название

наступившего дня, но и обыгрываем и обговариваем следующие моменты:

•Расставь карточки по порядку, от понедельника до воскресенья, перечисляя

дни недели.

•Какой день недели у нас красного цвета, синего, желтого?

•Перечисли дни недели в обратном порядке от воскресенья до понедельника.

•Назови и покажи рабочие и выходные дни.

•Назови и покажи дни недели, начиная с понедельника, со среды, с пятницы и

т.д.

•Назови и покажи 1-й, 4-й и т.д. день недели, начиная с понедельника.

•Назови и покажи, какой день сегодня, какой был вчера (позавчера), будет

завтра (послезавтра).

•Какой день справа от синей карточки? Справа от голубой?

•Этот день выходной? Этот день идет после вторника?

Быстро запомнить названия дней недели помогает физминутка «Дни недели».

Расскажите ребенку стихотворение и вместе с ним изображайте движения,

соответствующие тексту:

В понедельник мы стирали,

Пол во вторник подметали.

В среду – мы пекли калач.

Весь четверг играли в мяч.

В пятницу мы чашки мыли,

А в субботу – торт купили.

И, конечно, в воскресенье

Звали всех на день рожденья.

Пели, прыгали,

Плясали,

Дни недели – посчитали». 2

Игры с ребенком

(Для закрепления изучаемых понятий можно использовать игры).

1.

«В среду мы не хлопаем!»

Вы называете любые дни недели, ребенок хлопает в ладоши (1 раз). Но в

среду в ладоши хлопать нельзя!

2.

«Будь внимательным!»

Вы называете разные слова, в том числе и дни недели. Если малыш слышит

название дней недели, то он должен хлопнуть в ладоши: лиса, хлеб, вторник,

среда, книга, воскресенье, шорты, велосипед и т.д.

3.

«Выходные – будни»

Если вы называете будний день недели, то ребенок делает вид, что он что-то

делает: играет в игрушки, пишет, рисует. Если выходной – хлопает в ладоши

или делает вид, будто спит, или что-то другое на ваше усмотрение.

4.

«Кидаем мяч».

Встаньте напротив, кидайте друг другу мяч и по очереди называйте дни

недели. Усложнить игру можно называя дни недели в обратном порядке.

5.

«Матрешки – дни недели»

Выстройте вместе с ребенком 7 матрешек по росту и попросите его назвать

каждую матрешку определенным днем недели. Все семь матрешек – это

неделя.

6.

«Игрушки и дни недели»

Рассадите перед ребенком 7 игрушек и предложите раздать каждой игрушке

по кружочку семи разных цветов. Ребенок раздает и называет: «Зайчику –

понедельник, лисичке – вторник и т.д.). Затем кружочки собираются,

перемешиваются и раздаются снова точно таким же образом в порядке

следования дней недели.

Вопросы-ответы:

Садитесь с ребенком на пол и катаете друг другу мяч. Вы спрашиваете,

ребенок отвечает:

- Сколько дней в неделе?

- Назови два выходных дня.

3

- Как называется второй, четвертый, третий, пятый день недели?

- Какой день недели первый?

- Какой день недели последний?

- Какой день недели идет после среды? Перед вторником?

- Какой день недели спрятался между средой и пятницей?

-Сколько в неделе дней? Сколько выходных? Сколько будней?

Карточки с цифрами

У ребенка карточки с цифрами от 1 до 7. Вы называете день недели, ребенок

показывает соответствующую карточку, понедельник – 1, вторник – 2 и т.д.

Карточки с цифрами можно заменить карточками с точками (от 1 точки до 7).

Если карточек нет, можно показывать на счетных палочках – 1 палочка, 2

палочки и т.д. или прохлопываем в ладоши нужное количество раз.

Стихотворения

Быстрее запомнить названия дней недели помогут веселые стихи.

Муха - чистюха

Жила-была муха-чистюха.

Все время купалась муха.

Купалась она в ВОСКРЕСЕНЬЕ

В отличном клубничном варенье.

В ПОНЕДЕЛЬНИК - в вишневой наливке,

Во ВТОРНИК - в томатной подливке,

В СРЕДУ - в лимонном желе,

В ЧЕТВЕРГ - в киселе и смоле.

В ПЯТНИЦУ - в простокваше,

в компоте и в манной каше…

В СУББОТУ, помывшись в чернилах, сказала:

- Я больше не в силах!

4

Ужжжасно, ужжжасно устала, н

Но, кажется, чище не стала!

(Ян Бжехва)

«Семь дней недели»

Жаль, всего семь дней в неделе –

Дел навалом у Емели:

В ПОНЕДЕЛЬНИК на печи

Протирает кирпичи.

Не скучает и во ВТОРНИК

Он плетёт слону намордник.

Языком молотит в СРЕДУ

И баклуши бьёт соседу.

После дождичка в ЧЕТВЕРГ

Он пускает фейерверк.

ПЯТНИЦА – тяжёлый день:

Тень наводит на плетень.

И СУББОТА не суббота:

У него на мух охота.

Но седьмой настанет день –

Сдвинет шапку набекрень…

Потому что ВОСКРЕСЕНЬЕ –

Это праздник и веселье:

И, улёгшись на печи,

Ест Емеля калачи!

В общем, трудно жить Емеле…

Было б восемь дней в неделе –

Вот тогда бы он успел

Сделать много важных дел!

(А. Усачёв) 5

***

Вот неделька, в ней семь дней.

Поскорей знакомься с ней.

Первый день по всем неделькам

Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК.

ВТОРНИК - это день второй,

Он стоит перед средой.

Серединочка СРЕДА

Третьим днем всегда была.

А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,

Шапку носит набекрень.

Пятый – ПЯТНИЦА - сестрица,

Очень модная девица.

А в СУББОТУ, день шестой

Отдыхаем всей гурьбой

И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,

Назначаем днем веселья.

***

В понедельник, вторник, среду

Повар борщ варил к обеду,

А в четверг и в пятницу –

Суп из каракатицы,

За субботу с воскресеньем

Наварил он таз варенья,

Постоял над тазом

Да и съел всё сразу.

***

Вот неделя. В ней семь дней,

Поскорей знакомься с ней. 6

Первый день по всем неделькам

Носит имя понедельник.

Вторник - это день второй,

Он стоит перед средой.

Серединочка-среда -

Третьим днём была всегда.

А четверг - четвертый день -

Шапку носит набекрень.

Пятый - пятница-сестрица -

Очень модная девица.

А в субботу - день шестой -

Отдыхаем всей гурьбой.

И последний - воскресенье -

Назначаем днём веселья.

Завтра снова детский сад

Ждёт-пождёт своих ребят.

Загадки:

Братьев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний —

Появляется передний.

(Дни недели)

7

Народные пословицы и поговорки про дни недели

В понедельник чихнешь - подарок на неделю.

В понедельник деньги выдавать - всю неделю расходы.

Вторники и субботы – легки.

В дорогу отъезжай во вторник, либо в субботу.

Что Бог не даст, а в среду не прясть.

Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться.

В понедельник, среду и пятницу никакого дела не начинай.

От субботней расправы уйду - воскресенье переживу.

Середа да пятница - четвергу не указчица.

(Автор статьи: Дарья Колдина «Весело и легко учим дни недели».)

Части суток

Дидактические игры по ознакомлению детей ориентировке во времени

(Жигарева Е.Б.)

Младший дошкольный возраст.

1.

Игра «Назови пропущенное слово»

Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток.

Ход игры: Дети образуют полукруг. Воспитатель катит кому-нибудь из детей

мяч. Начинает предложение, пропуская названия частей суток:

- Мы завтракаем утром, а обедаем …….. (дети называют пропущенное слово)

-

Утром ты приходишь в детский сад, а уходишь домой ………

- Днём ты обедаешь, а ужинаешь ……..

2. Игра «Когда это бывает?»

Цель: учить называть временные отрезки: утро, день, вечер, ночь.

Ход игры: С детьми рассматривают картинки, фотографии, изображающие

деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени. Иллюстрации

должны быть такими, чтобы на них были явно видны признаки, характерные

для данного отрезка времени. Воспитатель выясняет, что делают дети

8

(взрослые), нарисованные на

картинке, когда они это делают. Предлагает

вопросы: «А ты что делал утром? Днем?» Или: «А ты когда играешь?

Гуляешь? Спишь?» Затем дети подбирают картинки, на которых нарисовано

то, что делают дети или взрослые, например, утром, днем или вечером.

3. Игра «Что ты сейчас делаешь?»

Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток.

Ход игры: Педагог называет отрезок времени и перечисляет

соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали

гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы

уже

позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать».

Ребенка спрашивают, например: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда

ты встаешь?» И т. п.

Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным

содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими

пользоваться в своей речи.

Средний дошкольный возраст

1. Игра «Что наступило?»

Цель игры: Учить различать части суток: утро – вечер, день – ночь.

Ход игры: У детей по одной картинке, на которой определённый

временной отрезок. Воспитатель задаёт вопрос:

- Когда петушок раньше всех встаёт?

