Автор: Ананченко Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Тополёк"
Населённый пункт: Саратовская область,р.п. Дергачи
Наименование материала: доклад
Тема: "Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
Современные подходы к организации формирования математических представлений
дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО
«От того, как заложены элементарные
математические представления
в значительной мере зависит дальнейший путь
математического развития,
успешность продвижения ребенка
в этой области знаний»
Л.А. Венгер
Одна
из
важнейших
задач воспитания
ребенка
дошкольного
возраста–
это
развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые
позволяют легко осваивать новое.
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а
ведь
развитие
познавательной
активности
и
является
одной
из
задач
умственного
воспитания) чрезвычайно
важна
и
актуальна.
Так
важно
учить
мыслить
творчески,
нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.
Познавательное
развитие
(ФЭМП) оттачивает ум ребенка, развивает гибкость
мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей
дошкольного
возраста
являются:
свойства
и
отношения
объектов
окружающего
мира
(форма, цвет, размер, материал, звучание, ритме, темп, количество, числа, части и целое,
пространство и время, движение и покой, причина и следствие).
В нашем детском саду воспитатели выстраивают образовательную деятельность
так, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался. Предлагают детям задания
математического содержания, учитывая их индивидуальные способности.
Овладение
математическими
представлениями
будет
эффективным
и
результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что
они
только
играют.
Не
заметно
для
себя
в
процессе
игровых
действий
с
игровым
материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.
Используя интегрированный подход во всех видах деятельности педагоги каждой
группы имеют занимательный материал, а именно картотеку с подборкой математических
загадок,
весёлых
стихотворений,
математических пословиц
и
поговорок,
считалок,
логических задач, задач-шуток, математических сказок. Проводя с детьми упражнения
(игры)
на
развитие
внимания,
памяти,
воображения,
эти
материалы
стимулируют
проявления
детьми
познавательного
интереса.
Естественно,
что
успех
может
быть
обеспечен
при
условии
личностно- ориентированного
взаимодействия
ребёнка
со
взрослым и другими детьми.
Головоломки
используем
при
закреплении
представлений
о
геометрических
фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи – шутки уместны в ходе обучения решению
арифметических
задач,
действий
над
числами,
при
формировании
представлений
о
времени. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических
упражнений.
Ребёнку
интересна
конечная
цель:
сложить,
найти
нужную
фигуру,
преобразовать.
Особое
внимание
уделяется
насыщенно сти
среды
– образовательное
пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе
техническими). Ведь правильно
организованная
предметно-пространственная
среда
позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности,
научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать
чувства и поступки, аргументировать свои выводы.
Так, в детском саду были приобретены различные современные развивающие
игры:
конструкторы
–
сюжетный
конструктор
«Семья
-
Самоделкин»,
«Ферма»,
логические пирамидки «Цветные столбики», "Учимся считать" с цифрами, логическое
домино, лабиринты, счетный материал «Геометрические фигуры», дидактические игры
«Веселые фигурки», ведро «Цветочек», настольно-развивающая игра «Часики», «Сколько
не хватает», «Веселая логика», «Уникуб».
Деревянные
конструкторы
—
это
удобный
дидактический
материал.
Разноцветные
детали
помогают
ребенку
не
только
выучить
называния
цветов
и
геометрических плоских и объёмных фигур, но и понятия «больше-меньше», «выше-
ниже», «шире-уже».
Д е т и раннего
возраста работая
с
логической
пирамидкой
манипулируют
составляющими и сравнивают их по размеру методом сравнения. Складывая пирамидку,
ребенок
не
только
видит
детали,
но
и
ощущает
их
руками,
используем
LEGO
-
конструкторы. Применение
ЛЕГО-кирпичиков
да
ѐ
т
положительные
результаты
при
усвоении материала по математике. Использование ЛЕГО позволяет:
- показать как образуются числа, сравнивать их;
- знакомить детей с арифметическими действиями и способствует формированию
вычислительных навыков;
- познакомить с составом числа и закреплять его;
- формировать и развивать умение составлять и решать задачи;
-
показать
как
образуются
числа
второго
десятка,
раскрыть
особенности
их
названий и порядок следования при счете;
- развивать логику и мышление;
- развивать познавательные процессы и коммуникативные навыки;
- развивать мелкую моторику рук, ориентирование в пространстве и на плоскости;
- воспитывать аккуратность и четкость в работе.
Приведу
некоторые
примеры
использования
ЛЕГО:
Для
раз вит ия
пространственного ориентирования, памяти, внимания можно использовать такое задание:
- Ребята, слушаем внимательно мои команды и четко их выполняем. Положите перед
собой плату вертикально. Слушаем команды. - Из верхнего правого угла по горизонтали
влево положите 2 кирпичика. - От последнего кирпичика -2 кирпичика вниз по вертикали.
- 1 кирпичик вправо по горизонтали от последнего. - 2 кирпичика вниз по вертикали. -
Положите 1 кирпичик влево по горизонтали. - Какую фигуру вы получили? (цифр 5)
При
проведении
устного
сч
ѐ
та
удобно
использовать
цветовую
гамму
ЛЕГО-
кирпичиков.
