Напоминание

"Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО"


Автор: Ананченко Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Тополёк"
Населённый пункт: Саратовская область,р.п. Дергачи
Наименование материала: доклад
Тема: "Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Современные подходы к организации формирования математических представлений

дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО

«От того, как заложены элементарные

математические представления

в значительной мере зависит дальнейший путь

математического развития,

успешность продвижения ребенка

в этой области знаний»

Л.А. Венгер

Одна

из

важнейших

задач воспитания

ребенка

дошкольного

возраста

это

развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые

позволяют легко осваивать новое.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а

ведь

развитие

познавательной

активности

и

является

одной

из

задач

умственного

воспитания) чрезвычайно

важна

и

актуальна.

Так

важно

учить

мыслить

творчески,

нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

Познавательное

развитие

(ФЭМП) оттачивает ум ребенка, развивает гибкость

мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей

дошкольного

возраста

являются:

свойства

и

отношения

объектов

окружающего

мира

(форма, цвет, размер, материал, звучание, ритме, темп, количество, числа, части и целое,

пространство и время, движение и покой, причина и следствие).

В нашем детском саду воспитатели выстраивают образовательную деятельность

так, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался. Предлагают детям задания

математического содержания, учитывая их индивидуальные способности.

Овладение

математическими

представлениями

будет

эффективным

и

результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что

они

только

играют.

Не

заметно

для

себя

в

процессе

игровых

действий

с

игровым

материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.

Используя интегрированный подход во всех видах деятельности педагоги каждой

группы имеют занимательный материал, а именно картотеку с подборкой математических

загадок,

весёлых

стихотворений,

математических пословиц

и

поговорок,

считалок,

логических задач, задач-шуток, математических сказок. Проводя с детьми упражнения

(игры)

на

развитие

внимания,

памяти,

воображения,

эти

материалы

стимулируют

проявления

детьми

познавательного

интереса.

Естественно,

что

успех

может

быть

обеспечен

при

условии

личностно- ориентированного

взаимодействия

ребёнка

со

взрослым и другими детьми.

Головоломки

используем

при

закреплении

представлений

о

геометрических

фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи – шутки уместны в ходе обучения решению

арифметических

задач,

действий

над

числами,

при

формировании

представлений

о

времени. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических

упражнений.

Ребёнку

интересна

конечная

цель:

сложить,

найти

нужную

фигуру,

преобразовать.

Особое

внимание

уделяется

насыщенно сти

среды

– образовательное

пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе

техническими). Ведь правильно

организованная

предметно-пространственная

среда

позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности,

научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать

чувства и поступки, аргументировать свои выводы.

Так, в детском саду были приобретены различные современные развивающие

игры:

конструкторы

сюжетный

конструктор

«Семья

-

Самоделкин»,

«Ферма»,

логические пирамидки «Цветные столбики», "Учимся считать" с цифрами, логическое

домино, лабиринты, счетный материал «Геометрические фигуры», дидактические игры

«Веселые фигурки», ведро «Цветочек», настольно-развивающая игра «Часики», «Сколько

не хватает», «Веселая логика», «Уникуб».

Деревянные

конструкторы

это

удобный

дидактический

материал.

Разноцветные

детали

помогают

ребенку

не

только

выучить

называния

цветов

и

геометрических плоских и объёмных фигур, но и понятия «больше-меньше», «выше-

ниже», «шире-уже».

Д е т и раннего

возраста работая

с

логической

пирамидкой

манипулируют

составляющими и сравнивают их по размеру методом сравнения. Складывая пирамидку,

ребенок

не

только

видит

детали,

но

и

ощущает

их

руками,

используем

LEGO

-

конструкторы. Применение

ЛЕГО-кирпичиков

да

ѐ

т

положительные

результаты

при

усвоении материала по математике. Использование ЛЕГО позволяет:

- показать как образуются числа, сравнивать их;

- знакомить детей с арифметическими действиями и способствует формированию

вычислительных навыков;

- познакомить с составом числа и закреплять его;

- формировать и развивать умение составлять и решать задачи;

-

показать

как

образуются

числа

второго

десятка,

раскрыть

особенности

их

названий и порядок следования при счете;

- развивать логику и мышление;

- развивать познавательные процессы и коммуникативные навыки;

- развивать мелкую моторику рук, ориентирование в пространстве и на плоскости;

- воспитывать аккуратность и четкость в работе.

Приведу

некоторые

примеры

использования

ЛЕГО:

Для

раз вит ия

пространственного ориентирования, памяти, внимания можно использовать такое задание:

- Ребята, слушаем внимательно мои команды и четко их выполняем. Положите перед

собой плату вертикально. Слушаем команды. - Из верхнего правого угла по горизонтали

влево положите 2 кирпичика. - От последнего кирпичика -2 кирпичика вниз по вертикали.

- 1 кирпичик вправо по горизонтали от последнего. - 2 кирпичика вниз по вертикали. -

Положите 1 кирпичик влево по горизонтали. - Какую фигуру вы получили? (цифр 5)

При

проведении

устного

сч

ѐ

та

удобно

использовать

цветовую

гамму

ЛЕГО-

кирпичиков.