- Когда дети играют на улице? И т.п.

Тот ребёнок, у которого на картинке изображено утро(день…), показывает

свою картинку и говорит, какое это время суток и почему.

2. Игра «Что за чем?»

Цель игры: Закрепить представление детей о последовательности частей

суток.

Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он

бросает

кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос:

- Утро. А за ним? (Поймавший отвечает на него – день, и бросает мяч

9

воспитателю. И т.д.

3. Игра «Когда это бывает»

Цель игры: Закрепить представление о временах суток.

Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает

кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос:

- Что дети делают ночью дома?

- Что делают днём?

- Работает ли кто-нибудь ночью? Если да, то кто? И т.д.

4. Игра «Назови все части суток»

Цель: Учить различать и называть части суток.

Ход игры: У детей по одной картинке, на которой определённый временной

отрезок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, а потом

сказать, у кого из них на картинке вечер и почему они так думают. Затем

просит показать картинку, на которой изображено утро. Любой ответ требует

обоснования.

Утро

Над рекой заря встает,

На дворе петух поет.

Умываются котята,

Просыпаются ребята.

День

Солнце в небе высоко.

До заката далеко.

Зерна в норку тащит мышь.

Учит азбуку малыш.

Вечер

Солнце красное зашло.

Белка прячется в дупло.

Дрема в гости к нам идет,сказку он с собой ведет.

10

Ночь

В небе звездочки горят.

Птицы спят и рыбки спят.

Спят цветы в саду на грядках,

Ну, а мы в своих кроватках.

5. Игра «Назови пропущенное слово»

Цель: Учить ориентироваться во времени, знать, что происходит в

определённый отрезок времени.

Ход игры: Дети образуют полукруг. Воспитатель бросает кому-нибудь из

детей мяч, задаёт вопрос:

- Мы завтракаем ………, ужинаем ………., а обедаем………

- Сегодня у нас было рисование, а вчера………

- Сегодня у нас математика, а завтра……….

-Сегодня мы выучили песню «Букашки», а завтра будем ее повторять….

- Сегодня мы читали сказку «Гуси – лебеди», а завтра прочитаем «Три

медведя»…….

- Сегодня мы играли в лото, а завтра поиграем в паззлы……..

- Сегодня я поранился, а завтра я буду осторожнее……..

- Сегодня у меня нет времени помочь маме, а завтра я обязательно помогу….

Эту игру можно провести и на свежем воздухе.

6. Игра «Что наступило?»

Цель: Учить правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера».

Ход игры: У детей карточки, на которых изображены картинки из

жизни,

относящиеся к определённому времени суток. Воспитатель предлагает детям

рассмотреть картинки, затем называет определённое время суток, например

вечер. Дети, у которых есть соответствующая картинка, должны поднять

карточку и рассказать, почему они считают, что это вечер. За правильный и

хорошо составленный рассказ ребёнок получает фишку.

7. Игра «Разложи по порядку»

Цель: Закрепление умений ориентироваться во времени, называть части

11

суток.

Ход игры: У детей по одной картинке, на которой определённый

временной

отрезок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и построиться

по порядку, начиная с утра, а затем сказать, в какой временной отрезок что

происходило (утро, вечер, день, ночь). Другая подгруппа детей проверяет.

Затем дети меняются местами и берут другие картинки.

Старший дошкольный возраст

1. Игра «Что мы делаем?»

Цель: Закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь.

Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает детям показать,

что они делают утром. Играющие изображают разные

действия, но не

называют их. Задача ведущего – угадать, что изображают играющие. Затем

игра продолжается, но вопрос задаётся о других частях суток.

Усложнение – Отгадывает не взрослый, а один из детей.

2. Игра «Вчера, сегодня, завтра» (с мячом)

Цель: Закреплять понятия - вчера, сегодня, завтра.

Ход игры : Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч кому-то из

детей и говорит: «Мы играли в мяч ….» Ребёнок заканчивает фразу, отвечая

на вопрос «когда?». Например: «Мы пойдём гулять в лес…(завтра);

новогодний праздник был….(вчера); и т.д.

3. Игра «Дни недели по порядку».

Цель: Закреплять название дней недели.

Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч кому-то из

детей и просит сказать, какой день идет до или после названного. Педагог

чередует вопросы типа: «По каким дням у нас занятия по рисованию? А

музыкальные? Куда мы ходили в среду?»

4. Игра «Живая неделя»

Цель: Закрепить умение называть дни недели по порядку.

Ход игры:

Первый вариант. Цифры (от 1 до 7) перемешиваются и

раскладываются на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую

карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они

превратились в дни недели. Первый ребёнок слева делает шаг вперёд и

12

говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» И т.д.

Второй вариант. Дети делятся на команды по 7 человек. У каждой команды

свой стол. Сколько команд, столько и столов, на которых лежат карточки с

цифрами изображением вниз. На каждом столе карточки определённого

цвета. Дети бегают по комнате. По сигналу воспитателя бегут к своим

столам, беру по одной карточке и выстраиваются по порядку в соответствии с

цифрой.

Третий вариант. Вместо карточек с цифрами карточки с кружками (от 1 до 7),

по-разному расположенными. Правила игры те же.

5. Игра «Отгадай-ка»

Цель: Закрепить название дней недели.

Ход игры: Воспитатель называет героев сказки «Рукавичка». Мышка

готовила еду по понедельникам, лягушка - по вторникам, зайчик – по средам,

а в остальные дни готовила еду лисичка.

-

- Назови эти дни?

Игру можно проводить и на других сказках.

6. Игра «Назови скорей»

Цель: Закрепить умение назвать последовательно дни недели.

Ход игры: Дети образуют круг. Ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей и

говорит: «Какой день недели сегодня?» Ребёнок, поймавший мяч, отвечает:

«Вторник», бросает мяч другому ребёнку и задаёт вопрос типа: «Какой день

недели был вчера?» Так роль ведущего переходит от одного ребёнка к

другому.

7.Игра «По порядку стройся»

Цель: Закрепить умение назвать последовательно дни недели.

Ход игры: На столе в беспорядке лежат перевёрнутые цифры (два

комплекта). Дети двигаются под музыку. По сигналу берут цифры со стола.

Воспитатель говорит, что надо построиться по порядку, одна неделя за

другой.

8. Игра «Неделька, стройся»

Цель: Упражнять в названии последовательности дней недели.

Ход игры: На столе в беспорядке лежат перевёрнутые карточки с цифрами и

кружками. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнёров,

13

т.е. подбирают карточки с кружками к

цифре, выстраиваются по порядку.

9. Игра «Продолжай!».

Цель: Закреплять понятия - вчера, сегодня, завтра. (с мячом)

Ход игры: Дети встают в круг. Воспитатель произносит короткую фразу и

бросает мяч. Тот, кому попал мяч, называет соответствующее время.

Например: воспитатель бросает мяч и говорит: «На почту мы ходили...»

«...вчера»,— заканчивает фразу ребенок, поймавший мяч. «Занятие по

математике у нас было...» «...сегодня». «Рисовать мы будем...» «...завтра» и т.

п.

10. Игра «Наоборот».

Цель: Закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь.

Ход игры: Воспитатель произносит слово, смысл которого связан с

представлением о времени, а дети подбирают слово, обозначающее другое

время дня, обычно в контрастном значении. Например, утро — вечер, завтра

— вчера, быстро — медленно, рано — поздно и т. п.

Стихи о частях суток

«Утро, день, вечер, ночь…»

Утро, день, вечер, ночь-

Убежали сутки прочь.

Чтоб о сутках не жалеть,

Нужно каждый час беречь,

Чтоб успеть потанцевать,

Почитать, порисовать,

Поиграть с друзьями

И помочь маме.

***

Смотрел в окно кузнечик

Ночь, утро, день и вечер,

Потом улегся спать,

Ведь дальше ночь опять. 14

Материал по теме «Времена года и месяцы»

Стишок для запоминания названий времен года

По кругу летает планета

И напевает сама

Кружилку: Зима, весна, лето,

Осень и снова зима.

Зимой день короткий. Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег.

Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы празднуем любимый всеми

праздник - Новый год.

Весной день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее.

Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются листья. Начинает расти

трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы. Люди носят

демисезонную одежду. Самые известные праздники весны - это 8 марта и

первомай.

Летом солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода.

Цветут цветы и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно

купаться в природных водоемах и загорать.

Осенью день становится все короче. Солнце ниже. Холодает. Поспевает

урожай овощей и фруктов. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы

улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду. Самый

известный осенний праздник - день знаний.

Не забудьте обсудить и само понятие "времена года", что такое год.

Детки часто путают "время года", "время суток", "неделя", "месяц" и

просто "время", сразу разграничьте эти понятия. Помогут в этом загадки:

В саду царском стоит дерево. На одном боку цветы расцветают, на другом

листы опадают, на третьем плоды созревают, на четвертом сучья подрезают.

