Автор: Резничук Алена Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Нефтеюганск, ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия "Семейный бюджет" для детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия
для детей подготовительной
к школе группы
«Семейный бюджет »
Подготовила:
Воспитатель МБОУ «СОШ № 5 «Многопрофильная»
Резничук Алена Вячеславовна
Цель: создать условия для ознакомления детей с финансовым понятием
«семейный бюджет».
Задачи:
- познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета:
пенсия, зарплата;
- дать представление о рекламе;
- пробуждать здоровый интерес к деньгам;
- формировать основы финансовой грамотности;
- развивать наблюдательность, пополнять активный словарный запас детей за
счет следующих слов: деньги, семейный бюджет, реклама, пенсия, зарплата,
рубли.
- воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги, а
так же бережное отношение к природе, желание экономно относиться к
природным ресурсам и охранять окружающую среду.
Материал: магнитофон с записью смс сообщения, предметные картинки
карточки – схемы, с изображением товаров и магазинов, атрибуты к
подвижным играм, муляжи фруктов, видеокамера, модули, денежное дерево,
мольберты, атрибутика сказочного леса, копилка, поощрительные призы для
детей.
Предварительная работа:
- дети знакомились с живой и неживой природой, учились правильно с ней
взаимодействовать;
- в игровой деятельности использовались сюжетно – дидактические игры
«Маленькие покупки», «Магазин», «Реклама»;
- рассматривали модель семейного бюджета;
- использовали дидактические игры «Вкусно и полезно», «Бюджет моей
семьи», «Товарный склад».
- проводились беседы на данную тему.
Ход:
Дети сидят на коврике, под музыкальное сопровождение заходит Гном.
Гном: Здравствуйте ребята, сегодня я хочу вам рассказать про очень
интересную, необычную семью. Хотите послушать?
Дети: Да! Очень хотим!
Гном: Жил был в лесу Гном по прозвищу Эконом. Его так прозвали, потому
что он, очень много работал, копил, экономил лесные денежки. На
заработанные и сэкономленные деньги он построил в лесу свой магазин и
стал там работать и зарабатывать. С ним вместе живет его жена, Гномела, она
работает врачом, лечит гномов и за свой труд они получают…….Эх, забыл,
как это называется. Вот ваши родители тоже ходят каждый день на работу и
получают там…
Дети: Зарплату.
Гном: Правильно, а еще с ними живут Гном - дедушка и Гномела - бабушка.
Они уже старенькие и не работают, но тоже что-то получают…
Дети: Пенсию!
Воспитатель: Правильно, какие вы молодцы! Пенсия это деньги, которые
платят пожилым людям, проработавшим много лет. А вот все деньги,
которые заработали Гном - Эконом, его жена Гномела, дедушка - Гном и
бабушка - Гномела, называется семейный бюджет. Давайте все вместе
скажем……. (дети смотрят на модель семейного бюджета,
представленного на мольберте) и произносят хором фразу: семейный
бюджет.)
Воспитатель: дети, давайте расскажем нашему гостю как мы, которые не
работаем, а посещаем детский сад, можем помочь родителям экономить
семейный бюджет? (заработанные родителями деньги)
Дети: нужно беречь одежду, обувь, игрушки, мебель….
Гном: Какие вы молодцы так много знаете об экономии семейного бюджета.
Я непременно должен о вас рассказать своему другу Гному – Эконому. До
свидания!
Звучит риалтон смс
Воспитатель: Ребята, это пришла смс от феи сказочного леса, которая
защищает и оберегает лес и его жителей. Она приглашает нас к себе в гости.
Там нужна помощь Гному - Эконому, который предлагает нам поработать
помощниками в его магазине. А за то, что мы будем его помощниками, он
нам за каждое правильно выполненное задание тоже заплатит, как вы
думаете, что?
Дети: Зарплату.
Воспитатель: Молодцы! Я приглашаю вас в путешествие. Все задания Гном
- Эконом будет присылать по смс. Ну что, готовы к путешествию?
Дети: Да!
Воспитатель: Ой, кто-то в нашей группе разбросал листья, давайте
посмотрим куда они нас приведут (звучит музыка, дети идут по листочкам
и попадают на поляну). Посмотрите, в какой необычный лес мы с вами
попали, как вы думаете какое в этом лесу время года и почему?
Дети: Осень.
Воспитатель: Правильно. А почему именно осень, Маша?
Маша: Потому что на деревьях висят желтые листья.
Воспитатель: А ты как думаешь, Коля?
Коля: и на земле лежат желтые листочки, которые опадают с деревьев.
Воспитатель: Умницы! Верно ответили. В осеннем лесу так красиво, свежо,
давайте послушаем звуки леса (дети слушают магнитофонную запись).
Звучит риалтон смс.
Воспитатель: Это смс от Гнома - Эконома он пишет, что рад нас
приветствовать в сказочном лесу. Просит найти необычное дерево. Ребята,
посмотрите внимательно, где же стоит это необычное дерево?
Дети находят дерево.
Воспитатель: Молодцы! А что же на нем вместо листочков?
Дети: Деньги!
Воспитатель: Правильно. Это дерево не простое, а денежное.
Если мы справимся с заданием, то мы можем снять один денежный листок.
Ребята, а вы знаете, как называются деньги, которыми мы пользуемся?
Дети: Да.
Воспитатель: И как же, Филипп?
Филипп: Это денежки.
Воспитатель: Нет, Филипп, не верно. А как считает Саша?
Саша: Это монетки.
Воспитатель: Нет, Сашенька, ты ошибся, это не монетки. Кирочка, а как ты
считаешь?