При решении задач ЛЕГО – кирпичики помогают понять условие задачи, выбрать

правильно арифметическое действие, при вычислении и для проверки решения.

Так же используем в своей работе круги Луллия, которые представляют собой

несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части

стержня

устанавливается

стрелка.

Круги

подвижны.

Все

они

разделены

на

восемь

секторов.

При

свободном

вращении

кругов

под

стрелкой

оказывается определенный

сектор. Для работы с детьми мы используем не более трех кругов разного диаметра с

количеством секторов от 4 до 8. Круги Луллия могут использоваться и в репродуктивной

деятельности по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике.

Задачи:

• Развитие логического мышления

• Развитие сенсорных способностей

• Тренировать наглядно-образное мышление

• Развивать представление о множестве

• Тренировать в счёте, решение примеров

• Закреплять знания о значении цифр и чисел, различать их

• Формировать представления о математических понятиях

• Знакомство с цифрой, цветом, размером

• Развивать самостоятельность, инициативу

,

настойчивость в достижении цели.

Играют два игрока. Один игрок на первом и втором круге выставляет пример,

второй игрок решает его, находит ответ на третьем круге и соединяет сектора.

Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные

венгерским психологом и математиком Дьенешем.

Дидактический

набор

«Логические

блоки»

состоит

из

48

объемных

геометрических

фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая

фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой размером и толщиной. В

наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

В

процессе

разнообразных

действий

с

логическими

блоками

(разбиение,

выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различ-

ными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки,

так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения

анализа,

абстрагирования,

сравнения,

классификации,

обобщения,

кодирования-

декодирования,

а

также

логические

операции

«не»,

«и»,

«или».

В

специально

разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные

навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С

помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Используем в работе палочки Кюизенера, которые дают положительный результат.

-Дети усваивают эталоны цвета;

-Усваивают отношения по длине, высоте, массе, объёму;

-Совершенствуются навыки количественного и порядкового счета, прямого и обратного

счета;

-Свободно ориентируются по числовому ряду;

-Называют предыдущее и последующее число, сравнивают числа, знакомятся с составом

числа первого десятка;

- Складывают и вычитают числа в пределах первого десятка;

- Решают простые задачи на сложение и вычитание, логические задачи;

-Совершенствуют представления о геометрических фигурах;

- Успешно моделируют, конструируют, группируют по цвету и величине;

-Повышается уровень знаний в области счёта;

-Появляется интерес к новым дидактическим играм, к математике.

Дидактические игры с использованием палочек Кюизенера:

1.«Цветные

коврики».

Цель:

Углублять

знания

детей

о

составе

числа

из

двух

меньших чисел.

2. «Играем с цветом». Цель: Развивать умение комбинировать цвет в рисунке.

3. «Измерение с помощью палочки-мерки». Цель: Учить детей измерять объекты.

Ознакомить с условными мерками. Закреплять состав числа. Умение считать.

4. «Дополни». Цель: учить сравнивать рядом стоящие числа.

5. «Подбери цифру». Цель: умение соотносить количество предметов с цифрой.

6. «Цветные числа». Цель: закрепить счет в пределах 10.

7. «По порядку становись». Цель: упражнять в прямом и обратном счете. Развивать

умение находить место числу в числовом ряде.

8. «Кто где живет». Цель: умение выявлять наличие нескольких признаков цвета и

величины.

9. «Составь число». Цель: знакомить детей с составом числа из единиц и двух

меньших чисел.

10. «Больше - меньше». Цель: приучать употреблять в речи не цвет палочки, а

число, которое оно обозначает.

11. «Найди дом для палочки». Цель: совершенствовать умение детей соотносить

цветные числа с цифрами.

12. «Конструирование цифр». Цель: развивать умение изображать цифру разными

способами.

Не

менее

важным

условием

формирования

элементарных

математических

представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей.

С семьями проводится

как

общая,

так

и

индивидуальная работа.

Родители

нуждаются

в

пополнении

педагогических

знаний,

в

знакомстве

с

современными

подходами

к математическому

развитию

детей,

в

рекомендациях

к

использованию

литературы.

В

детском

саду

используем

такие

формы

работы

с

семьей:

консультации,

оформление папок – передвижек, проведение математических развлечений.

Педагогами разработаны брошюры с заданиями по логическим блокам Дьенеша,

п а л о ч к а м

К ю и з е н е р а ;

б у к л е т ы

« М а т е м а т и ч е с к и е игры с ребенком дома»,

«Математика для развития Вашего ребенка» и другие для закрепления математических

представлений с детьми дома.

Именно

при

приобретении

математических

представлений,

ребенок

получает

достаточно чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и

отношениях

между

ними,

овладевает

приемами

и

способами

познания,

применяет

сформированные в ходе обучения представления на практике. Это создает предпосылки



В раздел образования