Что это за дерево? (год) 15

Птицы эти вереницей летят,

И не воротятся больше назад.

В каждой стае птичек - семь,

Вам они известны всем! (Дни недели.)

Двенадцать братьев

Друг за другом бродят,

Но друг друга не обгоняют. (Месяцы.)

Протянулся мост

На семь вёрст,

А в конце моста -

Золотая верста. (Неделя.)

Ежегодно приходят

К нам в гости:

Один седой,

Другой молодой,

Третий скачет,

А четвёртый плачет. (Времена года.)

Предложите ребенку самому придумать рассказ про времена года.

Не забудьте сказать ребенку, что год состоит из 12 месяцев, и на каждое

время года приходится по 3 месяца. Как с ребенком выучить названия

месяцев? Запомнить месяцы поможет простое стихотворение:

По сугробам шёл январь, всех морозов зимних царь!

16

Догонял его февраль - потерял из вьюги шаль.

Прибежал на смену март, зазвенел: "Весна, на старт!"

По ручьям приплыл апрель, он в кармане нёс капель.

Шелестел листвою май: "Куртку тёплую снимай!"

Одуванчик нёс июнь. Хочешь чуда? Просто дунь!

А в июле, а в июле мы на море отдохнули!

Август пчёлами гудел, да грибом в лесу сидел.

В золотистом сентябре мы забыли о жаре!

Ветер дунул октябрём: листьев жёлтых наберём!

Нас ноябрь заморозил, первый снег на землю бросил.

Вот декабрь к нам идёт, завершая длинный год!

Автор: Ирина Гурина

Запоминаем календарь:

Зима – декабрь, январь, февраль.

За ними март, апрель и май –

Весна пришла, пальто снимай!

Июнь, июль и август – лето!

Бежит с портфелем осень следом:

Пройдут сентябрь, октябрь, ноябрь,

А дальше вновь зима – декабрь!

Выучили названия месяцев и их порядок, теперь можно рассказать

ребенку секретик, как определить, посчитать количество дней в месяце

по кулачкам

17

Не забудьте рассказать и про високосный год!

Тридцать дней всегда в сентябре,

В апреле, июне и ноябре.

На день больше в месяцах прочих,

Только февраль подравняться не хочет.

В нём всего двадцать восемь дней,

Но в год високосный он на день длинней.

18

24 игры для запоминания цифр

Предлагаем вам игры, которые не только помогут ребенку запомнить цифры,

но и решить некоторые проблемы: малыши называют или «узнают» лишь

некоторые цифры, путают цифру и число, цифру и букву, путают цифры

между собой: 2 и 5, 3 и 5, 9 и 6, 1 и 4, 2 и 7 и др. Часто нарушают

последовательности между соседними цифрами из ряда. Определенные

трудности возникают у некоторых детей, когда результат счета надо

обозначить цифрой или цифру соотнести с необходимым количеством

предметов.

1.

«Назови имя цифры».

Рассматриваются цифры, изготовленные из разных материалов: бумаги,

картона, ткани, нанесенные на карточки разного размера и цвета, письменные

или печатные и т.д. Выясняется какие цифры знает ребенок и, где он их

видел.

2.

«Узнай цифру на ощупь».

Предлагаются цифры в виде объемных фигур («формочек»), карточки, где

контуры цифр могут быть выпуклыми или, наоборот, обозначены желобками,

шершавые цифры или гладкие знаки, наклеенные на шершавую бумагу и др.

Дошкольник обследует и угадывает цифру на ощупь.

3.

«Сделай цифру».

Предлагается выложить цифры из кружочков, палочек, кубиков,

треугольников, мозаики, вылепить из пластилина, глины, сделать «вкусные

цифры. Можно вырезать цифры из бархатной или простой бумаги, старых

газет или журналов, ткани и наклеить их.

4.

«Раскрась цифру».

Дается контурное изображение для штриховки или раскрашивания, или

трафареты для обведения цифры и ее последующего раскрашивания, или

штриховки.

5.

«Рисуем и угадываем!»

Взрослый рисует пальцем цифру в воздухе, а ребенок угадывает ее, затем они

меняются ролями.

6.

«Преврати цифру в смешную фигурку».

Путем дорисовывания или прорисовывания цифры превращаются в

19

«человечков», «зверюшек» или другие смешные фигурки.

7.

«Найди свою цифру».

На столе раскладываются карточки с цифрами. Ребенок получает карточку с

цифрой. Надо найти «свою».

8.

«Нарисуй столько же».

Ребенок рисует (раскрашивает, наклеивает) столько предметов, сколько

показывает цифра.

9 .«Выполни движение».

Взрослый предлагает (присесть, подпрыгнуть) ребенку столько раз, сколько

указывает цифра.

10.«Цифры на кубиках».

Воспользовавшись игральным кубиком, дети находят цифру,

соответствующую числу точек на выпавшей верхней грани кубика.

11. «Подбери пары».

К карточке с цифрой подбирается карточка с предметами.

12. «Правильно ли это?»

Демонстрируются две карточки, ребенку надо определить, соответствует ли

изображение цифры на одной карточке количеству кружков, треугольников

или предметов на другой карточке.

13. «Найди такую же».

На листе бумаги изображены цифры, отличающиеся цветом, размером,

формой. Надо найти, отвлекаясь от несущественных признаков, одинаковые

цифры.

14. «Пронумеруй предметы».

Предлагается рисунок, на котором нужно восстановить

последовательность в нумерации. «Выпадать» из нумерации могут

сначала 1 – 2 цифры, а потом больше.

15. «Определи соседнюю».

Взрослый показывает цифры в любом порядке. Надо найти их на

20

карточках и показать «соседей».

16. «Наклей цифры».

Предлагается наклеить цифры по порядку, пронумеровав этажи в

многоэтажном доме, стулья в ряду и т.д.

17. «Какая цифра убежала?»

Ребенок рассматривает карточки с цифрами и запоминает их. Взрослый

меняет их местами. Малыш указывает, что изменилось. Если какая либо

карточка убирается, ребенок угадывает, какой цифры не стало.

18. «Что перепуталось?»

На столе карточки с цифрами перевернуты «вверх ногами» или «вниз

головой», или даны в «зеркальном» отражении. Ребенок должен вернуть

цифру в правильное положение.

19.«Назови и выложи».

Ребенку предлагается назвать и выложить из цифр свой номер телефона, дома

и квартиры и т.д.

20.«Опиши цифру».

Ребенку предлагается описать цифру. Например, эта цифра состоит из

палочки, слева наверху у нее есть небольшой хвостик; эта цифра похожа на

лебедя и т.д.

21.«Напиши цифры».

Цифры пишут пальцами в воздухе, на запотевшем стекле, палочкой на земле,

мелом на асфальте и т.д.

22.«Укрась цифрами».

Предлагается расписать цифрами наряд сказочных героев, кусок ткани,

украсить новогоднюю елку и т.д.

23.«Обозначь порядок цифрами».

Картинки надо разложить в определенной последовательности и

пронумеровать их, ориентируясь на смысловые, причинноследственные,

временные и другие связи (например, начало события, его развитие,

окончание; семя, росток, цветущее растение).

21

24.«Догадайся и напиши цифру».

Глядя на предметы, изображенные на картинках или в реальной

действительности, нужно определить, на какие цифры они похожи, и

написать их (выложить из палочек, кружков). Например, карандаши – на

единицу, крючок от вешалки – на двойку, бублик – на ноль и т.д.

Комплекс игр «Тридцать две игры, чтобы выучить 10 цифр».

1.Собрать цифры из элементов конструктора.

2.Выложить цифры из природного материала: желудей, листьев, веточек,

соломинок, ракушек.

3.Выдавить изображение цифр на пластилиновой доске стекой.

4.Выложить цифры ниткой.

5.Вылепить цифры из теста.

6.Вырезать цифры из ткани, бумаги.

7.Игра с макаронами-цифрами: выложить цифры на столе, затем убрать одну

и спросить, что изменилось.

8.На ковре лечь в форме цифры.

9.Искать цифры в газетной вырезке и подчеркивать их.

10.Написать цифру на листе бумаги гуашью.

11.Выложить цифру крупой на клей или пластилиновую доску.

12.Сложи цифру из спичек (образец на почтовом бланке).

13. «Написать» цифру ногами на снегу.

14.Вылепить цифру из снега.

15.Выложить цифру камушками на песке.

16.Написать цифру молоком на бумаге и прогладить.

17.Узнавать на ощупь цифры, вырезанные из наждачной бумаги.

18.Сплести цифру из шнурков.

19.Согнуть цифру из проволоки.

20. «Хитрое домино»: соотнести картинку и цифру.

22

21.Скомкай цифру из фольги.

22.Цифры вкладыши (по типу геометрических).

23.Сделай цифру по трафарету (поролон, гуашь, трафарет, бумага).

24.Выжигание цифры с помощью выжигательного аппарата для детского

творчества.

25.Обведи цифру, используя окно.

26. Спаси «тонущую цифру»: цифры из пластмассы пустить в таз с водой.