При решении задач ЛЕГО – кирпичики помогают понять условие задачи, выбрать
правильно арифметическое действие, при вычислении и для проверки решения.
Так же используем в своей работе круги Луллия, которые представляют собой
несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части
стержня
устанавливается
стрелка.
Круги
подвижны.
Все
они
разделены
на
восемь
секторов.
При
свободном
вращении
кругов
под
стрелкой
оказывается определенный
сектор. Для работы с детьми мы используем не более трех кругов разного диаметра с
количеством секторов от 4 до 8. Круги Луллия могут использоваться и в репродуктивной
деятельности по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике.
Задачи:
• Развитие логического мышления
• Развитие сенсорных способностей
• Тренировать наглядно-образное мышление
• Развивать представление о множестве
• Тренировать в счёте, решение примеров
• Закреплять знания о значении цифр и чисел, различать их
• Формировать представления о математических понятиях
• Знакомство с цифрой, цветом, размером
• Развивать самостоятельность, инициативу
,
настойчивость в достижении цели.
Играют два игрока. Один игрок на первом и втором круге выставляет пример,
второй игрок решает его, находит ответ на третьем круге и соединяет сектора.
Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные
венгерским психологом и математиком Дьенешем.
Дидактический
набор
«Логические
блоки»
состоит
из
48
объемных
геометрических
фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая
фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой размером и толщиной. В
наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.
В
процессе
разнообразных
действий
с
логическими
блоками
(разбиение,
выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различ-
ными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки,
так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения
анализа,
абстрагирования,
сравнения,
классификации,
обобщения,
кодирования-
декодирования,
а
также
логические
операции
«не»,
«и»,
«или».
В
специально
разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные
навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С
помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Используем в работе палочки Кюизенера, которые дают положительный результат.
-Дети усваивают эталоны цвета;
-Усваивают отношения по длине, высоте, массе, объёму;
-Совершенствуются навыки количественного и порядкового счета, прямого и обратного
счета;
-Свободно ориентируются по числовому ряду;
-Называют предыдущее и последующее число, сравнивают числа, знакомятся с составом
числа первого десятка;
- Складывают и вычитают числа в пределах первого десятка;
- Решают простые задачи на сложение и вычитание, логические задачи;
-Совершенствуют представления о геометрических фигурах;
- Успешно моделируют, конструируют, группируют по цвету и величине;
-Повышается уровень знаний в области счёта;
-Появляется интерес к новым дидактическим играм, к математике.
Дидактические игры с использованием палочек Кюизенера:
1.«Цветные
коврики».
Цель:
Углублять
знания
детей
о
составе
числа
из
двух
меньших чисел.
2. «Играем с цветом». Цель: Развивать умение комбинировать цвет в рисунке.
3. «Измерение с помощью палочки-мерки». Цель: Учить детей измерять объекты.
Ознакомить с условными мерками. Закреплять состав числа. Умение считать.
4. «Дополни». Цель: учить сравнивать рядом стоящие числа.
5. «Подбери цифру». Цель: умение соотносить количество предметов с цифрой.
6. «Цветные числа». Цель: закрепить счет в пределах 10.
7. «По порядку становись». Цель: упражнять в прямом и обратном счете. Развивать
умение находить место числу в числовом ряде.
8. «Кто где живет». Цель: умение выявлять наличие нескольких признаков цвета и
величины.
9. «Составь число». Цель: знакомить детей с составом числа из единиц и двух
меньших чисел.
10. «Больше - меньше». Цель: приучать употреблять в речи не цвет палочки, а
число, которое оно обозначает.
11. «Найди дом для палочки». Цель: совершенствовать умение детей соотносить
цветные числа с цифрами.
12. «Конструирование цифр». Цель: развивать умение изображать цифру разными
способами.
Не
менее
важным
условием
формирования
элементарных
математических
представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей.
С семьями проводится
как
общая,
так
и
индивидуальная работа.
Родители
нуждаются
в
пополнении
педагогических
знаний,
в
знакомстве
с
современными
подходами
к математическому
развитию
детей,
в
рекомендациях
к
использованию
литературы.
В
детском
саду
используем
такие
формы
работы
с
семьей:
консультации,
оформление папок – передвижек, проведение математических развлечений.
Педагогами разработаны брошюры с заданиями по логическим блокам Дьенеша,
п а л о ч к а м
К ю и з е н е р а ;
б у к л е т ы
« М а т е м а т и ч е с к и е игры с ребенком дома»,
«Математика для развития Вашего ребенка» и другие для закрепления математических
представлений с детьми дома.
Именно
при
приобретении
математических
представлений,
ребенок
получает
достаточно чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и
отношениях
между
ними,
овладевает
приемами
и
способами
познания,
применяет
сформированные в ходе обучения представления на практике. Это создает предпосылки