Кира: Я считаю, что это рубли.
Воспитатель: Молодец, Кирочка, совершенно верно. Давайте вместе
повторим, как называются деньги, которыми мы пользуемся.
Дети отвечают хором: Рубли.
Воспитатель: Правильно.
Звучит риалтон смс.
Воспитатель: В смс Гном – Эконом сообщает о том, что уже все продал и
торговать ему больше нечем. Давайте поможем ему. А как мы это сделаем?
Что для этого нужно, Света?
Света: Нужно посадить урожай.
Воспитатель: Правильно. А как он попадет к Гному – Эконому?
Сережа: Мы его соберем и отправим к Гному – Эконому в магазин.
Воспитатель: Молодцы. Приступайте к работе.
Проводится игра «Урожай».
Воспитатель: Замечательно. Посмотрите, сколько овощей мы собрали.
Теперь лесные жители передадут их в магазин.
Звучит риалтон смс.
Воспитатель: В своем смс сообщении Гном – Эконом написал: «Спасибо
вам ребята. За свой труд вы можете снять с дерева один денежный листок».
Воспитатель: Ой, ребята, а куда же мы будем складывать заработанные
деньги?
Дети: В копилку.
Воспитатель: А еще он пишет, что овощей мы собрали и вырастили много,
боится, что не успеет их все продать, пропасть могут.
Ребята, а как вы думаете, чтобы у гнома все раскупили, что ему для этого
нужно?
Дети: Реклама.
Воспитатель: Молодцы! Давайте мы с вами прорекламируем овощи, то есть
снимем рекламный ролик, и по электронной почте отправим Гному -Эконому
(в роли оператора выступает ребенок с настоящей видеокамерой, а
остальные дети озвучивают текст «рекламы»):
1 ребенок: Свеклу надо для борща и для винегрета.
Кушай сам и угощай – лучше свеклы нету!
2 ребенок: Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А огурчик свежий ароматен, нежен.
3 ребенок: Ах, какие вкусные пирожки капустные!
Зайчики - плутишки любят кочерыжки.
Угощу ребяток кочерыжкой сладкой
4 ребенок: Про морковь рассказ не длинный: кто не знает витамина.
Пей всегда морковный сок и грызи морковку-
Будешь ты тогда дружок, крепким, сильным, ловким.
5 ребенок: Самый вкусный и приятный, уж, конечно, сок томатный.
Витаминов много в нем. Мы его охотно пьем!
Приходит смс.
Воспитатель: Спасибо ребятишки. Пока вы делали рекламу моего товара, у
меня все раскупили. Можете снять с денежного дерева еще один денежный
листок. А я на заработанные деньги куплю для всей свой семьи подарки. Они
мне нарисовали, что и где купить, только я разобраться не могу. Помогите,
пожалуйста. Рисунок находится на вашей сказочной поляне.
(на картинках изображены продукты, телевизор, игрушки, книги, дети
проводят стрелочки к нужному магазину).
Воспитатель: Замечательно. И с этим заданием вы справились.
Приходит смс.
Воспитатель: В смс написано, что за нашу помощь мы можем снять с дерева
и положить в копилку еще один денежный листок. Ребята, интересно, как вы
думаете, все ли можно купить за деньги?
Ответы детей: Нет!
Воспитатель: А что нельзя купить за деньги?
Дети: ветер, солнце, речку, облака…..
Воспитатель: Молодцы, а сейчас я вам предлагаю поиграть на этой
чудесной поляне в игру, которая так и называется «Что можно купить, а что
нельзя купить за деньги».
Дети получают карточки с обозначенными объектами и по музыкальному
сигналу занимают соответствующее место на поляне, а затем
анализируют правильность выполненного задания.
Приходит смс.
Воспитатель: В смс сообщении Гном – Эконом пишет о том, что лесные
жители ему рассказали про то, как вы дружно и весело играли, за это мы
можем снять еще один денежный листок и положить в свою копилку.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что мы должны бережно относиться, и к
тому, что можно купить и к тому чего нельзя. Вот, например, если в лесу
грибы рвать, сколько хочешь, топтать их ногами, то грибов просто не станет.
А если покупать хлеб, не относиться к нему бережно (крошить, не доедать и
выбрасывать), то никогда не станешь экономным и не сделаешь накопления,
потому что деньги на хлеб будете тратить зря. Запомните это и будьте
бережливыми ко всему, что вас окружает.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте посмотрим, сколько мы
с вами заработали денег.
А когда вы вырастите, и будете работать, получать зарплату, накопите много
денег, что вы купите? (ответы детей).
Воспитатель: Замечательно. Вот сколько мы заработали денежных
листочков. А мы можем на них что - нибудь купить в магазине?
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему вы так считаете?
Дети: Потому что они не настоящие.
Воспитатель: А что значит не настоящие. Как называются деньги, которыми
мы пользуемся?
Дети: Рубли!
Воспитатель: Поэтому я предлагаю заработанные нами денежные листочки
отправить в магазин Гному – Эконому, а он нам пришлет что-нибудь
вкусненькое из своего магазина. Но перед тем как мы с вами вернемся в
группу, давайте расскажем о наших планах на будущее:
1 ребенок: С экономикою нас
Начали знакомить.
И как деньги получать
И их же экономить.
2 ребенок: Мы доход своей семьи
Вместе подсчитали,
Знаем цену всем вещам
Что нам покупали!
3 ребенок: Будем знания получать,
Денежки накопим,
И вам, детские сады,
В будущем построим!
В конце занятия дети получают призы и угощение от Гнома - Эконома.