27.Заморозить изображение цифры в формочке для льда.

28.Сделать в крышке пластиковой бутылки дырочку и водой написать цифру.

29. «Восстанови цифру»: стереть один из элементов цифры и попросить

ребенка восстановить изображение.

30.Найди свою пару: одним детям дать рисунки множеств, другим - цифры.

31.Сделать из канцелярских скрепок цепочку и сложить из нее цифру.

32.Увидеть очертание цифры в окружающих предметах (о – колесо машины,

1 – спица, 4 – перевернутый стул и т.д.).

Игры на ориентировку в пространстве.

1.

«

Капитан и корабль».

Эта игра учит сотрудничать друг с другом, и одновременно закрепляет

умение ориентироваться в пространстве. В игре ребенку нужно будет

ориентироваться с закрытыми глазами, по слову ведущего.

Играет пара. Один игрок – капитан. Другой – корабль. Их общая задача –

переплыть море без кораблекрушения. Морем будет наша комната. В ней

посередине расставляются стулья – рифы. Задача – нужно, переплывая наше

«море» – комнату не задеть за стулья – «рифы».

Как играть? Игроку — кораблю завязываются глаза. Капитан ведет корабль,

давая ему указания: «Шаг вправо. Еще шаг вправо. Назад. Еще назад.

Маленький шаг влево. Теперь 5 шагов вперед» и так далее. Ура! Задача

выполнена. Теперь можно поменяться ролями. Пытаясь пройти комнату —

наше море — с закрытыми глазами, Вы поймете. насколько же это не просто!

А своему маленькому капитану помогайте вопросами: «Куда дальше идти?

На сколько шагов? Мне остановиться или идти вперед?»

23

2.

«Новоселье».

Если у Вас есть набор картинок с изображением мебели, то можно поиграть в

эту игру с картинками. Или можно поиграть с игрушками и кукольной

комнатой, сделанной из большой коробки.

Вариант 1. Более простой.

Рассказываем малышу историю о том, что у куклы (зайчонка, кенгуренка,

тигренка или другой игрушки) – новоселье. И ему нужно помочь расставить

мебель. Договариваемся с ребенком, что где будет стоять (рядом с окном,

слева от него, справа от него, перед столом, за креслом и т.д.). Рисуем план

комнаты. А дальше заполняем ее мебелью по нарисованному плану (для

малыша этого возраста достаточно 4-6 предметов, обозначенных на плане

плюс обозначения окна и двери). Как только всё будет готово — празднуем

новоселье :) — приглашаем в гости игрушки, которые поздравят с

новосельем, угостятся чаем со сладостями и подарят подарки нашему

игрушечному герою.

Вариант 2.

Есть уже готовый план комнаты для нашей игрушки. Его нарисовал главный

друг нашей игрушки Топтыжка (или кто-то другой из любимых игрушек

малыша). И нам надо помочь «прочитать» этот план и расставить все

предметы точно по плану комнаты. Если малыш ошибается, то игрушка ему

говорит: «Нет, я так не хочу. Посмотри, я хотела здесь большой диван

поставить, а не круглый стол. Стол тут неудобно размещать – как из-за него

выходить будем?»

Вариант 3. Перестановки.

Наша игрушка решила сделать перестановку мебели в комнате, потому что

купила новое пианино или новый шкаф или новый стол. И надо ей помочь –

разместить на плане эти предметы, всё проверить — поместится ли здесь,

удобно ли будет, а потом уже расставить мебель в комнате

3.

«

Что изменилось?»

Играть в эту игру можно как с игрушками, так и с несколькими детьми. Игра

с игрушками. Посадите на стол или диван 5-7 игрушек. Они должны сидеть

спиной к малышу! Это важно! Нужно, чтобы ребенок и игрушки

располагались лицом в одну сторону и сидели в рядок. Потом попросите

малыша отвернуться и закрыть глаза. Или можно закрыть игрушки

непрозрачным платком. И поменять игрушки местами. Малыш открывает

24

глаза – и … что же изменилось? А! Кукла сидела вправо от меня, а медведь

влево. А теперь наоборот стало – теперь кукла сидит слева от меня, а медведь

справа».Игра с детьми. Малыши садятся на коврик в ряд. Один малыш –

ведущий закрывает глаза. Остальные быстро меняются местами.

Дополнительно можно поменяться еще чем – то или взять в руки предметы.

Малыш – ведущий открывает глаза и ищет, что же изменилось: «Ой, у Маши

в руках появилась кукла. А у Наташи, наоборот, в руках был мяч. А теперь

мяча нет. Петя сидел справо от меня, а теперь сидит влево. Мальчишки очень

любят эту игру как игру в «разведчиков».В первых играх делайте только 2

изменения. Потом количество изменений можно постепенно увеличивать.

4.

Народная подвижная игра «Корабль плывет!» — учимся отличать

«право» и «лево», «вверх» и «вниз», «вперед» и «назад».

В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой. Сначала

разучиваются движения игры. Вот какие движения можно использовать в

игре для различения направления право и лево:

«Правая повертушка» – это вращение кистью правой руки (другой вариант —

правым предплечьем) как будто «заводим мотор».

«Левая повертушка» – это вращение кистью левой руки (другой вариант –

левым предплечьем) как будто заводим мотор левой рукой.

«Правая потоптушка» – топаем правой ногой.

«Левая потоптушка» – топаем левой ногой.

Можно придумать и свои движения, в которых нужно отличать право и лево

(вверх и вниз, вперед – назад или другие направления).

Как играть в игру?

Ведущий всматривается вдаль и кричит: «Корабль плывет!»

Дети спрашивают: «Какой корабль?»

Ведущий отвечает: «С правой повертушкой!»

Дети выполняют движение – делают правую повертушку (вращают правой

рукой).

Снова водящий всматривается вдаль и кричит: «Корабль плывет!»

Игроки спрашивают: «Какой корабль?»

Водящий придумывает название корабля. Например, «С левой потоптушкой и

с левой повертушкой».

25

Дети выполняют движения: топают левой ногой и крутят левой рукой. В

первых играх даются простые задания, включающие одно действие,

например, «с левой потоптушкой». В дальнейшем можно давать задания с 2-3

действиями: «с правой потоптушкой и двумя вертушками» или «с правой

потоптушкой и с левой повертушкой» или «с двумя потоптушками и левой

повертушкой». Задача игроков (ребенка или детей) – не ошибиться. Когда

дети освоятся с игрой, можно ее усложнить.

Выкладываем на пол 10 карандашей (палочек, камешков или любых других

предметов, которые будут обозначать шаги). Малыш правильно выполнил

задание – идет вперед на один шаг (встает около следующего камешка или

карандаша). Неправильно сделал – остается на месте. Задача – дойти до Вас

как капитана. Как только малыш стал капитаном, Вы меняетесь ролями, и он

придумывает, какой корабль плывет. Причем ребенок может придумать и

новые движения, которых не было в предыдущей игре. С группой детей

можно провести игру так. Малыши стоят в ряд. Если кто-то ошибается, он

делает шаг назад. Если сделал правильно — то шаг вперед. Задача – быстрее

дойти до капитана. Кто дошел до капитана первым – будет водящим в

следующей игре.

5.

«Найди сюрприз!»

Посадите четыре игрушки в центре комнаты так, чтобы получился «крестик».

В центр этого «крестика» встанет в игре ребенок (см. рисунок). Например,

ребенок встанет в центр, а впереди у него будет мишка, сзади зайчик, справа

машинка, слева поезд (можно использовать любые другие игрушки, которые

есть у Вас дома). Под одну из игрушек (или в одну из игрушек) спрячьте

сюрприз. Это может быть красивая картинка или наклейка, записка с

загадкой, пожелание или стишок, новая загадка, интересная веточка, цифра,

новая буква, набор бусинок, небольшой рисунок, который Вы нарисовали,

интересное задание на записочке, камушек или ракушка – всё, что угодно.

6.

«Крестик».

Пусть малыш встанет в центре комнаты и в центре получившегося

«крестика». Вы стоите так же, как и он – т.е. если ребенок смотрит на окно,

то и Вы смотрите на окно. Начинаем искать наш сюрприз. Некоторые дети,

особенно мальчики, любят искать не сюрприз, а клад. Тогда ищем клад!

Говорим путь к нашему кладу или сюрпризу: «Повернись вправо. А теперь

повернись два раза влево. Еще раз повернись два раза влево. А теперь три

раза вправо. Ищи!» Дети любят в этой игре поворачиваться прыжками. Пусть

прыгают на здоровье! Если ребенок правильно выполнил команды, то в конце

игры он смотрит на игрушку, которая спрятала сюрприз для него.

26

И находит его! Если малыш неправильно выполнил Ваши команды, то он

ищет сюрприз под игрушкой и …не находит. Значит, надо попробовать еще

раз. Снова встаем лицом к окну и пробуем. И наконец находим! Ура!

Некоторые дети любят складывать полученные в игре сюрпризы в свою

шкатулочку или коробочку. Некоторые – дарят мамам или друзьям. Но в

любом случае сюрприз всегда приносит радость малышу! Даже если

пришлось три раза его искать.

7.

«

Догонялки с кулачками».

В эту игру можно играть и дома, и в дороге. Посадите малыша к себе на

колени или сядьте рядом с ним за стол. Положите кулачки на стол (на ноги,

если Вы сидите на диване) и попросите ребенка положить его кулачки. А

теперь поиграем! Спрашиваем малыша, где у него правая рука, а где левая?

Если Ваш малыш часто ошибается, то можно положить картинки –

подсказки: рядом с правой рукой картинку с ложкой (в правой руке мы

держим ложку), а рядом с левой рукой — картинку с хлебом (а в левой руке

мы держим в это время хлеб). Если Ваш малыш – левша, то всё будет с

точностью до наоборот.

Говорим небольшой стишок и в ритм стихотворения стучим кулачками:

Кулачками мы играем,

Руки быстро поднимаем!

Раз, два, три!

Левая, беги!

На слово «беги» малышу нужно быстро убрать левый кулачок со стола, а Вы

его пытаетесь запятнать – коснуться левого кулачка на столе. Слова в стишке

меняются и говорится то «левая, беги!», то «правая, беги!». Задача ребенка –

убежать от Вас так, чтобы Вы ни разу не успели его задеть. Если Вы

используете картинки- подсказки, то постепенно можно их будет убрать –

например, сначала оставить только подсказку для правой руки, а потом и она

станет не нужна. Малыш начнет убирать нужный кулачок без подсказок —

картинок.

27

8.

«Найди игрушку».

Вариант 1. Попросите малыша выйти за дверь и спрячьте игрушку. Когда он

зайдет в комнату, скажите ему путь к игрушке. Примерный путь может быть

рассказан так: «Иди прямо к столу, у стола поверни направо (ребенок

выполняет). Пройди пять шагов. А теперь один шаг назад, поверни налево

(ребенок выполняет). Пройди два шага. Ищи!» В первых играх трехлетнему

малышу можно дать одну-две команды, четырехлетнему давайте не больше 2-

3 команд. Потом можно увеличить количество команд до 5 и даже более.

Когда ребенок освоит эту игру, то усложните ее. Во втором варианте игры

малышу нужно назвать направление, в котором он идет. Вот как это делается.

Вариант 2. Вырежете из цветной бумаги или цветного картона стрелки

разного цвета и разложите их на полу. Скажите ребенку: «Иди туда, куда

показывает красная стрелка, пройди три шага. Куда же тебе надо идти?»

(ребенок называет направление: влево, вправо, прямо или назад). «А дальше

иди туда, куда показывает синяя стрелка. Куда она тебя ведет? (ребенок

называет – вправо или влево. вперед или назад) Пройди 2 шага». А теперь

ищи! Когда малыш освоится с названием разных направлений, то

поменяйтесь ролями с ребенком. Пусть он спрячет игрушку, а Вы ее будете

искать. Детям очень трудно дать инструкцию. Поэтому помогайте малышу

вопросами: «А дальше мне куда идти – по какой стрелочке? А! По желтой

стрелочке, значит, направо. А сколько шагов сделать?» и т.д. Эту игру можно

проводить от имени сказочного героя: например, Карлсон спрятал игрушку, и

надо ее найти. Или Старуха Шапокляк спрятала любимую игрушку

Чебурашки, и мы ему помогаем разыскать ее. Можно поиграть и по-другому с

любым любимым героем ребенка, который будет отдавать команды

(например, мальчики любят чтобы им отдавали команды их любимые герои

— воины).

Знакомимся с мозаикой. В самых простых играх с мозаикой мы

тоже можем начать знакомить ребенка с пространством и учить

ориентироваться в нем.

Игра 1. Покажите малышу детали мозаики (подойдет магнитная мозаика с

геометрическими разноцветными формами или любая другая мозаика для

малышей). Покажите ребенку синие детали – пусть это будет дождик.

Дождик кап-кап-кап-кап – капает по крыше, по окошку, по деревьям. Пусть

ребенок сделает дождик на игровом поле из синих деталей и научится

заполнять деталями равномерно всё игровое поле мозаики. Вот какой дождик

у нас пошел! Важно, чтобы малыш располагал детали по всему игровому

полю, а не ставил кучкой где-то в центре или сбоку. В следующий раз

попробуйте разложить другие детали, придумав, что же это будет. Белые

28

детали могут быть летающими снежинками. А желтые – осенними

листочками. Красные – конфетами на столе, а крупные детали – воздушными

шариками, которые летят в небо. Много мелких разноцветных деталей может

быть салютом в небе.Ребенку не так просто класть детали на мозаику –

покажите ему, как сначала взять деталь двумя-тремя пальчиками и как потом

прижать ладошкой к магнитному полю, чтобы фигурка «прилипла».

Игра 2. В следующих играх познакомьте малыша с понятиями «вверху» и

«внизу». Сделайте вместе с ребенком из всех синих деталей «речку» внизу

игрового поля. Для этого выложите широкую полосу из деталей синего цвета.

Проведите по ней пальчиком ребенка – «течет речка», речка длинная —

длинная. Можете сделать рядом из отдельных зеленых деталей «травку» —

так же, как мы делали дождик.

А потом сделайте солнышко вверху игрового поля, собрав желтые детали в

круг. Дополнительно можно собрать рядом с солнышком облачка из белых

деталей.

Что вверху? Солнышко. А что внизу? Речка и травка. Так малыш начинает

понимать слова «вверху» и «внизу» применительно к картинке, листу бумаги,

игровому полю игры.

Игра 3. В следующей игре с мозаикой пусть полетят наши листочки – куда

они летят? Вверх или вниз? Давай на них подуем – дует ветер! Куда мой

листочек полетел? Вверх. А твой куда полетел? Вниз!

Когда малыш подрастет, наши листочки будут летать еще и вправо или влево.

Куда твой листок полетел? Вправо! А мой сейчас полетит влево. Я подую на

него. Вот! Уже летит!

В этой очень простой игре малыш начинает ориентироваться на плоскости,

понимать, где верх, а где низ, видеть ограничение игрового поля его

сторонами (правой и левой).

Игры на запоминание геометрических фигур.

1.

«Магазин без продавца».

В магазине (на столе взрослого) – разные товары, среди них имеются

игрушки и вещи разной формы. Взрослый дает ребенку – карточку - чек, на

которой нарисована определенная фигура: круг, квадрат, треугольник,

прямоугольник. Ребенок – покупатель выбирает предметы соответствующей

29

формы. Он получает покупку, если правильно подберет опишет форму

товара.

2.

«Найди предмет такой же формы».

У взрослого имеются нарисованные на бумаге геометрические фигуры: круг,

квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Педагог показывает ребенку одну

из фигур, например, круг. Ребенок должен назвать предметы такой же формы.

3.

«Угадай, что спрятали!»

На столе перед ребенком карточки

с изображением разных

геометрических фигур. Ребенок

внимательно их рассматривает.

Затем ребенку предлагают закрыть

глаза, взрослый прячет одну

карточку. После условного знака

ребенок открывает глаза и говорит,

что спрятано.

4.

«Конструктор».

Материал: разные фигуры из

картона.

Взрослый предлагает ребенку

рассмотреть таблицу с картинками.

Педагог предлагает сосчитать

сколько и какие фигуры требуются

для выкладывания отдельного

изображения. Затем ребенок

самостоятельно строит

изображение на своем листе.

Игры «Учусь считать!»

1.

Игра с мячом «Продолжи счет!»

Называя какое – нибудь число взрослый бросает ребенку мяч. Ребенок ловит

его, и продолжает считать до 10, возвращая мяч взрослому. Можно

предложить считать в обратном порядке.

30

2.

Игра с мячом «Скажи последующее число!»

Взрослый бросает мяч и называет какое – нибудь число. Поймав мяч, ребенок

говорит следующее по порядку (или предыдущее).

3.

«Подбери куклам одежду для прогулок».

Ребенок подбирает к одним предметам (куклам) равное количество других

предметов (шапок, пальто, шарфов и т.п.) по указанию воспитателя или

карточке.

4.

«Сделай поровну».

Взрослый раскладывает на столе палочки. Вверху больше (или меньше) на

одну, чем внизу, запасные палочки находятся в стаканчике. Ребенку

предлагается сделать так, чтобы палочек в обоих рядах стало поровну, и

объяснить полученный результат.

5.

«Найди цифру».

Вы ударяете по столу то или иное количество раз, а ребенок считает про себя,

сколько раз вы ударили, и после этого на пальцах показывает

соответствующее число. Эту игру можно усложнить, дав задание: «Покажи

цифру на один больше или меньше», т. е. на ваши 6 ударов ребенок должен

показать цифру 7. В такой простой игре могут участвовать и 5—6 человек.

Они будут одновременно показывать на пальцах цифры – кто-то правильно, а

кто-то нет. Вы говорите правильный ответ после них. Правильно ответивший

получает 3 очка, за неправильный ответ отнимаются 2 очка. В конце игры

подсчитываются очки, участник игры, набравший больше всех очков,

становится победителем.

6.

«Какое число пропущено?»

Поставьте в ряд нарисованные на бумаге карточки с цифрами от 0 до 10,

затем предложите ребенку закрыть глаза и в этот момент уберите одну из

карточек, сдвинув соседние цифры, чтобы опять получился непрерывный

ряд. Открыв глаза, ребенок должен сказать, какой цифры не стало и где она

должна находиться.

7.

«Исправь ошибку».

Вы ставите в два ряда две группы предметов. Например, 7 яблок – в первый

ряд, а рядом цифра 8; 8 груш – во второй ряд, а рядом цифра 7. Фрукты и

цифры должны быть спутаны, можно выложить в рядах и большее

31

количество предметов. Детям предлагается исправить допущенную ошибку.

Игры на развитие внимания дошкольников.

I. Развиваем зрительное внимание.

1. «Сделай как у меня».

Ребёнку взрослый предлагает выложить из палочек (или мозаики) по образцу

букву, цифру, узор, картинку и т.п. (Можно использовать палочки Кюизенера).

2. «Расставь как было».

Перед дошкольниками на столе воспитатель расставляет семь игрушек.

После того, как дети рассмотрели игрушки, взрослый просит их отвернуться

от стола, а он в это время игрушки меняет местами и даёт задание:

«Расставьте игрушки в той последовательности, которой они были».

3.«Дорисуй».

Взрослый раздаёт детям рисунки с изображением предметов на которых

отсутствуют некоторые детали. Предлагает назвать, что именно отсутствует

на рисунке и дорисовать их. Например: машина без колёс, дом без крыши и

т.п.

4. «Найди отличия».

Воспитатель предлагает дошкольникам карточку с изображением двух

картинок, которые имеют несколько различий. Детям нужно как можно

быстрее найти эти отличия.

5. «Кто быстрее».

Взрослый показывает детям ленточки разных цветов. Задача дошкольников

состоит в том, чтобы назвать как можно больше предметов, овощей, фруктов,

животных и т.п., которые соотвествуют определённому цвету. Например:

жёлтый – груша, карандаш, солнце, лимон…; красный – яблоко, помидор,

вишня… зелёный – жаба, кузнечик, огурец, трава… и т.д.

6. «Кто спрятался?»

Взрослый раскладывает на столе перед детьми 10 картинок с животными.

После того, как ребята их рассмотрели, воспитатель просит их закрыть глаза,

а он в это время убирает 3 – 4 картинки и спрашивает: «Посмотрите, какие

животные спрятались?»

32

7. «Срисовывание по клеточкам».

Дошкольникам даётся лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для

рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо

перерисовать узор по клеточкам.

8. «Найди лишнее».

Детям предлагается карточка с изображением 6 – 7 предметов, один из

которых отличается от остальных. Необходимо его найти, например, лиса,

медведь, волк, воробей, белка, заяц, ёж. (Воробей – птица).

II. Развиваем слуховое внимание.

1.«Самые внимательные!»

Дети сидят по кругу и выполняют движения в соотвествии со словами:

«Вода» – руки в стороны; «Земля» – руки вниз; «Огонь» – закрыть руками

глаза; «Воздух» – поднять руки вверх.

2. «Что звучало?»

Детям демонстрируются звучание разных музыкальных инструментов. Затем

эти музыкальные инструменты звучат за ширмой, а дошкольники называют,

что звучало.

3. «Повтори за мной».

Дошкольникам предлагается воспроизвести по образцу, задаваемому

воспитателем, ритмичные удары палочкой по столу.

4.«У кого колокольчик?» Дети ходят по кругу звоня в колокольчик, который

передают друг другу. Ребёнок с завязанными глазами стоит в центре круга и

внимательно слушает от куда доносится звон колокольчика. Когда взрослый

произносит фразу: «Колокольчика не слышно», ребёнок, стоящий в центре

круга, должен указать рукой в ту сторону, откуда ему последний раз

слышался звон.

5. «Слова».

Воспитатель чётко произносит детям 6 слов, после чего просит ребят

повторить слова в той же последовательности, например, собака, курица,

корова, утка, поросёнок, цыплёнок и т.п.

33

6.«Что в коробке?»

Дошкольникам демонстрируются звучание в спичечных коробках: песка,

земли, проса, гороха, камешков. После чего взрослый мешает коробочки и

предлагает детям за звучанием определить, что находится в коробке.

7. «Расскажи, как было».

Дошкольникам предлагается рассмотреть сложную сюжетную картинку и

запомнить все детали рассказа взрослого о приключении её героев. Затем

воспитатель задаёт вопросы по этой картинке, а дети отвечают на них

вспоминая рассказ.

8. «Кто это?»

Взрослый читает интересные загадки в стишках, дошкольники должны

назвать про что или кого идёт речь. Игры на развитие слухового внимания.

9 . «Ракеты летят на луну».

Воспитатель помещает в различном направлении звучащий предмет –

ракету. Космонавт по радио передаёт сигнал. Дети с завязанными

глазами должны направить находящиеся у них в руках ракеты

в направлении звучащей игрушки.

10.«Найди ошибку».

Педагог показывает игрушку или картинку с изображением

животного и называет заведомо неправильное действие, которое

якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно

это или нет, а потом перечислить те действия, которые может

совершать это животное.

11. «Угадай, где стучит дятел».

Воспитатель имитирует стук дятла, то тихо, то громко. Дети должны узнать,

где стучит дятел – близко или далеко.

12. «Командир».

Педагог даёт детям различные команды и сопровождает их

различными действиями: руки вверх, руки вниз, присесть, встать, руки в

стороны, руки опустить и т.п. Если команда сопровождается обращением

34

«командиры», дети выполняю приказ, если нет обращения «командира», дети

не выполняют действия. Тот, кто нарушает условия игры, выбывает из игры.

13. «Слушаем слова».

Договоритесь с ребёнком, что вы будете произносить самые разные слова.

Ребёнку надо хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово,

обозначающее, например, посуду. Игра начинается: называются различные

слова: стул, дерево, тарелка, ручка, лиса, картошка, вилка. Ребёнок должен

успеть вовремя хлопнуть в ладоши. Чтобы игра не надоедала, её можно

разнообразить. Поиграв несколько минут, можно менять задания. Ребёнку

надо будет совершать уже другие действия, например, топнуть, когда

услышит слово, обозначающее растение; прыгнуть, когда услышит слово,

обозначающее животное; взять себя за нос, когда услышит слово,

обозначающее мебель. Когда малыш начинает справляться, задания можно

усложнить, объединив их по два, а потом и по три. Например, ребёнку надо

хлопнуть в ладоши, когда слышит слова, обозначающие растение, и прыгнуть

при произнесении слов, обозначающих животное.

14. «На стол! Под стол! Стучать!»

Предложите ребёнку поиграть в игру, в которой он будет правильно

выполнять ваши команды. Вы будете давать словесные команды, и при этом

стараться запутать ребёнка. Для этого сначала говорите команду, и сами её

правильно выполняйте, ребенок будет повторять всё за вами. Затем начинаете

путать ребёнка – говорить одну команду, а делать что-то другое.

Например, вы говорите: «Под стол!» и руки прячете под стол, ребёнок прячет

руки, повторяя всё за вами. «Стучать!» и начинаете стучать по столу, ребёнок

за повторяет. «На стол!» – руки кладёте на стол, ребёнок делает то же самое и

так далее. Когда ребёнок привыкнет повторять движения за вами, начинайте

его путать: говорить одну команду, а выполнять другое движение. Например,

говорите: «Под стол!», а сами стучите по столу. Ребёнок должен делать то,

что вы говорите, а не то, что выполняете.

15. «Нос - пол - потолок».

Договоритесь с детьми, что, когда вы скажете слово «нос», детям надо

показать пальцем на свой нос. Когда скажете слово «потолок», дети должны

35

направлять палец на потолок, а когда они слышат слово «пол», то показать

пальцем на пол. Детям надо объяснить, что поддаваться на провокацию

нельзя:

выполнять надо те команды, которые вы произносите, а не те, которые

показываете. Затем начинайте говорить слова: «нос», «пол», «потолок» в

разной последовательности, а показывать при этом либо правильно, либо

неправильно. Например, называйте нос, а показывайте на пол. Дети же

должны всегда показывать в правильном направлении.

16. Игра «Собираем урожай».

Для игры понадобятся вырезанные из разноцветного картона силуэты разных

фруктов и овощей - оранжевые морковки, красные помидоры, зелёные

огурцы, синие баклажаны, жёлтые яблоки. Разбросайте по полу

разноцветные фигурки из картона и попросите ребенка собрать какой-то один

овощ или фрукт. Чтобы было интереснее собирать урожай, можно выдать

корзиночки.

Примечание: игры этой серии способствуют развитию концентрации,

избирательности и распределению внимания. Эти игры хорошо использовать

для сценариев детских праздников.

17. «Умеет ходить или нет?»

Договоритесь с ребенком, что вы будете называть разные слова, а ему надо

внимательно слушать. Если он услышит название животного или предмета,

который умеет ходить, ребёнку надо хлопнуть себя по коленям. Если он

услышит название предмета, который не ходит, ему надо поднять руки перед

собой. Начинайте игру: «Мяч, огурец, лиса, попугай…» - говорите вы и

следите за тем, чтобы ребёнок правильно реагировал на каждое слово. В эту

игру можно играть с группой детей. Задания игры можно периодически

менять: «летающий или нет» - дети поднимают руки, когда слышат название

летающего предмета, и хлопают в ладоши, когда назван не летающий

предмет. «Круглый или нет», «пушистый или нет» - вариаций игры может

быть достаточно много.

III. Развиваем моторно-двигательное внимание.

1. «Съедобное – несъедобное».

В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) дети должны

ловить или отбивать мяч, брошенный им взрослым.

2.

«Повторяй за мной».

36

Воспитатель называет части тела человека, а дети должны выполнить

соответствующее движения: дотронуться до носа, уха, локтя и т.д. (Можно

выполнять движения под ритмическую музыку)

3. «Летает, прыгает, плавает».

Воспитатель показывает детям картинки животных, птиц, насекомых и т.д., а

дошкольникам нужно без слов показать какие движения они умеют делать,

например, птичка – дети имитируют движения полёта, заяц – прыгают, жаба –

прыгают, а затем плавают (или наоборот) и т.д.

4. «Зимующие и перелётные птицы».

Взрослый показывает картинки зимующих и перелётных птиц, детям даётся

команда: «Хлопнуть в ладоши, если птица – перелётная, если зимующая –

руки опустить».

5. «Овощи и фрукты».

Взрослый зачитывает названия овощей и фруктов, дошкольникам даётся

команда: «Присесть – если услышат название овоща, подпрыгнуть – название

фрукта».

6. «Запретное движение».

Воспитатель показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он

показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное

движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или

сочетание движений.

7. «Поезд».

Дошкольники становятся по кругу и имитируют движение поезда, взрослый

показывает карточки, которая обозначает определённое движение: жёлтая

карточка – поезд рушился, красная – поезд останавливается, синяя – поезд

едет в обратную сторону, зелёная – поезд едет быстрее.

Игры и упражнения на развитие логики.

1.

«Узнавание предметов по заданным признакам».

Назови предмет, про который можно сказать:

o

желтый, продолговатый, кислый;

o

продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.

37

Какой предмет обладает следующими признаками:

o

пушистый, ходит, мяукает;

o

гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.

Кто или что может быть:

o

высоким или низким;

o

холодным или горячим;

o

твердым или жидким;

o

узким или широким.

Какому времени года соответствует следующее описание:

"День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Тает

снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда."

2.«Сравнение двух или более предметов».

Чем похожи эти слова:

o

кошка, книга, крыша;

o

число, весло, кресло;

3.Назовите общие признаки.

o

яблока и арбуза;

o

кошки и собаки;

o

стола и стула;

o

ели и сосны;

o

голубя и дятла;

o

ромашки и гвоздики.

4.Чем отличается:

o

ручка от карандаша;

o

рассказ от стихотворения;

o

сани от телеги;

o

осень от весны;

o

дерево от кустарника;

o

лиственное дерево от хвойного дерева.

5.Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно,

отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход

рассуждений.

o

ночник, торшер, свеча;

o

слива, яблоко, персик;

38

o

брюки, шорты, юбка;

o

корова, лошадь, лев;

o

елка, береза, сосна;

o

картофель, морковь, огурец;

o

петух, гусь, воробей;

o

коза, свинья, корова.

4.Подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор.

Составить предложение с союзом “а”, в котором будут объединены оба

антонима.

o

покупать –

o

открывать –

o

помнить –

o

встречать –

o

толстый –

o

мелкий –

o

полный –

o

знаменитый –

o

голодный –

o

брать -

5.К каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним. С каждой

парой слов составить предложение, пример: умный друг – глупый враг.

o

тихий плач –

o

радостная встреча –

o

вспомнить радость –

o

светлый верх –

o

темное прошлое –

o

слабый мороз –

6.Логические задачи:

Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня,

а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?

На веревке завязали три узелка. На сколько частей эти узлы разделили

веревку?

Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. Кто вше Егор или Сережа?

Маша купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было

больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила Маша?

39

На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел 1 стакан вишни.

Сколько стаканов осталось?

Когда гусь стоит на одной лапе, он весит 2 кг. Сколько будет весить

гусь, если встанет на обе лапы?

Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа?

7.Наиболее полно и связно объяснить, в чем неясность,

неправдоподобность ситуации (по изложенному в стихотворении).

Сел воробушек на дом, провалилась крыша.

Под березою с котом пляшут польку мыши.

Рыбка с мостика нырнула, вскрикнула и утонула.

Черепаха хвост поджала и за зайцем побежала,

Возле речки, ну дела, серого обогнала!

Сидела кошка в птичьей клетке, а птичка съесть ее хотела,

Но кошка прыгнула на ветку и, прочирикав, улетела.

8. Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения,

отвлечения, выделения существенных признаков:

«Найди лишнее слово».

Читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в

каждой серии является однородными и могут быть объединены по

общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно

быть исключено.

· Старый, дряхлый, маленький, ветхий

· Храбрый, злой, смелый, отважный

· Яблоко, слива, огурец, груша

· Молоко, творог, сметана, хлеб

· Час, минута, лето, секунда.

· Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

· Платье, свитер, шапка, рубашка.

40

· Книга, телевизор, радио, магнитофон.

· Мыло, метла, зубная паста, шампунь.

· Береза, дуб, сосна, земляника.

9. Упражнения на развитие гибкости ума «Назови слова…»

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих

какое-либо понятие.

· Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр,

рябина…)

· Назови, слова, обозначающие домашних животных.

· Назови, слова, обозначающие диких животных.

· Назови, слова, обозначающие наземный транспорт.

· Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт.

· Назови, слова, обозначающие водный транспорт.

· Назови, слова, обозначающие овощи.

· Назови, слова, обозначающие фрукты.

· Назови, слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…).

10. Упражнение «Назови, одним словом».

1.Дети должны назвать каждую группу одним словом:

а) Вера, Анна, Надежда, Галина, Елена -…

б) Стол, диван, кресло, стул -…

в) Москва, Баку, Кишинев, Минск -…

г) Чашка, блюдце, стакан, кастрюля -…

д) Январь, март, май, август -…

2.Дети должны закончить начатое перечисление и назвать

каждую группу одним словом:

а) Ботинки, туфли – это…

б) Прятки, жмурки – это…

41

в) Зима, осень - это…

г) Пальто, куртка – это…

д) Иванов, Петров, Сидоров – это…

11. Игра «Как это можно использовать?»

Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов

использования какого-либо предмета. Например, вы называете слово

«карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет.

Ребенок называет такие варианты:

· Рисовать

· Писать

· Использовать, как палочку,

· Указка

· Градусник для куклы и т.д.

12. Игра «Говори правильно».

Выучите с ребенком стихотворение.

Скажу я слово «ВЫСОКО», а ты ответишь - …(НИЗКО)

Скажу я слово «ДАЛЕКО», а ты ответишь - …(БЛИЗКО)

Скажу тебе я слово «ТРУС», а ответишь ты - …(ХРАБРЕЦ)

Теперь «НАЧАЛО», я скажу, ну, отвечай - … (КОНЕЦ)

13. Предложите ребенку игру «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но

только наоборот», например, БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ», можно

использовать следующие пары слов:

· Веселый – грустный

· Быстрый – медленный

· Красивый – безобразный

· Пустой – полный

42

· Худой – толстый

· Умный – глупый

· Тяжелый – легкий

· Твердый – мягкий

· Шершавый – гладкий

Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.

14. Загадки.

(Полезным упражнением для развития детского мышления является

отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям загадки не несут

никакой умственной нагрузки. А вот такие, например, заставляют

задуматься не только ребенка, но и взрослого).

Два соболя хвостами друг к другу лежат. (БРОВИ)

Не на полу, не на потолке, а смотрит и в дом, и на улицу (ОКНО)

Свернется – с кошку, развернется – с дорожку. (ВЕРЕВКА)

15.Упражнение на развитие словесно-логического мышления

«Определи понятия».

Ребенку предлагаются следующие наборы слов:

· Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья;

· Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой

· Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус

Попросите ребенка представить себе человека, который не знает значение

ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому

человеку, что означает каждое слово». Перед тем, как ребенок попытается

дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно

сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли

ты смысл этого слова?» Помогайте ребенку давать определения каждого

слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему

возможность ответить самому.

43

16. Упражнения на развитие мыслительной операции

«Сравнение предметов»

Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:

1. муха и бабочка

2. дом и избушка

3. стол и стулья

4. книга и тетрадь

5. вода и молоко

6. топор и молоток

7. город и деревня

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте

ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» после таких коротких вопросов о

каждом слове из пары ребенку предложите их сравнить. Снова задайте ему

вопросы: «Похоже ли муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются

друг от друга?» Проанализируйте ответы ребенка. Сколько слов он удачно

сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия?

17. Игра «4-лишний».

Пирамидка – матрёшка – портфель – кукла;

Сосиски – печенье – тарелка – сыр;

Чайник – кружка – колбаса – кастрюля;

Кепка – шапка – шляпа – тапочки;

Перчатки – ботинки –сапоги – туфли;

Муха – воробей – стрекоза – кузнечик;

Мандарины – бананы – помидоры –лимоны;

Машина – троллейбус – самолёт – скакалка;

18. Упражнение «Подбери признаки»

Игра (какая?)- интересная;

44

Снег (какой)- пушистый;

Вода (какая?) -холодная;

Луна (какая?) - круглая;

Дым (какой?) - густой;

День (какой?) - солнечный;

Трава –(какая?) – зеленая;

Крик – (какой?) громкий;

Стол – (какой?) деревянный;

Окно – (какое?) пластиковое;

Дом – (какой?) кирпичный.

19. Игра «Предмет-действие»

Ведущий говорит: «я буду говорить слово , обозначающее какой -нибудь

предмет, а вы должны быстро придумать, что можно сделать с помощью

этого предмета. Например, ножницы -резать, калькулятор -считать,

лопата -копать».

Слова: грабли (собирать опавшие листья), вилка (кушать), молоток (забивать

гвозди), чашка (пить), кастрюля (варить), иголка (шить), ноги (ходить), руки

(брать), глаза (смотреть), нос (дышать), уши (слышать, ручка (писать),

фломастер, краски (рисовать),лейка (поливать), отвёртка (закручивать

шурупы), дрель (сверлить в стене дыру), сумка (носить вещи), пила (пилить),

порошок (стирать), мыло (мыть), утюг (гладить), коса (косить траву), спички

(разводить огонь), сковорода (жарить), клей (клеить), забор (огораживать

территорию), книга (читать), градусник (измерять температуру), часы

(узнавать время), телефон (звонить).

20.

Упражнение «Смысловые ряды».

Детям предлагается закончить смысловой ряд, догадавшись, каким будет

последнее слово.

Волк – заяц, кошка - …

Быстро – быстрее, медленно - …

45

Лиса – лисенок, волк -…

Белка – орешки, медведь - …

Человек – дом, крот - …

Лес – деревья, поляна - …

Пальто – зима, шорты - …

Море – вода, суша - …

Вода – кран, свет - …

Учитель – школа, воспитатель - …

21. «Вопрос-ответ».

Вопросы детям:

Чем похожи стул и табуретка?

Какие слова начинаются с буквы В?

Какие вежливые слова вы знаете?

Как вы думаете, чему учат в школе?

Какой день следует за вторником?

На какой свет светофора надо переходить улицу?

Чем отличается бабочка от стрекозы?

У коровы телёнок, а у лошади…

Назовите детёныша у овцы?

Какое слово лишнее: молоко, кефир, сметана, йогурт, печенье?

Какое слово лишнее: ручка, карандаш, мелок, ластик, фломастер.

Что бывает на улице после дождя? (лужи, радуга)

Какой день надели последний?

Что делают из муки?

Кто работает в магазине?

Мышь маленькая, а муравей…

Певец поёт, а балерина…

46

Где работает клоун?

22. «Догадайся сам».

Развивает сообразительность и смекалку, тренирует ассоциативное

мышление и наблюдательность. Участвовать в игре могут двое детей или

больше. Один из участников игры загадывает какое-то слово, а другой

старается угадать, что это за слово. Для этого он задает разные вопросы

наводящего характера. Они должны быть поставлены так, чтобы ответ на них

звучал однозначно: либо «да», либо «нет». К примеру, один из ребятишек

загадывает слово «груша». Другой задает ему такие вопросы:

– Мягкое? – Да.

– Съедобное? – Да.

– Растет в земле? – Нет.

– На дереве? – Да.

– Продолговатое? – Да.

– Груша? – Да.

Потом игроки меняются местами и т. д.

23. Игра «Найди пару!»

1) ДОМ – КВАРТИРА: а) машина – колесо, б) автобус – кресло, в) квартира –

комната, г) лес – поляна.

2) ЦВЕТОК – ЯГОДА: а) прическа – лысина, б) гриб – грибник, в) дождь –

снег, г) кошелек – деньги.

3) БУМАГА – РИСУНОК: а) картина – рама, б) открытка – поздравление, в)

стол – стул, г) слово – буква.

4) НОЧЬ – ДЕНЬ: а) тепло – холод, б) вода – бумага, в) электричество –

тепло, г) кактус – ромашка.

5) БИБЛИОТЕКА – КНИГИ: а) правительство – министры, б) земля – роса, в)

солнце – туча, г) коробка – конфеты.

24.Послушайте пример и выполните задание.

47

1... ПОМОГАЕТ, А НЕВНИМАНИЕ... (внимание, мешает).

2... НЕ ЛЮБЛЮ, А КОНФЕТЫ... (лимон, люблю).

3... КВАДРАТНЫЙ, А КОЛЬЦО... (ящик, круглое).

4... МОЛОДОЙ, А БАБУШКА... (внук, старая).

5... ДОБРЫЙ, А ВОЛК... (заяц, злой).

6... ЛАЕТ, А КОРОВА... (собака, мычит).

7... ГОРЬКИЙ, А ШОКОЛАД... (перец, сладкий).

8... ПЛАВАЕТ, А САМОЛЕТ... (лодка, летает).

9... СТРИЖЕТ, А ПОРТНОЙ... (парикмахер, шьет).

10... МАРКИ, А НУМИЗМАТ... (филателист собирает, монеты).

11... ТУФЛИ, А В БАКАЛЕЕ... (в обувном магазине, булки).

12... В ШКОЛЕ, ВРАЧ... (учитель, в больнице).

25.«Как зовут мальчиков?»

В одном городе жили – неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Гриша, Тима

и Сева. Посмотри внимательно на картинку, возьми палочку (указку) и

покажи, кого как зовут, если Сева - самый высокий; Миша, Гриша, Тиша –

одного роста, но Тиша самый толстый из них, а Гриша – самый худой; Коля –

самый низкий. Ты сам можешь узнать, кого зовут Толей. Теперь покажи по

порядку мальчиков: Коля, Толя, Миша, Тиша, Гриша, Сева. (Использовать

графические рисунки для обозначения детей). А теперь покажи мальчиков в

таком порядке: Сева, Тиша, Миша, Гриша, Толя, Коля. Сколько всего

мальчиков?

Вопросы:

-Кто стоит левее Севы?

-Кто правее Толи?

-Кто стоит правее Тиши?

-Кто левее Коли?

-Кто стоит между Колей и Гришей?

48

-Как зовут первого слева мальчика? Третьего? Пятого? Шестого?

-Если Сева уйдет домой, сколько останется мальчиков?

-Если Толя и Коля уйдут домой, сколько останется мальчиков?

-Если к этим мальчикам подойдет их друг Петя, сколько будет мальчиков

тогда?

26.

Игра «Не зевай – отвечай!»

1. Может ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Почему?

2. Может ли трамвай объехать девочку, стоящую на рельсах?

3. Удержатся ли 2 шарика, если их поставить друг на друга?

4. Будет кубик катиться? Почему?

5. Может велосипед обогнать автомобиль? Почему?

6. Если по телевизору показывают футбол — может мяч вылететь и ударить

мальчика?

7. У тебя маленькая сумка и большой мешок, и то и другое с картошкой. Что

легче нести?

8. Кого в лесу трудно увидеть? А кого легко?

9. Кого легко заметить на снегу, а кого трудно?

10. По комнате бегал черный котёнок и попал в банку с мукой. Вдруг в

комнате появился белый котёнок. Откуда он взялся?

11.Мама выглянула в окно и говорит: «На улице сильный ветер!» («Ночью

был дождь».) Как она догадалась?

12.Может поезд метро столкнуться с автобусом?

13.По глубокому снегу проще идти пешком или на лыжах?

14.Что случится, если мальчик залезет в ванну, полную воды?

15.Летом можно кататься на лыжах? Почему?

16.На зиму заяц меняет свою шубку с серой на белую. Почему?

17.Чем столб отличается от дерева?

18.Почему льдины в реке не стоят на месте весной?

49

19.Папа купил сыну мороженое, положил его в карман курточки и забыл.

Когда через час папа вспомнил о мороженом, его в кармане не оказалось.

Куда оно делось?

20.Папа поднимает тяжёлую гирю, а мальчик не может. Почему?

21.Если человек прыгнет с самолёта, он разобьется. А как же парашютисты?

22.Если с крыши дома бросить платок и камень, что быстрее упадёт на

землю?

23.Для чего зимой надевают шубы?

24.Если шубу положить на снег, снег под ней растает?

50



В раздел образования